Игры на лыжах

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
7dhm.jpg

«Кто дальше»

Оборудование. Четыре малых мяча, лыжи у каждого игрока.

Описание. Дети выстраиваются в четыре колонны по одной линии. Впереди колонны, на расстоянии 6-8 м одна от другой, проводятся несколько линий. У каждого из стоящих первыми в колоннах в руках мяч. По сигналу учителя дети бросают свои мячи на дальность, отмечая, кто дальше всех его кинет. Бросившие мячи бегут на лыжах за ними и передают их вторым игрокам, а сами встают в конец колонны.

Выигрывает колонна, в которой окажется большее количество мячей, закинутых за самую дальнюю линию.


«На одной лыже»

Оборудование. Лыжа и пара лыжных палок у каждого участника игры.

Описание. В игре принимают участие 4-5 человек. Они идут 15-20 м на одной лыже, отталкиваясь палками.

Победителем считается тот, кто придет быстрее, не наступив ни разу свободной ногой в снег.


«Гусеница»

Оборудование. Лыжи и лыжная палка у каждого участника игры.

Описание. На площадке отмечаются линии старта и финиша. Расстояние между ними 20-25 м. Играющие делятся на группы (по 6-8 человек в каждой) и выстраиваются у линии старта в колонны по одному. У каждого игрока - по лыжной палке, свободный конец которой он протягивает следующему игроку своей команды, так что получается одна длинная цепь - гусеница.

По команде все гусеницы начинают двигаться к финишу.

Побеждает та команда, чья гусеница придет первой.


«Пустое место»

Оборудование. Лыжи без лыжных палок у каждого участника игры.

Описание. Играющие выбирают водящего. Затем они образуют круг и встают лицом к центру, заложив обе руки за спину. Водящий бежит на лыжах снаружи круга и, коснувшись рукой одного из играющих, продолжает движение на лыжах, а тот, до кого дотронулись, должен бежать в противоположную сторону. Каждый старается обежать круг и вернуться поскорее на пустое место. Не успевший занять пустое место становится водящим.

Правила.

  1. Запрещено бежать через круг.
  2. Обегая круг, нельзя дотрагиваться до игроков.


«Займи место»

Оборудование. Лыжи и лыжные палки у каждого участника игры.

Описание. Дети делятся на две равные по количеству игроков команды. Затем они, стоя на лыжах, выстраиваются в колонну по два, но каждая из колонн представляет собой отдельную команду. Играющие начинают медленно двигаться вперед, все время поддерживая равнение в парах.

По сигналу руководителя игроки первой пары быстро поворачивают в разные стороны и бегут на лыжах вдоль своих колонн (снаружи) в хвост колонны. Затем они снова поворачивают и каждый из них старается поскорее занять место за последним игроком своей команды. После первой пары, опять по сигналу руководителя, бежит вторая, за ней третья, потом четвертая и т.д. до последней пары.

За каждого игрока, прибежавшего на свое место первым, команда получает одно очко.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.


«Догонялки»

На снежной полянке проложите лыжню в виде овала, круга или в крайнем случае прямоугольника. Длина лыжни – не более 600 метров: тогда все поле игры хорошо видно. В каждом заезде одновременно участвуют четыре лыжника. Однако можно стартовать и шестерым, но прокладывают заранее только одну лыжню. Стартующие располагаются не на одной линии, а в четырех (или более) точках лыжни, на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый играющий старается развить предельную скорость и догнать того, кто идет впереди. При равных силах это непросто. Как только коснешься концом своей лыжной палки лыжи идущего впереди, он должен сойти с лыжни, выбыть из игры.

Игра заканчивается, когда останется на лыжне один самый быстрый лыжник.


