Давай рисовать вместе
Ребенок и изобразительное искусство связаны друг с другом едиными гармоничными взаимоотношениями, и, в известном смысле, все дети являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Кроме того, рисование действительно связано с радостью, поэтому заниматься рисованием особенно рекомендуется тем детям, кто испытывает эмоциональное неблагополучие, у кого есть какие-то душевные раны или неразрешенные внутренние конфликты. Радость повышает уверенность в своих силах и формирует позитивное отношение к жизни.
Известно, что именно в младшем возрасте ребенок проявляет наибольший интерес к рисованию. К 10-11 годам подавляющее большинство детей вступает в так называемый кризис детского изобразительного творчества. Многие перестают рисовать. Вот почему так важно не упустить благодатный период и использовать возможности изобразительного искусства для эмоциональной поддержки и воспитания лучших качеств личности.
Психологи и педагоги много говорят о том, что ребенку, как воздух, нужна ласка и нежность. Но обнимать и без конца целовать своего мальчика или девочку - это еще не все. Ребенку нужно постоянное общение. А язык искусства - это универсальный язык общения, помогающий лучше понять друг друга, ощутить радость творчества и поверить в себя. Поэтому рисуйте вместе с детьми, и вам будет легче найти общий язык со своим чадом.
Вот уже слышатся возражения: "Я не умею рисовать" или "В последний раз я брала в руки кисточку в школе...". Все это - проявления нашей внутренней неуверенности. Мы - профессионалы в своем деле, знающие ответы на все детские вопросы, и вдруг - рисовать. Как раз в этот момент срабатывает чувство: "А вдруг не получится? Как я буду выглядеть в глазах своего ребенка?". Расслабьтесь! Такие опасения только до первого раза. Представьте, что вы - пятилетний ребенок, и смело приступайте к рисованию! Художественное творчество позволит вам отключиться от дневных забот, избавит от плохого настроения, поможет сосредоточиться на другом и найти новые плодотворные способы общения с ребенком.
А мы предлагаем вам различные упражнения и возможные темы занятий, которые, при необходимости, вы сможете дополнить или видоизменить вместе с детьми.
Например, чтобы повысить самооценку, можно нарисовать "Самое-самое-самое...". Предложите ребенку согнуть лист (формата A3) пополам. На внешней половине листа пусть он нарисует любую дверь (каменную, деревянную, закрытую, открытую…) в любое помещение (в пещеру, в дом, в замок, в подземелье, в сказку…). Ребенок "открывает" дверь и на внутренней части листа рисует "Самое-самое-самое...". У каждого свое. У кого-то это самое красивое, у кого-то самое страшное или самое интересное, небывалое и т.д. Пусть сын (или дочь) придумает свою историю о том, какое "самое-самое" скрывается за нарисованной дверью. Важнее всего для вас будет рассказ ребенка о своем рисунке. Задайте малышу разнообразные вопросы, по правилам игры принимается абсолютно любой вопрос, и отвечающему нужно быстро сориентироваться и придумать ответ. А самый захватывающий момент для ребенка - это, конечно, посмотреть на ваш рисунок, услышать вашу историю о "самом-самом..." и затем самому задать каверзные вопросы маме или папе. Вот это удовольствие!
А вот другое задание. Вырежьте из бумаги разнообразные фигуры: может быть, это будет круг, квадрат или треугольник. На этих заготовках в любом месте нарисуйте некий фрагмент, кусочек, намек на будущий рисунок. Предложите малышу внимательно, со всех сторон, разглядеть начатый рисунок и увидеть в нем свой образ и дорисовать его. После завершения работы, попытайтесь угадать, что или кто спрятался в рисунке вашего чада. И только тогда, когда вы предложите все свои варианты, довольный ребенок "сознается" и подробно опишет свой рисунок. Это упражнение стимулирует воображение, творческую активность и может превратиться в увлекательную игру, если вы пригласите поучаствовать в ней друзей вашего ребенка. Дети наперебой будут предлагать свои варианты, всем непременно захочется угадать, что спряталось в рисунке.
- Это цветок!
- Да нет же, это - волшебный цветок или чудо-дерево!
- А мне кажется, это - цветок, а в нем - добрая фея!
И не забудьте наградить самого прозорливого участника игры аплодисментами.
