Готовимся в поход
Герои этих рассказов не всегда поступают в соответствии с правилами безопасности. Читая рассказы, Ваши воспитанники должны определить эти неверные действия и предложить свои варианты. Ответы прилагаются.
Первый костер
Дождь стих, но уснуть мне так и не удалось. Уж больно долго пришлось промучиться в поисках сухого места в намокшем за ночь спальнике. Стук топоров и шум падающего дерева напомнили о неизбежности подъема. Вылезать из спальника, в котором наконец-то кое-как удалось согреться, все равно не хотелось, но тут по моему лицу стали шарить чьи-то грубые ладони.
- – Уйди, дурак! – буркнул я Петьке, своему «коллеге» по утреннему дежурству. – Я уже не сплю!
- – А где Люська спит? – угрожающе зашипел мой напарник.
- – А я почем знаю?
- – Люська знает, что готовить на завтрак!
Поеживаясь от холода, я с трудом влез в кроссовки, полные воды, которая натекла за ночь с края тента. Тут я увидел сознательную Люську. В поисках утренней крупы и колбасы она копалась в двух рюкзаках одновременно.
- – Помоги! – прошептала наша фронтовая подруга, с трудом удерживая размокший бумажный пакет с гречкой.
Я подоспел вовремя и лишил лесных мышей дополнительного пайка. Держа в своих руках пакет, будто танцуя фокстрот, мы с Люськой дошли до кострового места. Чертыхаясь, Петька и Колька пытались добыть огонь активным трением спичек о коробок. Рядом с ними уже лежала большая гора обломков изделий Балабановского деревообрабатывающего комбината. Дрова были сырые и «негорючие». В сотый уже, наверное, раз Колька врезал топором по буковому полену, пытаясь добыть щепку-растопку, но вновь без успеха. Мы с Люськой успели увернуться и едва не уронили драгоценную крупу. Разозленный дровосек Колька начал махать топором, как казак саблей. Щепки полетели с быстротой и меткостью стрел Робин Гуда. Под обстрелом мы сумели пересыпать крупу в кан. Тем временем Петька насыпал на костровище зеленых веток различной степени зелености и сухости. Тонкая струйка дыма и мелкие искорки дарили надежду на благополучный исход операции «Завтрак», но счастье всегда не длится долго.
Устав стоять на четвереньках и дуть на огонь, Колька, не говоря ни слова, бросился к моему рюкзаку, вытер руки о тент и, достав из кармана пластмассовую флягу с бензином, заорал: «Сейчас вмиг разгорится! Берегись!» Колька вылил бензин на щепки и бросил целый пучок горящих спичек. Пламя взметнулось вверх, и мы застыли, пораженные зрелищем бушующей стихии. Резкий, непонятно откуда взявшийся порыв ветра помог костру.
- – Порох ломайте! Порох! – осенило Люську.
Мы стали в бешеном темпе обламывать сухие еловые ветки, свисающие над костром. Пламя поднималось все выше, свидетельствуя о нашей победе. Одуревший от счастья Петька орал: «Первый раз в жизни! Сам! Костер! Во!»
Перечисляем ошибки, допущенные героями рассказа
1. Утром дежурные не могут найти друг друга в палатках. Их поиски не дают спать всей группе. Это, конечно, неверно. Дежурные должны с вечера договориться, кто где спит. А вообще-то дежурные должны ночевать в одной палатке.
2. К сожалению, дежурные утром не могут найти не только друг друга, но и продукты, из которых предстоит приготовить завтрак. А вообще-то их надо собрать с вечера и хранить в надежном месте. Кстати, если гречку с вечера замочить, то сварится она быстрее.
3. Также с вечера надо запастись дровами. Стук топора до подъема – грубейшая ошибка дежурных туристской группы!
4. Плохо упакованы продукты: крупу нельзя брать в поход в бумажном пакете. Вообще целесообразна двойная упаковка: матерчатый мешок внутри полиэтиленового. А некоторые засыпают крупы в пластиковые бутылки.
5. Дрова, оставшиеся с вечера, не были укрыты от дождя. Именно с этой ошибки начинаются мучения многих незадачливых дежурных!
6. Буковое полено – не лучшая растопка! Уж лучше бы воспользовались еловыми ветками, которых вокруг полно.
7. Рубка дров ведется с грубыми нарушениями правил безопасности: Колька машет топором, «как казак саблей», а дежурные так и лезут под топор. Это – обоюдная ошибка.
8. Зеленые ветки, которые бросает в костер Петька, – неважная помощь костровому, они не горят и жару не дают. Один дым.
9. Опасно и бесполезно лить в костер бензин! Опасно – потому что он вспыхивает так, что можно получить ожоги. А бесполезно, потому что бензин сгорает быстрее, чем успевают разгореться дрова, и толку нет никакого. В качестве «вспомогательных средств» для разжигания костра опытные туристы используют сухое горючее, плексиглас или свечку.
