Игры коммуникативного тренинга

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
1237912937 5m.jpg

«Социометрия» (10 мин.)

Участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание: «Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз» (варианты: «Те, у кого день рождения летом, зимой, осенью, весной», «Те, в чьем имени три, четыре, пять, шесть и более букв» и т.д.) Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п. Это упражнение позволяет участникам лучше познакомиться друг с другом и создает более доверительную атмосферу.


«Приветствие» (10 мин.)

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами. Это упражнение обычно проходит весело и эмоционально. Его лучше всего ставить в начало занятия, для того чтобы поприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.


«Снежный ком» (10 мин)

Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.

Например:

1. Сергей строгий - 2. Сергей строгий, Петр прилежный - 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.п.


«Визитка - предмет» (25 мин.)

Каждому прелагается выбрать какой-нибудь предмет, находящийся в помещении, который привлек внимание, а затем перевоплотиться в него и рассказать от его имени о том, какой «я» (этот предмет), как мне живется, нравлюсь я себе или нет, когда мне бывает хорошо, когда плохо, почему, как ко мне относятся другие предметы, люди. Вариант: выбрать что-то из своих личных вещей.

Обсуждение (слова ведущего): Конечно, понятно, что полностью перевоплотиться в предмет невозможно и поэтому мы так или иначе рассказывали о себе. И если вы внимательно слушали, то вы заметили, что какому-то из предметов в эту минуту плохо. Как вы думаете, какой это предмет и почему у него такое душевное состояние? (Высказываются участники группы и делается выбор) Теперь мы можем ему помочь. Вы знаете, что сейчас высказываются самые разные взгляды о природе нашей психической жизни, например, о том, что мысль может иметь определенное материальное воплощение. Поэтому сейчас мы пошлем этому человеку мысленно, взглядом чувства любви, доброты и помощи. (Это делается в течение минуты).

По окончании вопросы к участникам: «Как вы думаете, что чувствовал этот человек?» К этому человеку: «Чувствовал ли ты эти чувства любви, доброты и помощи? Если да, то откуда, от кого? Если нет - то почему ты не поверил группе?» (предварительно просят поднять руки тех, кто посылал флюиды любви, доброты и помощи. Как правило, все поднимают руки). В заключение этот человек благодарит каждого участника за помощь (словами или невербально).


«Контакт взглядом» (10 мин.)

Один из участников выходит за дверь. Оставшиеся выбирают трех участников, которые хотят вступить в контакт с вышедшим. Затем вышедший возвращается и должен по взглядам определить, кто хочет вступить с ним в контакт. Предварительно оставшиеся инструктируются, что взгляды троих, желающих вступить в контакт, должны отличаться от остальных (быть необыкновенным взглядом, воплощением мысли о желании вступить в контакт). Не рекомендуются также явные подсказки подмигивание, кивки головой и т.д. Так повторяется со всеми членами группы.


«Мой жизненный путь» (25 мин.)

Участникам предлагается нарисовать свою «карту жизни», на которой изображаются основные, запомнившиеся события своей жизни. В начале карты ставится дата рождения, все остальное может изображаться символами или подписываться.

По окончании рисования (прим. 15 мин.) участники выбирают партнеров, садятся по парам и рассказывать друг другу о своих жизненных событиях.


«Уровень счастья» (5 мин.)

Членам группы предлагается определить по 100-бальной шкале уровень счастья в своей жизни в целом. Это нужно сказать вслух для всей группы и отметить в своей карте. По ходу возможны вопросы друг к другу. Говорить чередуясь: первый говорит о положительных качествах, второй об отрицательных, третий - снова о положительных и т.д.


«Мама и ребенок» (10 мин.)

Ведущий поясняет роль телесных прикосновений в общении между людьми. Затем участники разбиваются по парам, в которых исполняют роль матери и ребенка. «Мама» должна выразить свои чувства по отношению к «ребенку», прикасаясь к частям его тела (от головы до ног) и сопровождая свои действия ласковыми словами. Через три минуты участники меняются ролями. Обсуждение: Кем вам больше нравилось быть - ребенком или матерью? Почему?


«Мы похожи?...» (25 мин)

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:

Ты похож на меня тем, что...
Я отличаюсь от тебя тем, что...

Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 минуты - на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.


«Истории на тему «Радости жизни» (60-90 мин.)

Этот блок упражнений выдвигает на передний план радости жизни. Участников побуждают к размышлениям о том, что приносит или могло приносить им радость в жизни. Одновременно необходимо учить их вместе работать в группе, чувствовать друг друга и достигать результата в совместной групповой деятельности.

Группа делится на малые группы по 2-3 человека. Соответственно количеству малых групп раскладываются картинки (они должны затрагивать как можно больше сфер жизни, таких как любовь, дружба, сексуальность, свободное время, работа, семья). Участники группы начинают писать историю по своей картинке, на это у них есть примерно 5 минут. После этого каждая группа перемешается к следующей картинке и продолжает историю, начатую предыдущей группой. Это продолжается до тех пор, пока первая группа не вернется к своей первой картинке (не более 5 переходов). После этого истории зачитываются и обсуждаются в большой группе.


«Предложения, начинающиеся со слов «Что было бы, если...» (90 мин.)

Этот метод можно также использовать для того, чтобы побудить подростков к обсуждению своих чувств. Участников следует поощрять к рефлексии собственного поведения, вызываемого определенными эмоциональными состояниями, а также к поиску возможных альтернатив поведения. Листы с началом предложений раскладываются на столе или на полу. Каждый участник выбирает для себя тему и делает по ней коллаж. Можно образовать также небольшие группы, которые будут вместе работать над одной темой. Готовые коллажи представляются всем и служат основой для беседы. Вариант проведения: Другая возможность работать с предложениями: предложить участникам написать историю по данной теме или показать пантомиму. Иной, более простой, вариант - выдать каждому по неоконченному предложению и услышать продолжение.

