Игры для детских праздников 3
Представление начинается"
Сразу скажите детям, что название данной игры никак не связано с цирковым или театральным представлением. Как говорили раньше: "Позвольте представиться!" - то есть познакомиться с вами, назвав свое имя. Но знакомиться они сегодня будут не совсем традиционным способом, поэтому вполне может случиться, что это станет походить на цирковое представление.
Пусть дети встанут в круг. Один из них называет свое имя и делает какое-то движение. Например, ребенок говорит: "Я - Катя" - и делает реверанс. Все остальные дети должны повторить за ним: "Ты - Катя" - и сделать реверанс.
Примечание. Движения не обязательно должны быть такими красивыми и соответствующими ситуациям. Ведь что бы ни показал ребенок, он в ответ получит это в "нескольких экземплярах", а значит, его право свободно выбрать жест после своего имени, даже если это кулак или рожица.
"Веселые приветствия"
Спросите ребят, как люди обычно приветствуют друг друга. Какие движения они при этом делают? Спектр достаточно широк: от кивков до поцелуев. Остановимся на среднем варианте - рукопожатии. Почему люди жмут друг другу именно руку? Просто это традиция. А значит, все могло бы быть совсем иначе. Например, эскимосы трутся носами вместо поцелуев. Так что и мы сейчас будем приветствовать друг друга новыми, необычными способами.
Итак, как только вы включите любую танцевальную музыку, дети должны начать ходить по комнате (можно также прыгать и танцевать). Когда музыка затихнет, то вы произнесете слова: "Раз, два, три, друга найди!" В это время каждый ребенок срочно должен найти себе пару и встать с ней рядом. Тогда вы скомандуете - "Поздоровайтесь ..." - и затем назовете любую часть тела. Так в процессе игры дети узнают, что можно поздороваться ушками, мизинцами, пятками, коленками, ресничками, локтями и т. п.
Не забудьте поставить важное условие: каждый раз во время музыкальной паузы ребенок должен встать рядом с тем игроком, с кем он еще никак не здоровался. Таким образом, игру можно завершать, когда каждый гость поздоровался со всеми присутствующими.
Примечание. Если детей нечетное количество, то тот, кому не хватило пары, встанет с ведущим вечеринки взрослым и поздоровается с ним. В этом случае вы будете иметь возможность наглядно показать играющим, что можно поздороваться, например, пятками, если вдруг дети сразу не сообразят, как это осуществить.
"Ветер дует на того, кто..."
Эта игра поможет вам активизировать детей, а им - почувствовать свою схожесть друг с другом, сблизиться и избавиться от неловкости и зажатости.
Скажите ребятам, что в комнате стало очень жарко, было бы неплохо, чтобы подул ветерок. Поэтому предложите им поиграть в такую игру. Пусть все встанут в ряд у одной стены комнаты. Вы будете говорить предложения, начинающиеся со слов "Ветер дует на того, кто...". Затем добавлять названия каких-либо признаков, например, "кто любит яблоки", "кто сегодня умывался", "кто в брюках" или "у кого есть домашние животные". Все дети, к которым подходит сказанное определение, должны добежать до противоположной стороны комнаты (желательно, чтобы там был мягкий большой диван), а потом спокойно вернуться обратно.
Придумывая признаки, объединяющие детей, вы можете опираться на свои знания об их вкусах и образе жизни. Таким образом, вы сможете варьировать количество игроков, перебегающих на другую сторону, и следить, чтобы каждый ребенок поучаствовал в игре, найдя себе подобных.
Примечание. Чтобы было веселее, периодически называйте нелепые признаки типа "Кто сегодня не чистил уши" или "Кто будет мыть посуду после праздника" - особо разыгравшиеся и невнимательные отправятся в путь к всеобщей радости.
Игры на "добычу" сладостей
Чтобы ваш праздник хорошо запомнился детям, лучше избегать стереотипных подходов. Совсем не обязательно сразу сажать детишек за стол и кормить до отвала. Можно сначала дать им возможность "добыть себе пропитание" в честной игре. Не сомневайтесь, что "заработанный" детьми лимонад или конфеты покажутся гораздо вкуснее тех, что были приготовлены взрослыми заранее.
