Игры на командообразование

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
136d2a43b750448b0fcfb287m.jpg
27f2d2e15c52a0a3116ec890m.jpg
A0f9e96cd61848d45e04482em.jpg

Командообразование – штука, про которую говорят все вожатые. В чем его необходимость для отряда и как оно может повлиять на групповую динамику – расскажем в этой статье.

Командообразование – это набор мероприятий (игр, тренингов, дискуссий, проектов, упражнений и др.) для создания и поддержки команды. Отличие этих мероприятий от остальных заключается в динамичности и направленности на достижение целей усилиями коллектива. Элементы программы командообразования развивают поведенческую гибкость, коммуникативные навыки внутри коллектива, умение реагировать на различные ситуации. Также формат таких мероприятий позволяет повысить лояльность детей, создать единое эмоциональное и информационное пространство, наладить баланс между командным духом и индивидуальностью каждого ребенка.

В процессе командообразования у детей развивается:

  • навык вести действия согласованно друг с другом;
  • доверие к коллективу и лидеру;
  • умение дать оценку ситуации, проанализировать ее и принять решение исходя из сложившихся обстоятельств;
  • способность к делегированию задач;
  • умение решать задачи вместе в контексте ограниченного времени и ресурсов.

Какие мероприятия необходимо провести для успешного командообразования:

  • Самое первое – знакомство. Участники коллектива должны отражать, кто есть в отряде, как кого зовут и быть «шапочно» знакомыми с каждым. Для этого прекрасно подойдет блок игр на знакомство.
  • Второе – снятие барьеров. Снятие зажатости у детей способствует успешной и продуктивной работе в дальнейшем. Этот этап может плавно перетекать из знакомства, можно добавить, например, тактильные игры.

Первые два этапа неплохо бы разбавить играми на создание дружеской и теплой обстановки. Они пригодятся также, чтобы успокоить детей перед отбоем или, наоборот, растрясти во время зарядки.

После успешного прохождения отрядом вышеизложенных блоков можно переходить к играм на сплочение и взаимодействие, а позже – на формирование команды и командного духа.


При увеличении размеров группы, а также в случае, если в группе много новичков, перед руководителем стоит задача формирования слаженной команды. Кроме того, на технически сложных участках необходима коллективная работа, а при прохождении со страховкой - еще и доверие между участниками. В большинстве случаев такой коллектив складывается стихийно во время похода. Но что делать, если нужно сформировать команду за короткое время или группа слишком большая? Может быть, в поход стоит включить дополнительные мероприятия, задачей которых будет:

  1. Знакомство участников.
  2. Доверительные отношения.
  3. Командообразование.


Сыграем в следующую игру:

На большой поляне участники игры разбегаются, а один человек старается поймать кого-нибудь. Когда это удается, он и пойманный, держась за руки, бегают и пытаются поймать кого-нибудь еще. Постепенно число убегающих уменьшается, а цепочка ловящих увеличивается. Цепочка не должна разрываться. Игра заканчивается тогда, когда будет пойман последний человек. Это возможно, если участники выработают стратегию ловли – пример командообразования.

Сформулируем следующие требования к командообразующим играм:

  1. Правила должны быть предельно простыми. Не нужно тратить усилия на понимание правил, в походе – другие задачи.
  2. Игра должна быть ненапряжной, не идиотской, не унижающей достоинство игроков, приемлемой для большинства участников похода.
  3. Игра должна быть направлена на сотрудничество в ходе коллективного решения задачи, а не на конкуренцию игроков. Соревновательный элемент нежелателен.

Подвижные игры вроде «бега в мешках» могут быть полезными для координации движений, но в «веселых стартах» велик соревновательный элемент и мал командообразующий.

Конкурсы по типу передач «Последний герой» откинем сразу, потому что виден результат. Коллектив превращается в толпу злобных интриганов, а в конце остается только один. Нежелательная судьба для детского коллектива.

