Игра «Новая цивилизация»

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Shtrih bm.jpg

Цель игры:

  1. Формирование активной гражданской позиции, личностное развитие участников в процессе игрового взаимодействия;
  2. Формирование списка данных наиболее перспективных лидеров среди детей;

Задачи игры:

  • освоение участниками игры основных демократических процедур гражданского общества, формирование культуры правовых и деловых отношений;
  • знакомство участников с содержанием экономических и политических отношений на государственном и международном уровне, показ противоречий, возникающих в процессе сотрудничества, и эффективных способов их разрешения;
  • изучение сути процесса производства товаров и услуг, специфики товарообменных процессов в условиях рыночной экономики;
  • апробация программ дополнительного экономического, политического и правового образования школьников с целью их дальнейшего совершенствования;
  • диагностика готовности учащихся к реальной взрослой жизни с внесением необходимых корректив в работу конкретных школ или всей системы образования города, области;
  • создание детской общественной организации "Новая цивилизация" путем формирования Международной Ассамблеи и выборов ее Генерального секретаря;


Школьный этап игры ("Демократическая республика") моделирует деятельность государства со многими необходимыми для этого атрибутами (политическая система, система органов власти, собственная правовая база, экономическая деятельность, финансовая система и т.д.). Все это создает возможность для участников игры на практике почувствовать те отношения, которые существуют внутри государства между органами власти, различными организациями и отдельными гражданами, научиться разрешать возникающие конфликты цивилизованным способом. Активная политическая деятельность создаваемых в школе "партий" и общественных движений — определенный залог того, что участники игры не останутся в стороне от политической жизни России, когда вырастут. В рамках создания общественных объединений в школах формируется детская организация "Корпус юных спасателей", которая использует в своей деятельности методики скаутского движения, а также методики выживания и специальные программы Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС Российской Федерации). Правила общешкольной политико-экономической игры. Действие политико-экономической игры "Демократическая республика" происходит в условном государстве, создаваемом в школе на время игры. Республика имеет все необходимые атрибуты государственности (название, герб, флаг, гимн, валюта). Название государства и все остальные атрибуты государственности придумывают и разрабатывают сами школьники. Все участники игры становятся гражданами этого государства и признаются полностью дееспособными, то есть имеющими определенные права и обязанности. Перечень этих прав и обязанностей граждан закрепляется в Конституции. После принятия Закона о гражданстве, все желающие принять участие в игре должны пройти регистрацию и получить паспорт гражданина. Cоздание и функционирование школьного государства. Игра "Демократическая республика" проводится по собственному плану каждой школы или учебного заведения. Для этого : — создается городской штаб по подготовке и проведению игры "Новая цивилизация"; — утверждается Положение о городской политико-экономической игре "Новая цивилизация"; — проводятся педагогические советы в школах для рассмотрения вопроса о школьной политико-экономической игре и об участии в городском этапе, а также для утверждения Правил школьной игры. Предварительная организационная работа в школе включает в себя: создание Совета по подготовке и проведению школьной игры; формирование группы инициативных ребят, которые войдут в законодательный орган государства и будущее правительство; консультации и проведение конкурсов на лучшее название государства, валюты, органов власти, гимна, герба и т.д. Во время этого этапа специалистами МООДиМ "Новая цивилизация" для педагогов школы и специалистов города проводятся консультации по политическому, экономическому, юридическому разделам игры, а также по практической части ("Школа Робинзона", "Ралли выживания", создание "Корпуса юных спасателей"). По отдельно согласованному плану проводится учебно-методический семинар для актива школ и педагогов города с привлечением, в случае необходимости, специалистов городских служб — экономистов, юристов, политологов, специалистов МЧС. Участники игры. На данном этапе могут принимать участие все учащиеся с 1 по 11 класс, их родители, педагоги, представители внешкольных воспитательных учреждений и предприятий, с которыми у школы есть определенные связи. Никаких ограничений для участия в игре не предусматривается, кроме случаев нарушения правил, которые уже зафиксированы (или будут зафиксированы) в Конституции школьной республики и специально разработанном Административном кодексе, который принимается самими участниками игры. Сроки проведения игры. Школьная игра "Демократическая республика" проводится по собственному плану каждой школы или учебного заведения. Как правило, это происходит с сентября по февраль-март. Основным содержанием этого этапа является проведение школьных игр, включая: политическую часть (формирование политических партий, общественных движений и блоков, выборы Президента и законодательного органа власти); правовую часть (разработка текста Конституции школьного государства, других необходимых для проведения игры законов и документов; их обсуждение и принятие Парламентом и утверждение Президентом; формирование Правительства, избрание состава Суда и т.д.); экономическую часть (активная деятельность Правительства, функционирование банка, выпуск и обращение валюты внутри государств, выполнение государственных заказов и работа по собственной инициативе).

