Игры для детских праздников 8

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
IMG 8142m.jpg

Посиделочные игры

Посиделочные игры — особый вид общения, дававший возможность в игровой, иносказательной форме в достаточно жёстких рамках проявить свои симпатии и антипатии, продемонстрировать ловкость, смекалку, организаторские способности.


«Менялы»

Количество участников: 5 — 30. Материальное обеспечение: по 15 горошин на каждого игрока. Игрокам выдается по 15 горошин. Дается сигнал для начала игры, после которого игроки подходят друг к другу и, зажав любое количество горошин в руке, спрашивают: «Чет или нечет?». Если второй игрок угадывает, он забирает эти горошины себе, если ошибается — отдает такое же количество горошин игроку, задавшему вопрос. Когда у игрока заканчиваются все горошины, он выходит из игры. Запрещается два раза подряд играть с одним и тем же участником. После окончания игры участники подсчитывают свои горошины, и победителем объявляется тот, кто набрал больше всех. Рекомендации. Вместо горошин можно использовать скрепки, спички, мелкие пуговицы.


«Шерлок и Ватсон»

Количество игроков: 10 — 30. Материальное обеспечение: повязка на глаза. Все встают в круг и берутся за руки, кроме двух игроков, которые стоят внутри круга. Одному из них завязывают глаза — это Шерлок. Шерлок должен поймать другого игрока — Ватсона. Игрок с завязанными глазами зовет: «Ватсон!». Ватсон должен откликнуться: «Шерлок!». Так Шерлок может определить, где находится Ватсон. Ватсон должен оставаться внутри круга, и всякий раз, когда Шерлок кричит «Ватсон!», он должен отвечать «Шерлок!». Когда Ватсон пойман, он становится Шерлоком с завязанными глазами. Предыдущий Шерлок выбирает нового Ватсона, а сам присоединяется к кругу. Игра продолжается, пока каждый не побывает Шерлоком и Ватсоном.


«Пары по кругу»

Все разбиваются на пары и выбирают водящего. Все остальные игроки встают вокруг него. По команде водящего «Лицом к лицу!» игроки в паре поворачиваются лицом друг к другу. Потом может следовать команда «На место!», тогда все становятся так, как раньше. Команд может быть сколько угодно, но при команде «Меняйтесь в парах!» каждый игрок ищет себе нового партнера. В это время водящий также ищет себе место. Тот, кто останется без пары, становится водящим.


«Жмурки на позиции»

Количество участников: 10 — 20. Прежде чем завязать глаза «слепому» каждый игрок занимает позицию, на которой он должен оставаться во время игры. Когда все встали на позициях, один из игроков надевает повязку «слепому», берет его за руки и раскручивает, чтобы сбить с толку. После этого «слепой» на ощупь начинает искать играющих. Игроки могут менять позиции, становиться на колени, садиться, принимать различные положения, чтобы обмануть «слепого», но они должны всегда касаться рукой или ногой первоначальной позиции. Двум игрокам разрешается меняться местами, но это перемещение не должно происходить, когда «слепой» подходит к позиции, ибо если он никого не находит на месте, то игрок, стоявший там, считается пойманным. Чтобы освободиться, «слепой» должен угадать имя схваченного. Если он ошибается, товарищи извещают его об этом хлопаньем в ладоши, и он продолжает свои поиски. Если «слепой» удалится из района игры или приблизится к опасности, его предупреждают криком «Огонь!».


«Ласточка»

Количество участников: 8 — 10. Жребием определяют, кому быть «ласточкой». Этому игроку завязывают глаза, как в жмурках, и он становится, широко раздвинув ноги, на черту, которую предварительно проводят по игровой площадке. Другие игроки размещаются сзади «ласточки» и один за другим бросают свой жгут (скатанный платок) между ее ног, стараясь забросить как можно дальше. Когда все жгуты брошены, «ласточку» об этом предупреждают, и она начинает их искать. Она становится на корточки и шарит вокруг себя по земле руками, двигаясь все время вперед. По мере того как она оставляет за собою жгуты, владельцы могут их поднимать. Когда «ласточка» нащупает один, то его владелец становится «ласточкой». Другие игроки «поздравляют» его со вступлением в роль «ласточки», награждая ударами жгутов и преследуя, пока он обегает по кругу, обнимающему район игры.


