Игра-путешествие «Готовимся к походу»
Занятия в аудитории
Руководитель начинает игру коротким вступлением о том, что мы собираемся в поход, а для того, чтобы он прошел интересно и никто в походе не заболел, не заблудился, не ощущал неудобств при ночлеге, организации движения и т.д., нужно очень много знать.
Задание 1. Собираем рюкзак.
Кто бывал в походе – знает, кто не бывал – пусть подумает.
Что нужно взять с собой в пешеходный поход с ночлегом?
Каждой группе выдается конверт, на лицевой стороне которого схематично изображен рюкзак. Вместе с конвертом ребята получают комплект небольших картинок с изображением различных предметов. Если нет картинок, их можно заменить маленькими карточками с названием этих предметов.
Среди предметов могут быть: ведро, зонтик, ножницы, ложка, вилка, платяная щетка, чемодан, кружка, садовая лейка, компас, полотенце, палатка, холодильник, грабли, котелок, нитки с иголкой, стакан, топор, расческа, калоши, тетрадь, утюг, спички, фотоаппарат, карандаш, веревка, подушка, нож, свеча, одеяло.
Ребятам предлагается выбрать из комплекта картинок все необходимое для похода. Как видно из перечня предметов, эффект рассчитан на то, что ребята должны знать или догадаться, что следует и чего не следует брать с собой в поход.
Командиры команд через 5–10 минут возвращают руководителю рюкзак-конверт и оставшиеся неиспользованные карточки, которые они вложили в чистый конверт.
Усложнением задания может быть деловая игра, в которой конверты раздаются каждому участнику команды, тогда после игры можно выявить как команду-победителя, так и победителя в личном первенстве. Кроме того, задания можно подготовить для различных видов туризма: лыжного, горного, водного, предусмотрев в каждом установление рейтинга – составление перечня походного снаряжения по его важности и необходимости, для обеспечения безопасного прохождения маршрута.
Задание 2. Готовим продукты для похода.
Руководитель продолжает рассказ: «Мы уже прошли 6 км, проголодались и решили сделать привал. Теперь нам нужно приготовить обед».
Команды получают новое задание. Ребята должны написать названия продуктов, которые обычно употребляются в походах, и составить меню обеда.
Кроме того, интересно раздать каждой команде предварительно пронумерованные пакеты или бутылочки с набором различных круп. Ребятам предлагается написать их названия. Выполненное задание сдается руководителю.
Задание 3. Знаем ли мы грибы, растения?
«Мы хорошо пообедали, отдохнули, надели на плечи рюкзаки и пошли дальше. Узкая тропинка вьется по густому смешанному лесу. А под деревьями растет много грибов. Мы обязательно соберем их и сварим себе вкусный ужин! Но ведь среди грибов есть и ядовитые. Как их узнать?»
Команды получают по 14 карточек с цветными рисунками грибов. Съедобные: белый, подосиновик, моховик, масленок, груздь, дубовик, рыжик, опята, подберезовик, лисички, сыроежки. Ядовитые: мухомор, желчный или ложный белый гриб, ложные опята и бледная поганка. Ребятам можно на отдельном листочке написать названия этих грибов, разделить их на съедобные и несъедобные.
В это же время каждая команда получает гербарные листы или карточки с изображением лекарственных растений. Ребята должны написать названия девяти растений: малина, черника, шиповник, мак, ландыш, одуванчик, липа, береза, сосна и, если возможно, указать их назначение в медицине.
Задание 4. Ориентирование по сторонам света.
«Мы так увлеклись сбором грибов и лекарственных трав, – рассказывает руководитель, – что сбились с пути и заблудились. Куда нам идти? Прежде всего необходимо сориентироваться. Где север, юг, запад, восток?»
Каждая команда получает компас. «А теперь начертите план класса и обозначьте на нем стороны горизонта».
Чтобы закрепить знакомство с компасом, сторонами горизонта и понятием азимута, пройдем по заданному (рис. 1) маршруту, начиная из центра ребуса (от буквы «я»):
с-ююв-юв-ссв-ююв-зюз-юз-вюв-зюз-ссз-сз-ююз-ссз-всв-св-зсз.
Задача: получив картинку (рис. 1) и двигаясь правильно по заданным азимутам, прочитать предложение.
Анализ и разбор выполненных заданий
Руководитель показывает всем участникам, что взяли и чего не взяли с собой ребята из первой команды, а затем и другие команды.
Надо обратить внимание, что среди предметов, которые предлагаются для похода, есть явно и неявно лишние. Утюг, наверное, оставят все, а стакан или подушку кто-то захватит с собой. Надо сразу объяснить, что стеклянный стакан в походе разобьется, а подушка может занять в рюкзаке весь его объем.
