День Нептуна
Во время подготовки к морскому празднику надо вместе с физоргами так скомпоновать команды для участия в конкурсах, весёлых стартах на воде, в различных морских состязаниях, чтобы каждый подросток мог показать свои лучшие стороны. И если он пока не умеет плавать, то блестяще себя продемонстрирует в конкурсе строительства замков на песке или в интеллектуальном конкурсе «Сундук Нептуна», а может быть, физическая выносливость и подвижность позволят завоевать ему для команды очки в соревнованиях на спасательных кругах.
В течение морского праздника каждый может проявить себя с лучшей стороны.
Готовясь к морскому празднику, помогите ребятам придумать отличительный элемент раскраски лица, тела, какой-то отличительный (непромокаемый) элемент головного убора. Надо придумать несколько «шумелок», которые будут произноситься для поддержки участников соревнований, конкурсов и состязаний от вашей команды.
Совет опытного. Последнее время девочки-подростки с удовольствием участвуют в командах поддержки с применением «пипидастров» (пипидастр — бумажный цветок). Пришедший из западной культуры реповый танец — шумелка привлекателен именно тем, что в нём соединяются синхронные движения руками, ногами, телом, речитатив и своеобразие, многоцветие движений пипидастрами. Это важно, так как развивается психомоторика, упражнять которую необходимо для развития интеллектуальной сферы психики ребёнка.
Уходят, к сожалению, из практики деятельности конкурсы речёвок, строя и песни, которые восполняли эту потребность у детей и подростков. Появление новых форм развития двигательной и речевой активности детей только намечается. Среди них конкурсы стартинейджеров, конкурсы «кричалок» и «шумелок», конкурсы команд поддержки спортивных состязаний, аэробики и шейпинга различного содержания и т.п. Возможно, именно ваша команда покажет остальным новый пример развития духа командой поддержки. Предложите девочкам изготовить пипидастры из обрезков раскрашенной старой бумаги, газет, лоскутков ткани, которыми можно «разжиться» в кружках или у сестры-хозяйки. Кто-то в это время придумывает «шумелку», которую можно произнести, выполняя ритмичные движения руками с пипидастрами и синхронными телодвижениями. Часть ребят готовят экипировку для весёлых стартов и других конкурсов. Ребятам этого возраста надо чаще помогать в организации деятельности, а творческий потенциал у них высок. Чаще опирайтесь на их самодеятельность, и они почувствуют себя соавторами всех выдвигаемых идей. Последние 15 минут надо посвятить репетиции всех творческих разработок и на мажорной ноте отправиться на пляж. Во время праздника чаще поощряйте ребят, ни в коем случае не давайте отрицательных оценок их действиям. Там, где это разрешено правилами, участвуйте в конкурсах вместе со своей командой, это не только повышает ваш авторитет в глазах ребят, но и даёт вам право высказать свое мнение на огоньке анализе дела. Праздник начался. Успехов вам и вашей команде!
Пожалуй, одним из самых распространенных и любимых детьми лагерных праздников является Праздник Нептуна. Он совпадает с Днем военно-морского флота и празднуется 30 июля.
«Бывалые» лагерцы не даром стараются попасть именно в ту смену, которая припадает на эти числа. Нептун – повелитель рек и озер, младший собрат Посейдона – хозяина морей и океанов. Традиция празднования Дня Нептуна появилась еще в пионерских лагерях и сохранилась по сей день. В этом нет ничего удивительного, большинство лагерей находятся на берегах морей и, рек и озер – вотчине водного покровителя.
В этот день принято собираться на берегу, заранее распределяются роли, расписывается сценарий, готовятся костюмы. Героями являются, собственно, сам Нептун, его жена, дочь, сын, звездочет, стороны света, моряки, русалки, штиль, буря и т.д. Облачения ребят готовятся из всех доступных подручных материалов, начиная от картонной короны и обязательного трезубца для древнегреческого божества, заканчивая морской тиной для водяного и русалок. Но следует помнить, что костюм самого Нептуна должен быть самым нарядным и «богатым». Лица и тела участников праздника раскрашиваются сажей, мелом, цветными красками.
Появление чертей и пиратов в начале всего мероприятии означает, что скоро появится Нептун со своей морской свитой, а это значит, что все, кто попадается под руку всенепременно будут брошены в воду. Не избежать этой участи не только гостям лагеря, но и поварам, докторам, техническому персоналу и даже директору.