Если вы чувствуете неловкость от того, что сразу не потчуете дорогих гостей, то обыграйте это! Открыто заявите приглашенным, что им не повезло. Обычно праздник начинается с угощения, но дело в том, что вы - очень жадный человек и просто не в состоянии взять и отдать им свое добро. Так что придется гостям его выигрывать в честном бою. То есть шанс вы им все-таки дадите, но очень надеетесь, что дети проиграют и все сладости по-прежнему останутся в вашей кладовочке!
Таким образом, вы сыграете роль сказочного злодея, раззадоривая детей и вызывая у них страстное желание сделать все наперекор и таким образом победить. А этого вам и надо!
К тому же дети старше четырех-пяти лет прекрасно чувствуют ситуацию розыгрыша: хоть они и включаются в игру "с головой", но тем не менее понимают, что эта тетя только играет плохую, шутит, а не является на самом деле "жадиной-говядиной".
Такое противопоставление гостей и хозяина-жадины будет способствовать сплочению ребят. Попробуйте вспомнить хоть одну сказку или детский спектакль, где не было бы отрицательного героя. Не вспомните! Потому, что он нужен ребенку для того, чтобы почувствовать, где "наши", а где "враги", где "черное", а где "белое", и для того, чтобы сплотиться в борьбе против злодея с добрыми силами.
Так что роль злодея-жадины, может, менее симпатичная и привычная вам, чем роль хлебосольной хозяйки (хозяина), но цель ее в данном случае благородна.
"Сладкий улов"
Раздайте детям удочки (настоящие или самодельные с длинным удилищем). К прочной леске привяжите картонное кольцо примерно пять-шесть сантиметров в диаметре (можно сделать его также из толстой проволоки). Теперь предложите детям отправиться на необычную рыбалку. Пусть они идут за вами - ведь именно вы покажете им самое "рыбное" место. Такое место нужно подготовить заранее: расставьте пластиковые бутылки с лимонадом на полу в отдельной комнате или в углу этой же комнаты (тогда прикройте их тканью, чтобы дети не обнаружили "место клева" раньше времени). Когда ребята увидят, куда вы их привели, они поймут, что за "рыбу" им предстоит ловить. Не забудьте предупредить рыбаков о правилах безопасности: нельзя заходить в "воду" (за условную линию, например за край ковра) и нельзя сильно размахивать удочкой (чтобы не перепугать не только рыбу, но и других игроков).
Каждый игрок должен постараться так закинуть удочку, чтобы надеть кольцо на горлышко бутылки. Тогда она считается пойманной, и взрослый переставляет "улов" на праздничный стол. Чтобы добавить в это занятие эмоций и поощрить детей, можно восклицать: "Здорово! Костя добыл нам "фанту"! Люблю этот напиток!" или "Вова, ты герой! Не дал гостям умереть от жажды!".
Если же до начала игры вы зарекомендовали себя страшным жадиной, тогда, напротив, следует драматично огорчаться оттого, что еще одна бутылочка ценного напитка переходит из ваших владений на стол гостям!
Примечание. Постарайтесь, чтобы, каждый ребенок смог что-нибудь поймать. Если же это не удалось, то не акцентируйте внимание на неудачной рыбалке одних и успехах других, лучше пригласите всех порадоваться тому, как теперь богат напитками праздничный стол.
"Шоколадный волейбол"
После того как дети обеспечат себя питьем, самое время призадуматься о сладостях. Чтобы получить их, придется проявить опять-таки меткость. Но правила теперь таковы: они должны попасть сладкими снарядами прямо в цель - волейбольное кольцо.
Кольцо нетрудно изготовить, взяв толстую проволоку. Согните ее в круг, а затем пришейте к ней мешочек из ткани или марли, как в настоящем волейбольном кольце, только с донышком.
Прикрепите такое кольцо на шкаф или стену, а каждому ребенку выдайте по нескольку конфет (разумеется, в фантиках). Сейчас они будут пробовать сделать эти сладости угощением для всех гостей. Для этого от указанного места они должны забросить их в мешок на кольце. Если им это удается - конфеты их, если нет - остаются в коробке!
Примечание. Конечно, во время застолья вы можете и эти конфеты подложить в общую вазочку на столе, но в процессе игры пусть дети думают, что они сами "тяжелым трудом" завоевали себе "сладкую жизнь".
Игры в помещении
"Ха-ха-ха"
Эта игра примечательна тем, что имеет несложные правила и поднимает настроение всем тем, кто в нее играет, тем, кто уже проиграл, и тем, кто за всем этим просто наблюдает.