«Птицы в клетке»

Перед началом игры участники образуют два круга. Находящиеся во внутреннем круге берутся за руки. Они в ходе игры изображают «клетку». Игроки внешнего круга за руки не держатся. Это «птицы». Под музыку «клетка» движется вправо, а птицы влево. По сигналу клетка останавливается, игроки поднимают руки вверх. В это время «птицы» могут свободно влетать и вылетать из нее. Клетка не может задерживать «птицу». По второму сигналу клетка захлопывается, т.е. все опускают соединенные руки вниз и приседают. Пойманные «птицы» становятся во внутренний круг, который увеличивается в размерах. После этого игра возобновляется. Так она проводится 3-4 раза. Подсчитывается количество пойманных «птичек». Игроки в кругах меняются ролями. Теперь тот, кто изображал «клетку», становится «птицей» и наоборот. Выигрывает тот круг, который сумел в ходе соревнования поймать больше «птиц».


Дворовые игры

Дворовые игры — не просто развлечение, это еще и обучение. Игры на улице обычно очень подвижные и активные. Они способствуют улучшению координации движений и физической формы детей. Кроме того, игры на улице, чаще всего командные и в них принимает участие несколько игроков, благодаря чему у ребенка вырабатывается командный дух.


«Ловля цепочкой»

Играющие размещаются на ограниченной линиями площадке (размером примерно с волейбольную). Выбирается водящий, который перед игрой становится за пределами площадки. По сигналу водящий вбегает на площадку и начинает преследовать игроков, свободно бегающих по площадке. Первый осаленный игрок становится помощником водящего. Они бегают цепочкой. Третий игрок, пойманный парой ловцов, присоединяется к ним, и они уже втроем начинают преследовать остальных. Каждый очередной пойманный присоединяется к ловцам. Пойманным считается игрок, которого ловцы окружили, при этом крайние в цепочке должны сомкнуть руки. Цепочка ловцов увеличивается, и спасаться от них становится все труднее.


«Волк и ягненок»

Количество участников: 8 — 12. Все играющие, кроме одного — «волка», становятся один позади другого, держась за одежду (или за бока). Стоящий впереди называется «пастухом», последний — «ягненком», а все остальные «овцами». «Волк» становится перед «пастухом», и игра начинается. «Волк» стремится схватить «ягненка», которого защищают «овцы» и «пастух». Последний протягивает вперед руки и старается преграждать путь волку, не задерживая его. Роль «овец» заключается в том, что они должны двигаться так, чтобы находиться, по возможности, дальше от «волка» и прикрывать «ягненка», оставаясь все время вместе. Если «волку» удается изловить ягненка, роли меняются. «Ягненок» становится «волком», а «волк» занимает место «пастуха», который уходит тогда на второе место. Так, каждый игрок последовательно бывает «волком», «пастухом», «овцой» и «ягненком». Такое же изменение имеет место, если цепь порвется.


«День и Ночь»

Количество участников: 10 — 40. Играющие делятся на две одинаковые группы: на группу «Дня» и группу «Ночи». На обоих концах площадки, где происходит игра, отмечают место «убежища», или «городка» для каждой группы. На равном расстоянии от каждого «убежища» находится старший, руководитель игры. Играющие каждой группы, находясь по стороне своего убежища, располагаются в ряд на расстоянии пяти шагов от старшего. Старший бросает в воздух кружок-дощечку, на одной стороне которой наклеена белая бумага, а на другой черная. Если дощечка падает белой стороной вверх, старший кричит: «День!», когда же она падает черной стороной вверх, он кричит: «Ночь!». В первом случае, т.е. если дощечка упала белой стороной вверх, старший крикнул «День!», играющие этой группы бросаются бежать к своему «городку». Играющие же второй группы оборачиваются и стараются поймать первых. Каждый играющий, к которому преследующий его противник успел прикоснуться, переходит на сторону противника и участвует в ловле игроков противоположной стороны. Во втором случае, т.е. если кружок упал черной стороной вверх, игра происходит таким же образом, только в обратном порядке. Игра кончается, когда переловлены все играющие одной из групп.


Конкурсы

Конкурс (от латинского concursus) — соревнование с целью выделить наиболее выдающегося конкурсанта — претендента на победу. Главное отличие игрового принципа от конкурсного в том, что конкурсный принцип игры требует выявления лучшего. В игре лучшего выявлять не нужно, да и какой «лучший» может быть в прятках или жмурках? А в конкурсе лучший должен выявляться. В этом основное отличие конкурса от игры. Как и игра, конкурс делится на составные части. Это могут быть и массовые конкурсы, в которых участвуют все гости праздника (например, конкурс на лучший танец), с выделением и поощрением самых активных, оригинальных исполнителей, дуэтов, квартетов и т.п. И групповые, где в группах проводятся конкурсы с выбыванием проигравших, или — что сегодня более перспективно и важно — победителей. Победители или проигравшие выделяются или в ходе самой игры, или по реакции зрителей (например, по шумному приветствию), или каким-то другим приемом. Главное, чтобы проигравшие не уходили со сцены обиженными. А это зависит и от мастерства ведущего, и от подбора игр.

