Еще о подвижных играх

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску

Игры подвижные и возрастные особенности детей

Sbo6m.jpg

Чтобы удачно подобрать подвижную игру и на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития. Возраст 6 - 9 лет характеризуется достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны короткие перерывы отдыха. Этим возрастным особенностям отвечают игры типа пробежек, которые широко используются в программе (салки, «День и ночь», «Вызов номеров» и т.п.)

У мальчиков в этом возрасте преобладает предметно-образное мышление. Подвижные игры носят, как правило, сюжетный характер, предоставляя участникам возможность драмматизации проявления творческой активности. Сюжетность игр отражается в их названиях («Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Сторож, зайцы и Жучка», «Выставка картин», «Два мороза» и др. ).

Сравнительно слабое развитие мышечной системы (особенно брюшного пресса и спины) не допускает игры с активным единоборством, переноской и передачей друг другу набивных мячей и других тяжелых предметов. Вместе с тем мальчикам примерно 9 лет не противопоказаны игры с кратковременными силовыми напряжениями (перетягивание, выталкивание).

Дети примерно с 9 лет начинают интересоваться играми, требующими решения довольно сложных двигательных задач и, в частности, умения владеть мячом: передача, ловля, набивание («Мяч в центр», «Попади в мяч»; «Охотники и утки» и др.). В занятия включаются игры с комбинированными действиями: бег в сочетании с метаниями, с подлезанием, перелезаниями и пр.

Таким образом, характер подвижных игр у малышей разнообразен, но преобладают коллективные игры с водящим, командные игры без вступления в непосредственное соприкосновение с противником. Главное содержание игр – движения, способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта: игры с бегом, прыжками, увертыванием, метаниями в цель и на дальность, преодолением небольших препятствий, требующие проявления ловкости и быстроты без больших двигательных напряжений.


Возраст 10–12 лет характеризуется растущей устойчивостью организма по отношению к проявлению физических усилий. Резко повышаются функциональные возможности, исчезают неэкономные движения, требующие излишней затраты сил, что позволяет ребятам участвовать в играх с большой интенсивностью и относительной длительностью двигательных действий. Примером могут служить игры: «Круговая лапта», «Прыжок за прыжком», «Веревочка под ногами» и др.

В этом возрасте крепнет костно-связочный аппарат, продолжает развиваться мышечная система. Дети, особенно мальчики, любят игры, где преимущественно развивается сила («Бой петухов», перетягивание через черту, «Сильные и ловкие» и др.). Мальчики имеют некоторые преимущества перед девочками в играх с бегом на скорость, с метанием на дальность, в цель. Поэтому в ряде игр девочки не могут вступать в единоборство с мальчиками. Их больше привлекают игры с ритмичными движениями, элементами равновесия, хотя в большей части командных игр девочки и мальчики играют совместно.

Дети 10–12 лет стремятся приобщиться к спорту, успешно выполняют технические приемы игры в баскетбол, футбол, увлекаются подвижными играми с довольно сложными двигательными задачами. Для них большую группу составляют игры с бегом и преодолением подвижных и движущихся препятствий, с метанием, более продолжительными силовыми напряжениями (встречные и линейные эстафеты, «Снайперы», «Прыжок за прыжком» и др.).

В этом возрасте формируется и укрепляется волевая сфера, ярче проявляются такие качества, как смелость, самостоятельность, решительность, инициатива.

Организуя игры, руководитель стремится развивать самостоятельность детей, нередко предоставляя им право самим выбирать водящих, распределяться по командам, устанавливать план действий в игре. Подвижные игры с большой физической и психической нагрузкой нередко вызывают вспышки резкости, нетерпеливости. Руководитель должен помнить об этом, не допуская излишнего возбуждения и напряжения.


Старший подростковый возраст условно называют так потому, что у детей 13–15 лет наблюдается особенно интенсивное развитие и перестройка всего организма. В занятиях физическими упражнениями и подвижными играми находят отражение многие особенности этого переходного периода, знаменующего превращение мальчика в юношу, а девочки – в девушку. Усиленно растет костная система (особенно трубчатые кости), в связи с чем дети особенно прибавляют в росте. Продолжает развиваться и мышечная система (увеличивается масса мышц и их сила), хотя она еще отстает от обычного роста тела.

Мальчиков этого возраста особенно привлекают игры с элементами силовой борьбы: «Вытягивание из круга», «Перетягивание каната», поединки в парах.

