Игровые пробы на лидерство

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
2637753882 643a4b1f02m.jpg

Для диагностики лидерских способностей детей

В современной психологии отлично разработаны и широко применяются многочисленные методы диагностики интеллектуальных и личностных характеристик человека. Специалисты не перестают работать на этом поприще и предлагают все более новые и совершенные опросники, шкалы наблюдений и проективные методики.

Гораздо хуже обстоит дело с методами психологической диагностики в сфере общения. Вожатый, желающий получить данные о социальной компетентности того или иного ребенка, его статусе в отряде и проблемах в общении, вынужден ограничиваться информацией, собранной при помощи наблюдения, бесед с родителями при приеме ребенка. Кроме того, очень часто, как и психологи, применяют давно известный и всеми любимый метод социометрии, выявляя с ее помощью группировки детей, «отверженных» детей и «звезд» отряда.

Однако социометрия не дает представления о том, кто в группе является лидером, способным управлять действиями товарищей. Конечно, ребенка, занимающего позицию лидера, каждый вожатый знает или может, что называется, вычислить после длительного наблюдения за детьми, из отзывов других вожатых и самих детей. Но есть способ получить и более точную информацию. Для выявления лидера лучше всего применить специальные пробы на взаимодействие.

Отечественный психолог Л.И. Уманский при изучении организаторской деятельности и выявлении способных руководителей применял специальные организаторские задачи. Например, группе из шести человек давалось задание: «Вы должны изготовить четыре костюма космонавтов к вечернему мероприятию, посвященному покорению космоса. Вы можете получить необходимые материалы и инструменты, работу можете проводить в холле отряда. Задание выполняет вся группа. Срок выполнения — минимальный». Вожатый наблюдал за ходом выполнения задания, беседовал с участниками и делал выводы относительно организаторских способностей и умений того или иного ребенка.

Еще один остроумный способ изучения лидерских возможностей личности разработан в отечественной психологии Ф.Д. Горбовым. Он предложил изучать особенности выделения лидера в группе при помощи специального прибора — гомеостата. Один из таких экспериментов заключался в том, что испытуемые должны были вывести стрелки пульта специальной гомеостатической установки в заданное экспериментатором положение, причем решение могло быть принято испытуемыми только коллективно.

Способы выявления лидера, приведенные выше, вряд ли пригодятся в обычной практике вожатого. Они слишком трудоемки и громоздки, требуют специальной подготовки и технического оснащения. Их использование возможно скорее в научных исследованиях, чем в повседневной работе. Но принципы, на которых они основываются, могут быть применены вожатым при изучении лидеров в детских группах: задача, поставленная перед группой, должна быть четко сформулирована, для ее выполнения должны требоваться одновременные и слаженные усилия всех членов группы.

Ниже описаны две игровые пробы. При их выполнении возникает групповое взаимодействие, и для достижения общих целей один или несколько человек обязательно должны взять на себя управление действиями всех участников (другими словами, должен возникнуть процесс лидерства). Участвовать в этих упражнениях могут те дети, которые знают русский алфавит и умеют писать буквы и цифры. То есть эти пробы можно проводить с детьми любого лагерного возраста. Желательно провести их не подряд, а с промежутком во времени. Детям не объявляется истинная цель заданий, упражнения преподносятся как разминка или что-то подобное.

Результаты упражнений нужно сопоставить с той информацией, которую вожатый получил при помощи наблюдения за детьми от других вожатых и родителей детей. Возможно, кто-то из детей еще не стал лидером, но проявил при выполнении заданий лидерские способности, смог управлять своими сверсниками. Вожатый может помочь развиться лидерским качествам ребенка, используя в общих для отряда делах социальные способности того или иного ребенка, скрытые до сих пор.




ПРОБА № 1

Для нее понадобятся 33 небольшие картонные карточки, на каждой из которых должно быть написано по одной букве русского алфавита. Все участники рассаживаются полукругом. Перед ними стоит стол, на котором разложены тщательно перемешанные карточки с буквами (пустой стороной вверх).

Инструкция. Перед вами лежат карточки с буквами русского алфавита. Сейчас каждый из вас возьмет себе определенное количество карточек (от 2 до 4, в зависимости от количества человек в группе). Вы посмотрите, что за буквы вам достались, когда на стуле ничего не останется. Потом прозвучит команда: «Начали!» – и вы должны будете как можно быстрее разложить русский алфавит по порядку, от А до Я. Время выполнения задания засекается.

Если невозможно, чтобы у всех участников было одинаковое количество букв, психологу нужно попросить нескольких детей взять на карточку больше (желательно заранее подсчитать, сколько человек в группе).

