Игры зимой на воздухе
Катанье с горы
Хорошо зимой кататься с горы! Если нет естественной горы, можно сделать искусственную. Сделать её проще всего во время оттепели. Скатав большие комья и сложив их вместе, подсыпают снег лопатами. По склону горы его разравнивают и утрамбовывают, а по бокам насыпают невысокие валики. Наклон горы не должен превышать 45 градусов. Чем гора выше и длиннее, тем увлекательней катанье. На верху горы делают широкую, ровную площадку с невысокими загородками по бокам. На площадку поднимаются по ступенькам, вырубленным в . Параллельно лестнице должна быть гладкая дорожка, для того чтобы удобно было везти наверх. Такую гору из снега легко превратить в ледяную, если полить её водой несколько раз, начиная сверху и постепенно спускаясь вниз.
Для катанья с горы, кроме санок, можно использовать ледянку, она представляет собой кусок толстого льда округлой формы, в котором сделана выемка для сиденья; сбоку раскаленным гвоздем просверлено отверстие, через которое продета веревка. Хорошая ледянка получится из старого решета, если наморозить на него снизу толстый слой льда.
Катанье на ледянке безопасно; скользит она очень далеко. На ней можно съезжать с горы «кубариком»: находясь на верхней площадке и сидя на ледянке, катающийся просит кого-либо из товарищей завертеть её на месте, как волчок, а потом пустить вниз по горе.
Падающая башня
Для этой массовой игры припасают толстую веревку длиной в 8-10 метров и два квадрата, отпиленные от доски , ширина которой 25-30 см. В обоих квадратах на пересечении диагоналей просверливают отверстия такой величины, чтобы сквозь них можно было свободно продернуть веревку.
До начала игры все желающие в ней участвовать скатывают большие снежные комья и складывают из них «башню» высотой не менее 2 метров. Примерно в 80 см от земли башню насквозь протыкают палкой и в отверстие пропускают веревку. На её концы нанизывают деревянные квадраты и затем завязывают на веревке узлы по обеим сторонам башни. Расстояние между узлами 2,5 -3 м. Когда закончены все приготовления к игре , ведущий назначает трех её участников в резерв, а остальных делит на две команды, одинаковые численностью и примерно равные по силам. Команды становятся колоннами по одному так, что их разделяет башня. Игроки обеих команд берутся за веревку, оставляя с каждой стороны свободный конец, достаточный для того, чтобы за него могли ухватиться 3 человека. Держаться за веревку между узлами и башней не разрешается.
По указанию ведущего игроки слегка натягивают веревку, и одна команда немного продвигается вперед, а другая отступает до тех пор, пока узлы не окажутся на одинаковом расстоянии от корпуса башни. Тогда ведущий дает сигнал. Сейчас же каждая команда изо всех сил начинает тянуть за веревку в свою сторону.
После упорной борьбы более сильная команда перетянет своих противников настолько, что один квадрат будет прижат узлом к корпусу башни. Как только это произойдет, резервные игроки по знаку ведущего присоединяются к той команде, которая добилась перевеса. Такое подкрепление решает исход борьбы: при дружных усилиях башня падает в сторону команды – победительницы.
Шар за город
Играющие делятся на две команды, по 5-15 человек в каждой, выбирают двух ведущих и вооружаются клюшками.
На площадке краской отмечают четыре параллельные линии, обозначающие границы двух “городов”. Длина этих границ определяется числом играющих: на каждого отводится 2 шага.
Каждая команда выстраивается шеренгой на передней границе своего города по всей её длине. На середину поля, разделяющего города, выходят ведущие и меряются на клюшке: так определяется, какой команде начинать игру.
По сигналу судьи ведущий команды, начинающей игру, кладет перед собой крокетный шар (или мяч, сшитый из тряпок) и ударом клюшки направляет его к городу противников. Играющие другой команды, не преходя в поле за черту, задерживают шар и отбивают его обратно.
Так поочередно команды бьют по шару; каждый раз, когда он перекатится через заднюю черту города, судья засчитывает команде, которая била 1 очко.
Столбики
Два городка примерно до половины зарывают в снег и плотно его утаптывают расстояние от одного городка до другого 12-15 шагов.
От каждого городка вправо проводят черту - “границу” - длиной в 10 шагов; её конец отмечают вешкой. Против городков, в 7-8 шагах от них; очерчивают небольшие квадраты -”крепости”. Ещё на 20 шагов дальше параллельно границе обозначают вешками линии “кона”. На каждый городок, зарытый в снег, ставят второй городок, который в игре называется столбиком.
Играют две команды, по 5-12 человек в каждой. Как одна, так и другая команда занимает свой кон и выстраивается здесь шеренгой, повернувшись лицом к крепости.
Игрок, стоящий в шеренге с краю, против столбика, заготавливает три снежка и по сигналу ведущего перебегает в крепость. Отсюда он бросает снежки один за другим, стараясь сбить столбик. Если удастся это сделать, игрок бежит до границы, ставит столбик на место и возвращается к своей команде. Как только линию кона пересечет первый игрок, второй бежит в крепость и насинает”стрелять” в столбик.
Если , бросив три снежка, кто-нибудь из игроков не попадет в цель, то вся команда, к которой он принадлежит, пробегает от кона до границы и обратно. Тот, кто промахнулся, присоединяется к своим товарищам. Когда команда в полном составе возвратится на кон, толко тогда очередной игрок отправляется в крепость и бросает снежки в столбик.