Метод пиктограмм является хорошим упражнением на развитие памяти с использованием изображений: ребята должны "записать" предлагаемые вами слова и словосочетания в виде рисунков и затем, по истечении определенного времени, правильно вспомнить их, "прочитав" свои рисунки. Интересно, как дети нарисуют такие абстрактные понятия как "Добро", "Зло", "Счастье", или как сумеют изобразить эмоциональные состояния и чувства "Радость", "Гнев", "Печаль". Попробуйте и вы изобразить эти понятия, а потом сравните с рисунками малыша.
К вам в гости пришли дети, или вы хотите отметить день рождения вашего ребенка? Тогда совместное рисование, безусловно, украсит праздник и принесет незабываемую радость!
Обычно создание общей картины вызывает большое оживление. Темы заданий могут быть самыми разнообразными: "Времена года", "Подводный мир", "Дом моей мечты", "Наша школа", "Вселенная", "Энергия добра" и др. Успешность подобной работы во многом зависит от общей готовности участников к сотрудничеству и совместной деятельности, от вашей способности обеспечить психологическую и физическую безопасность каждого ребенка. Практика показывает, что творческой работе всего коллектива над общим заданием должен предшествовать опыт совместной работы в паре, в четверке, в небольшой группе. Подготовленным таким образом детям будет проще вступить в совместную деятельность со всем коллективом группы.
Одна из возможных форм совместной работы в паре строится следующим образом: дети по жребию выбирают себе партнера. Жребий позволяет избежать пустых конфликтов, директивного назначения родителей и в то же время дает опыт совместной деятельности вне зависимости от личных симпатий. Жеребьевка всегда сопровождается тайной, неожиданностью и доставляет ребятам удовольствие.
После определения партнера парам предлагался один на двоих лист бумаги (формата A3). Потом дается примерно такая инструкция: "Ребята, вы будете рисовать вдвоем на одном листе на свободную тему, главное условие при этом - абсолютный запрет на переговоры друг с другом. Ваша задача - с помощью жестов, мимики, движения попытаться понять друг друга". Творческая работа в парах к тому же предоставляет родителям удачную возможность понаблюдать, какие методы и приемы дети используют в процессе коммуникации, как они чувствуют себя в роли лидера и ведомого и т. д.
Настя М. (8 лет) и Дима Ч. (9 лет) поначалу рисовали каждый в своем углу, не мешая друг другу. Настя нарисовала два маленьких дерева, два облака и маленькое солнце. Дима так же строго в своем углу нарисовал дом, машину, но к концу отведенного времени успел заполнить весь лист и найти способ соединения двух рисунков. Дима нарисовал дорогу, ведущую от своего дома к Настиным деревьям. Оба остались довольными. Этим же способом мальчик будет пользоваться в общении с людьми, самостоятельно находя пути взаимодействия.
Артем Ф., рисуя с Ксюшей Щ. (обоим по 8 лет), остался разочарованным после работы, так как сотрудничества не получилось. Мальчик явно хотел контакта, но его попытка просто повторить рисунок Ксюши не привела к ожидаемому результату. Несколько замкнутая по своей природе, девочка тоже не спешила проявить инициативу в установлении контакта.
Денис Ч. и Вера З. - добрые, жизнерадостные и коммуникабельные дети. Их работу в паре можно считать примером идеальной совместной работы. Они действительно работали вместе, отлично понимая друг друга без слов. А вот Оля Б. и Дима П. рисовали отдельно. Оля - явный лидер, и Дима чувствует себя как-то неуютно, говорит, что чей-то рисунок занимает слишком много места, имея в виду рисунок Оли, но в этом не признавался (похоже, боялся обидеть). Рисунок девочки, действительно, занимал много места: свой большой дом она отгородила радугой почти полностью, как бы "закупорилась". Конечно, Дима не решался проникнуть в ее часть рисунка. Оля Б. - новый человек в классе, поэтому понятна ее попытка защититься. Бабочка, выведенная наружу, дает надежду на скорую адаптацию девочки в коллективе.
После творческой работы проведите обсуждение, в котором участвующая пара расскажет о своем рисунке и о своих ощущениях. В процессе обсуждения можно задавать стимулирующие вопросы:
- Как бы вы назвали свой рисунок?
- Как вы рисовали: вместе или отдельно?
- Вы довольны получившимся рисунком?
- Как вам работалось вдвоем?
