Игровой тренинг на сближение
НАКОПЛЕНИЕ СОГЛАСИЙ. ЗНАКОМСТВО
Задачи: преодоление барьеров, снятие напряжения в общении, установление эмоциональных контактов, возникновение чувства «нам хорошо вместе».
«Снежный ком». Ведущий называет свое имя. Следующий участник (по часовой стрелке) повторяет имя ведущего и добавляет к нему свое, третий - имена двух предыдущих участников и свое и так далее. «Снежный ком» катится, обрастая все новыми именами. Последний должен назвать имена всех присутствующих и свое собственное. Согласитесь, что это трудно сделать, если в группе более 20 человек. Поэтому большую группу можно разделить на две части и начинать счет снова с середины. Можно пустить «снежный ком» вторично, называя при этом не только имя, но и свое увлечение, например, или знак Зодиака.
«Знакомство». Все участники становятся в круг парами, образуя внутренний и внешний круг. Затем поворачиваются лицом друг к другу, подают правую руку и знакомятся. После знакомства участники поворачиваются друг к другу левым плечом и под музыку бегут каждый круг в свою сторону.
Музыка останавливается, и каждый знакомится с тем, напротив кого он оказался. Снова все под музыку бегут в свои стороны. Но каждый раз, встречаясь с тем, с кем познакомились, приветствуют их, высоко подняв правую руку. Игра продолжается до 5-6 раз. Можно использовать эту игру для продолжения знакомства и проверки того, как участники запомнили имена друг друга. В данном случае, повернувшись лицом к лицу после остановки кругов, каждый называет имя того, кто оказался перед ним.
«Хоровое знакомство». Каждый участник называет свое имя по кругу. Затем ведущий указывает на кого-либо, и все хором произносят его имя. Так повторяется несколько раз.
«Знакомство на время». Участникам дается задание: за определенное время познакомиться (узнать имена, пожав при этом руку) как можно с большим количеством участников тренинга. По сигналу ведущего «СТОП» все прекращают знакомство и возвращаются на свои места. Затем каждый по порядку должен назвать количество вновь приобретенных знакомых и их имена.
«Визитная карточка». Каждый участник группы готовит себе визитную карточку: на небольшом листке бумаги крупно фломастером или цветным карандашом пишет свое имя, фамилию, а также свой девиз или приветствие всем окружающим. Затем визитные карточки прикрепляются на груди, и все ходят по комнате, останавливаясь, представляясь друг другу и читая друг у друга записи на визитной карточке.
«Хорошо ли мы знаем друг друга». Итак, люди познакомились. А теперь можно проверить, хорошо ли они запомнили имена, присмотрелись друг к другу. Для этого разделим всю группу на две команды, выстроим их в две шеренги напротив друг друга. Ведущий дает команду - как можно быстрее построиться:
- в алфавитном порядке по первой букве имени;
- по росту;
- по цвету волос: от самых темных до самых светлых;
- по жесткости волос: от самых мягких до самых жестких (возможность прикоснуться друг к другу сближает детей);
- по длине волос (например, от самых длинных до самых коротких);
-по цвету глаз: от самых светлых до самых темных или наоборот.
Этим заданием можно закончить игру, так как возможность заглянуть друг другу в глаза создает наилучшие условия для консолидации, открытости и доверия.
«Характерные черты». Все участники встают(садятся) в круг. Ведущий стоит в центре круга и называет определенный признак, свойство человека, характеризующий внешность, эмоциональное состояние, интересы, ценности и т. д. Все, кому данный признак или свойство присущи, должны пересесть, поменяться друг с другом местами. Например: всем, у кого есть часы, пересесть. Все, кому нравится здесь, пересесть. Всем, у кого дома есть животные, пересесть. Всем, кто оптимист, пересесть и т. д. В тот момент, когда участники игры меняются местами, ведущий стремится занять один из стульев. Оставшийся без места, становится ведущим. Он называет новые признаки, импровизирует, придумывая различные другие характерные черты, присущие участникам.
Игра создает не только бодрый, радостный эмоциональный настрой в коллективе, но и помогает узнать многое друг о друге, осознать себя: свои эмоциональные состояния, черты характера и другие свойства.
ПОИСК ОБЩИХ ИЛИ СОВПАДАЮЩИХ ИНТЕРЕСОВ
Задачи: помочь сблизиться, создать первичное «тяготение» друг к другу на основе открытия ими интересов, взглядов, позиций внутреннего мира друг друга.
«Конверт откровений». Ведущий предлагает каждому сидящему в кругу по очереди вынуть из большого, красиво оформленного конверта один из помешенных в него вопросов, написанных на полоске бумаги, и ответить на него. Начинает он сам. На определенном этапе можно предложить отвечать на каждый вопрос всем по кругу (обычно такое желание возникает у самих участников). Вопросы составлены так, что позволяют откровенно высказаться о том, что волнует, интересует детей, узнать их ценности, убеждения и т. д.
Примерные вопросы:
1.Если бы ты мог перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это?
2.Если бы ты смог на недельку поменяться местами с кем-либо, то кого бы ты для этого выбрал? Почему?
