Игры для лидер-тренингов
Игра «раз, два, три».
Ведущий садится в круг с играющими, далее говорит: «Раз, два, три» и показывает на вытянутых руках какое-то количество пальцев. Игроки должны, не договариваясь, встать со стульев, причем количество вставших должно соответствовать количеству показанных пальцев.
- Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята.
Игра «Как тебя зовут?»
Дается набор цветных карандашей, фломастеров, лист бумаги. За две минуты необходимо написать свое имя и три своих индивидуальных качества. (Например: Анна, добрая, умная, активная). После каждый из присутствующих держит лист перед собой и произносит вслух то, что он написал.
- По скорости выполнения, по тому, кто первый взял фломастер, какого он цвета можно определить лидерские качества ребенка. От того, каким цветом он воспользовался так же определяется психо - эмоциональное состояние ребенка.
Игра «Веревочка».
Для проведения игры нужна веревка, концы которой должны быть завязаны, образуя кольцо. Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку. Задание для группы: как можно быстрее с закрытыми глазами, не выпуская из рук веревки, построить геометрические фигуры: треугольник, квадрат, шестиугольник.
Деловая игра «Лидер».
Группа делится на подгруппы по 3-5 человек, каждой из них необходимо найти 10 определений, характеризующих, на их взгляд, лидера. Далее группа знакомит остальных со своим мнением. В ходе организованного общего обсуждения группа составляет портрет-характеристику лидера.
Деловая игра «Качества и умения лидера».
Работу можно организовать в подгруппах по 5 – 7 человек. Ребятам предлагается составить перечень качеств и умений, которыми, по их мнению, должен обладать лидер, чтобы эффективно руководить деятельностью в группе. Общее обсуждение после групповой работы должно закончиться составлением общего списка.
Дискуссия «Влияние лидера на группу».
Участникам дискуссии предлагается обменяться мнениями по проблемам: как влияют ценности лидера на формирование групповых ценностей, каким образом лидер влияет на принятие групповых решений, может ли группа принять решение, противоположное решению лидера и каким образом, как стиль лидерского руководства влияет на организацию работы в группе.
Дискуссия «Команда лидера».
Группе предлагается обсудить следующие темы: может ли лидер один планировать, организовывать, руководить и контролировать деятельность в группе? Кто может ему в этом помочь? Как найти помощников? Какие функции лидер должен выполнять сам, а какие – может делегировать другим? Какими качествами и полномочиями должны обладать представители «команды лидера»? Сколько должно быть помощников у лидера? Кто, в конечном итоге обеспечивает эффективность работы группы?
Дискуссия «Лидерство».
Участникам группы предлагается обсудить следующие проблемы: являются ли лидерские способности врожденными или приобретенными; кто может стать лидером, а кто не может; нужно ли стремиться развивать в себе лидерские способности и почему; где могут пригодиться лидерские качества и организаторские умения. Можно дополнить дискуссию групповой работой: с помощью ответов на предлагаемые вопросы участникам удастся составить представление о сфере воспитания лидерских качеств.
- 1. Можно ли стать лидером, воспитать в себе лидерские качества?
- 2. Какими качествами должен обладать лидер?
- 3. Считаете ли вы себя лидерами? Почему?
- 4. Нужны ли лидеру знания организаторской работы?
- 5. Какую функцию в коллективе выполняет лидер?
- 6. Каково отношение лидера к членам коллектива?
- 7. В чем проявляется активная лидерская позиция?
Деловая игра «Рецепт».
Подгруппы, состоящие из 3-5 человек должны составить «рецепт»: как стать лидером. «Рецепт» может содержать только перечень компонентов, может быть дополнен «технологией приготовления». Можно заменить компоненты и технологию перечнем из 10-15 глаголов, последовательно описывающих путь становления лидера.
Игра «Хочу все знать».
Лидерам дается список фактов, которые они должны выяснить в группе. Например:
- - сколько пуговиц всего на одежде членов группы,
- - общий рост в сантиметрах всех членов группы,
- - общий возраст всех членов группы.
- - список хобби ленов группы.
Игра «Перестройка».
Группе дается задание построиться по каким либо определенным признакам, на время (засекает ведущий). Например: по цвету глаз (от светлых к темным); по номерам квартир (от 0 до…); по дням рождения (от января к декабрю) и т.д.
Игра «Ощущения».
Участники становятся в одну линию (в затылок). Человек стоящий сзади, без слов, прикасаясь к стоящему перед ним игроку, передает какое либо чувство тот передает следующему и т.д. Игрок, который стоит самым первым, должен сказать, что за чувство дошло до него. Затем стоящий в конце становится в начало, а тот, кто стоял первым становится последним.
Счет от 0 до 10.
Играющие закрыв глаза, должны сосчитать от 0 до 10, при этом каждую новую цифру говорит только один человек. Если какую либо цифру произнесли несколько человек, все начинается с начала. Игра «Веревочка2» Ребята должны взявшись за руки и с закрытыми глазами построить: квадрат, треугольник и т.д.
Ролевая игра "Съемки фильма"
Ведущий объясняет, что следующая игра направлена на демонстрацию того, как важно уметь находить в людях их лучшие качества, уметь разбираться в человеческой психологии.
Ведущий назначает одного участника на роль продюсера фильма. Его задача состоит в том, чтобы "снять фильм", а на самом деле организовать какую-нибудь сценку. Сам он должен лишь ограничиться "общей политикой": выбрать из участников режиссера и поставить перед ним задачу в общих чертах: снять интересный фильм, задействовать хорошего сценариста, хороших актеров, композиторов и т.д. На "съемку фильма" отводится время в пределах 10 минут. Незадейственные участники (или ведущий, если все участники будут принимать участие в "фильме") должны оценить фильм по 5-балльной оценке.
После просмотра "фильма" все участники садятся в круг и обсуждают следующие вопросы:
- Сделал ли "продюсер" единственно правильный выбор?
- Все ли участники согласны с теми ролями, которыми им отвел режиссер, продюсер?
- Как стоило продюсеру и режиссеру строить предварительные собеседования с претендентами, чтобы лучше выяснить сильные и слабые стороны каждого?