Предложение «Что было бы, если...»
Возможное начало предложений:
Если я в ярости, то...
Если я печален, то...
Если я боюсь, то...
Если у меня нет желания что-либо делать, то...
Если я кого-то не выношу, то...
Если я горжусь собой, то...
Если я хочу с кем-то познакомиться, то...
Если я с чем-то хорошо справился, то...
Если я что-то преодолел, то...
Если со мной случится такое несчастье, что больше не смогу жить так, как сейчас...
Если я пойму, что в школе я больше не успеваю и, собственно, мне следовало бы

уйти из нее, ...

Если я когда-нибудь серьезно заболею, ...
Если вдруг разочаруюсь,...
Если я потеряю свою лучшую подругу / своего лучшего друга,...
Если я в отчаянии,...
Если я в стрессовом состоянии, ...
Если я чувствую себя исключенным из группы,...
Если я одинок,...
Если я завидую,...
Если мне скучно, ...
Если я не уверен в себе, ...
Если я ревную, ...
Если мной кто-то восхищается, ...


«Королевство»(60 мин)

Участникам предлагается представить себя жителями королевства. Как во всяком королевстве здесь есть король, королева, их придворные и подданные.

Затем производится распределение ролей: на роль короля выбирается тот, кто сам захочет им быть. Король выбирает себе королеву. После этого король и королева выбирают себе по двое придворных или подданных, называя при этом функции при дворе. Те, в свою очередь, также выбирают себе помощников, уже по одному, и так до тех пор, пока все члены группы не получат свои роли в королевстве. По ходу распределения ролей производятся и пространственные перемещения участников. Для короля и королевы сооружается трон (столы и на них два стула), остальные придворные размещаются возле трона рядом с теми, кто их выбрал. На следующем этапе начинается сама игра, где все ее участники по очереди, начиная с короля и далее по степени подчиненности, производят по изменению в королевстве с тем, чтобы жизнь в нем была лучше. (Вариант: король и королева через 2-3 хода других участников имеют право сделать дополнительные изменения).

Игра может проводиться в один или несколько кругов. В паузах обсуждается вопрос - что происходит в нашем королевстве?

Обсуждение (примерные темы):. «Я понял, что сегодня/сейчас...»; «Меня удивило...»; «Я почувствовал...»; «Думаю, что...»; «Сегодня меня раздражало...»; «мне очень понравилось/не понравилось...».


«Метафоры» (20 мин.)

Один выходит за дверь, остальные загадывают кого-то из присутствующих. Вернувшийся должен угадать, кто загадан. Для этого он должен задавать 5 вопросов-метафор. Например, если бы это было растение (цветок, блюдо, цвет и т.п.), то, какое бы оно было. Игра повторяется поочередно со всеми участниками.


«Прощальный ритуал» (10 мин.)

Ведущий: То, что сегодня произошло в группе, нам нужно сохранить: сохранить это доверие, искренность, те чувства, которые мы сегодня испытывали. Поэтому не нужно все это обсуждать с другими людьми вне круга. То, что вы хотите сказать, то, что может, еще не было сказано сегодня, вы можете сказать на следующих наших встречах. И это поможет нам сохранить энергию группы, настроение нашей жизни на этих занятиях. Момент прощания - это всегда волнующий момент и поэтому мы всегда будем прощаться особым образом, в виде своеобразного ритуала.

Все становятся в круг, и каждый по очереди прощается каким-нибудь жестом с остальными. Все повторяют, стараясь полностью передать настроение жеста. Вариант: участникам предлагается самим выбрать ритуал прощания.


ЧЕМОДАН ЛИДЕРА

Среди умений организаторской техники важное место за¬нимают мимика, жесты, техника речи. Разработанный нами комплекс поможет освоить эти умения.

Упражнение 1. Прочитайте любой текст, хотя бы прогноз погоды, шепотом, с максимальной громкостью, как- будто вы замерзли, как- будто во рту горячая каша.

Упражнение 2. То же самое, в сочетании со всем перечис¬ленным, но как бы прочитал инопланетянин, человек, только что научившийся говорить, робот, пятилетний ребенок, как- будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом долж¬ны объяснить, как важно стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет, как- будто этим текстом вы объясня¬етесь в любви, а другой возможности не будет.

Упражнение 3. Не сходя со стула, посидите так, как сидит: председатель Государственной Думы, пчела на цветке, кас¬сир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник па скамье подсудимых. Импро¬визируйте.

Упражнение 4. Изобразите: как ходит младенец, лев, ар¬тист балета, французский король, индийский вождь.

Упражнение 5. Улыбнитесь, как улыбается очень вежли¬вый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, влюб¬ленный юноша своей девушке, волк зайцу.

Упражнение 6. Нахмурьтесь, как король Лир, ребенок, у которого отняли игрушку, Наполеон, человек, желающий скрыть улыбку, рассерженный попугай.

Зачем эти упражнения? Чтобы «побыть всевозможным», потренировать, урегулировать свое внутреннее состояние, на¬учиться управлять им. Внимание и воображение помогут соз¬дать внутренние «копилки» интонаций, движений, жестов, способов проявления чувств, демонстрации мыслей, так необ¬ходимых лидеру в процессе его воздействия па людей.

Упражнения 7 и 8. Мы предлагаем два специальных уп¬ражнения, которые помогут лидерам исправить некоторые физические недостатки, создающие определенные помехи в работе. Например, у ребят маленького роста бывают мелкие, невыразительные движения, а у высоких — наоборот, разма¬шистые, неуклюжие.

Для лидеров с мелкими движениями. Индивидуальный тре¬нинг заключается в том, что человек в домашней обстановке, выполняя какие-либо физические действия, играет в игру. Например: вся мебель в доме свинцовая, т. е. очень тяжелая. «Тяжесть» требует укрупненных движений, более масштаб¬ных, более значительных.