10. Бензин не хранят в полиэтиленовых флягах! Он «просачивается» сквозь них с самыми неприятными последствиями.
11. Еловые ветки над костром – отличные условия для лесного пожара.
По следу...
Все приключилось из-за этой Люськи.
- – Давайте наберем воды из родника. Хоть и ноябрь, да погода сейчас под Туапсе очень жаркая, – предложило это создание, когда группа уже собрала лагерь и все рюкзаки стояли на тропе, а дежурные убирали последний мусор на поляне.
Вот мы втроем побежали по нижней дороге, вернулись и... никого. Будто пришельцы их всех забрали. Обед у нас должен быть в Сухой балке, а вот где она, мы так точно припомнить и не смогли.
- – Юра, – говорит мне Гошка, – тут в километре пути назад сторожка лесника. Рванули туда!
Но сторожка была пуста. И только здоровенная собака несла боевое дежурство. Сорвав для себя диких груш, мы побрели назад.
- – Ой, стойте! – вскрикнула Люська, – у меня что-то с рюкзаком.
Действительно, у этого чуда отлетели сразу две пряжки.
- – Сиди тут, – сказал Гошка, – я у сторожки видел проволоку. Авось собака меня не съест.
Спустя 20 минут он вернулся, сияя от гордости, и еще через полчаса «Люськина» котомка была готова к походу.
- – Давайте их догонять, мы столько времени потеряли!
- – А идти-то куда?
- – Сухая балка внизу, значит, и нам вниз надо. Мы еще их обгоним, пока они по тропам петлять будут!
Мы быстро пересекли поле и, продираясь через кусты и хватаясь за стволы деревьев, оказались в какой-то низине.
- – Это что, Сухая балка? – спросил меня Гоша. Я пожал плечами.
Люська, которая после спуска по крутым кустистым склонам напоминала не мечту туриста-школьника, а родственницу лешего, злобно прошипела: «Я тут назад не пойду!» Мне тоже этого не хотелось.
- – Давайте искать путь, встретимся тут.
Мы скинули мешки и рассыпались по балке. Гошка быстро нашел какую-то коровью тропу и изнывал, поджидая нас. Люська берегла свою внешность: петляя как заяц, обходила все кусты и, конечно, ничего не нашла.
Я же долго шел вдоль склона, пока не наткнулся на каменную гряду. Но вот мы снова вместе, и Гошка торопит нас идти наверх. Тут меня осенило:
- – Давайте грамотно ориентироваться. Сколько сейчас времени?
- – Двенадцать уже, – буркнула Люська.
- – А часы у тебя со стрелкой?
- – Да, а что?
- – Мне дед говорил, что в полдень солнце на юге. Вот твои часы и будут компасом. Смотри на стрелку и иди! Где солнце утром было? – Там, на востоке! – А где юг? – Вон! – А куда группа ушла? – На запад!
Мы быстро выбрались из низины и оказались на краю хорошо знакомого нам поля. До другого края было метров 800. Встав так, чтобы угол, образованный направлением стрелки часов на солнце и линией нашего движения, составил 90 градусов, мы пошли вперед. Когда мы обходили маленький пруд, мне показалось, что в стороне, где была сторожка лесника, вьется дымок. Но я, подумав, решил, что это глюки. Кто будет в такую жару печь топить? Когда мы подошли к краю поля, наши сердца забились радостно: просека! Если все дороги вели в Рим, то все просеки должны вести в Сухую балку! Мы почти побежали по просеке, изредка поглядывая на часы: сколько же нам еще мучиться?!
Через два часа мы нашли фантики, много фантиков.
- – Наши перекусывали, – сказал Гошка, – давайте и мы поедим. Груши с голодухи показались очень вкусными.
- – Знаешь, Юра, ты только не сердись, – издалека начала Люська, – а тебе не кажется странным, что мы не обнаружили следов того, что нас ищут? И вообще, я ногу стерла.
Комментарии к рассказу «По следу...»
1. В любой организованной группе должно действовать неписаное правило: «Отлучаешься из группы – предупреди товарищей!»
Это правило было нарушено нашими героями. В итоге – все последующие приключения.
2. Остальная часть группы оказалась не лучше! Перед выходом не поняли, что кого-то не хватает... Сколько же их было? 20? 30?
В группе должно быть не более 12–15 участников, тогда каждый на виду. Но в любом случае руководитель и замыкающий на маршруте должны постоянно проверять, все ли на месте. Здесь даже рюкзаков оставленных не заметили!
3. Руководитель не научил ребят правильным действиям в случае отставания от группы. Самое оптимальное поведение для наших героев в сложившейся ситуации – оставаться на месте стоянки и ждать, пока группа, заметив их отсутствие, вернется за ними в исходную точку.