Примечание. В первый год игры ее экономическую часть в школе можно не проводить, ограничившись выборами и созданием законов школьного государства. Во время данного этапа необходимо сформировать и подготовить школьную команду для участия в городской встрече. Итоги школьной игры. Критерии, по которым оценивается работа государств (в соответствии с основными этапами школьной игры): — грамотность проведения политической части (предвыборной кампании, выборов, т.е. отсутствие грубых ошибок и нарушений избирательных прав граждан); — качество принятой нормативной документации школьного государства (обязательное представление Конституции и Закона о выборах), их соответствие реально действующей Конституции России и основным международным актам — Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка); — активность экономической жизни государства, качество работы Правительства (объем выполненных государственных заказов и предоставленных гражданам услуг, разнообразие и активность коммерческих структур).

Политическая часть игры (выборы Президента и Парламента)

Все участники игры объявляются полностью дееспособными гражданами, имеющими политические права, т.е. право создавать политические партии и общественные объединения, избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти. Поэтому игра начинается с активной политической деятельности, в ходе которой создаются политические партии и общественные объединения граждан. Каждая политическая партия должна зарегистрироваться в Министерстве юстиции, получить сертификат, подтверждающий факт регистрации и дающий право на политическую деятельность. При регистрации предъявляется протокол учредительного собрания, в котором обязательно указывается название политической партии, число ее членов, а также краткая программа деятельности. Примечание. Если игра проводится в первый раз, то функции Министерства юстиции выполняет Избирательная комиссия, которая регистрирует общественные объединения граждан. В самом начале игры создается (назначается) Избирательная комиссия, в составе 5 человек, которая действует в полном соответствии с Законом о выборах. На первом заседании комиссии, избираются ее председатель и секретарь. Секретарь ведет и хранит всю необходимую документацию: списки регистрации кандидатов в президенты и парламент, протоколы о выдвижении кандидатов от политических партий и подписные листы, ведомость выдачи удостоверений о регистрации кандидатов, списки регистрации избирателей, все протоколы и акты (осмотра урны и ее опечатывания, вскрытия урны, подсчета голосов, уничтожения неиспользованных избирательных бюллетеней).

После получения сертификата политическая партия имеет право выдвинуть своего кандидата в Президенты и несколько кандидатов в Государственную Думу. Протокол собрания, на котором происходило выдвижение кандидатов, с указанием их фамилий и имен предъявляется в Избирательную комиссию. В соответствии с Законом о выборах, граждане могут самостоятельно выдвигать себя кандидатами в Президенты или Парламент. Для этого нужно получить поддержку не менее 20 граждан Демократической Республики. Гражданин, желающий зарегистрироваться кандидатом, должен оформить подписной лист, где указываются данные лиц, поддерживающих выдвижение его кандидатом в президенты (или парламент), и зафиксирована их личная подпись.

Все, выдвинутые политическими партиями и общественными объединениями, а также независимые кандидаты, обязаны зарегистрироваться в Избирательной комиссии, которая устанавливает сроки начала и окончания регистрации. После регистрации, все кандидаты получают сертификат, подтверждающий факт официальной регистрации, и получают право начать предвыборную кампанию, используя для этого школьное радио, школьные газеты, агитационные плакаты, листовки, газеты, устную агитацию в классах.

