Игры на сплочение команды 2

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
542 600x600m.jpg

Ведущий – ведомый.

Попросите участников разбиться на пары. Пусть каждая пара возьмется за руки и внимательно слушает команду ведущего. Ведущий предлагает парам осуществить простые манипуляции. Например, пройти к окну, посмотреть, что там происходит, выбрать другую пару, чтобы поздороваться за руку и т.п. После 5-7 заданий попросите участников сесть на места.

Задайте вопросы:

  • Кто из вас двоих (в каждой паре) был ведущим, а кто ведомым?
  • Почему вы взяли на себя именно эту роль?
  • Был ли это ваш выбор или только выбор партнера?
  • Как вы себя чувствовали в течение упражнения?
  • Может быть роли менялись? Что происходило в каждой паре?
  • Как вы поступаете в жизни: кто вы чаще ведущий или ведомый?
  • Кто нас ведет? Что определяет нашу судьбу? Мы сами или кто-то другой?

Эти и подобные вопросы помогут вам более полно раскрыть темы, связанные с жизненным самоопределением.


Яблоко.

Цели:

  • дать навык видеть за внешним сходством более тонкие различия
  • сделать глубокие выводы о стереотипах восприятия
  • дать понимание об индивидуальности и неповторимости каждого

Материалы:

  • по яблоку на каждого члена группы
  • поднос для яблок

Процесс проведения:

  1. Раздайте каждому по яблоку. (Есть и надкусывать нельзя!!!)
  2. Поговорите о сходствах яблок(розданы одинаковые предметы).
  3. Попросите поменяться яблоками с другими(один раз).
  4. Скажите делегатам, что то яблоко, которое сейчас находится у них в руках, является их собственным совершенно особенным, необыкновенным яблоком. Их задача состоит в том, чтобы найти по крайней мере 5 черт своего яблока, отличающих его от всех других, запомнить их и сформулировать. Дайте на это 3 минуты. ("Внимательно посмотрите на яблоко, запомните, чем оно особенно для вас. Вы можете придумать любые ассоциации, образы и сравнения для выделения вашего яблока, его узоров, длины черенка, цвета, формы и т. д. среди всех остальных".)
  5. После того, как ребята достаточно познакомились со своими яблоками, попросите вернуть яблоки на поднос.
  6. Перемешайте их и попросите каждого найти на подносе свое яблоко.

Когда у каждого в руках будет свое яблоко, сделайте заключение по обучающему циклу, которое станет переходом к разговору по теме. Используйте все детали, которые, вы заметили, происходили в группе.

О закрытии:

Начните с обмена впечатлениями, в течение которого каждый расскажет о чертах, найденных в начале упражнения и свойственных только его яблоку. (Чем особенно, необычно ваше яблоко? Что вам больше всего нравится в нем?)

После того, как делегаты достаточно поделились ощущениями, обратите внимание на то, почему важно было найти именно свое яблоко. (Или кому-то захотелось взять чужое?) Можно попросить ребят вспомнить момент в начале упражнения, когда они обменялись яблоками. (Легко ли было это сделать? Если бы я попросил(а) отдать свое яблоко сейчас, насколько труднее вам было бы это сделать?)

Когда вы достаточно поговорили о процессе упражнения, можете попросить делегатов провести параллели с жизнью: подумать о том, чем особенно нам бывают дороги люди, насколько мы умеем за кажущимся сходством видеть действительные различия, как часто обращаем внимание на индивидуальные черты, умеем ли ценить неповторимость друг друга и т.д.

После обсуждения жизненных ситуаций и проблем подведите итоги и поговорите о том, какие новые выводы были сделаны в течение упражнения и его закрытия. А также, что мы будем делать в будущем по-новому в соответствии с полученным опытом.


Телефонограмма.

Материалы: 2 листа бумаги, 2 планшета, 2 ручки/карандаша.

Участники делятся на две группы. Игротехник говорит о том, что все участники представляют собой телеграфную сеть. Сейчас по сети нужно будет переслать сообщение. Задача каждой команды переслать ее как можно точнее. информацию следует передавать очень тихо на ухо сидящему рядом игроку.

