Игры, развивающие мышление, связанные с наблюдательностью и вниманием
Игры, развивающие мышление
Игра «Сокращение»
Зачитывается короткий рассказ объемом 12-15 предложений. Участники игры должны передать его содержание своими словами, используя 2-3 фразы. Необходимо отбросить мелочи, детали и сохранить самое существенное. К одному рассказу может быть придумано3-5 сокращенных вариантов. Не разрешается допускать искажение смысла рассказа. За «чистотой» игры должны следить либо учитель, либо команда «арбитров». Каждый раз, когда такие искажения допускаются в командной игре, ребята платят штрафные баллы (1 балл за одно искажение).
«Поиск общего»
Даются два случайно выбранных слова. Надо назвать как можно больше их общих признаков. Стандартные ответы заключают в себе указание на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы - результат анализа существенных признаков.
- Вариант 1 – «тарелка», «лодка».
- Вариант 2 – «дерево», «дом»
- Вариант 3 – «солнце», «рубашка»
- Вариант 4 – «самолет», «ложка».
Примеры стандартных ответов по варианту 1 «Лодка и тарелка имеют углубления», «В лодку и тарелку можно налить жидкость». Пример оригинальных ответов. «Лодка и тарелка – изделия человеческих рук», «Лодка и тарелка могут держаться на поверхности воды».
Упражнения, связанные с наблюдательностью и вниманием
Вызвавшийся желающий выходит за дверь или прячется за портьеры. Группа меняет позы и позиции. Задача Вызвавшегося участника заключается в том, чтобы вернуть каждого члена группы в ту позицию и позу, которую тот занимал первоначально. Вызвавшемуся участнику задание может упрощаться: дается возможность запомнить позиции, в которых находятся члены группы, либо он может «заказать» фиксированное количество изменений.
«Искренняя радость»
Один из членов группы выходит за дверь. Оставшиеся разделяются на маленькие группки по два - три человека. Каждая группа должна продемонстрировать свое отношение к входящему. Можно делать все, что угодно, нельзя лишь разговаривать с вошедшим и притрагиваться к нему. Вошедший пытается догадаться, какое отношение к нему демонстрирует каждая группа. ВАРИАНТ: участники не разбиваются на группы. Каждый может ходить, сидеть, стоять и попытаться изобразить искреннюю либо неискреннюю радость при виде вошедшего. Кто из участников какую радость будет изображать, договариваются заранее.
"Оправдание позы"
Это упражнение можно делать под музыку. Каждый может двигаться самым причудливым образом, размахивая руками, вихляясь, делая нелепые движения ногами, головой и т. д. Участники могут придумать себе какой-нибудь сюжет, линию поведения, имеющую внутреннюю логику или оправданность. Двигаются по комнате. Затем следует команда «Замри!». Все замирают в тех позах, в которых они были, а ведущий выбирает какую-нибудь из замерших фигур и просит ее оправдать свою позу /т.е. рассказать, что может делать человек в такой позе/. Оправдание позы происходит одновременно двумя сторонами, с одной стороны - это кто-то из членов группы, с другой стороны - фигура, т.е. сам автор позы. Эксперты cooбщают свои интерпретации на ушко ведущему, а фигура - вслух. Ведущий фиксирует совпадения.
"Кто как выглядит"
Вызвавшийся участник группы прячется, но он должен иметь возможность слышать то, что происходит в группе. Ведущий просит вспомнить во всех подробностях, как выглядит спрятавшийся человек. Ведущий воздерживается от комментариев и может сопровождать разговор вопросом "Это все?" Он может также обратиться к стоящему за портьерой с просьбой внимательно следить за правильностью описания. Когда участники начинают описывать не только одежду, черты лица, фигуру, осанку, но и оценивать личностные особенности, то останавливает разговор. Прятавшийся участник выходит и делится своими впечатлениями.