Вожатый внимательно следит за тем, как дети выполняют задание.

В некоторых случаях дети делают это хаотично. Но, как правило, выделяется один или два человека, начинающих руководить процессом раскладывания алфавита. Иногда это выражается в явных командах: «А» будет вот здесь, у кого «Б»? Или один из детей может произносить по порядку буквы алфавита и т.п. Когда задание выполнено, психолог подводит его итоги: исправляет ошибки, если есть, говорит, сколько минут оно выполнялось, благодарит за работу.


ПРОБА № 2

Для этого упражнения понадобится свободное пространство. Дети должны быстро принять всей группой форму какой-либо цифры или буквы, называемой вожатым.

Инструкция. Сейчас я назову какую-нибудь букву или цифру, например четыре. Все должны как можно быстрее встать так, чтобы ваша группа, если посмотреть сверху, представляла собой цифру четыре, написанную на полу. В выполнении задания должен участвовать каждый человек из вашей группы. Задание дается 4–5 раз. Лучше сначала называть легкие цифры или буквы («7», «О», в младших отрядах можно начать с «1»), постепенно усложняя задание («5», «Ю», «З»).

Внимательное наблюдение за процессом выстраивания нужной фигуры даст вожатому представление о том, кто может эффективно руководить действиями группы, кого слушают ровесники. Обычно выделяется один человек, который показывает всем, где какая часть буквы будет стоять, и вносит коррективы (как в устной форме, так и при помощи физической перестановки своих товарищей). После выполнения задания вожатый благодарит детей. Можно попросить высказаться об ощущениях, возникших в процессе выполнения (возможно, дети сами отметят того из них, кто помог эффективно решить поставленную задачу).



Игры на выявление лидеров:


Игра "Веревочка".

Для проведения игры нужна веревка, концы которой завязываются, образуя кольцо. Длина веревки зависит от количества участников игры. Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку. Задание для группы :как можно быстрее с закрытыми глазами, не выпуская из рук веревки, построить геометрические фигуры : треугольник квадрат, звезду, шестиугольник и т.д.

Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников берет на себя инициативу, предлагает вариант решения поставленной задачи, руководя действиями. На том же принципе - обязательном проявлении лидера для осуществления совместной групповой деятельности построены и следующие диагностические игры.

Игра "Раз, два, три."

Ведущий садится в круг с играющими, далее говорит .-"Раз, два, три" и показывает на вытянутых 1й руках какое-то количество пальцев. Играющие должны, не договариваясь, встать со стульев, причем количество вставших должно соответствовать количеству показанных пальцев. Игра требует внимания и быстроты реакции. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята.


Игра "Большая семейная фотография".

Ребятам необходимо представить, что они все - большая семья, им необходимо сфотографироваться для семейного альбома. Сначала необходимо выбрать "фотографа", который будет всех рассаживать, и "дедушка", которому поручено помогать фотографу. Далее дети сами должны решить кому кем быть и где стоять. Ведущему (взрослому) будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью- пассивностью детей в выборе месторасположения. Лидеры будут наиболее активны.

Игра "Калейдоскоп".

Группа делится на подгруппы по 7-10 человек. Ведущий предлагает на время и качество выполнить несколько заданий (задание предъявляется непосредственно для выполнения):

  • придумать и сказать одновременно хором какое-нибудь слово,
  • по сигналу ведущего должно встать пол команды,
  • игроки должны представить, что они являются экипажем космического межпланетного корабля, но для полета им необходимо очень быстро выбрать "капитана", "штурмана", "пассажиров" и "зайца",

Прим. Иногда лидер может выбрать для себя роль "зайца", чтобы переложить ответственность на другого ребенка.

  • космический корабль прибыл на Марс, теперь экипажу необходимо поселиться в гостинице, а в ней только ( для группы из 8 человек) один трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный, необходимо распределиться, кто в каком номере будет жить,

Прим. Одноместные номера достаются либо скрытым невыявленным лидерам, либо "отверженным".


Игра "Буквы и цифры".

Группа делится на несколько подгрупп по 7-10 человек. Игрокам на время предлагается построить" буквы и цифры, распределяя участников в определенном порядке. Задание усложняется по мере продолжения игры. Например : О, 7, П, К. 2, Н, 5, Д. 6, Ш, 4, Ж. Лидеры проявляют себя как организаторы, "строители".


Игра "День рождения".

Группе детей предлагается ответить на вопрос: к кому из присутствующих на день рождения " Вы хотели бы пойти? Путем опроса выбирается 2-3 "именинника", которые наиболее популярны в этой группе!' это и есть лидеры), далее можно предложить "гостям" присоединиться к "именинникам" и придумать какой-либо творческий номер, включить его в общий праздничный концерт.•

Информационные сообщения, мини-лекции по темам: этологические основы лидерства, виды лидерства, роль лидера в группе, стили руководства лидера.