Игротехник подбирает труднопроизносимый текст или скороговорку и сообщает ее на ухо первому в каждой команде. по сигналу ведущего первые начинают передавать информацию вторым и т.д. последний, получив “телефонограмму” записывает ее на листочке и по сигналу Игротехника зачитывает вслух.

Выигрывает та команда, которая наиболее точно передаст информацию. Попросите участников поблагодарить друг друга аплодисментами.

Текст:

Мадам Муслима, одетая в муслин, шлет сообщение с фермы “Апельсин”, что променяла Прасковья карася на три пары чистокровных поросят.

Обсудите, насколько важно в жизни умение слушать и грамотно передавать информацию.


Будешь! - Не буду!

Игротехник говорит о том, что необходимо постоянно избавляться от комплексов, которые бывают присущи каждому.

Участники работают в парах. Один ложится на спину изображая ребенка. Другой, “Родитель”, становится над ним и грозя указательным пальцем, громко говорит: “Не будешь!”. “Ребенок” отвечает громко: “Буду!”. Через две минуты участники меняются местами. Поделитесь своими ощущениями.

Сделайте полезные выводы о том, как на человеческую жизнь в целом и отдельные решения влияет занятие позиций ребенка или взрослого.


Ребенок - взрослый

Участники по парам говорят друг другу любые фразы с позиции родителя. Надо попытаться ответить с позиции взрослого.


Темпераментный концерт

Игротехник создает группы (условно) по темпераментам - холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики. Дает очень краткую характеристику каждому темпераменту. Предлагает в рамках заданного темперамента подготовить по 3 номера художественной самодеятельности.


Портрет

Раздайте ребятам фотографию одного и того же человека. Разделите их на пары и раздайте карточки:

«Пожалуйста, во время обсуждения не раскрывайте вашим оппонентам эту информацию. Человек, которого вы видите дважды судим: в первый раз за ограбление, второй раз за убийство. Сейчас безработный. Будьте добры, опишите эмоциональный отклик, который возникает у вас при взгляде на портрет».

«Пожалуйста, во время обсуждения не раскрывайте вашим оппонентам эту информацию. Человек, которого вы видите, профессор философии Московского Государственного Университета. Будьте добры, опишите эмоциональный отклик, который возникает у вас при взгляде на портрет».

Обсудите, как установка влияет на эмоциональное восприятие другого человека.


Отработка трехтактной схемы слушания.

Разделитесь на две группы. Одна группа сторонники, например, сухого закона.. Вторая группа его противники. Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Тот из членов команды, чей подходит черед говорить, должен слушать предшествующего человека, реагировать “угу”, а после высказывания аргументов задать уточняющие вопросы, перефразировать ответ и резюмировать сказанное. Аргументы в пользу позиции своей команды разрешается высказывать лишь после того, как говорящий до него подтвердит, что его поняли правильно.

Для сравнения перед началом обсуждения можно спровоцировать участников на спор, а затем сравнить, каково различие между цивилизованной дискуссией и просто спором.


Телеграф пантомимой.

Цель игры: привлечь внимание участников к невербальным средствам общения. Ход игры: участники игры делятся на две команды, выстраивающиеся шеренгой друг против друга. Ведущий подходит к одной из команд и шепчет каждому из ее участников какое-либо существительное. Последние по очереди изображают эти понятия с помощью мимики и жестов. Задача визави – отгадать слово. Затем команды меняются местами.


Реаниматор – замороженный.

«Разбейтесь, пожалуйста, на пары. В каждой паре распределите роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо – с каменным лицом и пустым взглядом.

Задача «реаниматора» расшевелить замороженного, оживить его. Все, чем располагает «реаниматор» – взгляд, мимика, жесты. Нельзя ни прикасаться к замороженному, ни разговаривать с ним». Для ведущего: признаком успешной работы «реаниматора» можно считать любые проявления «замороженного» - смех, слова, улыбку и т.д.

Обсудите, как можно влиять на состояние собеседника невербальными средствами.


Выбор места.

Цель игры: помочь участникам осознать, как важно для эффективного общения выбрать для себя место, откуда оптимальнее говорить.