Очень важный момент: если есть возможность, чтобы с эстрады участники уходили победителями, то используйте это. Одна из задач ведущих–игровиков — дать людям шанс испытать радость победы. Пусть маленькой, но победы. А проигравшие должны уходить с радостью участия в конкурсе, так, чтобы у них на лицах были улыбки. Наградой им за проигрыш будут и аплодисменты зрителей, и добрые слова ведущего, и призы (в «игре» призы не нужны). Именно такие конкурсы должны подбираться, а не такие, которые будут вызывать чувство неловкости.


«Что ни шаг, то слово»

Конкурс проводят двое ведущих. Задача для участников игры — пройти от своего стула до стула противника и с каждым шагом говорить то или иное слово. Какое значение должны иметь эти слова, пока неизвестно. Участник состязания узнает об этом от ведущего, за руку с которым проходит дистанцию. Объявляя значение слов, оба ведущих говорят участникам одновременно (например, «Дикие звери» и «Овощи»). Участникам надо назвать десять слов на тему, пройти дистанцию и сесть на стул.


«Швеи»

Количество участников: 10 — 30. Материальное обеспечение. Тонкая веревка или тесьма (длиной 2-3 м) для каждой команды. Игроки делятся на две команды (по 5 — 15 человек). В каждой команде выбирается «швея», которой вручается веревка. По команде ведущего «швеи» начинают «пришивать» членов своей команды друг к другу, продевая веревку через их одежду. Выигрывает та «швея», которая сделает это быстрее других. Игрокам команды разрешается помогать «швее» себя «пришивать». Примеры и дополнительные материалы: «пришивать» игроков можно через петли одежды, ремешки часов, бусы, шлевки брюк, манжеты и т. п.


«Женщина - это…»

Количество участников: 5 — 25. Участники игры по очереди перечисляют необходимые признаки названного понятия. Кто не может ответить — выбывает из игры. Выигрывает участник, назвавший последнее определение. Примеры и дополнительный материал. Пример ответов «Лето – это…» поездка к морю; фрукты; путешествия; противные насекомые; солнце; жуткая жара.


«Окольцовка»

Количество участников: 4 — 20. Материальное обеспечение: канцелярские резинки различных цветов. В игре участвуют соперники одного пола, например мальчики. Каждый игрок получает канцелярские резинки своего цвета. Задача участников — за одну минуту надеть резинки на запястья как можно большему количеству девочек. Тот участник, который «окольцует» больше всех, объявляется победителем.


«Барабанщики»

Все рассаживаются на стульях или на длинном диване в одну линию. Далее кладут руки на колени, только не на свои. Руки располагаются следующим образом: надо положить их на колени к соседям справа и слева. В свою очередь, на ваших коленях оказываются руки соседей: на правом колене рука правого соседа, на левом — левого. Крайние игроки в цепочках задействуют только одну руку. По самой крайне коленке делается 2 хлопка рукой. Далее делается 1 хлопок по второй коленке. Затем делается 1 хлопок по третьей коленке. Далее хлопок по следующей коленке и так до конца. Самое главное — следить за руками и не путать, чтобы хлопки совершались по всем коленкам друг за другом. По последней коленке надо хлопнуть 2 раза и запустить все в обратную сторону. Если кто-то сбивается, например раньше времени делает хлопок рукой, бьет не по той коленке или забывает в конце цепочки сделать 2 хлопка, то он эту «провинившуюся» руку убирает за спину. Хлопки по коленям продолжаются, но теперь в цепочке на одну руку меньше. Выигрывает тот, кто останется в цепочке до конца.


«Мужик»

(источник — игра «Илья-кудреватый») Материальное обеспечение: бутафорская борода, двое грабель. Все участники игры условно делятся на две команды, к ним подходит «Мужик» — водящий, которому прицеплена условная «борода», в его руках двое грабель (можно детских, игрушечных). «МУЖИК».

Идет бородатый
Мужик богатый!
Кто бороду подмажет —
Мужика уважит!

После этих слов «Мужик» разъединяет руки. Звучит музыка. Каждая команда игроков «подмазывает бороду»: украшает «свои» грабли различными предметами, элементами одежды и обувью. Выигрывает та команда, чьи грабли окажутся тяжелее. Вариант: кто быстрее заполнит кувшин до верха.


