Знакомимся играя
ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
I. Огонек знакомства
Цель огонька: сформировать у каждого ребенка представление о лагере и о себе в этом ла-гере.
Варианты огонька знакомства:
1. Рассказ-эстафета «Расскажи нам о себе». Для рассказа предлагается схема:
- как зовут;
- где живешь;
- в какой школе учишься;
- чем увлекаешься;
- что можешь предложить лагерю (знания, умения и т.д.).
2. Творческие группы:
- ТОТ (творческое объединение тезок);
- круги интересов (музыка, спорт, кино, чтение, животные);
- времена года (объединение по временам года, в какое время года родились);
- по цвету глаз.
3. Тематический разговор:
- «На кого бы я хотел быть похожим в жизни».
- «День, который мне запомнился».
- «Мой любимый актер».
II. «Игры – знакомства»:
1. Закончи фразу.
Дети по очереди заканчивают каждую из фраз:
- Я умею...
- Я смогу...
- Я люблю…
- Мне симпатичны люди...
- и… (другие варианты)
2. Назови свои сильные стороны.
Каждый ребенок в течение нескольких минут должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно, чтобы ребенок говорил прямо и открыто. Эта игра помогает ребенку быстрее освоиться в коллективе, не стесняться говорить о себе в присутствии других.
3. «Колдун».
Эта игра направлена на овладение неречевыми средствами общения, если ребенок за-стенчив и не может рассказать о себе словами. Колдун заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. При помощи жестов он рассказывает о себе, своих увлечениях, своей семье.
ИГРЫ ОСНОВНОГО ПЕРИОДА ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
I. Игры, развивающие навыки совместной деятельности:
1. Коллективный рисунок «Наш дом».
Детям предлагается на одном большом листе бумаги нарисовать дом, в котором мог бы жить весь лагерь. Каждый рисует то, что хочет. Может быть, ребенок будет рисовать свой уголок в доме, а возможно несколько детей начнут рисовать общую комнату. Коллективное рисование развивает навыки совместной деятельности, умение договорить-ся и соотносить свои замыслы с замыслами других детей.
2. «Паровозик дружбы».
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:
- подняться «на высокую гору»;
- проползти под «упавшим деревом»;
- обогнуть «широкое озеро»;
- пробраться через «дремучий лес»;
- спрятаться от «диких животных».
На протяжении всей игры дети не должны отцепляться от своего партнера. Эта игра спо-собствует развитию сплоченности группы.
II. Игры на внимание:
1. «Предметы на букву». Называть на указанную букву все предметы, которые дети видят.
2. «Слушаем шум». Закрыть глаза и внимательно слушать шумы. После команды «стоп» открыть глаза и на-звать услышанные шумы в порядке очередности.
3. «Плохо – хорошо». В этой игре говорится предложение с утверждением, что это «плохо», а следующий игрок утверждает, что это «хорошо» потому, что...
Например, ведущий говорит – «Сегодня плохая погода».
- 1 ребенок: – Это плохо потому, что мы не пойдем гулять.
- 2 ребенок: – Это хорошо потому, что у меня порвались «шлепки».
- 3 ребенок: – Это хорошо потому, что мне купят новые.
- 4 ребенок: – Это плохо потому, что... (и т.д.).
4. «Хлопки». Дети хлопают и по слову ведущего изменяют характер хлопков (тихо, громко, быстро, мед-ленно, вправо, влево и т.д.).
5. «Радио». Дети поют песню, а ведущий «крутит ручку» громкости (тихо, средне, громко).
6. «Закончи слово». Играющие располагаются по кругу. Ведущий бросает кому-либо мячик и говорит первый слог какого-нибудь слова, например: «са...». Участник, которому бросили мяч, ловит его и прибавляет к слогу такое окончание, которое в совокупности составило бы целое слово – «… –ша» (Саша). Или же продолжает это слово, добавляя слог «… –мо–...», и бросает мяч другому игроку. Тот заканчивает слово «...– лет» (самолет) и бросает мяч ведущему.
III. Игры – занималочки
Это универсальные игры. В них можно играть в помещении, на воздухе, около столовой.
1. «Чайник с крышечкой» (игра-песня на мелодию «Сердце красавицы»).
- Чайник (руки на пояс) с крышечкой (руки над головой «домиком»);
- Крышечка (–//–) с шишечкой (правой рукой показываем «шишечку» на голове);
- Шишечка (–//–) с дырочкой (правой рукой показываем кружок);
- Из дырочки (–//–) пар идет (рисуем в воздухе «пар»).
Затем все движения повторяются в соответствии со словами.
- Пар идет в дырочку,
- Дырочка в шишечке,
- Шишечка в крышечке,
- Крышечка в чайнике.
И все повторяется снова в более быстром темпе.
2. «Светофор». Ведущий вразброс называет цвета светофора, дети выполняют соответствующие движе-ния:
- «Красный» – замерли (стоим).
- «Желтый» – хлопаем (готовимся).
- «Зеленый» – топаем (идем).
3. «Координация» (ускоряя темп).
- Раз – хлопок по коленям.
- Два – правая рука вверх, левая – на пояс.
- Раз – хлопок по коленям.
- Два – левая рука вверх, правая – на пояс.
- Раз – хлопок по коленям.
- Два – правая рука за нос, левая рука за правое ухо.
- Раз – хлопок по коленям.
- Два – левая рука за нос, правая рука за правое ухо.
4. «Повтори-ка».
Один из играющих называет какое-либо животное, допустим, лев. Следующий повторяет: «лев» и от себя прибавляет название другого животного, например, «жираф». Третий повторяет: «лев, жираф» и прибавляет «волк». И так каждый следующий игрок, перечислив всех названных ранее животных, прибавляет от себя еще одно. Если кто-нибудь не сумеет повторить названия всех животных или перепутает их порядок (за этим следит ведущий), он выбывает из игры. Вместо названий животных можно подбирать слова на другие темы.