Игра «Ипподром»
Объект исследования: механизмы достижений в манипулятивно-конкурентном взаимодействии.
Типичные социальные игры - манипулятивные действия по отношению к друг другу в стремлении к монопольным преимуществам - являются следствием несистенемало уровня социального мышления. Социальные действия по замыслам субъектов должны иметь характер "одноразовых" воздействий на конкурентов с достаточно явными, "односложными" следствиями. Предполагается, что деятельность субъекта не имеет значения для развития социума в целом, отсутствует понимание необходимости экологической проверки отдаленных во времени следствий, вызываемых действиями в настоящем.
Более сложный уровень социальных игр разворачивается, когда субъекты ориентировны на обеспечение общего выживания социума, но при этом приходят к выводам о необходимости отдельных жестких, "непопулярных" и, следовательно, неблагоприятных для определенных участников социального взаимодействия методах.
Структура игровой модели
Группы (от 4 до 6) располагаются перед игровым стендом, на котором изображена "карта" ипподрома.
КАРТА ИППОДРОМА ФИНИШ
1 группа | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | |
2 группа | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | |
3 группа | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | |
4 группа | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | |
5 группа | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
Цель игры: получая в раундах право на ход, передвигаться по игровому полю и первым прийти к финишу.
В раундах группы в произвольном порядке вступают в диадные переговоры, целью которых является достижение соглашения: одна группа получает "ход", вторая соответственно, должна согласиться на "балл следующего раунда". "Ход" - это передвижение к финишу, что всегда выгодно, "балл" может быть реализован только в следующем раунде и только при условии, если две группы, имеющие каждая свой "балл", объединятся. В этом случае обе группы получают право на ход. Нереализованный "балл" в следующие раунды не переносится (в игровой терминологии - "сгорает").
По "карте" игры видно, что в каждом раунде одна из групп должна быть явно проигнорирована другими. Практически каждый второй раунд опасен, поскольку из него в следующий раунд может выйти только одна группа с "баллом" и, следовательно, не сможет его реализовать. К примеру, после первого раунда группы 1 и 3 сделали ход, а их партнеры (2 и 5 группы) реализуют полученные баллы во-втором раунде. Понятно, что 1,3 и 4 группы во 2-м раунде. Понятно, что 1, 3 и 4 группы во 2-м раунде оказываются в сложной ситуации: соглашаться на балл невыгодно, он в 3-м раунде окажется единственным и бесполезным.
Игра завершается, когда одна из групп достигает финиша. В этом эксперименте особое значение приобретают рефлексивные паузы, которые дают возможность аутсайдерам наконец понять причины их неэффективного поведения и переструктурировать способы своих действий. После того, как все участники поймут специфику игровой ситуации (особенно с опасными раундами), то группе-лидеру для того, чтобы сохранить свое преимущество до финиша, придется существенно изменить тактику и перейти на новый более сложный сценарий своих предложений конкурентам.
Диагностические параметры эксперимента
Для эффективного участие в игровых действиях в этой модели необходим высокий уровень развития оперативности социального мышления. Дополнительным параметром становится способность к оперативному установлению доверительного контакта:
- определение наиболее уступчивого партнера в группе конкурентов; - быстрое преодоление возможных барьеров общения; - установление доверительного уровня взаимопонимания; - использование техник убеждения и других. Игровая задача требует от участников способности и готовности к реализации манипулятивного воздействия. Типичными "жертвами" манипуляторов становятся участники социальных процессов, плохо разобравшихся в их специфике и общем характере разворачивающихся отношений. Типичная ошибка - доверие доброжелательному тону и жизненной энергии манипулятора, следствие: согласие на балл и позднее прозрение о совершенной ошибке.
ПРАВИЛА ОТНОШЕНИЙ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ САМИМИ УЧАСТНИКАМИ ЗА СЧЕТ АКТИВНОСТИ ОДНИХ И СОГЛАШАТЕЛЬСКОЙ УСТУПЧИВОСТИ ДРУГИХ. Таким образом, ответственность за созданный тип взаимодействия лежит как на "акулах", так и на "жертвах".
Данная модель отражает типичные ситуации социальных отношений, при которых общий выигрыш возможен только при условии реализации всеми высокого уровня социального мышления. При несоответствии уровней развития различие между аутсайдерами и лидерами приобретает размеры, при которых проблематичным становится вообще существование данной социальной системы как целостной единицы. В эксперименте это может проявиться в том, что группа аутсайдеров может принять решение "сойти с дистанции" до момента достижения лидерами финиша.