Ход игры: Вся группа разбивается на пары и выполняет несколько заданий.

  1. встаньте спина к спине и постарайтесь вести оживленный разговор о чем-то важном для вас в течение 1 –2 минут; оборачиваться, разумеется, нельзя. Затем обменяйтесь впечатлениями;
  2. один из вас садиться на стул, другой продолжает стоять. Вновь начинается диалог, в течение 1 –2 минут говорите о своих проблемах. Затем поменяйтесь позами и продолжайте диалог;
  3. установите зрительный контакт, пообщайтесь без слов в течение 1 – 2 минут, последовательно меняя позу и расстояние между собой;
  4. один из пары садится за учительский стол, другой – за парту. Пообщайтесь 2 – 3 минуты.

После работы каждой пары идет обмен впечатлениями.


Доверительная прогулка.

“Разбейтесь на пары, выбирая в партнеры наименее знакомого человека. В каждой паре один из партнеров начинает упражнение как ведущий, а второй как ведомый с завязанными глазами. Чрез 10 - 15 минут поменяйтесь ролями. Упражнение выполняется невербально.

Если вы ведущий, вам нужно взять партнера за руку, или под локоть, или обнять его за талию и повести для сенсорного исследования пространства. Молча направляйте партнера так, чтобы он мог ощущать, какие вас окружают предметы, звуки, запахи. Давайте ему возможность прикоснуться к интересным предметам, к людям, также ходящим с закрытыми глазами.

В качестве ведомого обращайте внимание на свои ощущения”. В конце упражнения попросите участников поделиться ощущениями, тем, насколько высоко было чувство доверия в парах.

Обсудите вопрос доверия в более широких масштабах; попросите привести примеры из собственной жизни и сформулировать опыт, полученный в течение упражнения.


«Поделитесь тем, что имеете!»

Вы можете прочитать отрывок из книги Наполеона Хила “Добейтесь успеха путем позитивного мировосприятия” .

“Любой человек, кем бы он ни был, может иметь свою Величественную идею. Любой из вас может помогать другим, уделяя им хотя бы малую частицу самого себя. И для этого необязательно быть богатым и могущественным. Кем бы ни был человек, какие бы проблемы ни занимали его голову, он всегда может разбудить в себе пламенное желание помогать другим. Я расскажу вам случай одного человека, который назвал себя страшным грешником. Его имя - тайна.

Однажды этого человека попросили сделать небольшое пожертвование на нужды Клуба подростков Америки - организации, целью которой является развитие и становление личности ребенка. Однако он отказался, при этом обойдясь очень грубо с человеком, посетившим его с этой просьбой.

“Проваливайте!” - заявил он. - Мне до тошноты надоели все, кто выпрашивает у меня деньги!” Представитель Клуба уже направился к выходу, намереваясь уйти, но задержался у дверей, обернулся и дружелюбно посмотрел на сидевшего за столом мужчину. “Возможно, вы не хотите поделиться с нуждающимися. Но я хочу этого. И поделюсь с вами маленькой толикой того, что имею, - молитвой: да благословит вас Господь!” А затем он стремительно развернулся и вышел. Дело в том, что представителя Клуба подростков в тот момент словно озарило: “нет у меня ни злата, ни серебра, но что имею, дам тебе”.

Прошло несколько дней. И в дверь офиса Клуба постучался тот самый человек, что крикнул: “Проваливайте!” - и спросил: “Можно войти?” Он принес частицу того, что имел и чем мог поделиться - чек на полмиллиона долларов. И, положив чек на стол, человек сказал:

  • Даю его вам при одном условии: никто и никогда не должен узнать о том, что это сделал я.
  • Почему? – последовал вопрос.
  • Я не хочу, чтобы мое имя ассоциировалось у этих мальчиков и девочек с хорошим человеком. Ведь я не хороший. Я – плохой.

Потому и вам никогда не узнать, как его зовут. Только представитель Клуба подростков в да Тот, кто дарует жизнь всему сущему знают имя грешника, чьи деньги пошли на то, чтобы помочь мальчикам и девочкам избежать всего плохого, что сделал он сам.