Ни одна лагерная смена не обходится без этого популярного праздника. С одной стороны, провести его несложно, потому что большая часть присутствующих знакома с сюжетом и знает, что после явления чертей или пиратов появится Нептун со своей свитой, после чего непременно будут искупаны педагоги, директор лагеря, физрук, врач, повар и т.д. С другой стороны, здесь важно не заорганизовать мероприятие, не сделать из веселого праздника громоздкое представление, перегруженное текстами, чем грешат многие сценарии.
Надо не забывать, что дети приехали в оздоровительный лагерь отдохнуть от школы, а не зубрить тексты. И, согласитесь, когда действующие лица то и дело забывают текст, начинают чтение своего отрывка не в том месте, а поблизости нервно суетится педагог с бумажками, подсказывающий слова, это выглядит не очень привлекательно.
Ниже вашему вниманию предлагается сценарий «Дня Нептуна», который можно проводить с минимальным числом участников-артистов, при этом вовлекая в действо все отряды. Что касается текстов, то можно импровизировать, разбивать текстовые фрагменты «Свита» на нескольких участников, главное, чтобы действие развивалось динамично и захватило всех присутствующих.
Действующие лица: Нептун, его сын Обалдуй Нептунович, свита (6—7 человек мальчиков и девочек).
Реквизит: Лодка, звукоусиливающая аппаратура, трон, корона Нептуна, борода, маленькая коронка для Обалдуя, трезубец, сеть-плащ, разукрашенный под рыбью чешую («чешуей» могут служить вырезанные из пластиковых бутылок кружочки, прикрепленные к сети), несколько стаканов и бутылок с водой (для конкурса «Водохлеб»), лента с надписью «Водохлеб».
Оформление: Возможно оформление под подводный мир одного из уголков пляжа. Обалдуй должен быть весь разукрашен.
Свита: девочки наряжены под русалок и кикимор, мальчики — под пиратов, утопленников, водяных.
Подготовительный этап:
1. Готовятся маршрутные листы для прохождения станций (например: «Запрещенное движение»; «Оживи картину»; «Буримэ»; «Комплекс производственной гимнастики для вожатых и физруков»; «Перенос стульев без помощи рук»). Указывается месторасположение станций (например: линейка; сцена; «вожатская»; крыльцо столовой; футбольное поле).
2. Отряды готовят по одному номеру. Обратите внимание, что они будут показываться на пляже, на песке.
3. Для конкурса водохлебов заготавливаются несколько стаканов (по одному стакану на претендента) и несколько бутылок с водой.
4. Разукрашиваются педагоги-организаторы и отряды.
На пляж выносится аппаратура, трон; украшается задник импровизированной сцены
Ход праздника
Место действия — пляж лагеря. Свита толпится около трона, нет только Нептуна. Внезапно с громким криком на сцене появляется Нептун.
Нептун: А-а-а! Опять недоглядели! За что я вам кораллы плачу, а? Где мой сын Обалдуюшка, наследник моего царства? Опять, поди, русалки-няньки шуры-муры с утопленниками разводили? Все бы вам хороводы водить да хихикать! Где сын, спрашиваю!?
Свита: Да, не знаем... Батюшка, сам ведь ведаешь, что сыночку твоему лишь бы сбежать из-под надзору. Вскочит на морского конька, да только его и видели. Куда-нибудь по морям-океанам умчится.
Нептун: Что? Я не ослышался? Вы еще и оправдываетесь? Где хотите, ищите, но чтобы через 5 минут он был здесь!!! А то отправлю вас всех на берег.
Свита (падает на колени, ползет к трону): Батюшка! Ваше мокрейшество! Помилуй! Что хочешь, проси, как хочешь наказывай, но только не выкидывай нас на сухой берег. Пропадем ведь там, неразумные! Что делать? Сами ведь его не найдем... А может, ребят попросим? Ребятушки, помогите найти Обалдуя Нептуновича, а то наш изверг точно нас на берег спишет.
Зрители: Ну ладно, но только как?
Свита: Да есть тут у нас одна волшебная бумажка,
«Маршрутный лист» называется.
Выдают детям маршрутные листы. В них указаны станции, через которые необходимо пройти. За каждую пройденную станцию ребята получают по одной примете, первые из которых могут подходить ко многим вожатым, а последняя конкретно и безошибочно — на одного единственного. После прохождения станций и получения всех примет ребята догадываются, кто же является «сыном Нептуна», и следующей задачей для них становится отыскать на территории лагеря этого человека. Для этого они должны расспросить «немого» свидетеля, чье место пребывания указывается на последней станции. Вопросы, должны быть заданы в такой форме, чтобы «немой» свидетель мог ответить либо «да», либо «нет». После этого дети находят и ведут (несут) сына Нептуна на пляж.
