Игровые задания по программе «Лидер»
Задания по программе "Лидер" помогают выявить лидеров в команде, а также способствуют развитию организаторских умений и навыков, навыков работы в команде.
Фигуры
Показывается ряд заштрихованных геометрических фигур. Дети делятся на 3 группы: 1 - запоминает фигуры и описывает их второй, 2 - рисует, 3 - интересуется у первой и контролирует действия второй.
Платоновская игра
Участникам предлагается иерархическая лестница рабовладельческого государства (Платон. «Государство»): мудрецы - воины - ремесленники - зелоты. Всем участникам предлагается занять место в иерархической лестнице (желательно вертикальной): 1 раз - по мнению окружающих, 2 переход - по своим собственным устремлениям.
Глаза в глаза
Группа делится по парам. Задача: в течение 1 минуты глядя в глаза партеру определить его душевное состояние.
Портрет моего друга
Каждый из членов группы рисует портрет своего друга (знакомого), сидящего в кругу. Карточки мешаются. Задача членов группы: узнать свой портрет, определить какие качества подмечены на портрете, отношение художника к нарисованному.
Веревка
Группе 4-5 человек выдается веревка, связанная в кольцо. Задача: с закрытыми глазами по команде ведущего, держась за веревку растянуть ее в квадрат, треугольник, ромб, овал...
Воздушный шар
«Вы экипаж воздушного шара, терпящего бедствие. Среди вас есть: капитан, штурман, пассажир, заяц. Что бы уберечься от падения необходимо избавиться от части лишнего груза. Первым за борт может отправиться «заяц», последним - капитан. Распределите роли между членами вашей группы» (Кто распределяет? Кто какую роль выбирает?).
Стулья
Команда сидит на стульях в кругу молча. Задача: без звуков с закрытыми глазами одновременно встать всей группе, обойти стулья и снова сесть.
Анабиоз
Играют 2 человека: реаниматор и замороженный. Реаниматор не имеет права говорить, издавать звуки, прикасаться (только взгляд, мимика, жесты). Задача реаниматора - расшевелить замороженного, Задача замороженного не поддаться.
Дискуссия
В кругу 3 человека: 1 - глухонемой (общается только жестами, зрением, пантомимой. Не слышит, что ему говорят, не произносит звуки), 2 - глухой и паралитик (может только говорить и видеть. Не слышит, не может двигаться), 3 - слепой и немой (может слышать и показывать). Задача для троих: договориться о встрече в 19.00 в парке рядом с эстрадой.
- «Строительство автомобиля» (Кто строит? Кто выбирает какую роль?)
- «Круг доверия». Сидя в кругу, каждый член группы называя по имени всех остальных сообщает, что бы он доверил этому человеку.
- Живая социометрия
- Социометрия - 2. Каждый член группы должен построить всех остальных в линию от максимума к минимуму по любому принципу. Принцип (критерий) сообщается в конце
- «Коллективное сновидение»
- Рассказ о человеке по его фотографии
- Пальцы (встает столько, сколько выкинуто пальцев)
- Большая семейная фотография
- «Ассоциации»
- Волшебная палочка (Я тебя превращаю, потому, что)
- «Режим молчания» (любая деятельность в течение 30 минут в режиме молчания: только жесты, пантомима, в крайнем случае - записки)
- стулья с буквами «А», «Б», «В». Задаются вопросы с 3 вариантами ответов. Задача успеть занять стул с буквой правильного ответа (буквы незаметно можно менять)
- «5х5» (5 ответов на вопрос «Кто я?»; 5 профессиональных целей, 5 своих положительных качеств, 5 ассоциаций к слову «лидер»)
- «Юлий Цезарь». Одновременное выполнение 3 действий: съесть кусок хлеба, писать письмо любимой маме, петь песню. Конкурс на время, оценивается результат
- имя - интонация. Назвать всех членов группы по именам, вкладывая в каждое имя интонацию - отношение к члену группы
- «Объявление о знакомстве» (самореклама)
- Изображение пантомимой преодоление личных трудностей
ИГРЫ:
«Менеджер»
До начала игры каждому из участников присваивается индивидуальный номер, выбирается экспертный совет из числа руководителей программы, старших детей.
- Задание для всех участников: закончить предложение «Руководить людьми, значит...». Выбирается 5 участников, давших наиболее полные ответы.
- Задание для 5 чел. Каждый из участников пишет на листе бумаги предполагаемое штатное расписание своего учреждения (обувная фабрика, телекомпания, сауна, ресторан, банк), напротив должности ставится № предполагаемого претендента на эту вакансию. Штатное расписание сопоставляется с реальными желаниями претендентов. По количеству совпадений отбирается 3 игрока.
- Мини-совещание трудового коллектива, определение концепции деятельности предприятия, составление наброска бизнес-плана.
- Задание для 3 чел. «Вы отдыхаете на Багамских островах. Связь не работает. Напишите инструкцию для своего коллектива». После написания инструкции «менеджеру» разрешается передать коллективу только по 2 слова из каждого предложения инструкции. Задача коллектива: восстановить полный текст. Победителем считается игрок, чей коллектив восстановил инструкцию наиболее полно.