Возможно, и вы как представитель Клуба подростков, не располагаете лишними деньгами, но вам по силам делиться тем, что у вас есть. и как и он вы можете стать частицей великого дела. Нередко самое ценное из того, чем располагает человек, оказывается невидимым и неосязаемым. Никто не может это отнять и делиться этим может только он сам, и никто другой. Чем больше вы делитесь, тем больше будете иметь.

Напишите список того, что вы имеете. Например, у кого-то есть чувство счастья, множество прочтенных книг, любимое домашнее животное, хорошая семья, знания по физике и т.д. Поделитесь рассказом о своих ценностях. Если бы вам предложили море драгоценностей согласились ли бы вы отдать то, что имеете?

Теперь у вас будет пятнадцать минут на то, чтобы выполнить очень необычное, но очень приятное задание. Вы можете подойти к любому участнику и поделиться с ним тем, что вы имеете. Например, ”я хочу рассказать тебе о том, как бывает красиво море в ясную погоду”. Или: “я хочу поделиться с тобой выводом, который я сделал на днях: счастье зависит от нас самих”. Поговорите о том, как в своей повседневной жизни участники будут применять опят, полученный в течение занятия, как они будут делиться своими ценностями с другими.


Заставь их аплодировать!

Встаньте в круг. Нужен один доброволец. Попросите его покинуть комнату на 1 минуту. Предупредите группу: «Что бы он (доброволец) ни делал, повторяйте все его движения». А добровольцу дайте такую установку: «Ты должен во что бы то ни стало заставить этих людей тебе зааплодировать. Пока ты этого не сделаешь, задание не может считаться выполненным».

Проведите интересное обсуждение. Такое упражнение может послужить вступлением ко многим темам. Когда участник догадается, что нужно зааплодировать самому, и все захлопают ему, поблагодарите его за смелость и за участие, а затем сделайте более глубокие выводы из этого шуточного упражнения. Например, «пока вы сами себе не зааплодируете, никто не станет этого делать».


Сиамские близнецы

Материалы: протокол, бечевка 60 см. и 1 м., бумага упаковочная (газета) , апельсин.

Приглашаются несколько пар участников. Участники первой пары становятся боком друг к другу. Им связывают руки (допустим, левую к правой). Свободными руками они должны упаковать апельсин в аккуратный сверток; красиво обвязать его бечевкой и завязывают на бантик. Эксперты оценивают работу и выставляют баллы. Сверток распаковывается, пары развязываются и вся процедура проделывается со следующей парой.

Обсудите сложности и преимущества работы в паре. Что важно для успешного взаимодействия?


Перевоплощения

Участники получают задание перевоплотиться в какую-либо вещь (например, игротехник предлагает послушать тишину и среагировать на сигнал, “поданный Окружающим Миром”). Участники погружаются в мир этой вещи, пытаются ощутить ее характер. От лица этой вещи рассказывают о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, ее прошлом и будущем.


Цвет и фигуры

Участники делятся на пары и садятся спина к спине. Под музыку игротехник предлагает ощутить друг друга: спину, тепло, биение сердец, ритм дыхания. дает на это 2-3 мин.

Затем, предлагает задумать цвет (один на двоих) и геометрическую фигуру (3-4 мин.). Предлагает обсудить в парах, кто видел какой цвет и фигуру. просит сообщить те пары, у которых совпали цвет или фигур (либо то и другое). Участники могут поделиться, что они ощущали, что видели, как пытались достичь единения.


Интонация

Игротехник предлагает участникам по кругу говорить слово “Да” с различной интонацией и мимикой, в соответствии с его инструкцией:

  • вы сердиты
  • удивляетесь
  • заигрываете
  • в ярости
  • задумались
  • вы поэт
  • злобно
  • кратко
  • трагически
  • патетически
  • восхищенно
  • заикаясь
  • рассеяно
  • удивленно
  • вызывающе
  • разочаровано
  • как шелест листвы
  • рыдая
  • влюблено
  • застенчиво
  • у вас насморк


Индейский вождь.