«Пятнашки»

Можно играть и с палками, и без палок. Проще, конечно, без палок – меньше возможности столкнуться. Этот вариант рекомендуется самым юным лыжникам, которые настолько увлекаются, что забывают вовремя затормозить, чтобы избежать прямого столкновения. Один игрок становится «пятнашкой» по жребию. Ему надо до­гнать кого-то из своих товарищей. Игрок, которого он коснулся, останавливается, поднимает руку и громко объявляет: «Пятнашка – я!».

Запрещается «давать сдачи». Если же играют с лыжными палками, то не разрешается касаться ими друг друга. Водящему достаточно коснуться своей палкой лыжи игрока.


«Слалом на равнине»

Не только на горке можно устроить слалом. Расставьте на дистанции флажки или лыжные палки. Огибая их то слева, то справа, надо пройти дистанцию туда и обратно. Кто быстрее?


«Воротца»

На дистанции 50–100 метров в двух местах лыжные палки втыкают в снег по две, верхние их концы соединяют. Первые воротца – в 20–30 метрах от старта, еще через 15–20 метров ставят вторую арку из палок.

Двигаясь по лыжне, надо опуститься на одно колено и, продолжая отталкиваться палками, проскользнуть сквозь воротца, стоящие на пути. И до следующих воротец лыжник должен двигаться в полуприседе. Пройдя их, распрямляйся и скорее беги к финишу. Если воротца упали, надо поставить их и лишь потом продолжать бег.


«На одной лыже»

Бывают в жизни случаи, когда надо дойти до финиша на одной лыже... А мы из этого устроим забаву. Дистанция – 20 метров. Лыжа – одна, лыжных палок – две. Ногой, свободной от лыжи, наступать на снег нельзя.


«На трех ногах»

Можно устроить забег двух участников, у которых правая нога одного и левая другого связаны ремнем или шарфом. Дистанция – 50–60 метров. Такие гонки доставляют большое удо­вольствие и участникам, и зрителям.


«Выручалочки»

Особенность этой игры в том, что, как только водящий начинает настигать кого-то, любой игрок может выручить товарища, пробежав междуним и преследователем. Тем самым он «вызывает огонь на себя»: теперь преследовать будут его. Но и его могут выручить товарищи.


«Финские гонки»

Существует такой термин в спорте – «финский ход», когда лыжник, используя тяжесть тела, скользит на обеих лыжах одновременно, отталкиваясь палками, не делая дополнительных шагов. В соревнованиях ноги выше коленей можно перевязать ремнями или шарфами для гарантии, что участники не сделают ни одного шага.


«Помоги товарищу»

Во время лыжной прогулки может случиться так, что окажется необходимым помочь товарищу добраться домой. Надо быть готовым к такой ситуации. Итак, двое везут одного. Каждый берет в одну руку обе свои палки (сцепив их кольцами); ими можно отталкиваться. Свободной рукой везущие берутся за палки «потерпевшего». Его дело – лишь скользить. Можно отталкиваться и одной палкой, а вторую сцепить с палкой того, кого везешь.


«Парный спуск»

Игру проводят на некрутых склонах. На одной паре лыж скользят двое: один на лыжах стоит, другой опустился на коленки или присел на корточки впереди или сзади партнера. Если устроить соревнования таких пар, то победившей надо считать ту, которая скатится с горы быстрее, но, конечно, при условии, что «пассажир» не соскочил с лыж.


«Накаты»

Каждый лыжник делает фронтально от линии старта десять скользящих шагов. Цель – оказаться как можно дальше. После десятого, завершающего шага лыжник втыкает в снег свой флажок, который держал в руке. Победитель тот, у кого 10 шагов окажутся самыми длинными.


«Быстрые лыжники»

Игра проводится на укатанной лыжне с отрезками длиной 50–100 м. Все участники делятся на группы по 3–4 человека. Команды преодолевают дистанцию в шеренгах, держась спереди за одну или две скрепленные лыжные палки. Победителями становятся самые быстрые лыжники.