Для лидеров с размашистыми движениями. Аналогичное упражнение с той только разницей, что вся мебель, все пред¬меты в доме стеклянные. Стекло требует более аккуратного, деликатного обращения.

Одним из необходимых умений лидера является его уме¬ние понять психологическое состояние партнера, «высокая чувствительность», умение помять мотивы поступков. Предла¬гаемые ниже упражнения способствуют развитию наблюда¬тельности и внимания — важных качеств личности лидера.

Упражнение 9. Хорошо ли вам известен облик ваших то¬варищей по классу или членов вашей организации (объеди¬нения)? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем при встрече проверьте.

Упражнение 10. «Как свои пять пальцев» — мы говорим так о том, что нам хорошо знакомо. Однако рассмотрите вни¬мательно свои пять пальцев. Хорошо ли они вам знакомы? Взгляните на свои ладони. Закройте глаза, представьте их, затем опишите.

Упражнение 11. Индивидуальный тренинг, развивающий зрительную память и навыки наблюдательности. Проходя по улице, упражняйтесь в мгновенном «фотографировании»-лю¬дей, попадающихся навстречу, домов, витрин магазинов и т. и. Глаз должен моментально запечатлевать изображение во всех подробностях. Глаза это умеют, просто вы раньше так не де¬лали, а потому не приучили, ваши глаза. Чтобы запоминать и осознавать запечатлеваемые, изображения, нужно тщатель¬но тренироваться. Порядок примерно такой же, как в фото¬графии: снимаем — посмотрели; проявляем — запоминаем; печатаем — вспоминаем; рассматриваем отпечатки.

Упражнение 12. Наблюдательность, зрительная память, оперативность. За 30 секунд найдите и заполните всё пред¬меты в комнате, названия которых начинаются с буквы С: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше.

Упражнение 13. На что похоже? (упражнение Леонардо да Винчи). Рассматривая пятна туши и чернил на бумаге, тре¬щинки на стене или камне, можно увидеть разные битвы, животных, одежды, выражения лиц, бесконечное множество вещей. Всмотревшись в тени на потолке, складки на занавеси, вы увидите разные картины. Это упражнение развивает фан¬тазию, воображение, образное мышление, зрительную па¬мять.

Упражнение 14. Что нового? Каждый день, входя в класс или штаб-квартиру своей организации, отыскивайте, какие произошли здесь изменения. Что нового в одежде товарищей и т. д. И так каждый день!

Упражнение 15. Биография по взглядам. Присматривай¬тесь к глазам людей. Обратите внимание, какое большое ко¬личество «способов смотреть», если можно так выразиться. Занимаясь классификацией взглядов, думайте каждый раз: почему на один и тот же предмет, на одно и то же событие один человек смотрит так, а другой иначе. Изучая взгляды людей, вам придется задумываться о своеобразии характеров, о том, как складываются в результате жизненного пути осо¬бенности связей человека с другими людьми. Умение быстро осуществлять такого рода анализ необходимо лидеру.

Упражнение 15. Живые вещи. В предыдущих упражнени¬ях на развитие фантазии предлагалось определить, на что похоже пятно, тень, трещина... Овладев, внутренним видени¬ем, предлагается пофантазировать о том, например, что бу¬дет, если стул оживет.. Что бы он сделал? Сколько ему лет? Какой у него характер? Что он любит и о чем мечтает? Уп¬ражнение развивает умение связывать наблюдения с фанта¬зией.

Эффективность любого дела во многом зависит от того, насколько умело строит лидер свое общение с товарищами, владеет ли он навыками построения индивидуальной беседы.

Упражнение 17. Моделирование беседы, «зондирование души объекта» (К. С. Станиславский). В одной из сказок Дж. Родари рассказывается о трех типах людей: стеклянные разбивались от неосторожного прикосновения, деревянные бы¬ли глухи даже к сильным воздействиям, соломенные загора¬лись даже при слабых волнениях.

Ситуация: Ты хочешь, чтобы твой знакомый отказался от просмотра интересного фильма или посещения дискотеки (на что он уже настроен) и помог тебе подготовить дело для всех членов организации. Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты бе¬седы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, про¬веди реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрыва¬ния с реальными.

Упражнение 18. Создание психологической совместимости на начальном этапе беседы. Ситуация: Тебе надо выяснить мнение товарища по важ¬ному для тебя, но неприятному для него, вопросу. Представь эту ситуацию. Учти, что в диалоге каждый из партнеров мо¬жет занимать одну из 4-х ролевых позиций.

Первую назовем «позицией неучастия». Вас не заметили и не услышали. Точнее притворились, что не замечают и не слышат.

Вторая позиция «пристройка сверху» — это позиция не¬зависимая, неподчиняемая и даже наоборот — подчиняющая, берущая ответственность на себя.

Третья позиция «пристройка снизу» — позиция зависимая, подчиняемая. Четвертая позиция «пристройка рядом» выражает умение и желание считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой я другим чело¬веком.

Позиция одного человека в диалоге очень информирована для другого, и от нее зависит во многом характер протекания диалога и его результаты. Позиции людей в диалоге далеко не всегда согласованы.

Задание. Проиграй варианты беседы, используя 4 ро¬левых позиции. Выработай рекомендации к поведению в каж¬дой ситуации. Упражнение 19. Организация непосредственной беседы. В зависимости от обстоятельств человек может находиться в одной из «весовых категорий» (состояние души):

— «легкий вес» — легкость души, все хочется делать, все получается;
— «спина английской королевы» — сама фигура человека означает, что сейчас он внесет истину во все вопросы;
— «все с неохотой» — именно этим заниматься не хочет¬ся, мысли заняты другим;
— «тяжелый вес» — все очень надоело, что-то сильно бо¬лит, нет никаких сил заниматься чем-либо.

Предложи 4 ситуации, в которых будет целесообразным одно из предложенных состояний. Проиграй и проанализируй.

