Игровой тренинг «Воспитай в себе человека»

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
12802456297230 m1m.jpg

Цель:

1. Создание условий для формирования, раскрытия и развития «Я – потенциала», способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

2. Оценка степени своей толерантности.


Задачи:

  • Формирование установок толерантного сознания детей.
  • Развитие внимания, памяти, творческого мышления детей.
  • Воспитание чувства коллективизма, сплоченности, уважительного отношения

между детьми.


Форма проведения: игровой тренинг

Структура тренинга:

  • разминка (упражнения, настраивающие детей на игровое взаимодействие);
  • основное содержание (упражнения, игры, задания, обсуждения);
  • рефлексия


Вступление (слова ведущего)

Современный культурный человек — это не только образованный человек, но и личность, обладающая чувством самоуважения и уважаемая окружающими. Поэтому мы должны уметь строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.


Разминка

1.Упражнение «Знакомство»

Группа делится на три команды (6-7человек). Чтобы разделить класс на группы, можно предложить ребятам кружки, квадраты, ромбы. Потом объединить. Задача: кто быстрее построится по следующим параметрам:

А) по цвету глаз (от самого светлого до самого темного)
Б) по длине волос (от самых длинных к самым коротким)
В) по алфавиту отчества
Г) по размеру ноги
Д) по числу согласных в имени
Е) по росту
Ё) по дате рождения;

Называется победитель при каждом построении, который поддерживается аплодисментами.

Вопросы для обсуждения упражнения:

  • Что помогло быстрее построиться?
  • Состоялась бы игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

Вывод, к которому приходят ребята: Мы все разные, но нам весело и интересно вместе.


2. Упражнение «Поиск сходства»

Каждая команда должна написать на ватмане, разделенном пополам, черты сходства и черты различия в своей группе.

Психологический смысл упражнения. Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше. Обсуждение. Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.


3. «Электрическая цепь».

Группа разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней — встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.

Два главных условия этого упражнения:

1) электрический ток должен беспрепятственно

течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами;

2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно. Можно

поддержать детей, если им очень трудно!

Вопросы для обсуждения: Когда вам было труднее встать? (В паре? В четверке? В восьмерке? Всем вместе?)

Вывод: Вот мы с вами, преодолевая трудности, замкнули электрическую цепь, доказав тем самым, что объединить вместе разных людей очень трудно, но все-таки возможно.


II. Основная часть

Очень часто мы замечаем только свои качества, и считаем себя хорошими. Да, этого никто отрицать не будет, но постараемся найти хорошие качества и у других.


Упражнение «Я — хороший, ты — хороший»

Дети стоят или сидят в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека, начинающееся на первую букву его имени. Мяч должен побывать у всех. Вывод: в каждом человеке нужно уметь находить положительное. Не бывает абсолютно плохих людей, и умение замечать хорошее – важное качество толерантного человека.


Упражнение «Рюкзачок успеха»

Для того чтобы в жизни добиться успеха, нужно уметь, прежде всего, правильно общаться с людьми. Но это очень сложно. Общение с другими людьми требует наличия у человека разных качеств.

Я предлагаю вам собрать «рюкзачок успеха». Для этого каждый из вас на отдельном листочке записывает два качества: первое помогает вам добиться успеха в общении, а второе — мешает. Затем все листочки подписываются и собираются в один яркий рюкзачок.

А теперь я буду по одному листочку доставать из рюкзака, зачитывать написанное, а вы попытаетесь определить «обладателя» этих качеств;

(Работа может проходить и по другому варианту: рюкзачок вторично открывается через небольшой отрезок времени, и происходит анализ изменений в каждом ребенке: остались ли хорошие качества, смог ли ребенок избавиться от плохих).


Упражнение «Острова»

У каждого есть свой «остров» – газета. Периодически наступает «выходной», и все гуляют по всей территории. Ведущий «отбирает» по несколько островов, жители должны искать себе другой остров.

В заключение идет обсуждение: как вас приняли на другом острове, не оттолкнули ли, пригласили ли сами и т. п. Обязательно стоит обратить внимание на тех, кому не предлагали присоединиться на другом острове. Вывод: Подобные ситуации встречаются и в жизни: не чаще ли мы готовы оказывать помощь, поддержку тем, кто нам нравится, кто нам симпатичен, и не способны ли мы «не замечать» проблем тех, кто относится к «гадким утятам» и т. п.


Упражнение «Аппликация «Павлин»

Давайте создадим общую аппликацию «Павлин». (Сам павлин нарисован заранеепа отдельном листе)

Вы должны вырезать перья. Для этого предоставляется цветная бумага, можно использовать яркие обертки от шоколада т. п. Перья могут быть любого размера и формы. Каждое перо должно символизировать какое-нибудь качество, способность, которую в себе ценит и любит каждый из вас. Это качество записывается на перо. Вы можете вырезать сколько угодно перьев.

Затем все перья раскладываются на большом листе бумаги так, чтобы получился хвост павлина, затем к перьям приклеивается сам павлин. Каждый участник может посмотреть, какие качества изображены всеми участниками.

Вывод: Эта коллективная аппликация «Павлин» помогает нам почувствовать свою ценность, способствует сплочению, позволяет оценить качества своей личности и сформировать те качества, которые вам необходимы.


Рефлексия:

Давайте попробуем ответить на несколько вопросов, о том. что сейчас произошло. Хотелось бы чтобы высказался каждый из вас, нодаже если этого не поизойдет и кто-то захочет отмолчаться это нестрашно. Ведь самое главное это внутренний диалог, который ведет каждый человек сам с собой. И без таких разговоров, как и без терпения, сопричастности чужой боли, открытости, доброты, доверия, умения принять чужую точку зрения не воспитаешь в себе человека. Но я уверена, что у вас все получится. Итак, давайте ответим на несколько вопросов

  • Легко ли было проникнуть в свой внутренний мир? В мир другого человека?
  • Как изменилось отношение к своему «Я» у вас в ходе тренинга?
  • Что нового вы узнали о себе?

На память о тренинге ребятам раздаются закладки, выполненные участниками акции «Дружба это я + ты»