Скажам и о модном веревочном курсе. Прежде всего, выяснилось, что в нашей стране очень много профанаций веревочного курса. Некоторые даже ухитряются провести веревочный курс без веревок! Для непосвященных стоит отметить, что веревочный курс и скалолазание – совершенно разные вещи, хотя оборудование может быть одним и тем же (веревки, карабины, для веревочного курса требуется еще много разного оборудования). Некоторые честно разделяют «верхний веревочный курс» - настоящую работу с веревками, требующую большой подготовки, и «нижний» – игры на земле. Настоящий веревочный курс был придуман в США для реабилитации ветеранов войны во Вьетнаме. Он представляет интерес для нас, но требует большого оборудования и подготовительной работы, кроме того, может по ошибке приниматься за скалолазание. Но вот отдельные его элементы вполне могут быть проведены в обычном походе, например, «паутинка»:

Из веревок между деревьями вяжется паутина так, чтобы в каждую ячейку мог пройти человек. Вся команда стоит по одну сторону паутины. Нужно всем перебраться на другую сторону, по очереди задействуя все ячейки паутины и не задевая веревок. Ячейками также считается пространство над паутиной и между землей и паутиной. Участники могут помогать друг другу, поднимая, поддерживая и передавая товарищей.

Где же взять игры, подходящие для обычного похода, наподобие «ловишек»? Это – народные игры. Они простые и веселые, по функциям способствуют командообразованию (или образованию семьи), проверены веками, от них точно нет вреда психике. Иногда оказывается, что некоторые игры непригодны в конкретном походе: поляна могла быть занесена глубоким снегом, или слишком грязно, или участники сильно устали. В минимальной конфигурации поход включает три мероприятия: знакомство, игра на доверие, игра на командообразование. Выстроем последовательность, чередуя более и менее подвижные игры, чтобы участники не уставали – своеобразный командообразующий тренинг из народных игр, который можно предложить не только нашим туристам, но и другим коллективам.


Описания игр

Знакомство

Если размер группы не превышает 20 человек, то знакомство можно провести следующим образом: участники встают в круг, первый человек (руководитель) называет свое имя, следующий – имя первого и свое имя, … , последний называет всех по порядку, затем руководитель перечисляет всех по имени. Когда группа превышает 7 человек, одних имен для запоминания становится недостаточно. Перечисление фамилий может быть слишком формальным. Обычно в этом случае принято человеку помимо имени прибавлять какое-нибудь существительное, которое его характеризует, прилагательное или рифму. Это может вызвать проблему. Есть люди, которые стесняются к имени прибавить что-нибудь или от растерянности не могут ничего придумать. В условиях туризма можно к имени прибавить наиболее далекое географическое место¸ где был человек, место наиболее продолжительного похода или первого похода участника.


Синхронизация

В походе важное значение имеет общий настрой участников друг на друга, синхронизация на уровне бессознательного. Можно предложить следующую последовательность упражнений.

Участники садятся по кругу и кладут руки на колени соседям. Далее задача - по кругу передать сигнал, который состоит в последовательном хлопке руками по коленям. Человеку на первых порах тяжело привыкнуть, что сперва он хлопает правого соседа рукой, затем – правый сосед его, затем левый, потом он левого соседа. Задача ускорить прохождение сигнала до предела. Потом – запускаются два сигнала одновременно, и т.д. Смысл упражнения – расширение границ собственного тела (тела участников становятся как бы продолжением друг друга, подобно тому, как автомобиль – продолжение тела опытного водителя). Другой вариант – перекрестить ноги с соседями и хлопать «по своим ногам», которые на самом деле – ноги соседа. Соседи становятся как бы единым организмом. Для этого упражнения необходимо, чтобы полянка была сухой и не было слишком холодно.

Далее участникам предлагается сесть, скрестив ноги по-турецки, и положить руки на плечи соседям. Участникам предлагается, не сговариваясь, встать всем одновременно. После нескольких попыток это удается, но нужно следить за тем, чтобы круг встал красиво. Поскольку участники ориентируются на руководителя, то ему лучше не проявлять инициативы по вставанию. Упражнение позволяет также выявить скрытых лидеров и создает у группы «коллективный разум».

Следующий этап – разминка. Руководитель предлагает участникам разминать ноги, делая перекаты с носка на пятку или танцуя твист («в начале давим одной ногой окурок, потом - двумя»). Затем предлагается хоровод с передвижением различными способами: как в твисте, или перекрещивая ноги, или приставляя правую ногу к левой. Интересно пронаблюдать, как хоровод то ускоряется, то замедляется по каким-то неведомым бессознательным причинам.


Упражнения на доверие

В походе при прохождении сложных участков с веревками мы иногда всецело зависим от страхующих нас людей. Поэтому важно, чтобы участники полностью доверяли друг другу.