Упражнение 20. Управление инициативой. Представь, что ты ведешь с кем-то разговор. Его инициатор — твой собесед¬ник. Ты пока пассивный участник разговора — поддакива¬ешь, подаешь реплики и т. д. Постарайся перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. И, наоборот, постарайся заставить своего партнера (собеседника) стать лидером кон¬такта. Подумай, как это сделать. Примени метод в реальной ситуации.

Упражнение 21. Управление беседой. Ситуация: встреча знакомых. Задание: свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы парт¬нер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например: «А давай поговорим о...», «А я хочу сказать о...». Проанали¬зируй ход беседы: как реализовывалась цель, внутреннее со¬стояние партнеров, ошибки.

Упражнение 22. Анализ индивидуальной беседы. Проана¬лизируй одну из индивидуальных бесед. Схема анализа: цель беседы, структура, результат, позиции, состояние партнеров. Твой вариант беседы. Тренинг своих возможностей «Имидж-клуб»

Готовя и проводя занятия с подростками а «Имидж- клубе», мы предполагали, что сможем помочь ребятам разобраться в собственном опыте, осознать свои желания и возможности, использовать это в дальнейшем его саморазвитии и само¬определении.

Занятия рассчитаны на 10 часов — пять занятий по 2 ча¬са, для старших подростков.

Целью данного тренинга является создание собственного имиджа (для 14—15 лет). Под имиджем в данном случае будем понимать желаемый образ себя. Однако у этих заня¬тий существуют побочные задачи, которые в определенных случаях выступают как главные цели, а создание собственно¬го имиджа становится вторичным продуктом деятельности:

— создание на занятиях таких условий, которые побужда¬ют ребенка к активным действиям;
— придание уверенности в себе;
— повышение самооценки подростка;
— развитие коммуникативных способностей, снятие и кор¬рекция барьеров, мешающих реальным и продуктивным дей¬ствиям;
— снятие повышенной тревожности.

Мы предположили, что результат подобных занятий во многом зависит от контингента участников, от уровня их под¬готовленности и сформированности соответствующих мотивов.

Перед старшеклассниками встает проблема жизненного пути, профессионального самоопределения. Подобные заня¬тия помогут им разобраться и понять свои желания и стрем¬ления. Ребята должны осознать, что всю жизнь будут решать свои проблемы. На занятиях подростки учатся доверять себе, овладевают умениями, без готовых рецептов, без советов, только своими силами учатся у самих себя.

Занятия построены таким образом, что сначала ребята познают себя, затем они становятся более уверенными, повышается их самооценка, они начинают программировать свое будущее. Имея веру и убеждения, .что цель будет достигнута, ребята всегда могут осуществить ее. Каждое занятие можно представить в виде блок- схемы:

Информация по данной теме ==> Упражнения, психологические игры, задания ==> Анализ происходящего: «Что я видел? Слышал? Как чувствовал?»


Научение ребенка происходит на субъективных восприятиях, а личностное развитие каждого подразумевает:

Осознание собственного опыта ==> Самопознание ==> Коррекция своих действий ==> Рефлексия


Каждое занятие имеет собственную ориентацию и направ¬ленность. На первом занятии создаются благоприятные условия для эффективной работы тренинговой группы, знакомство участ¬ников с основными принципами и обсуждение правил обще¬ния в группе. Ребятами осмысливаются такие понятия, как: имидж, репутация, престиж, профессионализм, бизнес, успех и т. д.

Второе занятие направлено на закрепление тренингового стиля общения, снятие состояния тревожности. Почти все за¬нятия можно назвать тренингом уверенности в себе.

Третье занятие актуализирует собственный успешный опыт наверняка, склонен к достижению поставленных целей ребят и «создание желаемого образа себя».

Четвертое занятие посвящено работе с целями ребенка.

Пятое — рефлексия, будущее позитивное самопрограмми¬рование. Таким образом, усвоение подростком механизмов саморегуляции, самокоррекции психю-эмоциональной сферы его деятелыности, овдадеяие опытом использования своих соб¬ственных возможностей и .особенностей его развития позволя¬ют говорить о том, что включение в традиционную систему «Орленка» психологических практикумов и тренингов на сегодняшний день является актуальной проблемой и требует социальной профподготовки педагогов в системе методиче¬ской профучебы.

Первое занятие.

На этом занятии уделяется много внимания знакомству участников данной группы и адаптации детей к новым усло¬виям обучения. Все участники активно обсуждают и прини¬мают основные принципы работы группы (др. словами, пра¬вила группы).

Основные правила для группы:

1. Добровольность.
2. Доверие.
3. Доброе отношение к окружающим.
4. «Здесь и теперь».
5. Обратная связь.
6. Каждая проблема имеет свое решение.
7. Все, что говорится в группе, не выносится за ее пре¬делы.
8. «Я ученик и учитель одновременно».
9. Давать — значит получать.
10. Вселенная — сфера дружелюбная.

Рекомендуется подобные правила иметь в оформленном виде, чтобы ребята могли их в любое время прочитать.

Итак, ход занятия будет следующим:

Упражнение 1. Можно поиграть в любую игру на знаком¬ство. Например: «Снежный ком».

Упражнение 2. Ребята разбиваются по парам и рассказы¬вают друг другу о себе в течение 5—6 мин. Затем все садятся в круг и по кругу каждый говорит о своем партнере (то, что он только что о нем узнал).

Далее руководитель говорит об основных идеях «Имидж- клуба» и предлагает ребятам обсудить основные правила ра¬боты группы. Для этого предлагается группе разделиться по 5—6 человек, а затем каждое правило обсудить по микро-группам. Например: как мы понимаем принцип «здесь и те¬перь». Что это могло бы значить для вас лично? Для работы нашего клуба? Было ли у меня подобное (похожее) в прош¬лой жизни? Когда я замечал (а), что этот принцип действует? На работу в микрогруппе дается 10—15 минут. Каждая группа обсуждает по 3—5 правил. А затем каждая группа де¬лится своими мыслями и впечатлениями с другими группами. Руководитель клуба может принимать активное обсуждение этих правил. Но каждое свое высказывание он должен начи¬нать словами: «Я думаю...», «По моему мнению...», «Мне кажется...», «На мой взгляд...». Тем самым он создает простор для мнений других членов клуба и лично на своем примере показывает, как уважительно необходимо относиться к мне¬нию других.