Участники встают в круг. Назначается один водящий, а один участник выходит из комнаты, пока выбирают водящего – тайного вождя. Тайный вождь задает движение, и все вместе его повторяют. Задача выбранного человека – угадать, кто тайный вождь. Задача тайного вождя – продержаться как можно дольше незамеченным, а всей группы его не выдать. Лучше всего выполнять упражнение под музыку.


Я хочу рассказать о человеке…

Каждый представляет другого человека, которого хорошо знает, не называя его имени. Остальные должны угадать, о ком идет речь.


Посмотри на себя глазами того, кто тебя любит.

Цель: Активизация у участников уверенности в себе, позитивного отношения к своей личности, достижение внутренней гармонии, преодоление депрессии.

Процедура проведения:

Психолог обращается к группе: “Определите для себя человека, который вас любит или когда-то любил. В своем внутреннем воображении как можно более отчетливо представьте этого человека, его внешний облик и характер. Представили? А теперь постарайтесь сменить свою позицию наблюдения. Вы к бы входите в этого человека, становитесь им.

Входя в этого человека, вы приобретаете способность видеть себя со стороны, его любящими глазами. Вы обнаруживаете в себе качества, о которых вы и не подозревали или даже которые считали недостатками. Вы находите, что заслуживаете любви, вами можно восхищаться.

Сохраняя такое положительное видение себя, возвращайтесь в исходную позицию, становитесь самим собой. Помните о человеке, который вас любит и сохраните такое же положительное отношение к самому себе”.


«Да – нет».

Цель: повышение общего тонуса группы. Ход игры: всех участников нужно разделить на две разные подгруппы; эти две подгруппы встают друг напротив друга. По команде ведущего одна подгруппа хором выкрикивает слова «Да!», другая отвечает ей «Нет!». Участники все громче и громче произносят слова, как бы стараясь убедить оппонентов в своей «правоте». Выигрывают те, кому удалось быстро сплотиться, более консолидировано и громко произнести свое слово.


«Да – нет “2”».

Данное упражнение может быть проведено и в иной форме. Группа садиться в круг. Каждому участнику предлагается закрыть глаза и погрузиться в свое актуальное состояние. Когда участники почувствовали свое настроение, им предлагается определить, какое слово соответствует им в данный момент – «да» или «нет». Затем участники группы встают, начинают свободное движение внутри круга и каждый раз, встречая того или иного участника, произносить свое слово. Если встречный будет отвечать таким же словом (например, встретились два «да» или два «нет»), то они обмениваются понимающими взглядами. Если же встречающийся на пути участник группы произносит другое слово, возникает своеобразный поединок или спор. Один настойчиво говорит «Да!», а другой с ним не соглашается: «Нет!». Через несколько минут предлагается поменять слова: те, которые говорили «Да!», будут говорить «Нет!» и наоборот.


Я в тебе уверен.

Объединитесь в пары. Сядьте друг против друга. Посидите некоторое время молча, просто глядя в глаза. Это трудно, не совсем привычно, но ведь вы уже знакомы. Теперь по очереди высказывайтесь, каждый раз начиная фразу следующими словами: «Я уверен, что ты…» Например: «Я уверен, что ты поможешь мне, если это будет нужно…». Вы говорите по одной фразе, предавая слово друг другу.


День рождения

Дети по очереди играют роль именинника. Именинник становится на стул, остальные по очереди подходят к нему, берут за руки (важен физический контакт), поздравляют с днем рождения и желают что-то в подарок. Взрослому также необходимо участвовать вместе с детьми в игре. Взрослый показывает пример, как необходимо поздравлять, если дети маленькие, следит, чтобы именинник не свалился со стула (или другого, возвышающего его предмета).