- Всегда ли вы были довольны выбором партнера?
- Как вам удавалось понять друг друга без слов?
- Кому первому приходила идея рисунка?
Работа, организованная таким образом, и внимание взрослого к ощущениям каждого ребенка являются полезным опытом совместной деятельности для детей.
Еще одна известная форма организации группового рисования -"Рисунок по кругу" - также не предполагает предварительного планирования темы и содержания рисунка. Дети рассаживаются вокруг стола по кругу и начинают рисовать на одном и том же большом листе бумаги, передавая его друг другу. В процессе рисования договариваться о сюжете не разрешается. Затем начинается групповое обсуждение готового результата, обмен мнениями о том, что же получилось в итоге, довольны дети или нет созданным рисунком. Опыт подобной работы с семилетними и восьмилетними детьми наглядно показал, как ревностно юные художники относятся к своему рисунку, как они ценят его. В процессе рисования практически все ребята, особенно первоклассники, внимательно наблюдают за продвижением своего рисунка и его изменением под чужой рукой. Постарайтесь соответствующим образом настроить малышей. Пусть каждый внесет в рисунок соседа только самое лучшее, подарит другу самую добрую частичку своей души.
Графические игры развивают у ребенка фантазию и воображение, готовят руку к письму, открывают новые возможности для творчества.
Загогулина
С закрытыми глазами ребенок черкает на листе, а потом вместе с мамой начинает фантазировать, во что можно превратить эту загогулину. А вдруг это облако или бегемот? А может, это улитка? Глаз не хватает? Нарисуем! А это — волшебный цветочек, он может менять свою форму.
Разноцветный мир
Ребенок рисует произвольную фигуру и раскрашивает ее тем карандашом, каким нарисовал. Второй играющий на том же листе бумаги рисует другим карандашом свою произвольную или геометрически правильную фигуру и раскрашивает своим карандашом. Карандаши каждый раз меняются, и в итоге получается разноцветная композиция. Взрослый может направлять игру: к примеру, одну фигуру надо штриховать прямо, вторую налево, третью направо, четвертую зигзагом и т.д.
Я рисую пузыри…
Учимся рисовать окружность. Рисуем круги — большие и маленькие, раскрашиваем их в разные цвета движениями по кругу. И приговариваем — «Желтый пузырь полетит к бабушке с приветом от Ванечки, красный пузырь полетит к папе с приветом от Танечки… Этот маленький — к братику, а этот — всем людям передаст привет от нашего солнышка».
История в рисунках
В этой игре нет предела фантазии. Сочиняем историю и иллюстрируем ее забавными картинками. К примеру:
Как-то девочка Катя (рисуем Катю), ее мама (рисуем маму) и собака Тузик (рисуем Тузика) пошли гулять в Африку. И повстречали на пути….саблезубого розового льва (рисуем льва). Он был добрым и любил яблоки и вишню (рисуем яблоки и вишню)...
Сине-красный человечек
Игроки, каждый из которых «вооружен» карандашом определенного цвета (например, у одного — синий карандаш, у другого — красный), по очереди рисуют человечка. За один ход можно добавить только одну деталь. К примеру, пририсовать руку, глаз, нос, ногу, туловище, воротничок, кармашек, шляпку, носок и т.д. Если не знаешь, что нарисовать, пропускаешь ход. Выигрывает тот, чей цвет преобладает в получившемся человечке, то есть кто нарисовал больше деталей.
Построй свой город
Здесь также у каждого из игроков карандаш определенного цвета. Они, начиная с противоположных углов листа в клетку, по очереди рисуют домики до тех пор, пока все свободное пространство не будет заполнено. Выигрывает тот, кто сумел нарисовать больше домиков. Заранее договариваются о правилах: например, размер домика должен быть не меньше одной клетки, расстояние между домиками — тоже одна клетка (иначе это считается одним большим домом). Для того чтоб усложнить и разнообразить игру, можно предварительно подготовить лист: нарисовать деревья, городские стены, дороги и т.д.
Художник, даже если это ребенок, всегда ощущает связь со своими работами. Если он плохо относится к своему рисунку, есть основания предполагать плохое отношение и к себе. Ничего не бывает случайного в детском рисунке. При внимательном наблюдении и искреннем желании понять ребенка можно заметить много сигналов и признаков, указывающих на его эмоциональное состояние.