Игры на воде для тех, кто не умеет плавать
Игры на воде являются не только прекрасным развлечением для детей и взрослых во время купания, но и эффективным средством закаливания и физического развития. Они способствуют приобретению и укреплению хорошей осанки. А не умеющим плавать такие игры помогут преодолеть естественный страх перед водой, воспитать решительность. Перед играми на воде необходимо хорошо разогреть мышцы, сделав на берегу комплекс гимнастических упражнений. Это вращение руками и кистями рук, приседание на носках, наклоны вперёд, повороты туловища в сторону, упражнения имитирующие движения пловца.
«Морской бой»
Новички, попадающие в воду, пожалуй, больше всего боятся, когда брызги попадают в лицо. А в весёлой игре страх преодолеть легче. Играющие делятся на две команды и выстраиваются двумя шеренгами по пояс в воде напротив друг друга. По сигналу участники ударом ладоней по воде начинают «обстрел» соперников, направляя на них снопы брызг и стараются заставить их отступить. Тот, кто развернулся спиной к противнику, выбывает из игры. Не разрешается касаться друг друга руками. Выигрывает шеренга, в которой игроки окажутся более стойкими и сохранят до конца стройный ряд.
«Поплавок» и «медуза»
Эти упражнения особенно полезны для новичков. Они помогают не умеющим плавать сосредоточить внимание на достижении цели и преодолеть страх перед водой. Войдя в воду поп пояс, игрок делает глубокий вдох и приседает на дно. Затем, обхватив руками колени, прижимает подбородок к груди. Если вдох был действительно глубоким, то тело, как поплавок, поднимается на поверхность. Упражнение «Медуза» выполняется стоя по грудь в воде. Глубоко вдохнув и наклонившись вперёд, нужно свободно лечь на воду. Чем глубже вдох, тем легче сделать упражнение. Побеждает тот, кто дольше всех продержится на плаву.
«Качели» и «качалки»
Игроки становятся парами лицом друг к другу на глубине воды - по пояс и берутся за руки. Вначале один делает глубокий вдох и опускается под воду, откидываясь назад. Второй тянет его на себя, затем вдыхает поглубже и тоже опускается в воду, а первый в это время поднимается на поверхность.
В игре «Качалки» игроки становятся спиной друг к другу, берутся под руки и попеременно наклоняясь вперёд, опуская лицо в воду и делая выдох, они поднимают друг друга на спине. При чём тому игроку, который находится на поверхности, не разрешается сгибать ноги и поднимать их вверх.
«Паровая машина»
Игроки в одну шеренгу стоят по грудь в воде. Рассчитываются на первый-второй. По команде все первые номера приседают, погружаясь в воду с головой и делают выдох. Затем они возвращаются в исходное положение, а вторые номера делают то же самое. Таким образом, они, поочередно приседая и поднимаясь, имитируют работу парового двигателя. По командам: «Самый малый!» или «Полный вперёд!» он может работать в более быстром или более медленном темпе. Можно вначале отрепетировать игру на берегу.
«Перетяжки»
Игру нужно проводить на глубине по пояс. Необходимы две команды по 5 или 6 человек. Впереди встают капитаны и берут друг друга за руки. Все остальные выстраиваются сзади, обхватив друг друга за пояс. Таким образом, каждая команда старается перетянуть команду противника на три шага в свою сторону. Игра останавливается, когда одной из команд удалось это сделать. Если кто-то из игроков или капитан расцепил руки, команде засчитывается поражение
Игры, преодолевающие страх перед водой
Справиться с необоснованными страхами, освоить элементарные навыки малышу помогает, конечно, игра.
1. Например, скажите малышу, что он - маленький тюлененок и теперь будет знакомиться со своим главным домом - водой. Сначала тюлененку нужно научиться погружаться в воду. Держите при этом малыша за руку. Тюлененок делает глубокий вдох ртом, приседает и погружается в воду на несколько секунд. Потом поднимается и выдыхает. Лицо вытирать не разрешается! Настоящие тюлени никогда не вытирают мордочку. Погружение можно повторить. Если малыш не боится, он может посидеть под водой и подольше. Мама или папа рядом, страхуют.
2. Чтобы закрепить успех, можно устроить соревнования по бегу в воде. Два варианта таких соревнований (чтобы у вас и у ребенка были равные шансы на победу):
- Взрослый заходит в воду по грудь, ребенок - по колено, тогда ваши возможности приблизительно равны
- Малыш переходит на более глубокое место (вода доходит до середины бедра или до пояса), взрослый на мелком месте бежит рядом с ним: но при этом на четвереньках!
3. В воде живут не только тюлени. Можно поиграть в калана и каланенка. Ребенок садится взрослому на живот, ногами обхватывает его за талию, а руками крепко держится за шею. Взрослый калан, придерживая своего детеныша за спинку, идет в воду и там несколько раз приседает и делает другие простые движения. Потом отпускает своего каланенка, и он сам держится за взрослого. Можно станцевать в воде танец каланов, спеть песню, побрызгаться, вдоволь повеселиться.