Пусть дети сядут в круг. Один из них с самым серьезным видом скажет слово "Ха!". Игрок, сидящий от него справа, должен сказать это уже два раза ("Ха-ха"), следующий за ним человек справа - три раза ("Ха-ха-ха") и так далее, каждый раз прибавляя по одному лишнему "ха". Тот, кто не выдержит серьезной мины и засмеется или открыто заулыбается, выходит из игры. Он перемещается за пределы круга и получает возможность строить рожи и кривляться, веселя играющих и тем самым осложняя им задачу. Если в этой игре окажутся победители - те, что смогли дольше всех без тени улыбки произносить "ха", причем не ошибаясь в их числе, достойны награды, - приготовьте на такой случай какие-нибудь забавные сувениры.
Примечание. Данная игра, хотя и кажется очень детской, но именно в силу этого может доставить удовольствие и подросткам. Им будет смешно, что они, такие уже взрослые и серьезные, с самым нелепым видом говорят "ха", хотя какое-то время они могут продержаться на серьезной ноте, демонстрируя свою невовлеченность во все эти дурачества.
"Обманщики"
Конечно, обманывать нехорошо. Но для общей радости да еще и для развития внимания - можно.
Детям нужно сесть в круг. Один ребенок начнет игру: он покажет на любую часть своего тела и назовет ее другой частью. Например, он покажет локоть и скажет: "Это мое правое ухо". Следующий игрок должен показать то, что названо, то есть правое ухо, но сказать при этом что-нибудь другое, например, что это лоб. Тогда очередной игрок покажет лоб и т. д. Те, кто попался (то есть поверил обманщику и показал не то, что он сказал, а то, что тот демонстрировал), выходят из игры. Таким образом, остаются самые внимательные игроки, которым можно затем вручить шуточный приз, например, мальчику - медаль с надписью "Лучший обманщик года", а девочке - пудру (с намеком, что ей здорово удалось "запудрить мозги" окружающим, а самой не попасться на их уловки!).
Примечание. Чтобы выбывшие из игры дети не обиделись или не расшалились, можно оставлять их в игре, но вручать какие-то предметы, символизирующие их доверчивость, например поплавки (обозначающие, что они попались на крючок обманщика). Тому, кто не получит ни одного такого значка - победителю, - в этом случае можно вручить символическую удочку (сделанную из прочной ветки с привязанной к ней леской и крючком). Кстати, если вы видите, что победителей может быть два, остановите игру, пока один из них не попался. Тогда две подарочные удочки дети смогут использовать в игре "Сладкий улов", а течение праздника будет более логичным и организованным.
"Неизвестный науке зверь"
Эта игра объединит детей созданием общего произведения искусства. Хотя, конечно, это громко сказано по отношению к тому рисунку, который получается к концу игры.
Заранее возьмите несколько листков бумаги и сложите каждый несколько раз, "гармошкой", затем снова разверните. Дайте по листу, где видны следы сгибов, всем детям, сидящим по кругу. Пусть каждый игрок начнет в верхней части рисовать голову какого-нибудь животного. Делать это нужно так, чтобы остальные не видели и не знали, что ребенок задумал изобразить. Нарисовав голову на верхней части, нужно провести линию шеи, немного заходя за линию сгиба, загнуть листок и передать рисунок соседу справа. Тот, видя только две черточки, обозначающие конец шеи, продолжает рисовать тело животного (какого именно - он сам выбирает), дойдя до очередной линии сгиба, он заводит за нее линию контура, перегибает листок и снова передает. Так, в зависимости от количества линий сгибов, сделанных вами, рисунок проходит через руки трех-четырех художников. Последний дорисовывает ступни (лапы, клешни и т. д.). После этого рисунки передаются ведущему взрослому, который их разворачивает и демонстрирует гостям то, что у них получилось. Обычно получается странный, неизвестный науке зверь.
Примечание. Такими рисунками можно украсить комнату, где проходит празднование.
"Дерево подарков"
Спросите у ребят, знают ли они, откуда берутся подарки. Где они взяли подарки имениннику (если вы празднуете день рождения своего ребенка)? Конечно, вы услышите правдоподобные объяснения от малышей и шуточные - от детей постарше. А потом можете изложить им свою версию: мол, вы не знаете, где как, но у вас сувениры для гостей растут на дереве. Не верите? Пойдемте, покажем!