«Сороконожки»

Для игры необходимы веревки по коли­честву команд. Длина веревки должна соответствовать длине разомк­нутой в лыжном строю колонны. Игроки делятся на 2–3 команды. Держась одной рукой за веревку, вы­страиваются в колонну по одному. В голове стано­вится лыжник, у которого хороший шаг. По сигналу команды двигаются к линии финиша обязательно в ногу.

Гонка считается законченной, когда последний в колонне пересечет линию финиша. Команда, все иг­роки которой пересекли финиш первыми, побеждает. Игра повторяется 3–4 раза.


«Тревога»

Все участники игры пе­редвигаются цепочкой друг за другом. Выбранный ка­питан двигается сбоку по соседней лыжне. На груди каждого игрока – номер (может быть напи­сан мелом). По команде капитана общий строй по­кидают те лыжники, номера которых назвали. Они сле­дуют за капитаном, втыкая палки в снег в том месте, где покинули строй. Когда на лыжне останутся одни палки, подается сигнал тревоги (свисток или др.) Все участники бегут к лыжне, чтобы захватить свои палки. Капитан начинает игру без палок.

Если в игре участ­вовали 15 человек, то на лыжне 14 пар палок. Кто не успел захватить палки, становится водящим. Побеж­дает тот, кто ни разу не был водящим (первый не в счет).


ИГРЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ЛЫЖНИКОВ (6–7 ЛЕТ)

«У кого меньше шагов?»

На лыжне отмечается отрезок в 10 м. Надо пройти по прямой лыжне, а на отрезке 10 м выполнить как можно меньшее количество накатистых шагов. За лучший результат участнику начисляется 1 балл. Игра проводится 5–6 раз. Ученик, набравший большее количество баллов, становится победителем.


«Кто дальше проскользит?»

Дети строятся в шеренгу, затем по сигналу руководителя разбегаются (выполняя 5–6 шагов), с силой отталкиваются на последнем шаге и скользят на лыжах до полной остановки. Игра проводится на проложенной лыжне.


ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (8–10 ЛЕТ)

«Буксиры».

Все участники распределяются по парам примерно равных по силам партнеров. Стоящий сзади подает концы лыжных палок впереди стоящему партнеру, другие – держит сам. Длина дистанции – 70 м. На старте выстраивается любое количество пар (до 20). Гонки начинаются по сигналу руководителя. Чтобы быстрее разбежаться на старте, буксируемый делает 10–15 шагов, а дальше скользит по инерции по лыжне идущего впереди. Добежав до финиша (он обозначается флажком), игроки – первые номера в паре – передают свои палки напарникам, меняются местами и уже без сигнала возвращаются к линии старта. Побеждает команда (пара), сумевшая быстрее всех пройти маршрут.


«Гусеница».

Команды стоят в колоннах, в каждой по 8–10 человек. Первый в колонне опирается на одну палку, а вторую подает следующему за ним игроку, и тот держит ее за нижний конец. Второй игрок свою палку протягивает следующему игроку команды. Он уже не опирается на палки, обе руки его заняты. Получается длинная цепь лыжников, соединенных палками. По команде все одновременно начинают движение, стараясь, чтобы не была разорвана цепь. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой.


ИГРЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ

«День и ночь».

Играющие, разделившись на две равные команды, выстраиваются на лыжах (с палками) в две колонны по одному (промежуток между игроками в колоннах равен длине лыж) по обе стороны средней черты площадки на расстоянии 2 м от нее. Одна команда называется «День», другая – «Ночь». В 25 м от средней черты с одной стороны площадки находится «город» команды «День», с другой – команды «Ночь». «Города» ограничиваются линиями, параллельными средней черте. Руководитель в любом порядке называет команды. Названная команда поворачивается к своему «городу» и бежит за его линию. Игроки другой команды, догоняя убегающих, стараются коснуться палкой их лыж. Настигнутые останавливаются. Руководитель подсчитывает коли¬чество остановленных, после чего те присоединяются к своей команде и вновь занимают места у средней черты. После нескольких перебежек игра заканчивается.