«Ключники»

Две команды выстраиваются лицом друг к другу. Каждая команда начиная с первого игрока обматывается одной длинной веревкой по талии так, чтобы место перекрещивания веревки находилось спереди. На этом подготовка к конкурсу заканчивается. Первым игрокам вручаются ключи, которые они надевают на веревку. Командам нужно как можно быстрее провести ключ по веревке до конца.


«Роддом»

Количество участников: несколько пар (достаточно 4-5). Все расходятся по разным половинам зала и встают на значительном расстоянии друг от друга. Ведущий объясняет условия игры: «Мужчины стоят под окнами родильного дома, в котором находятся их жены. Как известно, в наших роддомах можно общаться только через окно при помощи мимики». Звучит музыка, жены старательно объясняют (до этого каждая из них получила записку, где указано — кто у нее, мальчик или девочка, какой вес, а также названы три предмета, которые она желала бы получить от мужа, ими может быть что угодно — билет на балет, хлопушка, цветной телевизор и т.д.). В определенный момент музыка останавливается. Ведущий просит по очереди каждую пару отчитаться. Сначала слово дается мужу. Он рассказывает о том, что сообщила ему жена. А затем жене — она читает свою записку. Выигрывает пара, наиболее верно понявшая друг друга.


«Гонки автомобилистов»

У финиша стоят пять стульев. На них садятся пять «водителей». «Водители» берут в руки металлические трубки, к которым прикреплены шнуры. На конце каждого шнура находятся детские гоночные машинки, которые стоят на линии старта. По сигналу «водители» начинают наматывать шнур на металлическую трубку, вращая ее обеими руками. Победителем считается тот «водитель», чья машина первой придет к финишу.


«Шило на мыло»

Ведущий вызывает двух участников игры. Одному вручается шило, другому – мыло. Каждому из них следует за определенный промежуток времени в четыре этапа выменять эти предметы на что-нибудь более ценное. Когда прозвучит команда ведущего «Торги окончены!», участники подходят к нему. Побеждает тот, кто принес самую ценную вещь.


«Предприниматель»

Количество участников: от 6 и более. Ведущий объясняет условие игры: каждый — «предприниматель», открывает свое дело, для начала — маленький магазинчик. Так как связи уже налажены, каждый из Америки повезет товар; обращаясь к участникам, ведущий спрашивает, что именно. После предварительного выяснения ставит условие игры: вывезти из-за океана тот товар, название которого начинается с определенной буквы. Вначале ведущий произносит буквы в порядке алфавита, а затем этот порядок нарушается. Тот из участников, кто думает больше двух секунд, выходит из игры.


«Попробуй, разъедини»

Материальное обеспечение: два одинаковых обруча размером 45 см в диаметре. Ведущий приглашает на сцену юношу и девушку. Когда они поднимутся на эстраду, ведущий предлагает юноше взяться левой рукой за один обруч, а правой, просунув ее сквозь первый обруч, взяться за второй обруч. А теперь разъедините обручи, не отрывая от них рук. (Надо обруч, который находится в левой руке, пропустить через все туловище и таким образом разъединить обручи, не отрывая рук). Если юноша не сумеет сделать это, ведущий предлагает попробовать решить головоломку девушке. Далее ведущий предлагает юноше и девушке по сигналу проскользнуть в свой обруч шесть раз. Кто быстрее, тот выиграл.


Межпространственные аттракционы

«Не промахнитесь»

Материальное обеспечение: «мячик» из газеты. Скомкайте бумагу и перевяжите ее крест-накрест бечевой. Возьмите мячик в правую руку и встаньте спиной к открытой двери в четырех шагах от нее. Поверните голову, насколько можно, вправо и через левое плечо бросьте «мяч» так, чтобы он вылетел в дверь. Расстояние маленькое, цель большая, но редко кто сможет с одного раза выбросить «мяч» за дверь.


«Возьми приз»

Материальное обеспечение: три тарелки. На столе устанавливаются тарелки. В две крайние наливают воду, а в среднюю кладут приз. Участнику игры завязывают глаза. Повернувшись несколько раз на месте, играющий должен пройти определенное количество шагов и взять приз из тарелки.


«Убегающий шнур»

Материальное обеспечение: яркий цветной шнур длиной 5-7 метров. Два стула ставятся на расстоянии 5-7 метров один от другого, спинками друг к другу. Между стульями по полу протягивается шнур, каждый конец которого доходит до линии передних ножек стула. В игре участвуют двое. Они садятся на стулья, спиной друг к другу. По сигналу играющие должны поменяться местами (при этом каждый должен встать, обежать свой стул справа, добежать до стула «противника», сесть на этот стул), наклонившись, быстро схватить конец шнура и выдернуть шнур из-под стула.