«Общежитие»
Задача группы: «Вы приехали ни Тихоокеанский курорт. В гостинице, где вы остановились, имеется 2 двухместных, 2 трехместных, ..... четырехместных номера. Ваша задача расселить всех членов группы. Первыми заселяются 2-х и 3-х местные номера»
«Оратор»
Перед началом игры объясняются примеры невербального реагирования
- Выборы 1 оратора - добровольца. Задача: произнести речь на любую тему. Оратора просят покинуть аудиторию
- Между членами группы распределяются роли: сторонники, противники, нейтралы, переменные. Задача группе: во время произнесения речи при помощи невербальных методов реагировать в соответствии со своей ролью
- По итогам выступления оратор составляет свой список по ролям. Отдельно награждаются игроки, наиболее точно отразившие свои эмоции.
Игра «Раз, два, три»
Ведущий садится в круг с играющими, далее говорит: «Раз, два, три» и показывает на вытянутых руках какое-то количество пальцев. Игроки должны, не договариваясь, встать со стульев, причем количество вставших должно соответствовать количеству показанных пальцев. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята.
Игра «Веревочка»
Для проведения игры нужна веревка, концы которой должны быть завязаны, образуя кольцо. Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку. Задание для группы: как можно быстрее с закрытыми глазами, не выпуская из рук веревки, построить геометрические фигуры: треугольник, квадрат, шестиугольник.
Деловая игра «Лидер»
Группа делится на подгруппы по 3-5 человек, каждой из них необходимо найти 10 определений, характеризующих, на их взгляд, лидера. Далее группа знакомит остальных со своим мнением. В ходе организованного общего обсуждения группа составляет портрет-характеристику лидера.
Деловая игра «Качества и умения лидера»
Работу можно организовать в подгруппах по 5 – 7 человек. Ребятам предлагается составить перечень качеств и умений, которыми, по их мнению, должен обладать лидер, чтобы эффективно руководить деятельностью в группе. Общее обсуждение после групповой работы должно закончиться составлением общего списка.
Дискуссия «Влияние лидера на группу»
Участникам дискуссии предлагается обменяться мнениями по проблемам: как влияют ценности лидера на формирование групповых ценностей, каким образом лидер влияет на принятие групповых решений, может ли группа принять решение, противоположное решению лидера и каким образом, как стиль лидерского руководства влияет на организацию работы в группе.
Дискуссия «Команда лидера»
Группе предлагается обсудить следующие темы: может ли лидер один планировать, организовывать, руководить и контролировать деятельность в группе? Кто может ему в этом помочь? Как найти помощников? Какие функции лидер должен выполнять сам, а какие – может делегировать другим? Какими качествами и полномочиями должны обладать представители «команды лидера»? Сколько должно быть помощников у лидера? Кто, в конечном итоге обеспечивает эффективность работы группы?
Дискуссия «Лидерство»
Участникам группы предлагается обсудить следующие проблемы: являются ли лидерские способности врожденными или приобретенными; кто может стать лидером, а кто не может; нужно ли стремиться развивать в себе лидерские способности и почему; где могут пригодиться лидерские качества и организаторские умения. Можно дополнить дискуссию групповой работой: с помощью ответов на предлагаемые вопросы участникам удастся составить представление о сфере воспитания лидерских качеств.
- Можно ли стать лидером, воспитать в себе лидерские качества?
- Какими качествами должен обладать лидер?
- Считаете ли вы себя лидерами? Почему?
- Нужны ли лидеру знания организаторской работы?
- Какую функцию в коллективе выполняет лидер?
- Каково отношение лидера к членам коллектива?
- В чем проявляется активная лидерская позиция?
Деловая игра «Рецепт»
Подгруппы, состоящие из 3-5 человек должны составить «рецепт»: как стать лидером. «Рецепт» может содержать только перечень компонентов, может быть дополнен «технологией приготовления». Можно заменить компоненты и технологию перечнем из 10-15 глаголов, последовательно описывающих путь становления лидера.
Игра «Хочу все знать»
Лидерам дается список фактов, которые они должны выяснить в группе. Например:
- сколько пуговиц всего на одежде членов группы,
- общий рост в сантиметрах всех членов группы,
- общий возраст всех членов группы.
- список хобби членов группы.
Игра «Перестройка»
Группе дается задание построиться по каким либо определенным признакам, на время (засекает ведущий). Например: по цвету глаз (от светлых к темным); по номерам квартир (от 0 до…); по дням рождения (от января к декабрю) и т.д.
Игра «Ощущения»
Участники становятся в одну линию (в затылок). Человек стоящий сзади, без слов, прикасаясь к стоящему перед ним игроку, передает какое либо чувство тот передает следующему и т.д. Игрок, который стоит самым первым, должен сказать, что за чувство дошло до него. Затем стоящий в конце становится в начало, а тот, кто стоял первым становится последним.
Счет от 0 до 10
Играющие закрыв глаза, должны сосчитать от 0 до 10, при этом каждую новую цифру говорит только один человек. Если какую либо цифру произнесли несколько человек, все начинается с начала.
Игра «Веревочка»
Ребята должны взявшись за руки и с закрытыми глазами построить: квадрат, треугольник и т.д.