Побеждает команда, у которой окажется меньше остановленных игроков.

Правила.

Игрок, вышедший за одну из сторон площадки, считается остановленным. За линией своего «города» салить убегающих нельзя.


«Эстафета-биатлон».

Биатлон – вид спорта, в котором сочетаются бег на лыжах и стрельба. В нашей эстафете стрельба заменяется метанием снежков в цель. На снежной площадке проводится линия старта. Впереди на расстоянии 10 м от нее устанавливают двое ворот высотой по 75 см. Расстояние между воротами – 2 м. В 10 м от каждых ворот заготавливают два снежных холмика для снежков. В 5 м за холмиками ставят вторую пару ворот высотой 1 м с подвешенным к перекладине квадратным щитом фанеры размером 30х30 см.

Две команды лыжников по 4–5 человек, рассчитавшись по порядку номеров, становятся за линией старта против своих ворот. По сигналу судьи первые номера стартуют и пробегают под первыми воротами. Достигнув холмика, они должны слепить снежок и попасть им в мишень (квадрат), затем объехать ворота с мишенью и вернуться к месту старта. Как только подбежавший лыжник пересечет линию старта, стартует следующий и т.д.

Выигрывает команда, лыжники которой скорее закончат перебежки.

Правила.

Лыжник, стоя у холмика, мечет снежки до тех пор, пока не попадет 1 раз. Только после этого он может продолжать путь. Очередной лыжник становится на старт сразу же после того, как ушел со старта предыдущий лыжник его команды.


«Собери флажки».

На склоне горы (15–20°) зигзагообразно расставляются пять пар маленьких флажков. Рядом с каждым из них ставятся флажки большого размера. Лыжники (без палок) делятся на две команды. Все нечетные номера каждой из команд становятся на верху горы, четные номера – внизу.

По сигналу первые номера обеих команд, скатываясь вниз, собирают по дороге свои маленькие флажки и передают их вторым номерам своих команд; вторые номера, быстро поднимаясь в гору, расставляют флажки на прежние места (около больших флажков); третьи номера, скатываясь, снова собирают флажки, четвертые – опять расставляют и т.д., пока все не совершат спуски или подъемы.

Побеждает команда, раньше другой выполнившая задание. При повторном проведении игры четные и нечетные номера меняются местами и ролями.


«Слалом с воротами».

На склоне горы устанавливаются две пары ворот из легких планок или лыжных палок. Расстояние между воротами – 10–15 м. Проводится соревнование между командами лыжников: нужно, спускаясь с горы, проехать под воротами, не задев их. Лыжники одной и другой команды спускаются с горы поочередно, по одному. Следующий лыжник начинает путь тогда, когда предыдущий достиг подножия горы.

Побеждает команда, большее количество игроков которой правильно выполнило задание. Лыжник, сваливший ворота, должен поставить их на место.


Многоборье на лыжах

Каждый лыжник, участвующий в многоборье, должен выполнить следующие пять заданий:

По всему склону горы поставлены вешки на расстоянии в 15—20 шагов одна от другой. Надо съехать с горы, огибая одну вешку справа, другую — слева.

Show4.jpg

На склоне горы, примерно в 10 шагах от ее подножия, лежит на снегу цветной платок. Спускаясь с горы без палок, лыжник должен поднять платок на полном ходу.

Show5.jpg

Из снега сделаны два валика длиной примерно по метру, высотой в 25—30 см. Один валик находится недалеко от вершины горы, другой — вблизи ее подножия. Задача лыжника — съехать с горы и пересечь при этом оба валика.

Show6.jpg

У подножия горы в снег воткнута вешка, а выше нее на 15 шагов —флажок. Съезжая с горы, надо остановиться точно у вешки; тормозить можно, только проехав флажок.

Show7.jpg

На середине между вершиной горы и ее подножием поставлен флажок. Отсюда лыжник должен спуститься, стоя обеими ногами на одной лыже и балансируя руками, вытянутыми в стороны.