Маятник. Участники становятся по кругу. Один из участников становится в центр круга, выпрямляется, вытягивает руки вдоль тела, закрывает глаза и начинает падать. Участники ловят его и толкают. Задача участника в центре – не переставлять ноги и не сгибаться. Участники не должны передавать центрового по кругу, чтобы у него не кружилась голова. Когда участник в центре вволю накачается, в центр встает следующий человек. В кругу стоят от 5 до 9 человек, нужно чередовать мужчин и женщин. Если в группе много участников, можно сделать несколько кругов. Это упражнение, простое и безопасное, вызывает сильную эмоциональную реакцию у новичков.

Подкидывание. Парни становятся в две шеренги, берутся за руки крест-накрест, так что образуется дорожка из сцепленных рук. Девушки по очереди разбегаются и прыгают на руки парням, те, подкидывая, проносят девушек через всю шеренгу. В конце один свободный парень ловит вылетающую девушку. После того, как последняя девушка налетается, наступает очередь парней. Упражнение травмоопасное, предварительно нужен инструктаж. Необходимо следить, чтобы на участниках не было ремней или острых предметов. Летом обувь лучше снимать. Летящий участник должен выпрямиться и вытянуть руки. Ошибка начинающих в том, что они инстинктивно пытаются пружинить руками от рук подкидывающих. Это приводит к тому, что руки летящего запутываются в руках подкидывающих и человек может перекувырнуться и вылететь за пределы шеренги (зимой при сугробах это не очень страшно). Сперва нужно проделать тренировочное подкидывание с максимальной осторожностью. Признаком удачи является отсутствие «волн» и «красивый полет». Лучше первыми пускать самых легких, далее по увеличению веса, иначе легкий участник после тяжелого вполне может улететь от излишнего усердия подкидывающих. Это может случиться, когда девушки, которые боялись «летать» в свою очередь, увидев, что парни «летают» без проблем, наконец-то изъявляют желание полетать. Вот тогда их и подкидывают! Если группа маленькая и парней не хватает, в шеренгу можно ставить и крепких высоких девушек, чередуя пары «м-м» и «м-ж». В игру лучше играть в начале похода, когда одежда еще чистая. Интересен вариант, когда пролетающий ныряет в воду.

В случае, если участников мало, можно выполнить следующее упражнение. Четыре участника встают парами, держась за руки, как в предыдущем упражнении. Пятый человек встает на возвышение, выпрямляется и падает спиной на руки тех четырех.

Нужно отметить, что участники с особым энтузиазмом толкают или подкидывают руководителя похода.


Подвижные командообразующие игры

Требуют ровной поляны. Зимой в них играть может быть проблематично из-за сугробов. Приведем три игры, наиболее популярные в турклубе, по мере уменьшения энергетических затрат участников.

Первая – «Хвост дракона». Участники становятся один за другим и держатся за впереди стоящего (дракон). Далее дракон начинает ловить свой хвост. Если дракон очень большой (около 20 человек), то первой задачей будет научиться двигаться, не разваливаясь, потому что небольшие повороты «головы» приводят к широкому заносу «хвоста». Сперва можно выпустить нескольких драконов, которые будут пытаться схватить хвосты друг друга. Постепенно драконы объединятся в один. После этой игры участникам требуется отдых, поэтому не стоит ее устраивать в походах на большие расстояния. Интересно посмотреть на игру при больших сугробах.

Вторая – это уже рассмотренные «ловишки». Играть можно на поляне с мелким снегом или на льду (последнее травмоопасно, так как можно удариться о лед).

Третья – широко известная игра «третий лишний». Участники встают в два круга лицом вовнутрь так, чтобы человек во внешнем кругу стоял за спиной человека из внутреннего круга (то есть люди стоят попарно). Два участника свободны, один старается догнать другого. Вне круга они бегают на двух ногах, внутри – на одной. Если кто-нибудь из них устанет, он может встать внутри круга перед какой-нибудь парой. Тогда человек из внешнего круга (третий лишний) начинает выполнять роль уставшего. Эта игра дает возможность и побегать, и постоять, в зависимости от желания и степени усталости игроков. Круг постепенно схлопывается. Игра прекращается, когда пары начинают стоять вплотную друг к другу. Руководителю стоит обратить внимание на то, как круг деформируется во время схлопывания.

Традиционными подвижными играми в России являются ляпы, они же салки (участник бежит и ловит кого-нибудь, затем пойманный пытается задеть другого человека, а первый – убегает, и т.д.; вместо задевания может быть брошенный предмет), жмурки (человек ловит с завязанными глазами) и прятки. Представляется, что они менее полезны для командообразования, чем рассмотренные выше. У народов нашей страны есть многочисленные модификации этих игр под разными названиями, которые вносят элемент командообразования, но также вносят и значительный соревновательный элемент.