Теперь смело ведите ребят в комнату, где на раскидистой ветке, закрепленной на шкафу, вы подвесили различные сюрпризы на ниточках. Это могут быть шариковые ручки, маленькие блокноты, шоколадки, наклейки, украшения - словом, всякая приятная мелочь, вес которой выдержит выбранная вами ветка.
Объясните детям, что пользоваться деревом можно только особым способом, так, чтобы подарок всегда был неожиданностью, сюрпризом. Поэтому сейчас всем детям по очереди завяжут глаза, раскрутят на месте, а потом вручат ножницы, с которыми они направятся к щедрому растению и срежут себе какой-нибудь подарок
Примечание. С ребятами постарше можно добавить в эту игру остроты ощущений, повесив на ветках надутые воздушные шары. Тогда периодически игроки будут ножницами нечаянно лопать шары (это обычно вызывает испуг и радость одновременно).
Командные игры
Соревнованиями, как уже говорилось, на праздник увлекаться не стоит, но если это командные состязания, суть которых не в выигрыше, а в веселом участии, - тогда другое дело! Ниже вы найдете описание таких командных игр-развлечений для двух групп детей.
Иногда поделить ребят на две команды оказывается непростой задачей, так как взрослые встречаются с капризами ("хочу быть с Сашей") или нетактичными замечаниями ("не хочу быть вместе с этим Петькой"). Чтобы изначально избежать таких распрей, воспользуйтесь следующим игровым методом деления детей на группы.
"Картинка из кусочков"
В зависимости от обстановки и возраста детей можно начинать игру сразу или предварительно рассказав им легенду.
"Давным-давно в одном царстве жили-были на свете дружные и хорошо ладившие друг с другом люди. Вместе они создавали чудесные вещи: картины, рассказы, домашнюю утварь. Все у них получалось, ведь они с полуслова и полувзгляда понимали друг друга и заботились друг о друге. Но однажды злой волшебник позавидовал их гармонии и, когда люди писали картину, произнес заклинание, отчего их творение разлетелось вдребезги и вместе с этими кусочками разлетелись по свету люди. Те, что когда-то жили душа в душу, теперь не узнают друг друга и живут порознь. Но если сложить картину вновь, то, может быть, случится чудо, и каждый, кто внес в нее свою частичку, сможет найти заботу и понимание у других создателей картины - они станут одной дружной командой".
Предложите детям проверить, действительно ли это так? Пусть каждый из них подойдет к вам и возьмет один кусочек открытки, лежащий белой стороной вверх (заранее приготовьте две открытки и разрежьте их так, чтобы общее число кусочков было равно количеству приглашенных, включая ваших собственных детей). Когда в руках у каждого гостя окажется часть открытки, то объявите условия игры: сейчас вы скажете волшебную фразу (например: "Ищи своих!") и дети начнут передвигаться по комнате, показывая друг другу кусочки. Если они поймут, что у них оказались части одной открытки, то они объединяются и вместе ищут остальные ее части.
Примечание. Таким образом, к концу игры у вас естественным образом сформируются две команды, каждая из которых собрала картинку целиком и показала результаты остальным присутствующим. Воспользуйтесь духом единения, который возник в процессе выполнения этого задания, и объявите командам, что испытания крепости заклятия продолжатся в следующих эстафетах, где они будут одной командой.
"Школа пожарных"
В процессе этой игры дети узнают, члены какой команды более быстрые и собранные (в прямом и переносном смысле). Предложите им поучаствовать в тренировках на скорость переодевания, которые проходят при обучении ремеслу пожарного (ведь хороший пожарный должен уметь одеться за короткий период, пока горит спичка!). Конечно, такая тренировка на детской вечеринке будет шуточной.
Положите перед каждой командой комплект одежды, например шапку, кофту, брюки, сапоги. Первые игроки двух команд должны подойти к этим кучам вещей и, разобравшись, что к чему, как можно быстрее надеть все это на себя. Когда одевание будет закончено, то игрок должен развести руки в стороны, а его команда поддержать его возгласом "Красота!". После этого он должен быстро раздеться, а следующий игрок команды повторить все эти действия. Победит та команда, члены которой быстрее сумеют "принарядиться" и снять с себя "спецодежду", то есть закончат тренировку первыми.