4. Совершенно безответственное решение – догонять группу, не зная точного маршрута и ориентиров движения!
5. Уходя со стоянки, следовало оставить на ней записку с описанием своих действий. Это на случай, если на стоянку придут те, кто ищет отставших.
6. Во время поиска пути ребята расходятся в лесу по одному и не назначают точного времени и места сбора. Так вообще растеряться можно!
7. Неверно предположение о том, что в 12 часов солнце на юге. Юрка забыл, что в нашей и сопредельных странах устанавливается декретное и сезонное время, что вносит свои поправки в систему ориентирования по солнцу и часам. Зависят они от времени года и района.
8. Ребята пошли по азимуту. 800 м – слишком большое расстояние для азимутального движения без корректировки направления движения по ходу.
9. В лесу был замечен дымок. Это явный шанс встретиться с людьми и получить качественную консультацию по ориентированию в районе. Этот шанс бал упущен.
10. Выскочили на просеку и, не проверив ее направления, сразу решили, что она ведет туда, куда нужно. Наивное предположение!
11. Также наши герои наивно предположили, что фантики на тропе – дело рук именно их группы. А вообще, это свинство – сорить в лесу.
12. Когда потерялся и догоняешь группу, надо постоянно иметь в виду, что тебя тоже ищут. Следует подавать сигналы: кричать, оставлять записки и пр.
13. Как правило, употребление немытых груш становится прологом новой трагедии...
«По следу-2» (продолжение)
Осмелимся напомнить, что в предыдущем рассказе наши герои немного замешкались при выходе группы со стоянки, и... группа вышла на маршрут без них. Долгие поиски к желанной встрече не привели. Приключения продолжаются, а ваша задача прежняя – найти новые ошибки, допущенные Люськой, Гошкой и Юркой.
- – Держи нос выше, Люська, – приободрил нашу спутницу Гошка, – скоро мы их догоним! Мы с ним почти побежали, а несчастная девчонка хромала сзади. Но наш марш-бросок оказался безрезультатным. Мы остановились в полном недоумении.
- – Должны же они заметить наше отсутствие, неужели не ищут?! – буркнул Гошка.
- – Нет, они нас бросить не могут, – лепетала горе-туристка, показав на привале белеющую мозоль размером с пятирублевую монету.
- – Вот обидно, – продолжала ныть Люська, – я в новых, только что купленных ботинках в поход пошла, а стельки уже совсем измочалились!
- – Других стелек у нас нет! Придется страдать! – отрезал я. Пытаясь облегчить Люськины страдания, мы сделали из ваты что-то вроде подушечки и с помощью моих и Гошкиных носовых платков (не оставлять же даму без средств для утирания слез!) примотали вату к ступне пострадавшей. Увы, Люська комфортно чувствовала себя совсем недолго. Наша чудо-повязка сбилась очень скоро.
- – Ну вот, и женщина бывает права! Пошли назад. Мы, наверно, снова ошиблись. У лесника кто-нибудь да появится. Стояли-то рядом.
- – А как же, Юра, фантики?
- – Да, мало ли кто такие конфеты ест?! – ответил я. Гошка кивнул в знак согласия.
Люське же в тот момент было все равно куда идти, так как неожиданно напомнили о себе съеденные груши. А затем «грушевая волна» докатилась и до нас...
Мы побрели назад, только никак не могли вспомнить, какого направления следует придерживаться, так как, увидев фантики, мы шли, ориентируясь по бумажкам, как мальчик-с-пальчик по хлебным крошкам.
Стемнело. Мы брели, изредка попадая в лужи, так как фонарик у нас был всего один, а запасные батарейки остались у реммастера нашей группы, который теперь был где-то далеко. Больше всего мы боялись, что он вот-вот «сядет». Высыпали звезды, но даже Полярная звезда, показывающая, где юг, нам помочь не могла.
Все же счастье пришло: вышла луна, почти полная, стало сравнительно светло, и мы спотыкались уже значительно реже. Однако, после того как Гошка получил пару раз по лицу веткой, которую я неосторожно отпустил, а Люська, постоянно отстававшая от нас, поскользнулась на бревне, до меня дошло, что больше никуда идти не надо!
Везение продолжалось: мы наткнулись на ельник и стали готовиться к ночлегу: посадили Люську к дереву и накрыли ее спальниками, а сами стали собирать дрова и лапник на подстилку. Топор у нас был, и работа закипела. На землю набросали лапник, постелили коврики и полиэтиленовые накидки. Связав куском веревки еловые ветки, грамотно соорудили заслон от ветра. Скоро мы зажгли костер, и нам стало так уютно, что словами не передать!
Разлив по кружкам всю оставшуюся воду, мы звонко чокнулись: «За успех!»
Ошибки участников этого рассказа
1. Нужно было остановиться, а не продолжать движение.