Нептун: Сыночка, нашли тебя, непутевого! Сиди теперь рядом. Ну, что сына нашли, — спасибо ребятам. Но есть еще одна проблема: водохлеб с заезжей русалкой сбежал. Где теперь нового найдешь-то? Такая профессия редкая, каждый наперечет.
Свита: Ну-у-у, мы к тонкому делу водопития точно неспособные...
Нептун: Разве что кого-нибудь из ребят попробовать?
От каждого отряда выбирают по 1 человеку. Задача: выпить воду из разных положений при следующих условиях: а) на выпивание воды дается 1 минута; б) если из стакана выливается вода, участник выбывает; в) если участник не может пить дальше, он также выбывает.
1. Выпить воду, зажав стакан между тыльными сторонами ладоней.
2. Выпить воду, зажав стакан на сгибе локтя.
3. Выпить воду, поставив стакан на раскрытую ладонь.
4. Выпить воду, зажав стакан зубами и не пользуясь руками.
5. Выпить воду, зажав стакан между колен.
6. Выпить воду через соломинку.
7. Выпить воду через соломинку, лежа на спине.
По итогам состязания выбирается водохлеб, которого обвешивают водорослями, и под аплодисменты зрителей ему вручается лента с надписью «Водохлеб».
Нептун: Ну, вот водохлеб теперь есть. Но осталась одна напасть, от которой меня точно никто не спасет! Мне скучно!!!
Свита: Ну, батюшка, это нам под силу. Сейчас твой кордебалет песенку споет, «Калинку-калинку»!
Нептун: Надоело! Два века одно и то же!
Свита: Хорошо! Другая песня, «Малинка-малинка»!
Нептун: Надоело! Достали уже!
Свита: Ну, не гневайся. Новый супер-пупер-хит — «Калинка-малинка»!
Нептун: У-у-у! Повысушиваю! Замолчите! У вас талант меня бесить!
Свита: Что же делать? То у него сын пропал, то водохлеба ему вынь да положь, а теперь - весели! А ежели не сделаем, ведь точно на берег отправит. Ребята, вы нам снова не поможете?
Выступает первый отряд, представляя подготовленный танец.
Нептун: Ну, вот смотрите! А вы?..
Свита: Мы? Да мы умеем, тоже умеем танцевать!
Танцуют (желательно под «Калинку-малинку»), но кое-как, вразнобой
Нептун: У-у, достали — брысь! А вы, дети, еще можете что-нибудь для меня исполнить?
Второй отряд выступает с песней.
Свита: Батюшка, мы не хуже умеем.
Нестройно и фальшиво поют что-нибудь известное (опять же, желательно «Калинку-малинку»).
Нептун: Помолчите, постылые! Поглядите, какие девочки молоденькие пели. Куда уж вам, старым. Решено: их к себе, а вас - на берег.
Свита: У-у-у! О-о-о! А-а-а! Нептун (к детям). А еще можете?
Третий отряд исполняет акробатическую композицию.
Свита: А мы тоже можем!!!
Начинают вытворять, кто на что способен: кто пытается сесть на шпагат, кто - встать на мостик, и т.д.).
Нептун: Ой, уйдите с глаз моих долой! Считайте, что вы меня довели. А вот ребята молодцы, порадовали старика своими выступлениями. Сегодня мой праздник, поэтому по доброте душевной выслушаю ваши жалобы на непорядки в лагере. Клянусь своей бородой, я помогу их исправить! Каждый, кого мои слуги искупают в море, обязательно станет лучше, добрее!
Дети сразу соображают, на кого надо жаловаться.
Дети: Начальник лагеря не разрешает нам долго купаться!
Нептун: В воду его!
Дети: Старший вожатый рано спать отправляет!
Нептун: В воду, в воду его!
Свита под смех и одобрение собравшихся хватает тех, кого называют дети, тянет в воду и купает. Возможен вариант откупа от купания, который зависит от выдумки и фантазии тех, кого собираются купать.
Нептун: А теперь поздравляю всех с праздником Нептуна! Приказываю петь и играть, плясать и веселиться!
Все участники праздника под музыку («Марш Черномора» П.И. Чайковского) провожают Нептуна до лодки, он уплывает. Начинает звучать веселая музыка, под которую педагоги-организаторы увлекают детей к месту дальнейшего проведения праздника. Начинаются игры, соревнования по плаванию, викторина. Затем - праздничный концерт. Вечером проводится бал-маскарад в честь Нептуна. Жюри вручает призы за лучший костюм, за исполнение танца, песни.
Смотреть также