Дискуссионная группа

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
X 870bdbaem.jpg

Каждая дискуссия состоит из двух частей: вводной и основной. Вводная часть – это представление темы дискуссии. Тема дискуссии может быть заявлена в любой форме: сценка, пантомима, пародия, вопрос, история, игра. Используйте все возможности, чтобы заинтересовать подростков. Основная часть – это собственно дискуссия, которая проводится сразу после вводной части. Состав ребят: как старшие подростки, так и смешанные группы подростков. ДГ состоит из 15-20 участников и одного ведущего.

В какое время лучше проводить ДГ? Лучшее время для проведения дискуссий – утро, потому что подростков трудно настроить на дискуссию и серьезные размышления после занятий спортом и других активных занятий. Рекомендуется проводить их утром также, потому что у детей память лучше всего работает между 8-12 часами утра. Возможно, для этого имеет смысл перенести подъем в распорядке дня на час раньше. Для дискуссии желательно приготовить заранее скамейки, стенд для ватмана, стол. Если позволяет погода, то дискуссию желательно проводить на открытом воздухе. Будьте внимательны при выборе места. Ничто не должно отвлекать участников и мешать их работе: шум воды или каких-то агрегатов, комары, мухи и т.д.

Введение: Ведущему необходимо завладеть вниманием аудитории в течение первых двух минут, и поэтому первые пятьдесят слов, которые он произнесет, наиболее важны. Ведь каждый подросток вначале дискуссии пребывает в мире собственных мыслей: кто-то мечтает о вечерней дискотеке, кто-то наблюдает за привлекательным объектом, кому-то вспомнился отчий дом, кто-то не прочь подремать, кто-то полностью ушел В размышления о несправедливости бытия и т.д. Задача ведущего – войти в мир подростков и привлечь их внимание к той проблеме, которой посвящена дискуссия. Введение должно содержать информацию, которая знакома подросткам. Очень хорошо начать с вопроса или утверждения. Допустимо все, что привлекает внимание слушателей и не нарушает этических норм.

Нужно создать благоприятную атмосферу беседы. Для создания оной будет достаточно одного - двух вопросов, касающихся жизни лагеря (например: “Как вы пережили ночную грозу?”) или короткой реплики о каком-то мероприятии (например: “Вчера был отличный волейбол, редко когда увидишь такую интересную игру“). Следите, чтобы создание атмосферы плавно подводило к началу дискуссии.

Основная часть. Обычно основная часть состоит из двух или трех тезисов, вокруг которых строится дискуссия. Обсуждение каждого тезиса предполагает определенный порядок:

  • вопрос для обсуждения
  • собственно, сама дискуссия
  • подведение итога
  • переход к следующему тезису

Иногда, в зависимости от обсуждаемого тезиса, возможно изменение этого порядка или одной из его составляющих. Очень важно, чтобы итог обсуждения был сформулирован вами предельно четко и ясно. В противном случае дискуссия, вместо объяснения темы может запутать участников ДГ.

Заключение. В заключении кратко обобщается содержание дискуссии, заостряется внимание на главных её тезисах, и , как правило, приводится пример из жизни. Подростки очень внимательно прислушиваются к рассказам из жизни реальных людей, живущих рядом.

Оценить эффективность ДГ вам помогут следующие вопросы:

  • Все ли присутствующие принимали участие в дискуссии?
  • Чем была дискуссия: лекцией, беседой или обсуждением?
  • Не занял ли кто-нибудь из участников место ведущего в процессе дискуссии?
  • Руководили ли вы обсуждением с помощью вопросов?
  • Удачно ли подвели итоги?
  • Придерживались ли темы?
  • Затронули ли участников дискуссии ваши примеры?


Возможные трудности и их преодоление

Как контролировать тех, кто все время говорит и не дает слова другим? Это трудно. Иногда помогает вопрос: “А что думают другие?” Часто бывает полезно поговорить с таким человеком наедине и объяснить ему необходимость участия в дискуссии всех членов группы.

Как вернуться к теме, если вы от нее уклонились? Обычно помогает замечание: “Да, очень интересно. Однако мы отошли от темы. Предлагаю обсудить этот вопрос позже”. Можно также задать стимулирующий вопрос, который вернет интерес к обсуждаемой проблеме.

Что делать, если кто-то ответил неправильно? Не следует сразу же возражать говорящему. Обратитесь еще раз ко всей группе с тем же вопросом. Например: “Это интересно. А как считают остальные?”

Что делать с теми, кто мешает вести дискуссию? Помните, нет проблемных людей – есть люди с проблемами. Не делайте поспешных выводов. Понаблюдайте за этим человеком в течение пары дней и постарайтесь ответить на следующие вопросы :

  • Что могло послужить причиной проблемы?
  • Каковы возможные решения?
  • Что лучше предпринять первую очередь?

Посоветуйтесь с другими вожатыми.

Непредсказуемость Это одна из самых трудных проблем в ведении дискуссии. Зачастую ответы участников невозможно предугадать или их интересует иной аспект данной темы. Будьте готовы вовремя сменить акцент дискуссии. Может случиться, что вопрос, предложенный вами для обсуждения, не вызовет интереса. Поэтому заранее подготовьте дополнительные вопросы. Не обязательно строго придерживаться задуманных ранее вопросов.


Источник идей и поддержки. Лучший источник идей и поддержки – ежевечерние посиделки вожатых. Здесь вы можете поделиться трудностями и рассказать о своих удачах, получить совет и ободрить других, обменяться новыми идеями.




A 730d694b.jpg

Смотреть также


Дополнительно