Модифицированные ляпы: за участниками бегают колдуны. Когда им удается коснуться кого-нибудь, тот приседает (заколдован). Есть участники, которые могут расколдовывать пойманных.

Командные ляпы. Территория и участники делятся на две части, задача игроков – проникнуть на территорию противника и украсть «знамя» (перенести предмет на свою территорию). Игроки на своей территории пытаются поймать противников и убить (устранить из игры), взять их в плен (человек садится, вывести из плена может игрок его команды, коснувшись рукой) или перевербовать. Правила могут быть различными. Например – касание рукой берет в плен, а ловля в охапку – перевербовывает.


Спокойные командообразующие игры

Одна из игр – это уже рассмотренная паутинка из веревочного курса. Она также вырабатывает доверие, когда человека передают через верхнюю ячейку паутины.

Еще одна игра с названием «паутинка» следующая. Участники встают в тесный круг, затем хаотично берут друг друга за руки (ладонь в ладонь). Задача игроков – распутать паутину, встав вновь в круг. Разрешается перешагивать через других людей или пролезать под сцепленными руками, можно перехватывать ладони, чтобы было удобнее держаться (при условии, что соединение между участниками не меняется). Может получиться один круг (не обязательно все будут смотреть вовнутрь) или несколько (они могут быть соединены по принципу олимпийских колец). При большой группе можно выделить участников, которые не будут стоять в паутине, а будут помогать распутывать. При группе больше 10 человек лучше сперва потренироваться на маленьких группах. Руководитель может отметить активных игроков. Интересно посмотреть, кто из участников догадается проверить, сколько в паутине колец, и как он это сделает.

Следующая игра отрабатывает навык, который может пригодиться при переправе «стенкой» через бурную реку. Участникам предлагается встать в кучу плотнее, затем уменьшать общее число ног, находящихся на земле. Сперва можно предложить сделать это в соревновательном режиме (на счет три – поднимаем ноги), затем в режиме сотрудничества (в этом случае, как правило, парни встают в круг и кладут руки друг другу на плечи, а девушки забираются им на плечи). После этого предлагается двигаться всей конструкцией в определенном направлении. Поскольку это может быть опасным, участникам предлагается создать новое построение для более удобного перемещения. В ходе этого упражнения участники сперва убеждаются, что сотрудничество лучше, чем соревнование, а потом понимают, что красивое построение бесполезно само по себе и должно строиться с учетом задачи. В теплое время у озера можно закончить перемещение коллективным купанием всей конструкцией.


Игры на общение

В походных условиях могут возникнуть сложные ситуации, когда словесное общение затруднено, а сигнал подать надо (бурная река, сильный ветер). Хотя в конкретных ситуациях есть общепринятые знаки, они не исчерпывают всех ситуаций. В этом случае помогают навыки невербального общения. Есть ряд игр, которые его тренируют.

Детская игра «глухие телефончики». Все встают в круг, первый участник шепчет слово второму, второй – третьему, и т.д. по кругу до первого участника, который сравнивает отправленное и принятое слово. Передача сообщения по кругу тренирует навык незаметной передачи сигнала и внимательность к окружающим. Участники встают в круг и держатся за руки. Ведущий встает в центр. Один из участников слегка нажимает на руку соседа, передавая сигнал. Его сосед передает сигнал третьему и т.д. Задача ведущего – заметить момент, когда какой-нибудь человек передаёт сигнал. В этом случае они меняются ролями.

«Сплетни». Участники удаляются на такое расстояние, чтобы не слышать двоих человек. Первый читает текст второму, затем приглашается третий, второй пересказывает текст третьему, и т.д. В заключение читается исходный текст. Цель игры – показать, как в ходе сплетен информация искажается до неузнаваемости. Игра формирует полезные навыки внимательности и точности, которые полезны при походе несколькими взаимодействующими группами.

Игра «шарады», часто неправильно называемая «ассоциации». Один участник загадывает слово для второго, второй пытается изобразить для других это слово жестами, а они пытаются это слово отгадать. Актер может подавать участникам сигналы «да», «нет», «близко», «развивай эту тему».

