Если у ребенка истерика
"Я пошла домой!" Итак, представим ситуацию. Вы работаете вожатым в лагере для детей, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию. Лагерь находится на море. В вашем отряде есть девочка, которую родители не спрашивали хочет она в лагерь или нет, а просто отправили туда на 4 смены. Девочка понимает, что родителям она, по меньшей мере, безразлична, что они её "сослали" на все лето подальше. Периодически она устраивает истерики со сбором чемодана и криками, что ей все надоело и она пошла домой (топать от Анапы в Москву, мягко говоря, не близко). Возраст детей - 11-12 лет. Как поступить в этой ситуации?
==
Существует два типа детской истерики, каждый из которых требует кардинально разной реакции взрослого. И важно уметь их различать.
Ну назовем их условно истерика верхнего и нижнего мозга. )
Истерика верхнего мозга (верхнего этажа) Этот тип детской истерики порождается сиюминутными эмоциями, сильным недовольством или желанием немедленно получить свое. Другими словами, это та самая неприятная ситуация, когда этот ребенок внезапно, в данном случае, со сбором чемодана и криками, что ей все надоело и она пошла домой.
Эта истерика — банальная попытка манипулировать вожатым с целью добиться желаемого. Никуда она на самом деле не собирается. Возникает она в верхнем отделе мозга и полностью контролируется самим ребенком.
Как реагировать вожатым.
- Дайте понять, что крики и вопли не влияют на вас, они не помогут поменять ваше решение. Если истерика не очень сильная, скажите: «Солнышко, произнеси спокойно, что тебе нужно. Я не понимаю тебя, когда ты кричишь». Если истерический приступ уже сильный, то вам лучше выйти из комнаты. Поговорите с девочкой, когда она успокоится.
- Постарайтесь изолировать ребенка в самый пик эмоционального взрыва. Если это происходит детской палате, то оставьте её одну в детской палате, а если на улице – отведите туда, где нет других детей и взрослых.
- Во время капризов ведите себя всегда одинаково, чтобы девочка смогла понять, что её поведение неэффективно.
- Объясните, как можно позитивными способами выражать свое недовольство. Учите её употреблять в своей речи описание эмоций. Например, «я расстроена», «я сержусь», «мне скучно».
- Следите за своими чувствами. Дети легко заражаются эмоциями вожатого. Так что ваша агрессия может только усугубить ситуацию.
- Будьте терпеливы. Если для ребенка истерики уже стали традиционными, не ждите, что все пройдет сразу после первого раза, когда вы выйдете из комнаты и спокойно объясните все ей. Чтобы новая модель закрепилась, потребуется какое-то время. Не стоит бояться истерик у детей, нужно учиться реагировать на них правильно.
В подобной истерике ребенок полностью контролирует себя, прекрасно осознает происходящее вокруг, потому что причиной возникновения истерики верхнего этажа служит его собственное решение ее устроить. Даже если взрослому со стороны так и не кажется, но в данной ситуации этот ребенок совершенно адекватен. Это легко проверить: пойдите на мелкую уступку, и за долю секунду она снова станет спокойной, а её настроение вернется к полной норме. Истерика верхнего этажа — это своего рода моральный терроризм, для разрешения которого есть только два пути: Согласиться и дать ребенку то, чего она требует. Игнорировать истерику, чтобы ребенок понял — его спектакль не имеет зрителей. Стоит спокойно относиться к детским истерикам подобного рода. Сохраняйте самообладание, оставайтесь хладнокровным. Не идите на поводу у ребенка, чтобы он не использовал в дальнейшем такого «грязного приема» для легкого и безоговорочного достижения своих целей. Спокойным тоном объясните ему, что в данный момент выполнить его желание вы не можете. Приведите весомые доводы. Ребенок должен усвоить, что для осуществления его сиюминутного желания сейчас банально нет возможности. И что вы не просто отказываете ему, чтобы настоять на своем. Ребенок почти наверняка быстро успокоится, если вы будете действовать следующим образом: Объясните ему, что вы отлично понимаете его желания. Дайте резонные причины для отказа. Подчеркните ненормальность его поведения и пообещайте соответствующее наказание. Если она продолжает буйствовать и требовать своего, то обязательно исполните обещанное наказание. Лучше сразу использовать “принцип горячей плиты”. И донесите до неё важную мысль о том, что теперь она никогда не получит желаемого. И это целиком и полностью её вина!