Напольные аттракционы

«Переход пропасти»

Количество участников: 2 – 15. Материальное обеспечение: веревка длиной 3 – 5 м. На земле раскладывается веревка. Все участники делятся на две команды. Игроки одной команды становятся шеренгой (боком друг к другу) и берутся за руки. Каждая команда приставным шагом движется по веревке (команды начинают движение с противоположных концов веревки). Самое трудное — разойтись по веревке, когда команды встречаются (лицом друг к другу). Команда, игроки которой сошли с веревки, считается проигравшей. Для того чтобы выиграть, разрешается сталкивать игроков противоположной стороны команды с веревки. Игра будет пользоваться большей популярностью, если разделять игроков в команды по половому признаку. Современный вариант игры: когда команды встречаются (лицом друг к другу), участникам разных команд нужно помочь пройти по верёвке дальше.


Хороводные игры

Хороводные игры — вид коллективной игры, который способствует сплочению коллектива, развитию умения играть вместе, договариваться, советоваться, уступать друг другу, приходить к совместным решениям, воспитанию чувства дружбы, ответственности.


«Цепь-змея»

Количество участников: до 30 человек. Один из играющих — вожак, а все остальные образуют длинную «цепь-змею» — «алан». Участники игры следуют по извилистой линии за ведущим, причем каждый игрок должен следить за тем, чтобы не попасть в «узелок». Попасть же в «узелок» может каждый, потому что водящий неожиданно проскакивает под руками любой пары рук и, продолжая бег, затягивает «узел». И вот тут надо суметь игроку, попавшему в «узелок», присесть и развернуться, чтобы продолжать бег в нужном направлении. Кто растеряется и разорвет руки, не сумев мгновенно соединиться со своим соседом, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока останется половина игроков. Они побеждают.


«Змейка»

Играющие становятся друг за другом и берутся за руки. Встать надо одинаково, чтобы все были лицом в одну сторону. Одного из крайних выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех играющих, на бегу описывая разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, закручиваясь вокруг крайнего игрока и т. п. Здесь ведущий должен проявить свою фантазию. Если в змейку играют младшие ребята, то они не должны бегать быстро. Цель ведущего — как можно больше укоротить змейку, а остальные игроки должны постараться продержаться в змейке до конца игры. Те игроки, которые не удержались и расцепили змейку, из игры выбывают.


«Ручеёк»

Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руку, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Чем больше участников, тем веселее игра.


Игры в кругу

«Письмо»

Количество игроков: 7 — 35. Игроки становятся в круг и берутся за руки. Водящий — в центре круга. Один из участников говорит: «Я посылаю письмо…» и называет имя любого игрока, стоящего в кругу. «Письмо» он передает легким пожатием руки правого или левого соседа. Игрок, чью руку пожали, должен передать это пожатие следующему игроку. Когда игрок, которому посылалось «письмо», ощутит пожатие, он должен сказать: «Получил», — и в свою очередь объявить, кому он посылает письмо, и передать рукопожатие в одном из направлений. Задача водящего — перехватить «письмо». Для этого он должен указать на человека, передающего «письмо» в данный момент. Сделать это сложно, поскольку водящий не знает, в каком направлении передается «письмо». Если водящему удается засечь «письмо», он становится в круг, а место водящего занимает человек, пойманный водящим на передаче «письма».

Рекомендации. Игру можно проводить, сидя на стульях и положив руки на колени соседним игрокам. Можно посылать «письмо» самому себе.


Игро-танцы и танцевальные игры

Рассмотрим два разных игровых принципа. Название каждого из них состоит из двух слов. Смотрим: какое слово стоит на первом месте. Это слово и есть доминанта данного игрового принципа. «Игро-танцы» — значит «игра» здесь главное, а «танец» — подспорье. «Танцевальная игра» — главенствует «танец», а «игра» является украшающей его деталью.


Игро–танцы

Танец с предметом

Количество участников: 8 — 50. Материальное обеспечение: небольшой предмет, музыкальное сопровождение. Все игроки танцуют и одновременно передают друг другу небольшой предмет (игрушку, апельсин). Ведущий время от времени выключает музыку. Тот, у кого в этот момент оказался в руках предмет, выбывает. Выигрывает последний, кто остался на танцевальной площадке. Рекомендации. В эту игру можно играть не на выбывание, а на фанты (игрок, оставшийся с предметом, дает фант, а в конце танца проводится розыгрыш фантов).


