Игры на риторику

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
124987884266m.jpg

Конспект статьи.

Выбрав понравившуюся вам статью, вы кратко конспектируете смысл каждой фразы, затем откладываете записи на некоторое время, чтобы забыть текст оригинала, но потом возвращаетесь к ним и по конспекту пытаетесь воспроизвести исходный текст. Это упражнение выполняется до тех пор, пока при сверке копии и оригинала совсем не обнаруживается ошибок.


Тесто.

Выберите бездарно написанную статью и попытайтесь изложить сказанное в ней в более выразительной форме. Придайте заметке новый смысл, сделайте ее привлекательной.


Поэт.

Выбрав прозаический текст, следует преобразовать его в стихотворную форму. Постоянный поиск синонимов и слов, имеющих одинаковые окончания, обогатит словарный запас. Через некоторое время по написанным стихам попытаться восстановить текст оригинала.


Слово не воробей…

Разделитесь на три группы. Каждая группа получает афоризм. Ваша задача подготовить одного человека, который лучше всего смог бы передать эмоциональное и смысловое содержание высказывания. Обсудите результаты. Поговорите о средствах выразительности.


Хор

Ведущий просит одного участника удалиться. Оставшиеся вспоминают одну -две строчки известного стихотворения и распределяют их по игрокам: каждому игроку – слово. Участника просят зайти в комнату. Он должен внимательно выслушать игроков, которые одновременно произнесут каждый свое слово из загаданного стихотворения. Повторять слова всем вместе можно два-три раза на усмотрение ведущего. Если игрок так и не может угадать загаданную строчку, он может попросить любых трех участников назвать свое слово. Если и теперь участник не угадывает, какая строчка и из какого стихотворения загаданы, он сам должен прочесть по памяти что-нибудь из поэзии или прозы.


На одну букву.

Ведущий (или любой другой участник) может предложить букву, начиная с которой все присутствующие по очереди должны называть все слова, пришедшие в голову. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово. Если каждый кон игры будет затягиваться, можно усложнить правила: предложить называть только города или только фрукты и т.п.


Фраза по кругу.

Выбирается какая-нибудь простая фраза. Например, «В саду падали яблоки». Теперь, начиная с первого игрока, произносится эта фраза всеми о очереди. Каждый участник должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивленной, безразличной и т.д.). А остальные участники должны угадать, какую эмоцию попытался выразить участник.


Любопытный.

Ведущий («любопытный») обращается ко всем поочередно с вопросами: кто? с кем? зачем? Откуда? и т.д. Играющие должны давать ему ответы с любой заданной буквы. Например, объявлено, что надо отвечать только с буквы «П»: «Кто?» – Путник. – «Когда?» – Позавчера. - «С кем?» - С попугаем. – «Откуда?» – С палубы. Тот, кто ответит на вопрос не с той буквы или замешкается, выбывает.


Шерлок Холмс.

Назовите 7 любых не связанных друг с другом слов. Например, «расческа, гриль, деревья, тень, швейцар, книга, справедливость». Попросите участников сочинить детектив, используя все эти слова.


Скороговорки.

Если вы хотите развить речь участников, устройте соревнование скороговорок. Можно дать задание на дом разучить скороговорки.

Например...

Расскажи мне про покупку. Про какую про покупку? Про покупку, про покупку, про покупочку свою.
Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой Сорок сорок в короткий срок слетелись и сели под горкой.
Променяла Прасковья карася на три пары чистокровных поросят, пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.
Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – зарапортовался.
Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.
Росла копна с подприкопеночком, с подприкопеночком росла копна.
Из-под топота копыт пыль по полю летит.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.


Выбери жест.

Каждый участник получает задание рассказать какой-нибудь веселый случай из жизни и какой-то серьезный случай. Условие такое: рассказ должен сопровождаться выразительными жестами, мимикой и пластикой. Группа наблюдает за каждым выступающим. После рассказа обсуждаются наиболее удачные индивидуальные жесты рассказчиков. У кого-то это будет движение руки, у кого-то – открытая улыбка. Можно для каждого участника подобрать лучшие жесты, которые будут наиболее эффективны в работе с аудиторией.