В рамках предвыборной кампании проводятся различные мероприятия, которые, в первую очередь, организуют сами кандидаты с помощью политических партий, выдвинувших их, а также специально создаваемой группой поддержки, в которую входят доверенные лица кандидата.

Это может быть пресс-конференция для избирателей, в ходе которой кандидат, отвечая на вопросы избирателей, рассказывает о своей программе, о том, что он будет делать на посту президента Демократической Республики (или в роли депутата Государственной Думы). Такая форма общения с будущими избирателями дает хорошую возможность максимально подробно представить свою программу и подчеркнуть свои достоинства.

Можно организовать презентацию (встречу-знакомство с кандидатами) в стиле дискотеки, шоу-программы и т.п. Этим способом, как правило, привлекается значительная часть потенциальных избирателей. Только не стоит забывать об основной цели подобного мероприятия — представление своего кандидата и его программы, а отдых и развлечение только фон для этого.

Возможны периодические встречи с избирателями, в ходе которых кандидат лично встречается с различными аудиториями граждан. На этих встречах идет доверительный разговор о том, какой представляет себе кандидат работу в качестве Президента (или депутата Государственной Думы), что он может сделать для простых граждан, какие права и свободы он им гарантирует и т. д. Разумеется, будут вопросы, на которые нужно отвечать самым подробным образом. Целесообразно посетить как можно больше аудиторий (классов), чтобы кандидата узнала вся школа.

Можно провести конкурс предвыборных программ, в ходе которого кандидатам в Президенты и в Государственную Думу предлагается составить проект программы развития школы, в которой учатся участники, или школы как образовательного института в целом. В конкурсе предвыборных программ учитывается качество выполненной работы, ее актуальность, оригинальность предлагаемых идей, аргументированность выдвинутых тезисов. Особенно высоко ценится программа, в которой отражается реальная современная ситуация и конкретные условия школы. Программы, предложенные кандидатами, рассматриваются специально созданной комиссией из преподавателей школы или специалистов, руководителей района (города). Целесообразно проводить опрос общественного мнения граждан. Опрос проводится специалистами социологического центра "Выбор". Центр определяет, сколько граждан в данный момент проголосовало бы за каждого кандидата. Затем абсолютный показатель (количество полученных каждым кандидатом голосов граждан) переводится в проценты по отношению к общему числу опрошенных граждан. Результаты опросов доводятся до сведения граждан.

Кандидаты в Президенты и Государственную Думу участвуют в разных предвыборных процедурах (параллельно). Для этого, Избирательная комиссия организует указанные выше процедуры отдельно для той и другой группы кандидатов. Любая информация передается соответствующими должностными лицами в социологический центр "Выбор" в полном и необходимом объеме. Сотрудники социологического центра должны осуществлять экспертную оценку полученной информации, проверять ее качество, достоверность и надежность. Лица, умышленно представившие в социологический центр искаженную информацию, несут ответственность.

За месяц до дня выборов, Избирательная комиссия начинает регистрацию граждан в качестве избирателей. Включение в списки избирателей осуществляется только при предъявлении документа, подтверждающего личность гражданина Демократической республики. Гражданин, зарегистрированный в качестве избирателя, должен расписаться в списке избирателей о том, что он знает, когда и как будут проходить выборы. За неделю до проведения выборов Избирательная комиссия заканчивает регистрацию граждан в качестве избирателей. Политическая часть игры завершается проведением выборов в полном соответствии с Законом о выборах. Выборы Президента и Парламента осуществляются гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать принадлежит каждому гражданину, имеющему паспорт и зарегистрированному в Министерстве юстиции. Выборы президента и депутатов парламента проводятся в один день.