Руководитель должен уметь слушать своих ребят и на¬блюдать за их поведением, реакцией, эмоциями, манерой го¬ворить и т. д.

К концу первого занятия опытный руководитель может определить активных и пассивных ребят, проблемных под¬ростков, «тревожных», лидеров-инициаторов, интеллектуалов. В конце занятия всеми членами группы обсуждаются по¬нятия: имидж, репутация, престиж, профессионализм. Ребя¬та отвечают на такие вопросы, как «Для чего нужен имидж?», «Зачем нужен профессионализм?», «Что такое имидж чело¬века?», «Что такое имидж компании?» и т. д. А также всей группой составляется «формула успеха». Для этого на одном листе бумаги каждый член группы пишет двумя-тремя сло¬вами, что мог бы обозначать для него успех. Руководитель обобщает эту «формулу», зачитывает все, что ребята напи¬сали, а затем дает общие направления «как всего этого мож¬но достичь, что для этого надо знать, что уметь, какие спо¬собности развить...». На этом занятие заканчивается, а рефлексию (анализ) желательно провести в начале второго занятия.


Второе занятие.

С самого начала замятия руководителю рекомендуется проводить реконструкцию. Это значит, что ребята с помощью руководителя восстанавливают события, информацию прош¬лого занятия. Говорить должен каждый ребенок, при этом использовать Я-высказывание: «Я помню..., Я понял..., что..., Мне понра¬вилось..., Я почувствовал..., Я видел..., Я слышал...». Чаще всего дети, не привыкшие к такой форме общения, забывают и путают с «Я-высказываниями». Для этого руководитель по¬стоянно следит за этим и помогает ребенку вопросами: «Как ты чувствовал себя, когда обсуждал правила группы?», «Что ты увидел и запомнил с прошлого занятия?» и т. д. На втором занятии закрепляется тренинговый стиль об¬щения. Руководителем и вообще общей атмосферой снима¬ется состояние тревожности у детей и создаются такие усло¬вия, при которых ребенок может почувствовать свою значи¬мость.

Почти все занятия можно назвать тренингом уверенности в себе с элементами коммуникативного тренинга.

Для того, чтобы это занятие не расходилось с основной темой всего тренинга, необходимо подбирать такие упражне¬ния и задания, которые связаны с Я-образом. Руководитель говорит об уникальности каждого, объясняет, что существует различие между личностью и ее поведением. Для этого мож¬но почаще обращаться к Правилам группы. Затем ребята вместе с руководителем обсуждают вопрос: «Для чего необходимо воспитывать в себе уверенность? В ка¬ких случаях это полезно, а в каких нет? Каким образом мож¬но это сделать?»

Рекомендуемые упражнения:

Упражнение 1. Произнести громко и четко: «Я —...» (три различных (Прилагательных, которые могли бы охарактеризо¬вать ребенка. В этом упражнении руководитель намечает для себя, у ко¬го из ребят заниженная самооценка. Подобная диагностика может пригодиться для индивидуальной работы с этими деть¬ми. Участники клуба могут задавать любые вопросы по уточ¬нению качеств, которыми ребенок описывает себя. И, как следствие из этого упражнения, ребята по жела¬нию, разбившись по 2—3 человека, «дорисовывают образ» друг друга или играют в ассоциации, сравнивая друг друга с каким-либо предметом и объясняя почему. Руководитель следит, чтобы в группе были доброжелательные отношения.

Упражнение 2. Затем можно предложить ребятам создать коллективный образ общительного, делового человека или уверенного в себе человека. Руководитель фиксирует все ка¬чества, предложенные детьми, а затем каждое качество об¬суждается, где оно применимо, а где нет. Ребята для себя фиксируют, какие качества им бы хоте¬лось воспитать в себе. Руководитель по кругу опрашивает, как каждый понимает, что именно Желаемое качество в нем развилось. К концу занятия ребятам предлагается психогимнастика — тренировка поз, различных походок, мимики и жестов. Напри¬мер: «Нахмурьтесь, как Наполеон», «Пройдитесь, как коро¬лева Англии» и т. д.

Перед прощанием руководитель организует общую рефлексию. Желательно, чтобы ребенок описал свое ощущение, настроение. Особо останавливается на том, что из занятий ему больше всего понравилось, почему.


Третье занятие.

На этом занятии руководителю предлагается коснуться телесных зажимов Файха.

Упражнение 1. Снятие зажимов, которые мешают естест¬венно и свободно ходить.

Упражнение 2. «Позы» или другое название — «Пластилин». Это упражнение выполняют только те, кто сам проявил инициативу и вызвался быть участником: либо «пластилином», либо «скульптором». Желательно, чтобы это были две независимые пары. 4 и 5 занятия посвящены моделированию собственного образа «Я» и анализу полученных знаний в «Имидж-клубе».

Хотелось бы обратить внимание на некоторые условия проведения подобных занятий. Если участник испытывает трудности |B выполнении упражнений (стеснительный, скром¬ный, комплексующий), то условием служит индивидуальное проигрывание упражнений с руководителем. Такие участники с удовольствием выступают в роли «экспертов». Иногда ру¬ководитель может утрировать некоторые задания или высту¬пать в роли «неправильного ученика». Это способствует смене позиций в группе, позволяет раскрепоститься участникам. Итогом занятий может быть присуждение номинаций: «Самый парадоксальный», «Самый непредсказуемый», «Са¬мый...», что дозволяет дать позитивную поддержку участни¬кам группы.