3.Если бы добрая фея обещала выполнить три твоих желания, то что бы ты пожелал?
4.Если бы ты в течение одного дня был невидим, то как бы ты этим воспользовался?
5.Твоя любимая книга?
6.Какого человека ты считаешь великодушным?
7.По каким критериям ты выбираешь себе друга?
8.В какой стране ты хотел бы жить?
9.Если бы тебе предложили наметить план твоей жизни, то какими были бы три самые главные цели?
10.Чем ты любишь заниматься в свободное время?
11.Назови три качества, которые ты больше всего ценишь в человеке и т.д.
«Интервью». Один из участников (по желанию) выступает в роли интервьюируемого. Группа может задать ему 5-7 вопросов. В первые дни общения следует дать детям установку, что они могут отвечать с любой степенью откровенности. Можно с полной откровенностью, можно частично, а можно вообще в маске, отвечать будто не за себя, а за другого. Это обязательное условие, которое может снять психологический барьер у участников. Если в процессе общения установится доверительная атмосфера, то стремление маскироваться отпадет само собой. Одновременно можно интервьюировать по 3-4 человека. Постарайтесь, чтобы постепенно все оказались в этой роли.
«Закончи предложение». Участники сидят по кругу, вместе с ними ведущий. Он начинает предложения, которые все по очереди заканчивают:
- Больше всего в себе мне нравится...
- Я хотел бы стать...
- Мое любимое занятие - это...
- Я хотел бы узнать о...
- Я чувствую себя счастливым, когда...
- Мне грустно, когда...
- Я хотел бы быть более...
- Мне больше всего нравится в моих друзьях...
- Объединение и взаимопомощь важны потому, что...
ПРИНЯТИЕ КАЧЕСТВ И ПРИНЦИПОВ ОБЩЕНИЯ
Задачи: построение доверительных отношений, готовности к принятию личностных особенностей другого человека.
«Секрет». Все участники рассаживаются по кругу. Ведущий предлагает им воображаемую ситуацию: представьте, что сумасшедший ученый создал робота, являющего собой вашу точную копию. Ваш двойник похож на вас во всех деталях. Но поскольку он - орудие зла и вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас, попробуйте отыскать в себе секрет:
Что есть в вас такого, что невозможно продублировать? Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену? Каждый по кругу рассказывает о своих особенностях. Если он затрудняется,
другие могут помочь ему отыскать эти особенности, но только позитивные.
«Комплименты». Все встают в круг. Ведущий берет в руки мячик и бросает его тому, для кого у него припасены комплименты. Тот, у кого оказывается мяч, бросает его следующему, также с комплиментами. Необходимо предупредить участников, чтобы они стремились разнообразить их палитру, не повторяться, были искренними и постарались у каждого найти что-то хорошее, чему можно научиться. Естественно, ведущий должен позаботиться о том, чтобы мяч побывал в руках у всех участников. Для этого он должен сам приготовить комплименты для каждого.
«Что мне в тебе нравится?». Участники садятся в круг, ведущий вместе с ними. Каждый готовит длинный свиток - листок бумаги, в нижней части которого отмечает свое имя и фамилию. Лист отдается соседу слева. Тот записывает сверху как можно компакт ней то, что ему нравится во владельце листка. Затем лист загибается так, чтобы следующий не смог прочитать написанное, и передается по кругу. Таким образом, свиток каждого участника попадает к каждому, и все отмечают в нем те качества, которые привлекают их в его владельце, каждый раз загибая запись. Наконец свиток проходит полный круг и возвращается к адресату, который получает полную информацию о том, что ценят в нем окружающие.
«Памятная стела». Участники делятся на несколько групп, в которых предлагается провести референдум вокруг воображаемой ситуации: «Представьте себе, что в нашем учреждении устанавливается такая памятная стела, на которую можно вписывать имена самых лучших педагогов. Можно назвать сколько угодно ваших коллег. Только после имени должна идти краткая аннотация, например: «самая отзывчивая», «самая скромная» и т. д. На размышление группам дается несколько минут.
Другой вариант: называем имя каждого по кругу и просим всех сформулировать запись на памятной стеле, касающуюся этого человека. Звучат разнообразные аттестации, из которых выбирается самая точная.
ВЫЯСНЕНИЕ КАЧЕСТВ, ОПАСНЫХ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ. ПОБУЖДЕНИЕ К ИЗМЕНЕНИЯМ
Задачи: появление стремления к открытому, откровенному общению, развитие самокритичности, возбуждение стремления к изменениям.
«Самокритика». Каждый участник игры берет лист бумаги, подписывает его и делит на три равные полосы по вертикали. Ведущий дает задание: написать в первой графе в ответ на вопрос «Кто я такой?» 10 слов-эпитетов. Сделать это нужно быстро, записывая ответы в той форме, как они приходят в голову. Затем дается второе задание: ответить на этот же вопрос так, как это сделали бы ваши друзья, близкие. В третьей графе на этот вопрос будет отвечать кто-то из группы. Кто именно – каждый определит сам. Можно закрыть ответы в первой и второй графе, согнув лист бумаги по линии между ними. Итак, когда избранник игрока заполнит третью графу, лист возвращается обратно, и каждый сравнивает ответы. Он подсчитывает количество совпадений и поднимает соответствующее количество пальцев. Теперь ясно видно, кто оказался самым открытым и самокритичным человеком.