Для организованного проведения голосования Избирательная комиссия нанимает по контракту необходимое количество служащих, которые после соответствующей инструкции, в день проведения голосования выдают избирательные бюллетени гражданам. Бюллетени выдаются строго по утвержденному Избирательной комиссией списку. Оставшиеся неиспользованными бюллетени возвращаются в Избирательную комиссию и уничтожаются, о чем составляется соответствующий акт.

За час до начала выборов урна опечатывается членами Избирательной комиссии в присутствии независимых наблюдателей. Об этом составляется протокол, в котором указывается, что урна осмотрена и была пустой. Затем, урна устанавливается на доступное для избирателей место. За ней устанавливается контроль одного или двух независимых наблюдателей в течение всего времени голосования. Каждый избиратель по предъявлении паспорта гражданина получает бюллетень с тремя списками: фамилий кандидатов в президенты, кандидатов в Государственную Думу и в Государственный Совет парламента. В списках избирательного бюллетеня напротив каждой фамилии указывается название политической партии (общественного объединения граждан), выдвинувшей данного кандидата. Это нужно, чтобы избирателям было легче ориентироваться при осуществлении выбора.

О выдаче бюллетеня в общем списке избирателей делается отметка, а гражданин, получивший бюллетень, расписывается о том, что он лично получил избирательный бюллетень. Получение бюллетеня за другое лицо не допускается. Заполнение бюллетеня производится в отдельной кабине, где присутствие кого-либо другого не допускается. В списке кандидатов избиратель ставит "плюс" в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого отдает свой голос.

Избиратель должен самостоятельно выбрать одну фамилию в каждом списке: кандидатов в президенты республики, кандидатов в Государственную Думу и кандидатов в Государственный Совет парламента, или поставить отметку в графе "Против всех". После того, как избиратель сделал выбор, он должен опустить свой бюллетень в избирательную урну.

После голосования урна вскрывается членами Избирательной комиссии, и подсчитываются голоса, поданные за каждого кандидата. В соответствии с Законом о выборах, они считаются состоявшимися, если в них принимает участие не менее 50% избирателей, зарегистрированных Избирательной комиссией. Если в списке избирательного бюллетеня будет отмечено более одной фамилии, то такой список признается недействительным, а если все три списка недействительны, то и весь бюллетень признается недействительным. Недействительным считается также бюллетень, в списках которого не отмечена ни одна фамилия.

Вновь избранным Президентом считается кандидат, получивший по итогам голосования, простое большинство голосов избирателей. При равном количестве голосов, президентом становится кандидат, получивший наиболее высокий рейтинг в процессе предвыборной кампании. Вновь избранный президент получает полномочия, предусмотренные Конституцией Демократической республики.

По Закону о выборах, депутатами Государственной Думы Парламента становятся 15 кандидатов, получивших простое большинство голосов. Депутатами Государственного Совета Парламента становятся 7 кандидатов, получивших простое большинство голосов.

Примечания:

  1. В первый год игры целесообразно руководствоваться Законом о выборах и Законом о политических партиях, которые приведены в Приложении. Это позволит достаточно организованно провести первый этап игры. В дальнейшем следует рассмотреть тексты этих законов на заседаниях парламента, в случае необходимости внести изменения, и в следующем году проводить все по новым законам.
  2. Возможно проведение референдума по принятию этих двух законов, необходимых для проведения политической части игры. Это целесообразно только в том случае, когда школьники с первых дней игры активно включились в обсуждение ее правил и готовы сознательно сделать свой выбор.


Правовая часть (принятие законов и формирование правительства)

Основным содержанием этого этапа игры является активная деятельность Парламента, который получил свои полномочия, в результате всеобщих и прямых выборов. Парламент является представительным и законодательным органом Демократической республики. Он состоит из двух палат — Государственной Думы (из 15 депутатов, представляющих коллектив школьников) и Государственного Совета (из 7 депутатов, представляющих педагогический коллектив и родителей). Обе палаты Парламента равноправны. Парламент является постоянно действующим органом.