К 14–15 годам заканчивается развитие двигательного анализатора, что способствует улучшению координации, точности и экономичности движений. Поэтому значительное место в играх отводится проявлению ловкости, скоростно-силовых качеств.

Таким образом, главное содержание подвижных игр у детей 13–15 лет составляют действия с мячом, прыжки, лазание и перелезание, метание в цель, сопротивление силой, ориентировка в пространстве, бег с преодолением препятствий. Правила в играх более сложные; разрешение игровых конфликтов требует от участников достаточно развитых волевых качеств, тактического мышления. Многие игры характеризуются ярко выраженным соревновательным началом, содержат элементы спортивной техники и тактики: мини-баскетбол, мини-футбол, мини-гандбол.

В подростковом возрасте заканчивается формирование характера, но вместе с тем физиологическая перестройка организма осложняет деятельность нервной системы, что нередко выражается в нарушении уравновешенности, в обострении чувства самолюбия и др. Поэтому руководить играми нужно с особым тактом, выдержкой, умением, сочетая эти качества с требовательностью, умением избегать конфликтных ситуаций.


В работе с ребятами 15–17 лет могут быть использованы игры учащихся предшествующей возрастной группы. Однако они должны быть усложнены в смысле повышения требований к точности выполнения тех или иных технических приемов. У ребят широкое применение могут найти игры и игровые упражнения военно-прикладного характера, а также все игровые формы сюжетно-конфликтного характера без соприкосновения и с соприкосновением соперников, поединки, конкурсы, игровые упражнения. Применение находят также эстафеты, в которых действия выполняются в парах (волейбольные и баскетбольные передачи, переноска товарища, «тачка», а также спортивные игры, по которым проходят соревнования внутри детского лагеря и между детскими лагерями.


Условная классификация подвижных игр

11326164ApPm.jpg

В педагогической практике разделение подвижных игр на группы по определенным признакам облегчает подбор игрового материала для решения более простых или сложных задач. Подвижные игры подразумевают различный принцип взаимодействия участников и связанную с этим структуру. Их можно условно подразделить на группы, каждая из которых имеет свои особенности и назначение.


К первой группе можно отнести игры, где участники вступают в активное единоборство. В процессе таких игр имеет место непосредственный контакт с соперником. Это вид игр наиболее сложный по характеру выражения двигательных действий («Охотники и утки», различные виды салок, «Караси и Щука», «Бой петухов», «Борьба за мяч» и другие). Такие игры имеют, как правило, определенное сюжетное выражение. Изменчивость игровой обстановки, внезапно возникающие разнообразные условия борьбы за победу требуют от участников этих игр верных решений и быстрых действий, то есть проявления уже выработанных двигательных навыков.


Ко второй группе можно отнести игры без вступления участников в соприкосновение с командой противника, когда участники каждой команды действуют согласованно, нередко применяют различные варианты тактики, но не могут оказывать непосредственного (прямого) влияния на действия игроков другой команды (например: игры на площадке, разделенной средней линией или сеткой; «Пионербол», «Перестрелка» – лапта с ракетками через сетку и т.д.).


Третья группа игр – игровые эстафеты, в которых действия каждого участника имеют одинаковую направленность, связаны с перемещением по площадке и выполнением определенных заданий. Действия производятся в порядке очередности и по возможности с наибольшим мастерством (точностью и быстротой). В игровых эстафетах также нет непосредственного контакта с соперником, однако борьба, как правило, бывает острой и упорной.

Рекомендуется проведение эстафетных игр не только на площадке, но и на лыжах, а также при обучении детей плаванию. В зависимости от построения играющих эстафеты называются линейными (соревнующиеся стоят в параллельных колоннах, которые выстраиваются лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки и в ходе игры меняются местами) или круговыми (команды выстраиваются лучами в виде спиц колеса). Движение игроков происходит вправо или влево по кругу. Рекомендуются также игровые гонки. В отличие от спортивных гонок (лыжной, велосипедной), здесь игроки не преследуют друг друга, а стоят или сидят на месте, передавая от одного другому какой-либо предмет, мяч, гимнастическую палку, городки, обруч). Это отличает игровую гонку от игровой эстафеты, где игрок обычно передвигается по площадке с предметом или без него. Нередко применяются комбинированные гонки, куда включаются передача предмета и продвижение игроков с предметом.


Все перечисленные типы подвижных игр имеют много общего, несмотря на различную структуру. Они регламентированы правилами, действия играющих направлены на достижение условий цели, победа достигается ценой коллективных усилий.