Фраза по кругу

Группа - в полукруге. Ведущий предлагает участникам фразу, смысл которой может меняться в зависимости от контекста. Каждый должен обратиться к соседу с этой фразой, наполнив ее определенной смысловой нагрузкой. Контекст фразы должен быть ясен по интонации, с которой она произнесена. Партнер должен "принять" фразу" и каким-то образом на нее отреагировать. Это упражнение на контакт, на умение говорить и слушать. Варианты упражнения: 1) Та же ситуация. Отличие только в том, что участник, к которому обратились, должен ответить. 2) Между первым и вторым участниками завязывается разговор из шести фраз (по три фразы от каждого). Каждый диалог начинается с фразы ведущего (так называемой исходной фразы). После окончания разговора с первым участником, т.е. после произнесения шестой фразы, второй обращается с исходной фразой к третьему. 3) Ситуация аналогична варианту 2), однако каждый новый диалог начинается не с исходной фразы, а с последней (шестой) фразы предыдущего. 4) Каждый участник произносит фразу с определенной интонацией, сопровождая ее соответствующим жестом.


Прислушивание

Группа рассаживается в полукруг. Ведущий предлагает участникам расслабиться, прислушаться к тому, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе), к тому, что делается в полукруге, в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице. На каждое прислушивание дается по 2-3 минуты. После этого полезно обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущениям, к тому, что окружает человека извне. Прислушивание к своим ощущениям занимает важное место во всем тренинге.

Приглядывание – 1

Группа - в полукруге. Ведущий предлагает участникам приглядеться к какому-нибудь предмету однотонного цвета и разложить этот цвет до цветов спектра (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового). Например: "Какие цвета "собраны" в паркете?". Обсуждение ведется непосредственно во время приглядывания.


Приглядывание – 2

Группа - в полукруге. Ведущий предлагает участникам внимательно присмотреться к любому человеку, сидящему в полукруге, однако так, чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается. Потом участники по очереди описывают партнеров так, чтобы остальные поняли, кого описывают. Запрещается описывать яркие цветные пятна одежды, упоминать о наличии усов, очков, бороды и пр. Вариант: описать особенности движений выбранного другого.


Бег ассоциаций.

Чтобы приступить к обсуждению какой-либо темы, предложите участникам перед началом занятия поиграть в такую игру. Вы (или кто-то другой) называете слово, а группа придумывает ассоциации. Например, «ветер» – «ласковый, теплый, холодный, пронизывающий». А затем называете слово, связанное с темой. Например, «успех», «общение», «чувство юмора» и т.д..


Передай эмоцию.

Все участники встают в колонну друг за другом. Тот, кто стоит первым загадывает какое-нибудь чувство и изображает его на лице, передавая другому участнику. Тот передает следующему и так до конца. Поделитесь, кто какую эмоцию передавал. Что загадал первый участник? Какая эмоция дошла до последнего?


Называем чувства.

Целью является обогащение словаря эмоций участников. “Давайте посмотрим, кто сможет назвать больше слов, обозначающих различные чувства. По очереди называйте слова и записывайте на лист ватмана”.

Если вам кажется, что кто-то из ребят неуверен в том, что обозначают некоторые слова, попросите кого-нибудь описать ситуации, в которых человек может испытывать это чувство. В завершение можете задать несколько вопросов: “Какое самое неприятное чувство? Какое нравится больше других? Какое из названных чувств знакомо тебе лучше всего? Какое - хуже?”


Кто больше?

В зависимости от темы занятия проведите конкурс: кто больше назовет слов по теме занятия (например, черт характера). Можно записывать идеи на плакатных листах фломастерами в каждой команде участников.

Диалектика.

Выбирается какая-либо социальная роль, например, педагог, ребенок и др. Каждый участник по кругу высказывается. Первый начинает со слов: “Педагогом быть хорошо, потому что...”, второй: “Педагогом быть плохо, потому что...” и т.д., чередуя хорошо-плохо по кругу. После упражнения группа обменивается впечатлениями: было ли что-то новое, неожиданное в высказываниях группы, было ли кому-то трудно найти хорошее - плохое.


Отгадай пару.

Все участники встают в круг. Ведущий начинает игру. Бросая мяч кому-либо из игроков нужно назвать какую-либо роль, тот, кто получил мяч называет ее пару, а потом свою роль. Например, “актер - зритель”, “врач - пациент” и т.д.


Круглый аквариум.