Деловая игра "Лидер".

Группа делится на подгруппы по 3-5 человек, каждой из них необходимо найти 10 ^ определении, характеризующих, на их взгляд, лидера ( можно заменять определения ассоциациями к этому слову ). . Далее каждая группа знакомит остальных со своим мнением. В ходе организованного общего обсуждения группа составляет портрет-характеристику лидера. Деловая игра "Рецепт". Подгруппы, состоящие из 3-5 человек должны составить "рецепт": как стать лидером. "Рецепт" может содержать только перечень компонентов, может быть дополнен "технологией приготовления". Можно заменить компоненты и технологию перечнем из 10-15 глаголов, последовательно описывающих путь становления ^ лидера.


Дискуссия "Лидерство".

Участникам группы предлагается обсудить следующие проблемы: являются ли лидерские способности врожденными или приобретенными; кто может стать лидером, а кто не может; нужно ли стремиться развивать в себе лидерские способности и почему; где могут пригодиться лидерские качества и организаторские умения. Можно дополнить дискуссию групповой работой : с помощью ответов на предлагаемые вопросы участникам удастся составить представление о сфере воспитания лидерских качеств. Можно ли стать лидером, воспитать в себе лидерские качества? 2. Какими качествами должен обладать лидер? 3. Считаете ли Вы себя лидерами? Почему? 4. Нужны ли лидеру знания организаторской работы? 5. Какую функцию в коллективе выполняет лидер? 6. Каково отношение лидера к членам коллектива? 7. В чем проявляется активная лидерская позиция"?


Деловая игра "Качества и умения лидера".

Работу можно организовать в подгруппах по 5-7 человек. Ребятам предлагается составить перечень качеств и умений, которыми, по их мнению, должен обладать лидер, чтобы эффективно руководить деятельностью в группе.

Организуемое после групповой работы, общее обсуждение должно закончиться составлением общего списка.


Дискуссия "Влияние лидера на группу".

Участникам дискуссии предлагается обменяться мнениями по проблемам: как влияют ценности лидера на формирование групповых ценностей, каким образом лидер влияет на принятие , групповых решений, может ли группа принять решение, противоположное решению лидера и каким образом, как стиль лидерского руководства влияет на организацию работы в группе.


Дискуссия "Команда лидера".

Группе предлагается обсудить следующие темы: может ли лидер один планировать, организовывать, руководить и контролировать деятельность в группе? Кто может ему в этом помочь? Как найти "И помощников? Какие функции лидер должен выполнять сам, а какие - может делегировать другим? Какими качествами и полномочиями должны обладать представители "команды лидера? Сколько должно быть помощников у лидера? Кто, в конечном итоге, обеспечивает эффективность работы группы? Диагностика лидерских, организаторских способностей. Её можно провести с помощью имеющихся в наличии подходящих тестов или обратиться к психологу, чтобы провести КОС (определение уровня коммуникативных и организаторских способностей).


Игра "Хочу все знать".

Лидерам (возможно, выявленным в ходе диагностических игр) дается список фактов, которые они должны выяснить в группе. Например : - сколько пуговиц всего на одежде членов группы, - общий рост в сантиметрах всех членов группы, - общий возраст в группе, - список хобби членов группы и т.д.


Игра "Рисование вслепую".

Каждый член отрада должен, сидя за столом, положить перед собой карандаш и бумагу. Все члены группы закрывают или завязывают глаза. Лидер говорит группе, что именно они должны нарисовать, например, какое-либо животное часть за частью по инструкции лидера - сначала нарисуйте хвостик, т - теперь - голову, - теперь - одну переднюю ногу, - теперь - туловище- сейчас - одну заднюю ногу, - следом - глаза, - сейчас - вторую заднюю ногу, теперь - вторую переднюю ногу, - теперь - уши. После этого все могут взглянуть на рисунки.


Игра "Механизмы и машины".

Группа делится на подгруппы по 5-10 человек (во главе которых стоят выявленные , лидеры). Каждой группе предлагается построить "машину" с работающими частями из всех членов группы. После 8-10 минут подготовки группы сходятся и демонстрируют свои механизмы. Другие группы пытаются отгадать, что это.


Игра "Проводник".

Группа выстраивается за лидером, который "прокладывает маршрут". Члены группы повторяют ", вез действия лидера, который может сделать "дорогу" легкой или трудной, прыгать, перелазить через препятствия, ложиться, ползти и т