Закон Притяжения

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
X 5b99dcb1m.jpg

Закон притяжения дает вам именно то, о чем вы думаете…


"Эффект Пигмалиона" (Pygmalion effect), или Что ждем - то и получаем. Если вы видите что-то в воображении, скоро вы будете держать это в руках…

Согласно древнегреческой мифологии Пигмалион был скульптором, царем Кипра, который по преданию изваял скульптуру столь прекрасную, что сам влюбился в нее и умолил богов оживить ее. Американские психологи Р.Розенталь и Л.Якобсен в 1968 году назвали эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.


Эксперимент со школьниками

Розенталь и Якобсен осуществили в младших классах нескольких американских школ оригинальный эксперимент. Они провели тестирование умственных способностей учеников, тщательно зафиксировали полученные данные и поставили педагогов в известность о результатах тестов. В частности, учителям были названы несколько детей, которые, согласно психологическим данным, отличались повышенными интеллектуальными способностями; предполагалось, что в ближайшее время их школьные достижения должны заметно улучшиться. Особенность эксперимента состояла в том, что Педагоги были намеренно введены в заблуждение: им были названы случайно выбранные дети, которые продемонстрировали ничем не выдающиеся, средние результаты. Проведенное через год повторное тестирование позволило зафиксировать улучшение показателей умственного развития этих детей, т.е. ожидаемый педагогами положительный сдвиг действительно наступил. Причем имело место не предвзятое завышение баллов, а объективный рост интеллектуальных возможностей учащихся.

То есть, эксперимент вполне убедительно доказал: мы получаем то, во что верим. Так, школьные учителя, уверовавшие в высокий интеллектуальный потенциал отдельных учеников, вольно или невольно передали свои ожидания этим ученикам, а те, в свою очередь, оправдали надежды поверивших в них учителей и достигли значительных результатов. Одним словом, что хочешь – то и получишь.

Особенно это касается детей из неблагополучных семей, от которых зачастую никто и ничего хорошего не ждет. Не удивительно, что худшие ожидания окружающих в подобных случаях оправдываются. И напротив, нередко, стоит иногда авансом похвалить такого ребенка, поверить в него, как, окрыленный этой верой, он «расправляет плечи» и преображается буквально на глазах.

И еще один пример. Из большого количества обучающихся плаванию в бассейне были выбраны (снова наугад) дети, о которых тренеру по плаванию к началу обучения было сказано, что это - настоящие спортивные дарования. И действительно, эти дети в очень короткий срок по сравнению с остальными научились плавать. Тренер "знал", что эти дети способны, и они на самом деле оказались способными!


Эксперимент с симпатией

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того — те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.


Jo8tALdmv9U.jpg

Эффект Пигмалиона в управлении вожатого детским коллективом

В вожатской практике эффект Пигмалиона проявляется в том, что ожидания вожатых относительно способностей их подопечных ребят способны влиять на сами эти результаты. Так, существует тенденция, в соответствии с которой вожатые, высоко оценивающие своих ребят и ожидающие от них хороших результатов, получают более высокие результаты. А вожатые, считающие своих ребят сборищем лентяев и тугодумов, т.е. изначально настроенные на плохие результаты, получают именно их.

То, что ожидания, связанные с действиями подопечных, имеют обыкновения сбываться. Этот феномен более ярко проявляется в мальчиковых детских коллективах, нежели в коллективах состоящих только из девочек, и чрезвычайно присущ тем ребятам, с которыми не только вожатый не связывает никаких ожиданий, но которые и сами махнули на себя рукой. Результативность их деятельности в детском лагере обычно соответствует негативным ожиданиям.

Вполне возможно, что у детей, которых вожатый заведомо считает успешными, будет улучшаться "Я-концепция", но лишь при условии, что он для них - значимая фигура. Надо полагать, что важную роль здесь играет и возраст ребят. Для младших ребят ожидания вожатого являются, несомненно, более действенным фактором формирования "Я-концепции", нежели для подростков старшего возраста.


Почему так происходит?

Вожатые, которые связывают позитивные ожидания со своими подопечными ребятами, очевидно, способствуют созданию в этой детской группе благоприятного социально-эмоционального климата, дают главным образом положительные и конструктивные отзывы о достигнутых своими подопечными результатах, сообщают своим подопечным больше сведений и предъявляют к ним более высокие требования, предоставляют им больше возможностей задавать вопросы и дают обстоятельные ответы на них.


Установка на провал

«В отличие от атмосферы оптимизма и больших ожиданий — а именно это создает «эффект Пигмалиона» — «установка на провал» может возникнуть совершенно непреднамеренно. Подобный синдром может возникнуть, когда вожатый по личным причинам упускает возможность получить информацию из первых рук. Это ведет, конечно, к ужесточению контроля и надзора за подопечными ребятами. У пионеров начинает складываться впечатление, что вожатый недостаточно им доверяет, не верит в них. В итоге, из-за недоверия со стороны вожатых их ребята перестают действовать с полной отдачей, самостоятельно принимать решения, брать на себя инициативу. Это, естественно, подкрепляет первоначальное мнение вожатого, что его подопечные — лузеры, что еще больше усугубляет проблему. Ожидание лучшего или худшего определенным образом воздействует на эффективность деятельности ребят. Но только ожидание лучшего оказывает позитивное влияние на их действия и самооценку. И только ожидание лучшего может воодушевлять сердце».


Из этого можно выделить несколько составляющих:

  • вожатый, наблюдая за своими подопечными ребятами, осознанно или неосознанно, сигнализирует им о своих ожиданиях;
  • каждый ребенок осознанно или неосознанно понимает, чего же хочет от него наблюдающий, и начинает вести себя соответственно этим ожиданиям;
  • если вожатый верит в своих подопечных, ждет от них достижений, то он непроизвольно стимулирует их развитие в соответствующих способностях;
  • вожатый, который относится к своим ребятам, как к самым умным, талантливым, верит в их способности, тем самым запускает процесс самосовершенствования подопечных ему ребят;
  • вожатый, ожидая от своих подопечных хороших результатов в деятельности, создает в детском коллективе такие условия, что его пионеры без труда способны справиться со своими заданиями.


Выводы

Во-первых, реальные способности того или иного ребенка не являются постоянными показателями, а могут значительно изменяться под влиянием определенных условий. Это подчеркивает недопустимость категорического психологического диагноза и прогноза на основании однократного наблюдения за ним.

Во-вторых, существуют большие возможности педагогического воздействия с целью реализации способностей ребят. Ожидая от ребенка роста в различных желаемых аспектах, вожатый непроизвольно организует педагогический процесс таким образом, что это стимулирует развитие желаемых способностей его подопечного. Очевидно, что противоположная установка приводит к обратному эффекту: "безнадежные", по мнению вожатого, ребята ставятся в такие условия, которые не способствуют их прогрессу.

Ожидания вожатого - возможности ребят - мотивация - самооценка - формирование положительной самооценки…

В итоге, вожатые, связывающие свои позитивные ожидания с определенными детьми, оптимистично настроенные и уверенные в лучшем в отношении своих ребят – так или иначе, создают особый микроклимат, в котором самооценка и вера в себя у конкретно каждого подопечного ребенка растет, а его успехи – множатся!


Pigmalion.jpg