Есть многочисленные народные игры, призванные раскрепостить человека и повысить уровень актерского мастерства – «море волнуется», «пять сынов у Тимербая» и др. Смысл этих игр – повторение поз за ведущим или свободное движение с замиранием в определенные моменты. Они одновременно выполняют функции синхронизации, доверия и общения в группе.


«Боевые» игры

Есть ряд народных игр, которые содержат элементы боя и соревнований. В них традиционно играют парни (простейшая игра - снежки). Качества, которые они развивают, могут быть полезны, ведь в условиях похода можно встретиться с «двуногими друзьями», которые могут быть опаснее четвероногих. Эти игры травмоопасны.

1. Кулачный бой «Стенка на стенку».

2. Перетягивание каната.

3. «Цепи кованые». Люди стоят в две шеренги, держась за руки. По одному человеку от каждой команды разбегаются и пытаются прорваться через чужую цепь. Если это удается, они уводят одного человека к себе в цепь, иначе – встают в чужую цепь.

4. «Сталкивающиеся цепи». Участники становятся в две цепи, цепи начинают сходиться. В это время два человека бегут навстречу друг другу в образовавшемся коридоре. Цепи пытаются их поймать.

5. «Царь горы». Участники лезут на холм, стараясь занять верхнее положение и столкнуть того, кто его уже занял.

6. «Куча-мала». Участники валятся друг на друга, нижние пытаются вылезти и забраться на верхних.

7. «Снежный замок». Строится стена из снега, одна команда пытается взять замок штурмом, другая – защищает. Команды перекидываются снежками.

8. «Третий лишний со стульями». Участники ходят по кругу, пока звучит песня. При окончании песни пытаются сесть на стулья, число которых меньше, чем участников. Участник, которому не хватило стула, выбывает, одни стул убирается и игра продолжается. В походных условиях можно стулья заменить поленьями, попперами и т.п.


Гармонизация

В походе отношения между участниками могут быть различными, но обычно в конце похода становятся очень хорошими, особенно если цель похода достигнута. Для ускорения процесса можно провести дополнительные мероприятия, направленные на снятие напряжения между участниками похода и гармонизацию отношений.

«Червячок, будь моим хвостиком!» - первая игра такого рода. Человек подходит к «понравившемуся» участнику и предлагает ему быть хвостиком, тот проползает у него между ног и становится позади первого. Далее эта вереница идет к следующему, и т.д. Червячок растет. Участники в зависимости от отношения к человеку могут сжимать ноги, мешая ползти (обычно сильно достается руководителю). В заключение, когда ползет последний участник, червячок образует цепь, заставляя участника ползти по кругу, пока тот не заметит цикла.

Есть традиционные русские народные игры – это хороводы, ручеек и горелки (последняя – очень древняя, общеславянская игра).

Ручеек. Люди становятся парами друг за другом, подняв сцепленные руки, образуя «крытый коридор». Затем под песню пары проходят по коридору с различными модификациями, меняясь местами и т.д.

Горелки. Исходная позиция как в ручейке. Один человек стоит сзади ручейка, смотря в противоположную сторону. Последняя пара расцепляется и бежит, стремясь соединиться в начале ручейка. Ведущий старается догнать кого-нибудь из пары. Если это ему удается, он образует новую пару с пойманным в начале ручейка, иначе он возвращается на исходную позицию и догоняет уже другую пару.

Применение в походе народных игр может быть прекрасным способом заполнения свободного времени, а различные функции, выполняемые играми, способствуют формированию сплоченного дружного коллектива.


Как командообразовывать, чтобы команда образовывалась?

Если вы встречались с тем, что упражнения на командообразование не работают — то читайте дальше.

Итак, вроде все делается правильно, но что-то не так и эффекта нет. Давайте разберемся, почему. Для этого посмотрим, какое бывает командообразование и что, собственно во время командообразования происходит.

Условно делим командообразование на 3 типа:


1. Развлекательное командообразование.

Это то, что обычно проходит в лагерях: команды проходят групповые задания, которые так и называются - командообразующие. На каждой станции команда выигрывает (если что-то не получается, им помогает и подсказывает вожатый). Команда радуется тому, что они выиграли, и как они сплотились. Кричат "мы команда", "мы лучше всех", название отряда, девиз и т.д.

Проблема в том, что по сути это только развлечение - ничего кроме ярких эмоций и фальшивого ощущения единения от него не остается (почему оно фальшивое - станет понятно по мере чтения статьи). В реальности никакого движения в направлении "мы команда" не происходит: дети все также продолжают ссориться и если получают более сложное групповое задание, то эти конфликты сразу показывают себя и мешают отряду справиться с заданием.