Танцевальный марафон

Все желающие играть разбиваются на группы по 8-10 человек и по группам рассаживаются на стулья вдоль стен. Каждая группа выбирает себе мелодию какого-нибудь танца. Звучит веселый марш. Ведущий приглашает по очереди играющих за собой. Те, на кого он указал, идут маршем вслед за ним. Когда по залу, извиваясь, движется цепочка играющих, происходит смешение групп. Мелодия марша вдруг обрывается и звучит мелодия одного из выбранных танцев. Группа, танец которой исполняется, должна сесть на свои места, пока ведущий не успел сосчитать до трех. Те, кто на счет «три» еще на месте, выбывают из игры. Выигрывает та группа, которая к концу игры будет насчитывать большее количество человек. Танец, который выбрала группа-победительница, исполняют все.


«Приглашение парой»

На эстраде стоит юноша с цветком в руке. К нему подходят две девушки. Одну из них он приглашает на танец, другой отдает цветок. К девушке, оставшейся с цветком, подходят два юноши. Одному она отдает цветок, с другим идет танцевать и т.д.


«Музыкальные змейки»

Игра проводится под музыку. Играющие делятся на несколько равных групп и выстраиваются шеренгой в затылок. Шеренги становятся параллельно друг другу. Каждая из них выбирает себе какой-нибудь музыкальный мотив. Как только исполняется избранный мотив, шеренга начинает двигаться, танцевать, заплетаясь среди других участников. Когда мотив меняется, шеренга останавливается в том положении, в каком застала ее смена мотива, а двигаться начинает та шеренга, избранный мотив которой зазвучал. Выбрав момент, когда шеренги сильно переплетены, ведущий дает команду. По свистку все группы должны встать в первоначальном порядке. Выигрывает группа, выстроившаяся первой.


«Разноцветный танец»

Вариант № 1. Пока звучит музыка — все танцуют. Как только музыка обрывается, ведущий объявляет определенный цвет, и все стараются дотронуться до того человека, на одежде которого этот цвет есть. Дальше Водящим становится тот, до кого дотронулось большинство; или — кто не успел дотронуться до цвета; или игру продолжает сам Ведущий.

Вариант № 2. Из игрового представления Театра Охочих комедиантов «Как Масленица и Пост Весну встречали!» ТЁМА. Для начала гуляночки

Предлагаем вам
Не конфеточки-бараночки,
А танец лихой
И, как Радуга, цветной.

Объясняет зрителям условия танца.

Значит так!

Как звучит музыка — все танцуем!

АНЮТА. Танцуем — как умеем! А не умеем — все равно танцуем! В ходе танца мы будем называть цвета, а вы смотрите — на одежде кого эти цвета есть! И тут же — на счастье! — касайтесь этого счастливчика рукой!

ТЁМА. Например, я кричу «синий», и вы касаетесь того, на ком есть одежда синего цвета! Коснулись — и тут же беремся за руки и водим вокруг него хоровод! АНЮТА. Как все цвета радуги переберем — точно счастье обретем!


«Девчата - на шею»

ПОСТ. И тряхну! Но не стариной, а молодостью! Пусть знают, что не только Масленица веселить умеет!

Зрителям: Судари и сударыни! Госпожа Масленица одаряет вас своей игрой! Называется игра «Девчата — на шею!»

Объясняем условия игры.

Масленице: Ты сама-то не отлынивай — помогай!

МАСЛЕНИЦА. Объясняем условия игры.

ПОСТ. Парни становятся в круг — сплоченный мужской круг — плечом к плечу и спинами к центру. Парни становятся в круг: спинами к центру и плечом к плечу. Помощники-скоморохи помогают им.

МАСЛЕНИЦА. А девчата располагаются вокруг парней – в своем «девичьем» кругу. Девчатам: Браться за руки не надо — каждой из вас руки еще пригодятся.

ПОСТ. Звучит музыка. Парни стоят на месте.

МАСЛЕНИЦА. А девчата движутся вокруг них — «на посолонь». То есть по движению солнца. Движутся под музыку, танцуя и приплясывая — чтобы и на парней посмотреть, и себя показать!

ПОСТ. Но как только музыка оборвется, девчата кидаются на шеи к парням. А та девица, которой парень не достанется — получит особый приз. Какой — пока секрет.

Проводится игра.
Музыка оборвалась.
Девчата кинулись на шеи парням.
Одной девице парень не достался.

ПОСТ (одинокой Девице). А ты, сударыня, не расстраивайся! А выбирай себе из парней в кругу того, кто больше приглянулся!

Девица выбирает себе парня и выводит его из круга.

МАСЛЕНИЦА (Парню и Девицы). Рук не отпускайте и стойте здесь — игра еще не кончилась!