Петля в лесу

Руководитель вместе с двумя-тремя лыжниками, возглавляющими соревнующиеся команды (по 6–8 человек), выбирает в лесу дистанцию длиной 2–3 км со стартом и финишем, находящимися рядом. Заранее надо подготовить ленточки-эстафеты по числу команд. До начала игры размечается дистанция в форме петли или восьмерки. Хорошо, если она знакома участникам. Перед стартом капитаны команд по своему усмотрению расставляют игроков по всей дистанции с таким расчетом, чтобы каждый из них проходил в лесу на лыжах не более 150–400 м. На самых трудных участках (подъем в гору, повороты) ставят более подготовленных лыжников. Эти отрезки могут быть меньше остальных.

Через 15–20 минут после того, как капитаны ушли расставлять своих игроков, судья дает сигнал, и лыжники, которым предстоит пройти первый этап, устремляются вперед. Каждый старается как можно быстрее преодолеть свой участок и передать эстафету-ленточку товарищу, находящемуся на следующем этапе.

Выигрывает команда, которая быстрее перенесет эстафету от старта к финишу. Это зависит от подготовленности ребят и правильной расстановки игроков на дистанции. Эстафета-ленточка повязывается на пояс. Потеря ее в пути равносильна поражению команды. Следует условиться, что сразу же после игры все участники собираются в одном месте. Здесь и подводятся итоги.


На лыжах, санках и коньках

Соревнуются 2–3 команды по 7 человек. Оборудование – лыжи с палками, коньки и санки. В эстафете участвуют лыжники, легкоатлеты, конькобежцы и любители санного спорта. Трасса пролегает по пересеченной местности, на ней размечаются этапы и расставляются игроки от каждой команды. Хорошо, если старт и финиш будут в одном месте.

Первыми вступают в борьбу легкоатлеты. Они бегут с лыжами под мышкой, преодолевая расстояние 50–80 м, а затем передают лыжи игрокам своей команды, ожидающим на втором этапе. Те становятся на лыжи и без палок устремляются к лагерному катку. Это третий этап, где их ждут конькобежцы с лыжными палками в руках. Лыжник, поравнявшись с конькобежцем, касается его рукой, и тот бежит по катку, делая два полных круга. Затем передает палки участнику, сидящему возле катка на санках. Это четвертый этап. Игрок на санках берет палки и, отталкиваясь ими (не слезая с санок), продвигается к пятому этапу. Это расстояние должно быть небольшим (20–30 м). На пятом этапе его ждут два лыжника без палок. Поравнявшись с ними, участник на санях протягивает свои палки, Лыжники берутся каждый за палку и устремляются по последнему этапу, буксируя игрока на санках. Здесь ребят ожидает легкоатлет, который берет палки под мышки и с ними завершает эстафету.

В игре могут участвовать мальчики и девочки. Важно лишь выбрать посильные для них участки пути. В эстафету можно включить также метание снежков в цель или спуск с горы на санках или лыжах, если местность позволяет это сделать.


Индивидуальные игры

Быстрый лыжник

Участники выстраиваются в одну шеренгу на линии старта. По команде все одновременно начинают продвигаться к линии финиша, скользя на одной лыже и отталкиваясь другой ногой. Ученик, пришедший первым, считается победителем. Можно выполнять задание как с палками, так и без них.


Слушай сигнал

Передвигаясь по внешней лыжне тренировочного круга, дети по сигналу учителя начинают выполнять различные задания: например, два свистка – передвижение без отталкивания палками, один свисток – отталкиваясь палками. Сигналы даются в различной последовательности. Ученик, допустивший ошибку, переходит на внутреннюю лыжню и продолжает передвижение по ней, соблюдая правила игры.


Лыжный балет

С небольшой горки лыжники спускаются на одной лыже, удерживая другую на весу. Побеждает тот, кто таким образом проедет дальше всех.