За каждую лишнюю или забытую вещь команде начисляется штрафное очко. При разборе руководитель может спросить членов команды (или сам объяснить) о порядке укладки вещей в рюкзак. Точно так же разбираются и все остальные задания. Руководитель не просто говорит: «правильно» или «неправильно», а объясняет все подробно.
Так, например, на чертеже плана класса следует объяснить, что направление север-юг обозначается всегда стрелкой, которая рисуется рядом с чертежом плана. После разгадки ребуса прочитаем предложение: «Я хочу быть туристом». После разбора игра еще не заканчивается. Остается выполнить последнее задание, вызывающее особый восторг ребят.
Задание 5. Переправа.
Приносят гимнастическую скамейку и переворачивают ее. Будем считать, что планка – это узкий мостик-переправа. Теперь каждый из участников игры должен пройти по этому мостику. Если кто-то из ребят потерял равновесие или оступился, команда штрафуется на одно очко. Руководитель игры и его помощники внимательно следят за переправой и страхуют участников. Выполнение этого задания всегда вызывает оживление ребят и служит хорошей разрядкой после долгого сидения за партой. Время, необходимое для проведения всей игры, состоящей из 5 заданий, – 45–60 минут.
Занятия на местности: в парке, в поле, в лесу Как бы интересно ни проходили игры в помещении, результат в конечном итоге будет незначительным, если руководитель не воспользуется возможностью выйти с ребятами из стен здания и там живо и занимательно организовать игры на наблюдательность, умение ориентироваться, на силу и ловкость.
Самое главное в путешествии, даже в маленьком, – знакомство и познание неизвестного. Муравейник у старого пня или гладкоствольная сосна на высоком берегу реки должны обязательно привлечь внимание туриста. Но умению смотреть и запоминать увиденное надо учиться. Мы не говорим здесь об эстетическом значении живого познания – это особый вопрос. Наблюдательность нужна хотя бы для того, чтобы не заблудиться в лесу, чувствовать себя в нем свободно и спокойно.
Задание 6. Что видел в пути?
Эта игра-соревнование проводится на маршруте. Руководитель заранее выбирает маршрут протяженностью не более одного километра. По сторонам пути должно быть как можно больше самых разнообразных местных предметов.
Руководитель тщательно изучает выбранный маршрут, запоминая все встречающиеся предметы, их признаки (очертания, цвет). В некоторых случаях, если, например, местных предметов много, лучше заранее подготовить «памятку».
Перед началом игры ребятам напоминают о том, чтобы они внимательно смотрели и запоминали местные предметы по обеим сторонам пути движения и их характерные особенности. В зависимости от количества местных предметов и характера местности наблюдения по сторонам следует ограничить определенным расстоянием.
В конечной точке маршрута руководитель останавливает группу и просит каждого участника ответить на вопрос: «Что мы видели в пути?» Получив ответы, руководитель делает краткий обзор, дополняя сообщения ребят результатами своего наблюдения из «памятки», указывая на то, что они упустили. По окончании разбора дается оценка каждому наблюдателю.
Возвращаясь по только что пройденному маршруту, надо обратить внимание ребят на упущенные ими предметы или характерные детали.
Игру можно провести за 45–60 минут.
Задание 7. Запомни ориентиры.
Руководитель подыскивает для этой игры место, с которого открывается наиболее интересная панорама. До начала игры он рассказывает участникам, какие местные предметы могут служить ориентиром и об их назначении. Ребята во время объяснения стоят спиной к выбранному для обозрения участку.
В первую очередь они должны назвать те предметы, которые своим внешним видом отличаются от других подобных предметов (мосты, овраги, возвышенности, трубы). За каждый наиболее полный ответ играющему засчитываются три очка.
Задание 8. Определение чемпиона по глазомеру.
Определение расстояния на глаз без применения каких-либо приборов обычно называют глазомером. Сразу определять расстояния с достаточной точностью никто не может. Только путем постоянных упражнений, систематической тренировкой можно достичь успеха.
Все играющие делятся на группы по три человека. У каждой группы должно быть три флажка и метровая палка с сантиметровыми отметками.
Игра может проходить на лугу, в парке или в редком лесу. Играющие распределяют между собой обязанности. Один из ребят определяет расстояние на глаз, второй является подвижным ориентиром, которым руководит третий, контролирующий игру и записывающий результаты.
По команде контролера «Марш!» (сигналу, свистку) второй участник – «подвижный ориентир» – бежит вперед, захватив с собой флажки. Следующий сигнал контролера – «Стой!». Бегущий останавливается и втыкает рядом с собой флажок. Первый участник определяет на глаз расстояние до флажка, а контролер записывает результаты. Снова команда, и «ориентир» бежит дальше, оставляя новый флаг. И так три раза.
Результаты, сообщенные контролеру, проверяются, и в каждом случае фиксируются ошибки. Ребята меняются обязанностями и снова начинают игру. Из победителей каждой группы комплектуют новые тройки, игра проходит по олимпийской системе до тех пор, пока не выявится чемпион по глазомеру.