После того как все игроки одной команды выстрелят по столбику, состязание заканчивается. Может случиться, что последний игрок, бросит все три снежки мимо цели. Тогда окончанием игры считается тот момент, когда команда, пробежав до границы, возвратится в полном составе на линию кона.
Команда, побежденная в состязании, проигрывает столько очков, сколько человек из её состава не успели выстрелить по столбику.
Ведущий и выбранный им помощник контролируют ход игры. Один из них стоит возле кона, другой - у границы.
Веселая поездка
Местом для этой игры служит широкая накатанная дорога или большая площадка, где снег утоптан. В игре может участвовать каждый, кто придет на площадку с санками.
Ведущий делит участников игры на две команды, равные не толко по численности, но и примерно по силам.
Из тех ребят, у которых нет “повозки” , ведущий выбирает себе помощника и двух “пассажиров” приблизительно одинакового роста.
На площадке отмечают две параллельные “дороги” на расстоянии в 6-7 шагов одну от другой. Обе дороги делят вешками на перегоны длиной по 100 шагов. Перегонов столько, сколько играющих в команде, не считая пассажиров. Отступая от каждой вешки в сторону старта 15 шагов, в снег втыкают флажок. Обе команды оставляют на старте по одной “подводе” с пассажиром на санках, остальные подводы отправляются на перегоны и становятся рядом с вешками.
Как только ведущий даст сигнал к началу игры, подвода с пассажиром мчится от старта до ближайшего флажка. Здесь пассажир соскакивает с санок, бежит к вешке, где его дожидается другая подвода, и на ней доезжает до флажка на втором перегоне. То сидя на санках, то пробегая промежутки, отделяющие флажки от вешек, пассажир, сменяя подводы, покрывает все расстояние от старта до финиша. Выигрывает та команда, чей пассажир раньше прибудет на конечный пункт.
Если ребята захотят сейчас же повторить игру, то финиш принимается за старт, а старт - за финиш. И пассажиры совершают “веселую поездку” в обратном направлении. Теперь на каждом этапе им приходится перебегать от вешки к флажку.
Перебежка под обстрелом
Флажками или вешками отмечают старт и финиш. Расстояние между ними 50 шагов. По прямой линии вдоль всего пути от старта до финиша через каждые 5 -6 шагов кладут большой ком снега.
Участники игры делятся на две равные команды; одна из них становится за стартом. Играющие другой команды выстраиваются цепью параллельно ряду снежных комьев, в 10 шагах от него.
По сигналу со старта на финиш перебегает игрок первой команды, огибая комья снега: - справа, другой - слева. Стоящие в цепи “стреляют” в противника снежками. Судья, который находится между стартом и финишем, засчитывает стрелками 1 очко за каждое попадание.
Следующий игрок первой команды начинает перебежку, как только его товарищ достигнет финиша.
Когда первая команда в полном составе соберется на финише, она сменяет своих противников в цепи, а игроки второй команды становятся за стартом и поочередно перебегают на финиш.
Выигрывает та команда, которая наберет большее число очков за меткую стрельбу.
Кругляки
Границы поля длиной в 50 и шириной в 20 шагов обозначаются флажками. Его разбивает пополам поперечная полоса шириной в 4 шага между двумя линиями, отмеченными краской.
Играющие делятся на две команды, по 8-12 человек в каждой, и вооружаются клюшками или толстыми палками. Каждая команда берет два деревянных, отшлифованных с торцовых сторон кругляка диаметром в 20 см, а толщиной в 5 см и занимает половину поля. Играющие одной команды ударами клюшек перегоняют на сторону противников кругляки, заставляя их плашмя скользить по полю, одновременно то же самое делает и другая команда.
Команда, на стороне которой окажутся сразу все четыре кругляка, штрафуется 1 очком. Результат игры определяется после трех пянтадцати-минутных схваток.
Выигрывает команда, оштафованная меньшим числом очков.
Соревнование по "плавлению" льда
Каждой команде выдается достаточно большой блок льда. За определенный промежуток времени члены команды голыми руками должны растопить его как можно больше. В начале и в конце игры куски льда взвешиваются. И та команда, чей блок льда потерял в весе больше, считается победившей в соревновании.
Тир (современный вариант)
На заборе, стене или щитах рисуют мелом большой круг, а внутри него ещё круг меньшего диаметра. Играющие делятся на две соревнующихся команды, которые выстраиваются на расстоянии восьми – десяти метров от мишени.
По общему сигналу играющие начинают лепить снежки и бросать по мишени (кругам). Каждый участник должен сделать по три – пять бросков (по общей договоренности). За точное попадание в малый круг начисляется два очка, в большой круг — одно очко. Выигрывает команда, набравшая большее общее количество очков. Указания к проведению: игра проводится, например, у глухой стены здания, у забора или у двух закрепленных в снегу столбов с фанерными щитами. Играть могут до двадцати человек. Игра будет особенно интересна детям школьного возраста.
Дошкольникам можно также предложить более упрощённый вариант тира: только с одним кругом. Диаметры кругов – мишеней и расстояние до них определяются общими возможностями играющих. Победителями можно объявить команду, игроки которой быстрее других залепят снежками весь круг меньшего диаметра.