Игра «Девчата — на шею!» проводится несколько раз, пока не останется одна девушка. Ей предлагается выбрать любого парня из зрителей.

ПОСТ. Пары выбраны — объявляем медленный танец!

МАСЛЕНИЦА (остальным зрителям). И всех желающих приглашаем поучаствовать в нём!

ОБА. Медленный танец.

Зрители танцуют медленный танец.

«Веселые тройки»

Участники игры сначала встают в кружки по три человека. Затем двое берутся за руки, а третий встает в середину. В середине большого круга находится водящий. По команде водящего «Средний, ко мне!» стоящие внутри пар выходят в середину большого круга и берутся за руки вместе с водящим. По второй команде все образовавшие внутренний круг, держась за руки, движутся в одну сторону, а те, кто находится во внешнем круге, — в другую. Пары внешнего круга могут двигаться боковым шагом, приплясывая или кружась. По сигналу руководителя пары останавливаются и приподнимают руки, а все находящиеся во внутреннем круге, в том числе и водящий, стараются занять место в середине какой-либо пары. Оставшийся без места становится водящим. При повторении игры в каждой тройке игроки меняются местами так, чтобы по команде «Средний, ко мне!» в круг выходили каждый раз новые игроки. Игра пойдет веселее, если ее проводить под музыку. Тогда, двигаясь по кругу, пары могут танцевать какой-либо танец, а внутренний круг — повторять движения, которые показывает водящий. Тот, кто остался без места, должен по желанию играющих что-нибудь исполнить: станцевать, спеть и т.д.


Танцевальные игры

«Ламбада с фигурами»

В известный танец «ламбада» добавляется элемент игры «лавата»: то есть помимо общеизвестного «паровозика-ламбады» ведущему предоставляется право руководить изменениями в ходе танца. Как известно, «ламбаду» танцуют, встав в позицию «паровозик» и держась за бока (талии) друг друга. Танец начался, и ведущий предлагает всем танцующим взяться: за плечи друга, за бедра, за уши, за колени и так по нескольку раз. Важен подсказ ведущего: «За что держимся, тем покачиваем!». И еще одна команда: «А теперь… повернулись и пошли в другую сторону!».


«Рок-н-ролл с переходами»

Звучит зажигательная рок-н-ролльная музыка. Все танцуют. Музыка обрывается, и каждый участник танца должен быстро сменить партнера. В танец добавится азарт, если один его участник будет без пары.


«Топ-нога»

Вариант № 1 — «Классический». Этот танец хорошо идет под тустеп «Девочка Надя», особенно когда музыка ускоряется. Участники танца, взявшись за руки, образуют круги по четыре человека.

Движения танца:

— четыре раза топнуть правой ногой;
— четыре раза топнуть левой ногой;
— движение по кругу вправо (под счет до «восьми» — на «цифре «восемь» поворот в другую сторону);
— движение по кругу влево (под счет до «восьми»);
— «круги-четверки» разбиваются на пары;
— «ворота»: держась за руки, пары проходят друг у друга под руками («первая» пара проходит под руками у «второй» пары, затем «вторая» — под руками у «первой» и снова: «первая» — под руками «второй» и «вторая» — под руками «первой»);
— «кренделя»: танцоры цепляют друг друга «локоть за локоть» и кружатся в одну сторону;
— меняют руки и кружатся в другую сторону;
— возвращаются к первой позиции: круги по четыре человека и повторяют все с начала.

Этот танец можно использовать и как «манок»: когда участники танца станцевали его пару раз подряд, они рассыпаются на пары, и каждая пара приглашает к себе из зрителей другую пару — и танец начинается с начала.

Вариант № 2 — «Круговая топ-нога»:

ЗЯТЬ. Топ-нога!

ТЁЩА. Ты на что намекаешь? Кто и когда на тебя топал?

ЗЯТЬ. Танец так называется — «Круговая топ-нога»!

Зрителям: Встали все в круг.

Народ становится в круг.

«Возьмемся за руки, друзья»!

Народ берется за руки.

Запоминайте движения танца: топаем четыре раза правой ногой!

Все топают правой ногой.

И четыре раза — левой ногой!

Все топают левой ногой.

Движемся по кругу вправо (под счет до «восьми»). А теперь — влево!

Все движутся вправо-влево.

Сходимся к центру – под счет до «восьми». И расходимся!

Круг сходится и расходится.

А теперь — «кренделя»!
Все — по парам — цепляют друг друга локоть за локоть и кружатся

в одну сторону и в другую сторону!

Пары репетируют кренделя.

А теперь возвращаемся к исходной позиции — и все с начала! Звучит музыка. Исполняется танец «Круговая топ-нога».