Организация подвижных игр в младших отрядах

15836219nGdm.jpg

Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки, совершенствуют ритмичность и точность движений. Они обогащают играющих новыми ощущениями, представлениями, понятиями, повышают активность, воспитывают волевые качества, дисциплину, коллективизм, честность, скромность. Эти виды физических упражнений хороши еще и тем, что, не требуя специальной технической подготовки от играющих, отчасти выравнивают у всех шансы на победу.

Кроме того, во время подвижных и спортивных игр на природе к благоприятному воздействию на организм физических упражнений добавляется закаливающее влияние естественных сил природы (солнца, воздуха и воды). А повышение эмоционального фона способствует эстетическому воздействию красоты природы.

Отметим также, что подвижные и упрощенные спортивные игры хороши тем, что не требуют дорогостоящего инвентаря и оборудования. Прежде чем приступить к описанию игр, хотелось бы дать несколько общих практических советов по их организации.

При объяснении новой игры следует расставить играющих в том порядке, при котором начинается игра. Если играющие встали в круг, то объясняющему следует встать в этот же круг или на 2—3 шага внутрь круга, но не на середину, чтобы не стоять ни к кому спиной. При построении в две шеренги объясняющий должен разместиться на фланге. Если игроки построились в колонны, то объясняющий стоит сбоку.

Нельзя ставить игроков против света. Объясняющий игру должен стоять боком или лицом к свету. Объяснять игру лучше в следующей последовательности: название игры, действия игроков и их места, ход игры (правила), цель игры, повторить основные правила. После объяснения игры ее один раз можно опробовать без выявления победителей.

Важнейший момент подготовки к игре — выбор водящего. Водящего может назначить организатор, но он должен объяснить играющим свой выбор. Водящий может определяться и по жребию. Детям очень нравится выбирать водящего с помощью считалки. При этом играющие становятся в круг, а один из будущих игроков начинает считалку. Произнося каждое слово считалки, он указывает по очереди на игроков. Тот, на кого придется последнее слово считалки, будет водящим. Приведем для примера несколько считалок.

«Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет: Пиф-паф, ой-ой-ой, Умирает зайчик мой!.. Принесли его домой, Оказался он живой». «Заяц белый, куда бегал? В лес, дубраву. Что там делал? Лыко драл, Под колоду убирал». А эту песенку-считалку сочинил С. Я. Маршак:

«Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай. Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут. Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть!»

Другой старинный способ — выбор водящего с помощью палки (биты)— особенно хорош, если она в дальнейшем используется в игре. Выбирают водящего следующим образом. Палку держат вертикально. Любой из участников берет ее за нижний конец так, чтобы конец палки был вровень с нижним краем ладони. Затем за палку, вплотную к руке первого игрока, берется другой игрок, третий и т. д. Если все взялись за палку одной рукой, а есть еще место, то тот, чья рука была самой нижней, переносит ее наверх. И так до тех пор, пока палка не кончится. Кому по очереди не хватает места на палке, чтобы удержать ее верхний конец, тот и становится водящим.

В играх, где водить престижно, определить водящего можно с помощью метания. Кто дальше или точнее метнет предмет, тот и водит.

Можно водить по результатам предыдущей игры. В этом случае водящим становится наиболее (наименее) ловкий. Если вы хотите, чтобы все дети были в равных условиях и могли бы продемонстрировать свои способности, можно водить по очереди, тогда каждый побывает в роли водящего.

Другим важным моментом в, организации игры является разделение на команды. Равные по силам команды могут быть созданы по усмотрению организатора игры или делением играющих путем расчета, Для этого все играющие встают по росту в шеренгу и рассчитываются на «первый—второй», если требуется две команды, или на «первый—второй—третий» при необходимости трех команд и т. д. Способ «по сговору» очень нравится маленьким детям, так как сам по сути является игрой. Для этого способа выбирают двух капитанов. Остальные игроки разбиваются на равные по силам пары и придумывают себе новые «имена», договариваются друг с другом, кто как будет называться. Затем подходят к капитанам и называют придуманные «имена». Капитаны, не зная кто за этими «именами» скрывается, по очереди выбирают игроков. «Именами» могут быть названия различных предметов, цветов, деревьев, машин и т. п.