Слалом

На пологом склоне расставляют ворота из палок или флажков. Задача: пройти трассу, каждый раз наклоняясь и проезжая в ворота. Побеждает тот, кто сделает это быстрее, не пропустив и не уронив ворот.


Шире шаг!

Игру можно проводить с палками и без них на хорошо накатанной лыжне. Выполнив разгон до линии старта в 4 шага, нужно добраться до линии финиша, стараясь сделать как можно меньше скользящих шагов. Длина контрольного отрезка – 30 м.


Сильнее оттолкнись

На отрезке 50 м лыжник передвигается одновременным бесшажным ходом, стараясь сильнее оттолкнуться палками и сделать до линии финиша как можно меньше отталкиваний руками.


На одной лыже

Дистанция – 40 м. Лыжники выстраиваются в одну шеренгу на линии старта с палками в руках и с лыжей на одной ноге. По сигналу они начинают скользить к финишу на одной лыже, отталкиваясь только палками. Свободной ногой наступать на снег нельзя. Побеждает тот, кто первым придет к финишу, не нарушая правил.


Пятнашки на лыжах

Такая игра подойдет тем, кто уже овладел лыжными ходами и поворотами. Играть можно с палками и без них. Задача водящего – догнать игрока и коснуться его рукой. Тот игрок, которого коснулись, становится водящим и объявляет: «Я салка!»

Салить лыжной палкой не разрешается – можно лишь коснуться ею лыжи убегающего игрока.


Командные игры

Быстрая команда

Все участники делятся на несколько команд по 5–6 человек в каждой. Команды, накатав себе лыжню, выстраиваются в колонну по одному. По сигналу первые номера передвигаются по лыжне до разворотного флажка, огибают его и, возвращаясь, передают эстафету вторым номерам, и т.д. Побеждает команда, которая первой закончит эстафету.


Встречная эстафета

Играющие делятся на команды с четным количеством участников, а внутри команд, в свою очередь, – на две равные группы и выстраиваются друг напротив друг друга. Расстояние между участниками зависит от уровня их физической подготовленности. По сигналу учителя первые номера преодолевают свой этап до вторых номеров, где передают им эстафету. Те, в свою очередь, возвращаются к линии старта, где передают эстафету третьим, и т.д. Каждый участник преодолевает свой отрезок пути только в одну сторону, передавая эстафету в конце этапа.

Вариант 1. То же, но участники эстафеты пре­одолевают этапы без лыжных палок.

Вариант 2. То же, но у каждой команды одна пара палок. Первые номера передвигаются с ними, добегая до флажков в середине дистанции, где оставляют их, бегут дальше и передают эстафету вторым номерам, которые без палок добегают до флажков, берут палки и бегут к линии старта, где передают их третьим номерам, и т.д.


Лисий след

Для каждой команды прокладывается извилистый путь – лыжня, размеченная разноцветными флажками, с естественными или искусственными препятствиями: ворота из лыжных палок, поваленные ветки деревьев. Их надо преодолеть, наклонившись или перепрыгнув. Длина и сложность дистанции должна быть одинаковой для всех команд.


Горная эстафета

Игра проводится в форме эстафеты на горке с разнообразным рельефом склона, чтобы можно было использовать разные способы подъема. Первые номера по команде преодолевают дистанцию, используя различные способы подъема, доходят до разворотного флажка, огибают его и спускаются обратно до финишной линии, где передают эстафету вторым номерам, и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее всех закончит прохождение трассы.


Методические рекомендации

Предлагаемые игры следует применять дифференцированно, в зависимости от возраста участников. Детям до 14 лет не следует предлагать упражнения на силу, так как они быстро утомляются и теряют интерес к занятиям. В зависимости от задач урока игра может быть включена в подготовительную, основную или заключительную его части. Игры для развития быстроты и закрепления техники лыжных ходов лучше проводить в начале основной части, а для развития выносливости – во второй половине занятия.