Внутренний круг в течение 15-20 минут ведет дискуссию на какую-либо тему. Каждый участник во внешнем круге наблюдает за поведением одного из участников и отмечает, как часто тот проявляет качества лидерства, партнерства, сотрудничества и др. (на усмотрение ведущего и в зависимости от темы).

После дискуссия внешний круг делится своими наблюдениями. Кто был лидером? Было ли поведение участников продуктивным? Проявлялась ли агрессия? Доброжелательность? Поддержка? Была ли чья-либо идея проигнорирована? Была ли проявлена критика?


Круглый аквариум - 2.

Выявление скрытого лидера. Внутреннему кругу раздаются групповые роли - лидер, звезда, козел отпущения, рядовые и т.д. Каждому предлагается выбрать ту роль, которую реже всего исполняет в жизни. Например, лидером назначается человек, который в жизни не реализует свои доминирующие качества. после этого группе предлагается поговорить на какую-то тему, лидер задает тон , и вся группа, зная, кто лидер, старается поддерживать его идеи. Задание наблюдателей - узнать кто лидер.


Я-реальное и Я-идеальное.

Пусть участники возьмут по листочку бумаги, разделенному на четыре части. В центре листа можно написать большую букву «Я». Левый верхний угол нужно заполнить суждениями, характеризующими их реальное Я, правый верхний угол листа – суждениями рассказывающими о представление участников об идеальном Я; нижнюю левую часть заполняем с точки зрения того, как я выгляжу в глазах других: «Я - глазами других» и правая нижняя часть листа – характеристика вашего потенциального Я.


Ярлыки.

Каждому участнику наклеивается на лоб липучая бумажка с надписью так, чтобы участник её не видел, а остальные могли легко прочесть. Задача участников угадать, кто они, что написано на бумажке. Надпись может быть любой: от сказочного или литературного героя до психологического типа и социальной роли.


Психологическая игра «Правила общения».

Перед вами правила общения. Но некоторые из них ложные. Если вы будете им следовать, не уйдете далеко! А если последуете истинным, станете мастером общения. Задание: найти истинные суждения и распознать ложные. Удачи!

  1. Надо помнить, что почти весь день меня оценивают окружающие.
  2. Надо быть уверенным в себе, чтобы обсуждать с друзьями свои увлечения независимо от того, интересно ли это кому-либо.
  3. Самое лучшее – сохранять достоинство даже тогда, когда силен соблазн поступить иначе.
  4. Если человек заметил ошибки в речи собеседника, почему бы его не поправить?
  5. С незнакомыми надо быть остроумным и контактным, чтобы произвести на них впечатление.
  6. Если вас знакомят с человеком и вы не расслышали его имя, то нужно попросить повторить его.
  7. Чтобы вас уважали, не позволяйте другим шутить над собой.
  8. Нужно быть настороже, а то другие начнут подшучивать над вами, выставлять посмешищем.
  9. Если собеседник остроумен, то нужно быть или на том же уровне, или постараться выйти из разговора.
  10. Всегда следует стараться соответствовать настроению компании, в которой находишься.
  11. Нужно всегда помогать своим друзьям, потому что и мне может понадобиться их помощь.
  12. Не стоит оказывать людям слишком много услуг, потому что редко кто может оценить это по достоинству.
  13. Лучше, если другие зависят от меня, чем я от других.
  14. Настоящий друг старается помогать друзьям.
  15. Надо демонстрировать свои лучшие качества, чтобы их оценили по достоинству.
  16. Если в компании пытаются рассказать старый анекдот, то нужно остановить рассказчика.
  17. Если рассказывают старый анекдот, то вежливый человек должен от души посмеяться.
  18. Если друг приглашает в гости, а вы собрались в кино, то лучше сказать, что у вас болит голова, чем называть истинную причину.
  19. Настоящий друг требует, чтобы близкие всегда поступали в его интересах.
  20. Не надо упрямо и настойчиво отстаивать свою правоту, когда слышишь противоположное мнение.

Ключ.

ДА – 6, 13, 14, 20
НЕТ – все остальные.

Обсудите с ребятами, почему то или иное правило общения верно или нет. Позвольте им высказать собственные суждения, создайте возможность для дискуссии.