Способ выбора капитанов заключается в следующем. Выбирают двух-трех капитанов (в зависимости от того, сколько требуется команд), и те по очереди выбирают себе в команду по одному игроку. Этот способ часто используется в практике, но он не очень хорош из-за того, что слабых игроков капитаны выбирают неохотно и этим их слабость как бы умышленно подчеркивается, что, конечно, непедагогично.


Готовимся играть

20091229200311-czividlaazwzkxgjtm.jpg

При выборе подвижной игры учителю или тренеру следует отдавать предпочтение тем играм, которые воспитывают у учеников высокие морально-волевые качества, укрепляют здоровье, способствуют физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных умений и навыков.


В процессе игры у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, а также воспитываются культурные привычки. Однако игра приносит пользу только в том случае, если учитель хорошо понимает свои задачи – воспитательные, оздоровительные и образовательные, которые решаются во время игры, знает анатомо-физиологические и психические особенности учеников, владеет методикой проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий.


Выбор игры

Прежде чем выбрать игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, учитывая состав участников, их возрастные особенности, уровень их физического развития и подготовленности. При этом надо учитывать форму проведения занятий (урок, перерыв, праздник, тренировка), а также придерживаться известного в педагогике правила: от простого к сложному.


Для того чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывают множество элементов, входящих в нее: бег, прыжки, метания и т.п. Игры, состоящие из небольшого количества элементов, в которых не предусмотрено разделение на команды, считаются более легкими.


Выбор игры зависит и от места ее проведения. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры с выстраиванием в колонны и шеренги, а также такие, в которых игроки принимают участие поочередно; в большом зале или на площадке – игры большой подвижности с бегом врассыпную, метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр и т.п.


При выборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки долго стоят в очереди за ним, они теряют интерес к игре, а это, в свою очередь, приводит к нарушению дисциплины.


Эффективность проведения игры зависит от:

  • умения доходчиво и интересно объяснить игру;
  • расположения игроков во время ее проведения;
  • определения ведущих;
  • распределения на команды;
  • определения помощников и судей;
  • руководства процессом игры;
  • дозирования нагрузки;
  • окончания игры.


Объяснение правил

Ученики занимают исходное положение. Учитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока и его месте. При этом учитель должен стоять в таком месте, из которого все игроки могли бы его хорошо видеть и слышать. Чтобы дети лучше поняли условия игры, учитель демонстрирует им, как выполняются отдельные сложные движения. Если игра проводится впервые, необходимо убедиться в том, что все игроки поняли ее правила.


Выбор ведущего

Существует несколько способов определения ведущего в зависимости от условий проведения занятий, характера игры и количества игроков. Учитель может назначить ведущим одного из игроков на свое усмотрение, коротко обосновав свой выбор. Ведущего также могут избрать сами игроки. Однако для этого необходимо, чтобы они хорошо знали друг друга, иначе их выбор не всегда будет удачным.


Можно назначить ведущего по результатам предшествующих игр. Этот выбор стимулирует учеников добиваться лучших результатов. Часто применяют жеребьевку в виде считалочки. Нужно помнить, что роль ведущего способствует формированию организаторских привычек и росту активности.


В командных играх и эстафетах, где соревнуются между собой несколько команд, распределение игроков можно провести одним из следующих способов:

  • с помощью расчетов;
  • фигурной маршировкой;
  • по собственному усмотрению;
  • по выбору капитанов, которые поочередно добирают себе игроков.


А судьи кто?

Разделение на команды нужно осуществлять в соответствии с характером и условиями проведения игры, а также составом игроков. В сложных играх с большим количеством участников необходимо привлекать судей-помощников, задача которых – считать очки, контролировать время, наблюдать за порядком и состоянием места для игры.


Судьи и их помощники назначаются из учеников, освобожденных по состоянию здоровья от выполнения физических упражнений средней и большой интенсивности. Если таких учеников нет, то назначение производится из числа игроков.


Руководство игрой

Это, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе педагога, так как только оно может обеспечить достижение запланированного педагогического результата, – включающий несколько обязательных элементов:

  • наблюдение за действиями игроков;
  • устранение ошибок;
  • показ правильных коллективных приемов;
  • недопущение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам;
  • регулирование нагрузок;
  • стимулирование необходимого уровня двигательной активности на протяжении всей игры.

Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и проявления творческой инициативы игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в том или другом случае. Важно своевременно исправлять ошибки. Лучше это делать во время специального перерыва. Игроки при этом остаются на своих местах. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильные действия. Если этих приемов недостаточно, можно применять специальные упражнения, по отдельности анализируя ту или другую ситуацию.