4. Если ребенок боится опускать в воду лицо, попробуйте посоревноваться с ним: кто больше сделает пузырей в воде? Зайдите с ним в воду - так, чтобы малыш стоял в ней по грудь. Участники делают вдох ртом, задерживают дыхание, опускают лицо в воду до глаз и медленно выдыхают воздух до конца. Судья подсчитывает очки. Можно сделать несколько попыток. Победителю - приз.
5. Теперь можно попробовать научиться опускать лицо в воду полностью. Для этого ваш ребенок превращается в грозного Нептуна. У Нептуна - целая флотилия: игрушечные корабли и лодки, покупные и самодельные - из всего, что плавает: пенопласта, скорлупы орехов, бумаги и т.д. В начале игры Нептун опускает в воду подбородок и активно дует на поверхность воды, чтобы образовались волны и корабли пришли в движение. Затем морской царь принимается делать бурю. Для этого он опускает в воду лицо с открытыми глазами и делает энергичный полный выдох.
6. Отгородите на мелководье небольшое пространство или используйте мини - бассейн. Взрослый теперь - лягушка, а малыш - головастик. Лягушка должна держать глаза закрытыми и пытаться найти головастика по всплескам и другим булькающим звукам. Пойманный головастик сам становится лягушкой, и игра начинается снова.
7. Постепенно переходим к освоению умения держаться на воде. Скажите малышу, что сегодня он будет непотопляемым поплавком. Сначала научите его делать глубокий вдох. Когда ребенок это освоит, предложите ему после вдоха погрузиться в воду с головой, свернуться там калачиком (прижав голову и коленки к груди) и в таком положении всплыть на поверхность. Устройте на воде небольшое волнение, погоняйте волны, побрызгайте на “поплавок”. А он покачается на поверхности воды.
Таких помогающих игр вы и ребенок можете придумать сами сколько угодно. Главное - положительные эмоции при встрече с водой, и тогда страх отступит.
Сосчитай
Встать парой друг против друга. Один, приседая, погружается в воду и открывает глаза. Другой показывает ему под водой (на расстоянии 30—40 см от глаз) разное количество пальцев. Поднявшись из воды, отгадывающий говорит, сколько пальцев он увидел. Затем отгадывает партнер.
Надень круг
Положить перед собой резиновый круг и, сделав вдох, погрузиться в воду так, чтобы, вставая, надеть круг на голову.
Весы
Встать парой спиной друг к другу, продев руки под локти партнеру. Каждый, поочередно наклоняясь вперед, отрывает партнера ото дна, опускает свое лицо в воду и делает выдох. Находящийся над водой не должен сгибать и поднимать ноги.
Кто прыгнет выше
Поднять руки в стороны ладонями вниз. По команде подпрыгивать вверх, отталкиваясь ото дна ногами, делая одновременно движения руками вниз в воду, тем самым помогая толчку.
Самая быстрая пара
Разбиться на пары (первые и вторые номера) и занять место на старте. Вторые номера встают за первыми.
Самая быстрая тройка
Разбиться на тройки. Двое держат палку (длиной около метра) за концы, третий, стоящий позади, — за середину. По сигналу двое крайних начинают шагать по дну вперед, третий ложится на воду и работает ногами кролем. Выигрывает тройка, первой достигшая финиша. Итог подводят после трех попыток, чтобы все участники смогли поменяться местами.
Торпеды
Исходное положение на финишной прямой для скольжения на груди. По сигналу сделать вдох, задержать дыхание и, сильно оттолкнувшись ото дна, скользить вперед, двигая ногами кролем. Место, где играющий встал на дно или поднял голову для вдоха, считают его финишем.
Этафета с мячом
Выстроить две команды в колонну по одному, на 2— 3 шага одна от другой. Дистанция между игроками в колоннах — 1 шаг, положение ног—шире плеч. У стоящих впереди (капитанов) в руках мяч. По сигналу капитана наклониться и передать между ног мяч стоящему сзади, тот передает мяч дальше. Последний, получив мяч, бежит с ним к возглавляющему колонну, и игра возобновляется. Побеждает команда, капитан которой первым встанет во главе колонны.
Рыцарский турнир
Разделиться на две команды, попарно, с учетом физической подготовленности игроков. Каждая пара — «конь» и «всадник». Всадник сидит на плечах своего партнера, а тот руками прижимает к себе его ноги. По сигналу команды начинают единоборство. Задача «всадника» — сбросить противника с «коня» в воду. Захваты разрешаются только за руки. Сброшенный «всадник» вместе с «конем» выбывают из игры.
Верхом на дельфине
Играющие садятся на надувные резиновые подушки, круги или мячи и по сигналу начинают двигаться вперед, делая гребковые движения руками. Выигрывает тот, кто первым достигнет финиша. Не сумевшие удержаться на «дельфине» из игры выбывают.
Борьба
Играющие, захватывая противника за туловище и руки, стараются оторвать его ото дна, а затем окунуть с головой. Побеждает тот, кто из пяти схваток выиграет не менее трех. Запрещается удерживать противника под водой.