Игры по профилактике.

«Чувства» (25-30 мин.)

Участникам предлагается: вспомните ситуацию, когда вам приходилось общаться с человеком, находящемся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников или знакомых или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали, общаясь с этим человеком. Затем участники общаются в парах и в течении 5 минут рассказывают друг другу о чувствах, которые они тогда испытывали. При этом один в течении этого времени рассказывает, другой внимательно слушает, затем роли меняются. Затем участники возвращаются в круг и все вместе, под руководством ведущего описывают те чувства, которые они испытывали, когда рассказывали и когда слушали.

Возможный вариант:

Чувства говорящего: раздражение, возмущение, жалость, обида, презрение, недоверие, вина, ответственность и т.д.

Чувства слушающего: сочувствие, интерес, возмущение, отвращение, понимание, сожаление, уважение и т.д.

Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.


«Марионетка» (15 мин.)

Участники разбиваются на тройки. В каждой выбирается «марионетка» и два «кукловода». Упражнение заключается в том, что каждой подгруппе предлагается разыграть маленькую сценку кукольного представления, где «кукловоды» управляют всеми движениями «марионетки». Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения. После обдумывания и репетиций подгруппы по очереди представляют свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей. После того, как все выступят, ведущий проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если при обсуждении будет сделан акцент как на чувствах «марионетки», так и на чувствах «кукловодов», управлявших ее движением.

Цель этого упражнения - дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта, важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искаженными и неполноценными. Это упражнение имеет широкое поле ассоциаций, связанных как с ситуацией «наркоман-наркотик», так и с разнообразными отношениями, возникающими в семье подростка или в компании сверстников.


«Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь?» (30 мин.)

Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики. Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников. Примерные варианты ответов могут выглядеть так: «Человек употребляет наркотики и алкоголь потому, что эти вещества помогают ему: снимать барьеры в общении, удовлетворять свое любопытство, снимать напряжения и тревожность, стимулировать активность, следовать принятой традиции, приобретать новый опыт.»

В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть другие способы достичь того же эффекта.


«Незаконченный рассказ» (60 мин.)

Каждому участнику группы дается карточка с описанием начала ситуации, в которой подростку кто-либо предлагает попробовать наркотическое вещество. Окончание ситуации отсутствует - его необходимо дописать самому учащемуся.

Задание: Внимательно прочитайте начало рассказа и попытайтесь самостоятельно закончить его так, как если бы вы были на месте героя.

«У нас была своя компания. Мы ежедневно встречались во дворе дома и вместе проводили время. Все ребята, и я в том числе, курили сигареты. Однажды в нашей компании появился новенький. Он употреблял какое-то особое вещество, которое называл «наркотой» и предлагал нам тоже его попробовать. Он так здорово рассказывал, как после дозы «наркоты» «повит кайф», и что эти ощущения ни с чем не сравнить по приятности. Некоторые попробовали сразу. Я отказался. Он пытался убедить меня, что ничего не случится, если я разок попробую...»

Обсуждение: Необходимо оценить характер окончания рассказа, а также отношение - отказ или проба наркотика, используемую терминологию.


«Тосты» (20 мин.)

Участникам группы предлагается придумать десять поводов для того, чтобы пригласить своего приятеля к выпивке. Далее группа делится на пары и дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен отказать, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5-7 минут, когда аргументы первого участника закончатся, партнеры меняются ролями. Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

1. Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?
2. Что внутри вас помогало вам отказаться?

Это упражнение позволяет в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в упражнении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

В дискуссии может участвовать каждый подросток, независимо от развития его вербальных способностей и от его положения в группе.

Провокационное утверждение пишется в центре большого листа бумаги и предлагается группе. Каждый член группы должен сначала, не обсуждая с остальными, записать на бумаге свое мнение или замечания по данному высказыванию. Затем каждый может письменно высказать свою точку зрения на замечания, записанные остальными участниками. В завершение тихой дискуссии можно обсудить впечатления участников.

Провокационные тезисы:

Проблему наркомании решить нельзя, так нет общества, свободного от наркотиков.

- Только у людей, живущих вне общества, возникают проблемы с наркотиками.
- Наркоманам и тем, кто подвержен опасности стать наркоманом, нельзя помочь.
- Милиции следовало бы принимать более решительные меры в отношении наркоманов.
- Молодежь слишком мало информируют о наркотиках.
- Тому, кто стал наркоманом, не повезло.


«Упражнения с карточками, на которых написаны высказывания» (60 мин.)

Это упражнение развивает способность аргументировать и конструктивно участвовать в дискуссии. Участников группы побуждают высказывать собственное мнение. Кроме того, у подростков пробуждается потребность в информации.

Участники группы получают по листу с подготовленными высказываниями (утверждениями). Разнообразие тематики высказываний дает ученикам приблизительное представление об аспектах наркомании и ее профилактики. Другие темы: «Курение», «Алкоголизм».

Дается примерно 10-15 минут, чтобы подумать над отдельными утверждениями. Высказывания, с которыми участники группы согласны, должны быть помечены. Предложенные утверждения должны отражать мнения, интересы и условия жизни участников группы, чтобы они могли идентифицировать себя с этими высказываниями. Настоящая дискуссия состоится лишь в том случае, если высказывания будут содержать провоцирующие тезисы и если можно будет обсуждать спорные моменты.

При подведении итогов обсуждаются высказывания, по которым ученики затрудняются принять решение. Это касается тех высказываний, о которых участники недостаточно проинформированы, они требуют дополнительной информации, чтобы иметь возможность согласиться с высказыванием или опровергнуть его.