Регулирование нагрузки

Ответственным моментом в руководстве подвижными играми является дозирование физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность и характер нагрузки. Регулируя физическую нагрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы:

  • уменьшать или увеличивать время, отведенное на игру;
  • изменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки;
  • корректировать вес и количество предметов;
  • усложнять или упрощать правила игры и препятствия;
  • вводить кратковременные паузы для отдыха, уточнения отдельных моментов игры и анализа ошибок.


Окончание игры

Окончание игры должно быть своевременным (если игроки получили достаточную физическую и эмоциональную нагрузку). Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет у учеников недовольство. Во избежание этого педагог должен уложиться в отведенное время. По окончании игры необходимо подвести итоги. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки, положительные и отрицательные моменты в их поведении. Желательно отметить лучших ведущих, капитанов, судей.


Когда играть?

В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников она может быть включена во все части урока (тренировки).


Подготовительная часть – игры небольшой подвижности и сложности, способствующие сосредоточенности внимания. Характерными видами движений для этих игр являются ходьба, бег с выполнением несложных дополнительных упражнений.


Основная часть – игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, требующие большой подвижности и способствующие на данном этапе изучению и совершенствованию техники выполнения тех или других движений.


Заключительная часть – игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией, помогающие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части игры и позволяющие завершить ее в хорошем расположении духа. Всестороннего воспитания и гармоничного развития учеников можно достичь только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижным играм.


Где играть?

Игры на местности относятся к подвижным, но вместе с тем отличаются от них как содержанием, так и задачами, а также условиями и методикой проведения: в необычных условиях, на площадке, в лесу и т.д. Почти все игры на местности предусматривают наличие у детей определенной подготовки и знаний. Игры на местности пользуются большой популярностью у учащихся, благотворно влияют на их общее развитие, формируя инициативу, умение ловко передвигаться, хорошо маскироваться, правильно ориентироваться в разнообразных игровых ситуациях, преодолевать определенные препятствия в зависимости от условий и задач игры. Игры на местности, как правило, командные. Дети активно участвуют в соревновании за овладение флагом или пакетом. Существуют и интеллектуальные игры: с ориентированием на местности, походами по определенному маршруту при помощи компаса и др.


Подготовка к игре

Каждую игру на местности надо готовить заранее, для чего детей необходимо ознакомить с местностью, показать запрещенные места в лесу, возле водохранилищ или в районе огородов, садов, пашни и т.п. С этой целью следует организовать несколько прогулок или походов. Накануне игры ее руководитель (тренер) должен подробно изучить местность, наметить пункты отправления групп (команд), предусмотреть места сбора. После этого надо наметить состав команд, проанализировать со всеми игроками правила и условия игры, т.е. способы передвижения, маскировку, ориентирования по карте, пользования компасом. Один или несколько тренеров должны подготовить судей-помощников, которые бы хорошо знали ход игры, ее задачи, умели всегда оценить ситуацию и найти выход из любого положения. Желательно, чтобы судьи-помощники сами не принимали участия в игре, а только следили за соблюдением правил и дисциплины игроками и вместе с тренером определяли победу той или другой команды. Судьи-помощники носят нарукавную повязку или другой знак, который будет выделять их среди игроков.

Каждая игра на местности начинается и заканчивается по заранее определенным сигналам. После окончания игры тренер вместе со всеми игроками должен проанализировать ее ход, определить победителей (группы или команды), отметить отдельных игроков, которые особенно успешно выполняли задания, и судей-помощников, которые успешно справились со своими обязанностями, а также сказать несколько слов о тех, кто получил замечания.


Классификация игр

Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят в активности и самостоятельности играющих, коллективности действий. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Взаимоотношения между участниками определяются, прежде всего, содержанием игры. Выделяются две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр. Некомандные игры можно разделить на игры с ведущими и без ведущих. Командные игры делятся на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих; игры с поочередным участием (эстафеты); а также по форме поединка играющих: без вступления игроков в борьбу с соперником и, наоборот, предусматривающие активную борьбу с ним.

Более детальная классификация игр основана на выполнении двигательных действий:

  • имитационные (с выполнением подражательных действий);
  • с перебежками;
  • с преодолением препятствий;
  • с использованием мячей, палок и других предметов;
  • с сопротивлением;
  • с ориентированием по слуховым и зрительным сигналам.