Задание 9. Шагай, считай.
Умение измерять расстояние шагами необходимо в походе и особенно на соревнованиях по ориентированию. С достаточно большой точностью можно определить расстояние шагами в пределах нескольких километров. Самое главное в этой игре-упражнении соблюдать определенную «мерную» походку, т.е. делать шаги всегда одинаковые по длине. Кроме того, необходимо научиться вести счет шагами. Лучше всего производить счет парами под одну ногу, безразлично – левую или правую.
Прежде чем начать игру, надо определить длину своего шага. Для этого подбирается ровное место и отмеряется мерной лентой или рулеткой 100 метров. Если поблизости имеется шоссе, то там каждые 100 м отмечаются маленькими столбиками.
Каждый из участников проходит 100-метровый участок своим обычным ровным шагом три раза, записывая при этом число пар шагов.
Допустим, что ученик три раза прошел этот участок и соответственно получил 71, 68, 70 пар шагов. В этом случае средняя величина одной пары будет равна:
100 м : ((71 + 68 + 70) / 3) = 1 м 43 см.
Игра «Шагай, считай» проводится в каждом удобном случае без специальной подготовки. Победителем считается тот, кто дал наиболее точный ответ.
Задание 10. Определение азимута и поиск ориентира.
Это наиболее простая игра, которую можно провести на любой площадке. Для игры нужны компас и бумажная шапка-колпак (в виде большого кулька). Шапку можно сделать из газеты. Руководитель предлагает участнику взять с помощью компаса азимут на какой-либо ориентир (дерево, будку, столб). После того как участник сообщит этот азимут, ему на голову одевают колпак. Теперь он видит перед собой только небольшое пространство под ногами.
Играющего поворачивают несколько раз кругом, а затем дают команду: «Марш!». Участник по компасу находит нужное ему направление и идет по намеченному курсу. Путеводителем ему служит только компас, так как самого предмета он не видит.
Задача заключается в том, чтобы точно наметить курс, то есть правильно взять азимут, а затем без ошибки выйти к ориентиру.
Ребята, разделившись на группы по два человека, могут сами продолжать игру. Как варианты можно предложить выпустить несколько человек к одному ориентиру, но из разных точек. Одновременно можно вспомнить о глазомере и определить не только азимут, но и расстояние до ориентира.
Задание 11. Найти секретный пакет.
акануне того дня, когда будет проводиться эта игра, руководитель один или с помощниками подготавливает конверты, пакет или свернутые листочки бумаги и прячет их в густом лесу или кустарнике на уровне 1,5 м от земли, но так, чтобы в 1,5–2 м этот пакет можно было заметить.
Руководитель фиксирует азимут и расстояние до спрятанных пакетов и записывает данные у себя в тетради. Лучше, если исходная точка будет общей.
Незадолго до начала игры необходимо проверить, на месте ли пакеты. В зависимости от местных условий расстояние до конечных точек может быть от 100 до 200 м.
Желательно, чтобы задания у всех были одинаковыми, тогда критерием оценки будет время каждого участника, затраченное на поиски.
Примерная программа соревнований по элементам туризма
1. Соревнования младших школьников:
- – укладка рюкзака;
- – разжигание костра и кипячение воды;
- – переход по бревну через канаву или ручей;
- – туристская эстафета на легкодоступном, слабопересеченном участке из 4–5 этапов по 30–40 м, с введением на этапах различных препятствий;
- – определение полезных и ядовитых грибов, ягод, названий деревьев и т.д.
2. Соревнования школьников среднего возраста:
- – определение нескольких культурных растений и сорняков по имеющимся образцам; пород деревьев по листьям, коре; видов лекарственных трав, полевых цветов;
- – соревнование по ориентированию. Дистанция – 1,5–2,5 км для девочек и 2–3 км для мальчиков с 3–4 контрольными пунктами;
- – туристская эстафета из 4–5 этапов по 100–150 м в каждом с несложными препятствиями на этапах: подъем на склоны переправой при помощи рук и ног по горизонтально натянутой основной веревке, преодоление стенки забора и т.д.;
- – установка палатки на скорость и правильность;
- – викторина – на проверку знаний своего города и др.;
- – оказание первой помощи: выбрать нужные лекарства, наложить жгут, сделать перевязку, наложить шину и т.п.
3. Соревнования школьников старшего возраста:
- – туристская полоса препятствий (протяженность 0,5–0,6 км). Движение команды с организацией взаимопомощи. Препятствия: крутые подъемы и спуски, переправа через речку по бревну со страховкой, перенос пострадавшего и т.п;
- – соревнование по определению расстояний и высоты предметов;
- – ориентирование. Дистанция для мальчиков – 4–5 км, для девочек – 2–3 км, с количеством контрольных пунктов от 4 до 6 по всей дистанции;
- – викторина по вопросам краеведения.