«Пожелания». Так же, как и с игре «Что мне в тебе нравится?», участники заполняют для каждого лист бумаги, но пишут в него пожелания: что необходимо изменить в себе. Например, «стать внимательнее к другим», «стать более выдержанным, спокойным» и др. Надо предупредить детей, чтобы они не желали другому того, чего он не в состоянии изменить сам, например «не носить очки».
ЭФФЕКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Задачи: обеспечение прочного контакта, достижение взаимопонимания, согласованности действий, состояния защищенности, формирование чувства «мы».
«Любящий взгляд». Ведущий предлагает одному из участников, по желанию, выйти из круга. В его отсутствие назначается три человека, которые будут смотреть на него любящим взглядом. Игрок возвращается и пытается определить, кто эти три человека. Затем выходит другой желающий, и задание дается уже пяти участникам. Игра повторяется снова, причем каждый раз число смотрящих любящим взглядом увеличивается.
Игра развивает способность понимать и выражать эмоциональные состояния, чувства человека. Кроме того, каждому приятно, когда на него смотрят с любовью.
«Сиамские близнецы». Все играющие разбиваются на пары и ведущий предлагает им представить на время, что они - сиамские близнецы: одним боком и ногой срослись друг с другом и представляют собой единый организм. Надо попробовать ходить в таком состоянии, передвигаться по комнате в течение определенного количества времени.
Затем участники возвращаются в круг, рассаживаются по своим места и обмениваются впечатлениями: какие чувства возникали во время выполнения задания? Было ли трудно или легко это сделать? При каком условии удается добиться согласованности действий?
«Общее настроение». Сначала в группе организуется конкурс на лучшее изображение трех эмоций: радости, страха, гнева. Затем все договариваются, какая поза, мимика, жесты и звуки будут обозначать каждую из этих эмоций, вырабатывают общий знак радости, страха и гнева. Участники повторяют эти знаки в разной последовательности и запоминают их, затем разделяются по трое. В каждой тройке выбираются два игрока и судья. Игроки становятся друг к другу спинами, на счет судьи «Раз, два, три!» резко поворачиваются друг к другу и изображают одно из трех настроений. Если настроения совпадают, то они радостно приветствуют друг друга (обмениваются рукопожатиями, похлопывают по плечу, обнимаются) и продолжают игру. Если настроения не совпадают, один из игроков становится судьей, а новая пара пытается достигнуть взаимопонимания.
«Зеркало». Играющие разбиваются на пары и встают лицом к лицу друг друга. Один из них исполняет роль ведущего, другой - «зеркала». Ведущий выполняет различные движения (они могут быть заданы ему заранее): пришивает пуговицу, печет пироги, убирает комнату и т. д. «Зеркало» копирует движения своего партнера, стремясь достигнуть наибольшей синхронности. Затем партнеры меняются ролями.
«Робот». Участники работают в парах. Один из партнеров - «робот», другой «оператор». «Роботу» завязывают глаза, и ведущий рассыпает по полу какие-нибудь мелкие предметы, например, спички. Задача робота - собрать эти предметы, причем делать это он может только под руководством своего «оператора», который управляет каждым его движением. «Робот» должен внимательно слушать и среди многих голосов услышать команды своего «оператора», полностью подчиняясь им. Если правила нарушаются, пара выбывает из игры. Побеждает та пара, которая работает наиболее слаженно и соберет как можно больше предметов.
ВАРИАНТЫ ИГР ДЛЯ ПЕДСОВЕТОВ.
“Интервью”.Первый участник задает вопрос следующему участнику по любому интересующему его вопросу, но так, чтобы вопрос относился к успеху или трудностям реализации педагогики развития в ДОУ. Участник отвечает по возможности на вопрос и задает вопрос следующему участнику. Ведущий комментирует вопрос и ответ.
“Ваши ожидания”.Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли в игру? Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце игры? Расскажите о ваших личных ожиданиях.
“Ассоциация”.Давайте поближе познакомимся друг с другом, но своеобразным способом. Расскажите о себе в образе неодушевленного предмета, растения или животного: о его прошлом настоящем, будущем. Расскажите, что Вас связывает с эти образом? Есть ли что-то общее у Вас с созданным образом?
“Общая история”.Придумайте историю, сказку, которая могла бы связать между собой все эти образы-ассоциации.
“Незаконченное предложение”.Вспомним, оживим чувства, состояния, которые Вы испытываете в детском саду. Для этого образуем двойной круг (или динамичные пары). Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.
- Любить ребенка – это значить…
- Что мне нравится в моих воспитанниках, так это…
- Я уважаю педагогов, которые…
- Особенно мне нравится в трудных воспитанниках это то, что…
- Обычно себя я чувствую в детском саду…
- Мои педагогические затруднения в работе с детьми состоят в то, что…
- Педагог – это человек, который…
- Мое педагогическое кредо состоит в том, что…