Зимние забавы
«Катушка». Это небольшая горка, сделанная из снега. Как правило, ее стараются делать, используя естественные склоны холмов, высокие берега рек. «Катушки» устраивают преимущественно на довольно высоком берегу реки или озера таким образом: на высокой точке берега делают возвышение из снега на 2– 3 м, с пологим скатом в сторону реки или озера; скат постепенно сливается со склоном самого берега, и получается довольно крутой спуск, который тщательно выравнивается и поливается водой; на реке, против «катушки», счищают со льда снег и поливают в виде очень длинной ленты шириной до 2–3 метров. Образуется так называемый «сток». Обе стороны катушки обсаживают ветками, мелкими сосенками, а иногда вешают фонарики. Катаются с «катушек» на санках или лотках. Лоток делают следующим образом: отрубают доску длиной приблизительно 1 м, один конец заострен, как нос, середина углублена немного, по краям узкие возвышения, чтобы удобнее сидеть; близ носа вбивают скобу, а к ней привязывается веревочка, чем можно таскать лоток за собой. Низ лотка «подмораживается», т. е. покрывается льдом. (Низ лотка покрывают глиной и поливают водой). Такой лоток хорошо катается с гор.
«Деревянная горка» (для спуска на санях). Делают ее высотою 3 м. Доски для такой горки берутся толщиной 25–30 мм, бруски – сечением 10х10 см. Вместо прямоугольных брусков можно использовать бревна. Если предполагается использовать бруски 10х10 см, то стойки надо располагать через каждые 1,5 м, иначе горка будет непрочной. Чтобы стойки не качались, их надо укрепить раскосами из досок толщиной 30–40 мм, как показано на рисунке. Настил горки обшивают досками толщиной 30 мм, а барьер – толщиной 15–20 мм. Все гвозди должны быть забиты так, чтобы шляпки не выступали наружу. Лестница на горку делается обычная, с поручнем на высоте 60–70 см. Деревянный склон горы поливают водой тонкими слоями, постепенно намораживая лед толщиной до 2–3 см. Можно также наложить на него снег и утрамбовать ногами, чтобы слой был не толще 5 см. После этого склон поливают водой (рис. 40).
«Горка-петля». Интересна эта деревянная горка тем, что, скатившись по ней, описываешь петлю и возвращаешься к лестнице для новых стартов. Горка примыкает к какому-либо сооружению на территории, чтобы иметь большую устойчивость. Кроме того, и тень от здания сохраняет дольше ледяной покров. Высота горки 2–4 м (рис. 41). Она сооружается из брусков и досок, причем можно использовать не целые доски, а обрезки. Сначала сооружают основание для желоба. Ширина самого желоба примерно 80–100 см. Для того, чтобы спуск был безопасным, раскат на горке огораживают деревянными бортиками. Пройдя полпути на желобу, лежащий или сидящий на санках любитель спуска проскакивает через снежный тоннель и заканчивает спуск у ступенек, ведущих на стартовый стол.
«Мамонтовая горка». Кататься с горки еще интереснее, если оформить ее в виде какого-нибудь животного или сказочного чудовища. Такую горку можно сделать комбинированной. Она будет иметь деревянную основу, на которую насыпан снежный холм. Деревянная основа дает возможность сделать каркас более устойчивым. Останется только придать каркасу форму какого-либо доисторического животного (например, мамонта). Подниматься на такую горку можно по высеченным в «туловище мамонта» ступенькам. Для того, чтобы подъем был более легким, устанавливается поручень, за который можно держаться левой рукой. С правой стороны параллельно лестнице делается колея, чтобы санки было удобно везти за собой (рис. 42).
«Морская звезда». Рекомендуется для массового катания на санках. Горка в форме морской звезды (рис. 43). Пять лучей – пять раскатов. Можно сделать раскаты короткие и более отлогие.
На вершину горки ведут ступеньки. Сделать такую горку можно целиком из снега или на деревянном каркасе.
«Тоннель». Спускаться с горки на санях будет еще интереснее, если на спуске построить тоннель (рис. 44). Сделать тоннель можно на каркасе из досок и брусков. Каркас обкладывают снегом. Длина тоннеля – не более 3–5 м. Высота тоннеля не должна быть ниже 1 –1,5 м, чтобы спускающийся на санках не пригибался, въезжая в него. Если разгон сильный и протяженность проката больше 50 м, можно на пути устроить не один, а несколько тоннелей.
«Санный спуск». Санный спуск можно оборудовать на крутом берегу водоема, склоне, холме и т. д. Представляет собой санный спуск следующее – это трасса шириной 4–6 м. Весь снятый с нее снег складывают по краям, делая предохранительный вал. Если скат делают с поворотами на вираже, снежный вал должен быть значительно выше. Санный спуск на поворотах похож на трек, где проводятся автомобильные или велосипедные гонки. Снежный спуск лучше всего устраивать на той стороне возвышенности, где больше тени – по восточным, северным и северо-восточным склонам. Если спуск достаточно широк, катающиеся имеют возможность выбирать колею в соответствии со своей подготовкой, со своими силами. Для начинающих – отлогий спуск, для более подготовленных – крутой раскат.
«Круглянки». Среди народных типов саней круглянки – один из самых распространенных. Обычно их делают из старого решета, лукошка, корзины, днище смазывают навозом или глиной, обливают водой и наращивают слой ледяной корки, достаточной для хорошего скольжения. Вместо решета можно взять любую круглую посудину, хотя бы старый таз, так же обмазать его днище и наморозить ледяную корку. Как правило, на круглянках катаются по одному человеку. Но можно попробовать сделать это и вдвоем. Во время спуска круглянка вращается, точно вальсирует, пассажир при этом попадает в самые неожиданные положения.