Возможные высказывания:

- Ученики, принимающие наркотики, опасны, так как они совращают других.
- Наркотики - это повседневность для нас, подростков.
- Алкоголь хуже, чем гашиш.
- Алкоголь - это средство, от которого можно стать зависимым.
- Подростки принимают лекарство, чтобы успокоиться перед контрольной, экзаменом.
- Подросткам, потребляющим алкоголь для того, чтобы решить свои проблемы, угрожает опасность стать наркоманом.
- Если человек пьет или курит осознанно и в умеренных дозах, то его действия способствуют предупреждению зависимости.
- Человек, убегающий от конфликтов, скорее подвергается опасности стать наркоманом.
- Учитель, который курит, но запрещает это ученикам, выглядит в их глазах неубедительно.
- Иметь возможность достичь состояния опьянения - одна из радостей жизни.
- Ученики, принимающие наркотики, нуждаются в понимании со стороны своих друзей и взрослых.


«Дерево радостей и печалей» (60 мин.)

«Дерево радостей и печалей» используется для того, чтобы побудить участников обратиться к таким чувствам как радость и печаль. Кроме того, необходимо учиться рассказывать о своих чувствах другим.

Группа делится на несколько маленьких групп (максимально по 3 подростка). Каждая группа получает большой лист бумаги, на котором нарисовано большое дерево с голыми ветвями. Каждый член группы наклеивает на голые ветки «плоды» из цветной бумаги, на которых надо записать переживание или событие, которое вызвало либо радость, либо печаль. Светлая бумага предназначена для радостей, темная - для печалей. Затем результат работы группы вывешивается так, чтобы всем было хорошо видно, и представляется. Теперь «Дерево радостей и печалей» служит основой для дискуссии. При этом можно подумать над следующими вопросами:

- Как я могу выразить свои чувства?
- Как я переживаю эти чувства?
- Как я веду себя в ситуациях, которые вызывают радость или печаль?
- Могу ли я рассказать кому-либо о своих чувствах?


«Мешок наркомана» (60 мин.)

Участники с завязанными глазами вынимают из мешка один или несколько предметов (солнечные очки, пивная бутылка, скакалка, тряпка, шприц, перчатки, телефон, презерватив, коробка конфет, украшение, сигареты, упаковка таблеток, плюшевый зверек, шляпа и др.). В больших группах можно образовывать пары. При этом один из партнеров выбирает несколько предметов. Те, у кого завязаны глаза, должны ощупать предметы. В конце они должны рассказать о своих ассоциациях, какое отношение этот предмет может иметь к наркомании. При этом глаза также остаются закрытыми, чтобы не отвлекаться.


«Шприц» (15 мин.)

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел «посвящение»: сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руке находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача первого - отказаться; делается три попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у «искусителя» сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.


«Обсуждение истории» (25 мин.)

«Володя и Катя дружат уже больше года. Последнее время Катя стала замечать, что Володя сильно изменился, он стал часто пропускать уроки, у него появились «подозрительные» друзья. Однажды во время школьной дискотеки Володя позвал Катю в пустой класс и признался, что уже несколько месяцев «балуется» «ханкой»; ему это нравится, но он не считает себя наркоманом. Потом он ей предложил попробовать уколоться вместе. Катя была сильно встревожена, от предложения отказалась и в тот же вечер рассказала о случившемся своей подруге Тане; та ее внимательно выслушала, но вмешиваться не стала, сказав, что это не ее проблема. После бессонной ночи Катя наутро решила рассказать обо всем еще одной однокласснице - Свете. Она знала, что в прошлом году у Светы от наркотиков погиб родной брат. Света тут же взяла инициативу в свои руки, заверив Катю, что все уладит. Она сообщила о случившемся классному руководителю. Был собран экстренный педагогический совет и поставлены в известность родители Володи. В результате от юноши отвернулось большинство сверстников, только Дима, его друг с третьего класса, оставался всегда рядом и уверял, что все это можно пережить. Володя больше наркотиков не употребляет, но отношения с Катей испортились».

Этот рассказ зачитывается один раз, затем участникам необходимо определить рейтинг персонажей рассказа по двум критериям:

1. Кто вызывает наибольшую симпатию?
2. Чьи действия были наиболее правильными?

Группа делится на подгруппы по 4-5 человек, в которых осуществляется обмен мнениями, желательно прийти к общей точке зрения. Затем проводится общее обсуждение в результате дискуссии. Ключевыми понятиями при этом должны быть «ответственность» и «дискриминация».


«Ценности» (20 мин.)

Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:

• интересная работа
• хорошая обстановка в стране
• общественное признание
• материальный достаток
• любовь
• семья
• удовольствия, развлечения
• самосовершенствование
• свобода
• справедливость
• доброта
• честность
• искренность
• вера
• целеустремленность

Потом каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 2-3 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит межгрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями.


«Телевизионный ролик» (25 мин.)

Группа разбивается на подгруппы по 4-6 человек, затем ведущий объясняет задание: «Представьте, что вы работаете на телевидении. Ваша задача на ближайшие 20 минут - придумать и поставить телевизионный ролик о вреде наркотиков. Вы можете работать в любых жанрах: социальная реклама, постановка, мультипликация. Вы можете использовать музыкальное сопровождение, танцы, переодевание - все, что подскажет вам воображение».

После обдумывания и репетиций каждая подгруппа представляет свой ролик. Затем участники делятся впечатлениями.

Упражнение обычно проходит живо и интересно. Если участникам удается войти в роль, они с увлечением разыгрывают сценки, демонстрируя незаурядные творческие способности. В конце упражнения очень важно обсудить, какой из роликов показался участникам наиболее удачным и почему. Это упражнение позволяет участникам утвердиться в своей позиции и осознать, какие средства воздействия на молодежную аудиторию могут быть наиболее эффективными.


«Письмо в редакцию» (25 мин.)