Примечание. Чтобы акцент в этой игре был все-таки на веселье, а не на соревновании, заготовьте самую нелепую одежду, какую только найдете. Подойдут и съеденная молью шапка-ушанка, и розовая детская панамка, и бабушкина старая кофта, и папины охотничьи сапоги в сочетании с широкими пляжными шортами (главное, чтобы все это было больших размеров для удобства играющих). Когда празднично одетые дети натянут на себя все это, то невозможно будет удержаться от смеха. Вы же не теряйте времени даром и снимайте "ряженых" на видеокамеру или фотоаппаратом - такие снимки запечатлят разгар веселья и воспоминания о празднике приобретут свой уникальный колорит.
"Северный полюс"
Данная игра похожа на предыдущую, но требует быстроты реакции и организованности не каждого в отдельности, а всех игроков сразу, то есть на успех в ней влияет командная сплоченность.
Выясните, кто в каждой команде самый любопытный и не боится никаких испытаний. Когда будут выбраны два смельчака, объясните командам, что они будут делать. А будут они заниматься сборами своего любопытного товарища на Северный полюс. Как известно, место это нежаркое, а времени на сборы у них всего пять минут. Поэтому задача каждой команды за это время - успеть надеть на горе-исследователя как можно больше предметов одежды. Где ее взять? Для такого случая придется "отдать последнюю рубаху", то есть снять какие-то предметы одежды с себя.
Выиграет та команда, которая сумеет "теплее" одеть своего героя (и не важно, если к испытанию холодом они решили подготовить его, надев лишний галстук).
Примечание. Лучше провести одну такую игру, чтобы дети не успели к ней привыкнуть. Однако если предыдущая игра вызвала у детей много эмоций и они требуют продолжения ("Давайте еще в такую игру поиграем!"), то можно после нескольких других игр все-таки отправить команды опять на Северный полюс.
"Руки вверх!"
Эту командную игру можно проводить прямо за столом. Пусть члены одной команды сядут с одной стороны стола, а члены другой команды - с противоположной. Дайте крайнему игроку одной из команд монету. Он должен передать ее под столом следующему играющему своей команды и так дальше, по цепочке. В это время командир другой команды (эту роль дети могут играть по очереди) считает до десяти. Он может это делать громко или шепотом, равномерно или то убыстряя, то замедляя счет. Как только он скажет "десять", то может скомандовать: "Руки вверх!" Тогда все игроки, включая того, у кого оказалась монета, должны поднять вверх сжатые кулаки. Затем командир дает команду "Руки вниз!", и игроки кладут руки на стол, разжав ладони. Естественно, что временный владелец монеты старается это сделать так, чтобы прикрыть ее ладонью. Игроки противоположной команды все это время внимательно наблюдают за руками противников, пытаясь угадать, у кого монета. После выполнения двух команд они совещаются и называют игрока, хранящего, по их мнению, монету. Если их предположения верны, то монета переходит в их копилку, как награда за внимание. Если они ошиблись, то монетка остается в той же команде, в качестве награды за ловкость рук.
Примечание. Если гостей не так уж много, то можно провести другой вариант этой игры, когда монету передают все присутствующие, кроме водящего - командира. Только он один пытается определить обладателя монеты. Кстати, эта игра служит как для развлечения ребят, так и для развития внимания и способности подчинять свое поведение правилам.
"Товарный поезд"
Если в предыдущей игре требовалась ловкость рук, то теперь игрокам понадобится ловкость ног!
Пусть члены одной команды сядут в ряд на диване или на стульях, вторая команда разместится так же напротив. Сбоку от каждой команды сложите кучку из одинакового количества предметов (лучше всего взять мягкие игрушки - маленькие или среднего размера).
По команде "Начали!" ребята одной команды должны начать передавать игрушки друг другу, пока те не дойдут до крайнего игрока - "последнего вагона", который станет складывать их рядом с собой. Задание кажется простым? Но здесь есть одно "но". Пользоваться можно исключительно ногами. Если при передаче "из ног в ноги" вещь выскользнет, то поднимать ее следует опять-таки ступнями.
Выигрывает, как вы уже поняли, та команда, которая оказалась самым быстрым товарным поездом - раньше собрала все игрушки в последнем вагоне.