На следующий день после избрания Парламента, проводится первое заседание. На нем избирается руководитель палаты (спикер), который будет организовывать ее деятельность в дальнейшем. Заседания парламента проводятся не реже одного раза в месяц, а в самом начале правового этапа — по мере необходимости. Заседания палат являются открытыми. В отдельных случаях, по решению парламента, проводятся закрытые заседания с приглашением необходимых экспертов и консультантов. Законы рассматриваются на заседании каждой палаты отдельно. Решения Парламента принимаются большинством голосов.

Самый первый закон, который рассматривает и утверждает Парламент — это Основной Закон Демократической Республики (Конституция). Поскольку это действительно Основной Закон жизни государства, к его обсуждению следует подойти с максимальной серьезностью и ответственностью. Для этого следует выслушать мнение всех членов Парламента, пригласить экспертов (педагогов и других специалистов), которые могут существенно помочь в подготовке текста Конституции. День принятия Конституции объявляется государственным праздником.

После принятия Конституции проводится торжественное вступление в должность избранного Президента, который произносит клятву, изложенную в Конституции. Вступивший в должность Президент начинает формирование исполнительных органов власти. Для этого он предлагает парламенту кандидатуру премьер-министра. На своем заседании сначала Государственная Дума, а потом и Государственный Совет должен дать согласие на назначение премьер-министром того кандидата, которого предложил президент. Если по каким-либо причинам Парламент не утверждает предложенную кандидатуру премьер-министра, то президент должен подобрать новую кандидатуру или убедить обе палаты Парламента принять первую. После утверждения премьер-министра, он в течение недели должен проконсультироваться с политическими партиями и общественными движениями о кандидатурах конкретных министров в состав нового правительства. Премьер-министр представляет подобранные кандидатуры на заседании парламента, который их рассматривает и утверждает. Если кто-то из предлагаемых министров не проходит утверждение парламента, то премьер-министр должен найти и представить нового кандидата. Целесообразно согласовывать кандидатуры на должности министров с представителями политических партий, принимавших активное участие в выборах и получивших также значительное число голосов избирателей. Таким образом, формируется коалиционное правительство, в котором функции министров выполняют представители разных групп участников.

Парламент также назначает на должности судей Арбитражного и Верховного Суда по представлению президента. Обязательная задача парламента - утвердить кандидатуру председателя Центрального банка и председателя Избирательной комиссии (уже на следующий год).

Одновременно парламент рассматривает и утверждает все остальные законы, необходимые для жизни государства (особенно для организованного проведения экономического этапа игры). Прежде всего, это Административный кодекс, в котором отражены основные нарушения, влекущие за собой определенное наказание. Это достаточно серьезный юридический документ, который требует тщательной подготовки и серьезного обсуждения.

В число других законов входят: Закон о Центральном банке, Закон о труде и занятости, Закон о предпринимательстве, Закон о налогах, Закон об образовании и т.д. С принятием этих законов торопиться не следует, так как времени для этого, как правило, достаточно. Целесообразно размножить несколько текстов этих законов для того, чтобы с ними могли познакомиться не только депутаты Парламента, но и лидеры политических партий, другие заинтересованные лица. Такое знакомство может дать интересные предложения, которые может в дальнейшем рассмотреть Парламент. Закон считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов Государственной Думы и Государственного Совета. Государственный Совет имеет право "вето", т. е. отклонения закона. Если Государственная Дума настаивает на принятии отклоненного закона, то проводится референдум, т.е. всеобщее голосование.

Правовой этап считается законченным, когда сформирован полный состав правительства и приняты необходимые законы. В принципе, можно продлить принятие законов и на следующий этап игры, хотя, как показывает практика, основной блок законов целесообразно принимать на данном этапе. В дальнейшем Парламент будет функционировать с меньшей нагрузкой, но все же у него будет работа по рассмотрению различных указов президента, решений правительства и т.п. В то же время школьники захотят активно участвовать в экономической жизни государства, поэтому основную часть работы по принятию законов следует закончить на этом этапе.