2. Реальное командообразование.

Другой полюс — это серьезные тренинги командообразования. Это то, что проводят для команд, которым нужно вместе работать довольно длительный срок и в сложных условиях. Формирование команды при этом может занять 2-3 дня непрерывной работы. Работы только над командообразованием: группа в этот момент совершенно неспособна делать что-то внешне заметное и полезное. Например, за 3 дня группа может передвинуть построенную в первый день башню в другой угол комнаты - и это будет весь внешне заметный эффект, который она произвела.

Еще один пример (из практики): в начале мы с командой написали список (каких-то рекомендаций, не помню каких), а затем по итогам многочасовых обсуждений мы написали другой список; когда тренер попросил нас их сравнить, оказалось, что мы просто переставили пункты местами. За целый день работы!

Эти примеры наглядно иллюстрируют важный вывод о групповой динамике во время командообразования: группа в этот момент абсолютно неспособна что-либо делать. Ничего, кроме внутренней работы!

Это мы никогда не будем делать в лагерях - потому что нет смысла тратить 3 дня на формирование коллектива, который через 21 день перестанет существовать. А если добавить или убрать даже 1 человека, то все 3 дня командообразования нужно будет пройти заново: так работает групповая динамика.

Но полезно понимать, что в этот момент в группе происходит:

Формирование правил поведения в группе. И здесь речь не о тех правилах, которые мы повесили на стенку - а о тех, которые каждый член колектива принял лично для себя как нерушимый закон, который он по доброй воле готов постоянно соблюдать. Например, вы каждый раз ставите детям правила "Не перебивать" ("Правило одного микрофона" и т.д.), но они перебивают. А если каждый ребенок не хочет перебивать и если случайно перебил, то сразу же замолкает - вот это правило, принятое человеком.

Распределение лидерства и групповых ролей. Речь идет опять не о формальных ролях командира отряда, а о тех, которых действительно слушают. Кто сам принимает свою роль лидера, и чье лидерство тоже принимают все (как правила из предыдущего пункта)

Решение межличностных конфликтов и формирование договоренностей. Если кто-то кому-то не нравится, то все это высказывается и прорабатывается с участием группы до тех пор, пока не появится приемлемое для всех решение — которое опять-таки каждый примет для себя как непреложную истину.


3. «Срединный путь» в командообразовании

В обычном лагере нет смысла проводить ни настоящее командообразование (слишком много нужно времени), ни развлекательное (слишком мало от него эффекта). Поэтому всегда предлагается выбрать золотую середину — те 20% усилий, которые дадут 80% результата.

Во-первых, нужно осознать, что 90% работы по командообразованию происходит не во время самой игры (упражнения), а после него — на рефлексии/подведении итогов. Осознание внутригрупповых процессов, проблем и поиск способов их решения происходит и без специально организованной рефлексии — но слишком долго. Подведение итогов упражнения — отличный ускоритель и очень важно проводить его качественно.

И для этого вожатому нужно научиться играть в другую игру, которая называется «заметь как можно больше проблем во внутригрупповой коммуникации». Это ваши дети строят башни, переправляются через болото, строят фигуры с закрытыми глазами — а вы в это время наблюдаете, как они общаются:

  • Кто проявляет лидерские амбиции
  • Кто хочет быть лидером, но ему явно не хватает понимания
  • Кто высказывает хорошие идеи, но слишком робко
  • Кто спорит друг с другом по любому поводу и без повода
  • и т.д.

За каждый замеченный такого рода пункт, можете начислить себе один балл — главное потом не забудьте «вернуть» замеченное в ходе подведения итогов — рассказать о своих наблюдениях группе и предложить принять по этому поводу решение.

Не стоит думать, что все замеченные вами проблемы решатся с первого раза: часто требуется 2-3 повторения собственных решений прежде чем группа их в достаточной мере осознает и начнет соблюдать. Всегда держите в голове, что вообще командообразование — это дело нескольких дней. Не ждите эффекта за первые 10 минут!

Но если вы настойчиво играете в игру наблюдателя, выдаете обратную связь и не боитесь повторять из раза в раз про одни и те же нерешенные проблемы — вы быстро заметите эффект. Натренировавшись на таких сравнительно простых задачах как упражнения на командообразования, команда сможет легче потом решать и более сложные — вроде совместной подготовки представления и т.д.