Вариант № 3 — «Безворотная топ-нога» — адаптирован семинаристами Архангельской области и включен в игровые программы Театра Охочих комедиантов: это, практически, первый («Классический») вариант, но без ворот. Движения танца:

— четыре раза топнуть правой ногой;
— четыре раза топнуть левой ногой;
— движение по кругу вправо (под счет до «восьми» — на цифре «восемь» поворот в другую сторону);
— движение по кругу влево (под счет до «восьми»);
— «круги-четверки» разбиваются на пары;
— «кренделя»: танцоры цепляют друг друга «локоть за локоть» и кружатся в одну сторону;
— меняют руки и кружатся в другую сторону;
— возвращаются к первой позиции: круги по четыре человека и повторяют все с начала.


«Докучная кадриль»

В этой кадрили пять фигур. Фигура первая — «Хоровод»: все, взявшись за руки, идут по кругу. Фигура вторая — «Звездочка»: все становятся боком к центру круга (правое плечо смотрит на центр), протягивают правую руку (на уровне талии) в середину круга, идут по кругу лицом вперед. Фигура третья — «Парочка»: все рассыпаются по парам, становятся лицом друг к другу, поднимают вверх правую руку (ладонью в сторону партнера), соединяют ладони правых рук, кружатся вдвоем. Фигура четвертая – «Змейки»: взявшись за руки, образуют «змейку» и движутся под музыку. Фигура пятая — «До кучи»: каждый участник кадрили бежит к зрителям, зевакам и сторонним наблюдателям, хватает кого-нибудь и включает в танец. В ходе кадрили ведущий громко объявляет фигуры. Он может менять их последовательность, корректировать по количеству людей в танце (например, «звездочки» по три человека), т. е. руководить танцем. Из личного опыта добавлю: после команды «До кучи» лучше сразу объявлять фигуру «хоровод», как более организующую фигуру. На новогодних мероприятиях названия фигур могут корректироваться: «Зимние звездочки», «Снежные парочки», «Вьюжные змейки». «Сугроб» (вместо «До кучи»).


«Танцы по кругу»:

Звучит музыка. Выбирают водящего. Все игроки встают по кругу вокруг водящего. По команде ведущего (в микрофон и со стороны): «Лицом к лицу» игроки в паре поворачиваются лицом друг к другу. Далее могут следовать такие команды (в ритме музыки): «плечо к плечу»; «спина к спине»; «ухом к уху»; «рука к руке»; «глаза в глаза»; «губы к губам» и любые другие. Получается своеобразный танец. Команд может быть сколько угодно, но при команде «Меняйтесь в парах» каждый игрок ищет себе нового партнера. Водящий также ищет себе место. Тот, кто останется без пары, становится водящим. В небольшой компании можно играть без ведущего — его задачи перекладываются на водящего.


«Танцевальные салочки»:

Выбирают водящего, который становится в один из углов площадки. Остальные игроки в это время разбегаются в разные стороны — подальше от водящего. Звучит музыка. Водящий поднимает руку, привлекая к себе внимание, и начинает ловить кого-нибудь из игроков, выполняя свои танцевальные движения. Все участники игры удирают от водящего, выполняя именно эти движения. Например, если водящий прыгает на одной ноге, то и убегающий должен прыгать так же. Если водящий движется в движениях ламбады, то в этих же движениях движутся все участники игры. Если водящему удалось поймать убегающего, то они меняются ролями. Новый водящий поднимает руку, привлекая к себе внимание, и начинает ловить участников, выполняя свои танцевальные движения.


К танцевальным играм относятся такие танцы, как «Бамп», «Танец маленьких утят», «Сиртаки», «Летка-енька», все виды «Кадрили» и другие сегодня забытые танцы, пляски, танцевальные забавы и потехи народов России и мира. Опыт показывает, что любой народный танец (или пляс), который исполняется под сопровождение фольклорного ансамбля, спокойно переводится на более массовую аудиторию. И совсем необязательно должно звучать песенное, текстовое объяснение: берите фигуры танца и адаптируйте их под хорошую народную музыку. Например, танец «Топ-нога» (название придумали актеры Театра Охочих комедиантов — по первому движению в танце) — это карельский народный танец. И называется он по-другому, и исполняется под специальную песню. Но он хорошо идет на праздниках в нашем варианте: как танец. И важно, что он в таком виде вернулся к людям.


«Поющая фауна»:

Выбирается любая известная, мелодичная песня и ведущий предлагает ее спеть. Но исполнить ее надо на языке какого-либо знакомого всем животного (или птицы).