Истерика нижнего мозга (нижнего этажа) В отличие от истерики первого типа, истерика нижнего этажа — явление, порожденное временной неадекватностью ребенка. Сильные негативные эмоции или переживания захлестывают его настолько сильно, что он теряет способность мыслить здраво или вменять словам взрослого. Этот тип истерики охватывает нижний отдел мозга, полностью перекрывает способность к самоконтролю и блокирует доступ к верхнему отделу. Детская истерика нижнего этажа напоминает состояние аффекта, когда верхняя часть мозга попросту отключается, а мыслительный процесс блокируется. В эти минуты мозг ребенка функционирует совсем иначе, а любые ваши слова просто-напросто не дойдут до его сознания. Единственный путь прекратить этот тип истерики — снять психическое напряжение, чтобы ребенок смог быстрее прийти в себя. Ругать ребенка, стыдить его или кричать при истерике нижнего этажа бесполезно! Ребенок все равно не сможет понять вас. Важно помочь ребенку выйти из состояния настоящей истерии, чтобы он не мог травмировать себя или нанести кому-либо (чему-либо) серьезный вред. Помните о том, что ребенок сейчас совершенно неадекватен! Нельзя игнорировать его состояние, оставлять одного в комнате или уходить прочь с отрешенным видом. Когда любые здравые доводы и логика бессильны, то действуйте принципиально иным способом: Приласкайте ребенка. Тихо и ласково обращайтесь к нему, убедите её в том, что сейчас уже все хорошо; Лучше увезти ребенка подальше от того места, где у него начался приступ истерии; Успокойте его тактильно: ласковые поглаживания и нежные объятия зачастую очень эффективны. Первоочередной является необходимость вернуть ребенка в состояние здравой адекватности. И лишь после того, как он полностью пришел в себя, уже можно начинать вести спокойный диалог. Не стыдите ребенка и не пытайтесь его ругать, потому что истерика может повториться. Задача взрослого — выяснить причины, по которым произошла вспышка истерии. Ребенок, которого одолела истерика нижнего этажа прежде всего нуждается в утешении и сочуствии! Взрослый должен понять, что есть весомая разница между тем, когда ребенок истерит из-за своих прихотей и того, когда он всерьез подавлен и расстроен. После того, как ребенок успокоится и его верхний отдел мозга сможет нормально функционировать, вожатый должен попытаться спокойно поговорить с ребенком, вызвать на ответный диалог, призвав её порассуждать логически. Именно в этот момент, когда ребенок предварительно был понят вами, получил свою долю утешения и сочувствия, вы можете проводить щадящие воспитательные меры. Верхний отдел мозга больше не блокируется, истерика позади, а ребенок становится восприимчив к вашим словам и наставлениям.
Как быстро распознать верный тип истерики
Не всякий вожатый обладает навыками тонкого психолога, так что порой определить тип развернувшейся перед глазами детской истерики бывает очень трудно. И возникают сложности с выбором собственной ответной реакции. Но можно различить истерики по ряду нюансов. Ложная истерика: Вы замечаете, что кричащий ребенок вас слушает и понимает; Ребенок быстро успокаивается после угроз о наказании; Ребенка можно отвлечь или заговорить, переключить его внимание; С ребенком получается договориться; Истерика больше носит демонстративный характер. Истинная истерика: Ребенок не понимает ваших слов, он будто вас не слышит; Он не успокаивается даже после того, как вы пообещали осуществить его желание; Ребенок пытается причинить вам или себе вред, стремится что-то разбить, ударить кого-либо; Он не может контролировать свое тело, а речь если и есть, то она бессвязна; Истерика напоминает состояние аффекта.
Ну а в данном описанном рецидивном случае мы, скорее всего, имеем дело с просто манипуляцией. Потому жестко игнорим её поведение и жестко пресекаем её возможные действия с максимально неприятным для неё результатом.
И помним, что “детей, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию” набрала администрация, а потому не забываем донести явным образом до сведения администрации о рецидивах в поведении переданного вам подопечного.