Участникам предлагается разделиться на две подгруппы, каждая из которых будет временно исполнять функции редакции молодежной газеты. «Представьте, что к вам в редакцию пришло письмо, - объясняет ведущий. - Постарайтесь за 15-20 минут совместными усилиями написать ответ молодому человеку». Затем ведущий раздает письма. Примерные варианты письма могут выглядеть так:

«Дорогая редакция. Я была в компании и меня уговорили попробовать уколоться. Мне стало интересно. А теперь я в се время думаю, вдруг я уже наркоманка. Что мне теперь делать? К врачу идти я боюсь. Ответьте мне, пожалуйста. Маша П., 14 лет»

«Дорогая «Сорока»! У меня есть парень, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими парнями. Они курят и пьют водку. Теперь он все больше времени проводит с ними. Мне он нравиться, и я очень хочу ему помочь, чтобы он не стал алкоголиком. Посоветуйте как? Марина, 16 лет»

После того как ответы написаны, подгруппы меняются письмами и своими вариантами ответов. Теперь каждой из подгрупп предлагается оценить качество ответа их коллег по следующим критериям:

1. Доступна ли форма ответа на письмо?
2. Понятен ли смысл ответа?
3. Не вызвал ли у вас чувство смущения или неприязни этот ответ?
4. Насколько интересен для вас этот ответ?
5. Достаточно ли он информативен?

По каждому критерию выставляется от одного до десяти баллов, затем подсчитывается общий результат. В заключение проводится общегрупповое обсуждение, в процессе которого участники обмениваются впечатлениями и эмоциями. Смысл этого упражнения заключается в том, что подростки формируют навык аргументированного отстаивания своей позиции в ситуации оказания помощи сверстнику.

«Альтернативная реклама» (25 мин.) Ведущий: Обратите внимание на рекламу спиртных напитков, сигарет, лекарств. Вы осознаете, что в каждой рекламе можно узнать потрясающую новость. Например, алкоголь не только вредит организму, но даже оказывает определенное благотворное влияние. На уроках вам говорят, что алкоголь обладает угнетающим действием, а на самом деле он ведет себя, судя по рекламной информации, как стимулирующее средство. Он даже придает красоту коже, волосам и ногтям, благодаря сильным компонентам, которые убивают микробов и бактерий. Это такая приятная новость! В каждой рекламе можно обнаружить настоящее открытие в медицине! А теперь хотелось бы, чтобы Вы придумали рекламу одного из алкогольных напитков, табачных изделий или лекарств, которая сообщала бы правду о продукте.

Примеры:

- алкоголь может вызвать у вас рвоту;
- алкоголь может вызвать у вас потерю сознания;
- алкоголь может привести вас к смерти на дорогах:
- курение хорошо способствует развитию рака легких;
- если вы выпьете две таблетки, голова будет светлая и ясная 10 минут, тупая и свинцовая 4 часа 30 минут;
- напьешься и «усохнешь», вот в чем парадокс.

Вариант: Нарисовать такую этикетку на бутылке, пачке сигарет коробке лекарств, чтобы, увидев ее, человеку не захотелось попробовать содержимое.


«Модели ролевых ситуаций» (45 мин.)

Ведущий: Вы находитесь во дворе или дома у одноклассника, которого Вы уважаете. Он предлагает Вам попробовать покурить «травку». Вас никто не видит, как вы поступите? Очень важно перед тем, как разыграть ситуацию, предупредить остальных участников, чтобы они отметили в свои записях то, что помогает, и то, что мешает ученику решить ученику эту ситуацию. Оптимальным в этом случае будет такой отказ, который позволил бы сохранить отношения с одноклассником, но не поддаться соблазну. Выбор модели поведения делается исходя из взвешивания положительных и отрицательных последствий каждого из возможных вариантов. Выбирается тот вариант, который имеет наименьшее количество отрицательных и наибольшее количество положительных сторон. Например: первый вариант - соглашусь и выкурю «косяк». Что положительного, что отрицательного? Второй вариант - скажу «нет» и уйду; третий вариант - отчитаю одноклассника и расскажу его родителям. Что положительного, что отрицательного?

Примеры ситуаций:

1. Володя - новичок в этой школе. Чувствует себя одиноким, еще не нашел новых друзей. По дороге в школу встретил двух неформальных лидеров класса - Петра и Сашу. Они пригласили пойти к Саше домой и выпить водки, убеждают Володю, что об этом никто не узнает, туда еще придут девочки, и они хорошо Повеселятся. Как поступить в этом случае Володе?

2. Вы вместе со своей подругой находитесь на дне рождения своего приятеля. Выпили шампанского. Все разговаривают, веселятся. Один из приятелей говорит, что вина было явно недостаточно и достает две литровые бутылки водки. Он активно начинает предлагать всем выпить. Ваша девушка водку не пьет. Вы выпили рюмку. Всем налили еще. Подруга просит Вас не пить, а все вокруг уговаривают: «Ты что, не мужчина...» и т.п. Ваши действия?

3. Вы собираетесь на дискотеку. Раньше на дискотеках Вы всегда чувствовали неловкость и смущение, когда приглашали девушку потанцевать. В этот раз друзья предлагают Вам самый «сильный» рецепт от нерешительности - выпить 100 граммов «для храбрости». Вы не знаете, какие последствия повлекут за собой эти 100 граммов. Как вы себя поведете?

4. Однажды в школьном туалете старший по возрасту ученик протянул сигарету с предложением попробовать. Вы отказались. Тогда он начал высмеивать Вас, говоря при этом, что Вы еще малы, не доросли, что Вы «маменькин сынок». Вам очень обидно еще и потому, что там стояли значимые, авторитетные ребята. Что Вы будете делать в этой ситуации?

5. Вы приехали к своим родственникам на отдых. Однажды Вас взяли на рыбалку с ночевкой. Вечером за ухой Ваш дядя открыл бутылку водки, выпил вместе с другом по стопке. Через некоторое время опять налил себе, другу, а третий стакан протянул Вам. Он сказал: «Бери, не бойся. Никто не узнает. Я, твой дядя, разрешаю тебе немного попробовать, чтобы теплее было...»