Примечание. Если в командах получилось неравное число игроков, то "лишнего" из них можно сделать "вагоновожатым", следящим за порядком: чтобы у игроков не было соблазна использовать по привычке руки, он следит за такими нарушениями и в качестве штрафа возвращает игрушку в "первый вагон", откуда она должна проделать путь снова.
"Команда Золушек"
На время подготовки к этой игре одну команду лучше попросить выйти из комнаты. Оставшаяся команда - команда Золушек - в это время теряет все свои "туфельки", то есть снимает с себя всю обувь и складывает горкой поодаль, вперемешку. Затем дети садятся вместе, кучкой, а два взрослых от головы до колен закрывают их натянутой тканью (или ширмой).
Теперь приглашается вторая команда. Там, как вы, наверное, уже догадались, будут сплошь наследные принцы. Их задача - как можно быстрее подобрать каждой Золушке ее собственные туфельки. Так как лиц не видно, то придется ориентироваться на размер ноги, а также вспоминать, кто в чем пришел и какие носки на нем были. Сбившимся вместе Золушкам запрещается сопротивляться или подсказывать принцам, что это не та пара обуви. Им, как в сказке, должна быть присуща скромность и кротость, так что принцы пусть сами мучаются. Зато в следующий раз эти две команды поменяются ролями.
Засеките время, потраченное каждой командой на обувание "потенциальных невест". Выигрывает та команда, которая сумела сделать это быстрее.
Примечание. Tо, что после снятия ширмы наверняка окажется, что на ту или иную Золушку натянули не ее обувь, даст вам прекрасный повод объявить ничью, несмотря на разницу команд во времени. Веселье, вызванное этой игрой, по сути, и является выигрышем для всех участников.
Игры на воздухе
Если есть возможность провести детский праздник на свежем воздухе, то это откроет перед вами и вашими маленькими гостями новые просторы для фантазии. Воспользуйтесь этим и организуйте подвижные игры, которые так любят дети и от которых так часто приходится отказываться из-за нехватки свободного места.
И конечно, вы можете чередовать представленные активные игры с более спокойными, чтобы дети эмоционально не перевозбудились (особенно это касается малышей).
"Тише едешь - дальше будешь"
Выберите одного ребенка, который будет ведущим в этой игре. Примерно на расстоянии пятнадцать метров от него поставьте в ряд всех остальных игроков. Пока ведущий смотрит на них, они должны замереть на месте и не шевелиться. Но как только водящий отворачивается, игроки пробуют как можно быстрее продвигаться в его направлении. Правда, лучше не набирать излишнюю скорость, так как резко повернувшийся ведущий может увидеть не успевшего притормозить игрока в движении. В таком случае он имеет полное право отправить торопыгу обратно к линии старта, откуда ему придется начать путь заново. В этой игре выигрывает тот, кто сумеет первым поравняться с ведущим.
Примечание. Как и в большинстве детских игр, в данной игре есть возможности не только для развлечения, но и развития детей. Здесь ребенок учится подчинять свое поведение правилам, рассчитывать свои силы, выбирать стратегию действий (кто-то делает вывод, что тише едешь - дальше будешь, а кто-то понимает, что ему проще рискнуть или, если попался на глаза водящему, быстро повторить путь заново).
Салки "Место"
С игрой "салки" знакомы все взрослые и дети. Помимо ее традиционного варианта существуют несколько альтернативных. Например, салки, которые можно назвать "Место". Видоизмененные правила этой игры внесут новизну в давно знакомую забаву.
Итак, выберите водящего. Сейчас остальные игроки будут разбегаться от него в разные стороны, а его задача - догнать и осалить (то есть дотронуться) кого-нибудь из них. Как только это произойдет, то осаленный игрок становится водящим и старается догнать других детей. Однако, делать он это должен, взявшись одной рукой за то место, до которого дотронулся предыдущий водящий. То есть если ребенка осалили, дотронувшись до его спины, то он закидывает одну ладонь себе за спину, а свободной рукой старается шлепнуть кого-нибудь из игроков.
Примечание. Когда дети привыкнут к правилам, то они наверняка постараются не просто передать свою роль водящего какому-то игроку, но и сделать это так, чтобы тому потом было непросто ловить других. Например, водящий может попытаться хлопнуть ребенка по ноге, чтобы потом он был вынужден бегать за игроками, скрючившись и держась за ногу. Это вызовет всеобщее веселье, а игрокам добавит ловкости.