2. Темп выбран неправильно: самый слабый участник постоянно отстает.
3. У участников отсутствуют индивидуальные аптечки.
4. Участники похода потеряли все ориентиры.
5. Полярная звезда показывает на север, а не на юг.
6. Движение в темноте не рекомендуется.
7. Запасные батарейки находятся у реммастера.
8. Участники не соблюдают безопасную дистанцию.
9. Ослабевшей Люське не помогают преодолевать препятствия.
10. Люську не разгрузили.
11. Зачем же рубить лапник, когда есть коврики?
12. Еще один ляп: постелили вниз полиэтиленовые накидки, а ведь может пойти дождь.
13. Выпили всю воду, не догадавшись вскипятить ее (это при больных желудках)!
Тесты на знание правил безопасности
Для проверки знаний правил безопасности участников похода, экспедиции, экскурсии можно использовать следующие вопросы:
I. Правила безопасности на транспорте:
1. Ваша группа садится в электричку. Войдя в вагон, Вы:
- а) остановитесь в тамбуре;
- б) пройдете в середину вагона;
- в) сядете на первое свободное место.
2. Вы ждете зимой электричку на платформе. Холодно. Чтобы согреться, Вы будете:
- а) бегать по платформе, играть в салочки и т.п.;
- б) оденете дополнительную одежду;
- в) толкаться, пытаясь согреться.
3. При приближении поезда безопасно стоять:
- а) у края платформы;
- б) не ближе 1 м;
- в) не ближе 3 м.
4. Ваша группа едет в автобусе. Как лучше поступить:
- а) не снимать рюкзаков;
- б) снять их, поставить около себя;
- в) снять рюкзаки, сложить в одно место.
5. В автобусе дальнего следования не хватило места для сидения. Что лучше сделать:
- а) стоять в проходе;
- б) сесть третьим на сиденье;
- в) сесть на пол на рюкзак или сидушку.
6. В походе Вашу группу подвозят на грузовике. Как Вы поступите:
- а) будете стоять у бортика;
- б) каждый сядет на свой рюкзак;
- в) сложите рюкзаки в одно место, все сядете вместе.
II. Правила поведения на дороге, в городе:
1. Вашей группе надо пройти участок пути вдоль шоссе. Где безопаснее идти:
- а) навстречу транспорту по левой стороне;
- б) по ходу транспорта по правой стороне;
- в) часть группы – по правой стороне, часть – по левой, чтобы не было толпы.
2. Если группа идет вдоль шоссе, то надо:
- а) идти всем вместе строем;
- б) идти с большим интервалом между участниками, растянуться вдоль шоссе;
- в) идти плотной группой, взявшись за руки.
3. Группе надо перейти шоссе с оживленным движением. Как это лучше сделать:
- а) каждый самостоятельно перейдет дорогу;
- б) все вместе одной группой;
- в) все вместе шеренгой вдоль шоссе;
- г) все вместе строем по одному.
4. Ваш поход закончился в незнакомом городе. Как Вы пойдете осматривать город:
- а) все вместе одной группой с руководителем;
- б) каждый кто с кем хочет или по одному;
- в) определенными группами со старшим по группе.
5. Как быстрее всего попасть в конфликт с местным населением:
- а) громко общаться между собой, обсуждая и высмеивая окружающих;
- б) ходить по городу по одному;
- в) показать, что у тебя много денег;
- г) ходить вместе по 3–4 человека, не привлекая к себе внимания.
6. Если Вы отстали от своей группы во время осмотра города, то что лучше сделать:
- а) идти обратно на место встречи (на вокзал и т.п.);
- б) ждать на одном месте;
- в) догнать группу.
III. Правила поведения во время ночлега в полевых условиях:
1. Вы ищете место для ночлега в летнем походе по Подмосковью. В первую очередь оно должно быть:
- а) рядом с водой;
- б) рядом с дровами;
- в) подальше от людей.
2. Воду из ручья можно (нельзя) пить, если она:
- а) прозрачная;
- б) мутная;
- в) на поверхности – пена;
- г) на поверхности – мусор (хвоя, ветки).
3. Воду из пруда, озера, реки в Подмосковье:
- а) можно сразу же пить;
- б) сначала нагреть, потом пить;
- в) сначала прокипятить, потом пить.
4. Если для очистки воды использовать раствор марганцовки, то цвет раствора должен быть:
- a) бледно-розовый;
- б) красный;
- в) темно-красный.
5. Если Вы увидели змею, что лучше сделать:
- а) громко закричать;
- б) тихо уйти, не привлекая внимания;
- в) топая ногами, дать ей уползти.
6. Как лучше завалить дерево толщиной свыше 20 см:
- а) спилить;
- б) срубить;
- в) раскачать руками.
7. Как правильно спилить дерево:
- а) пилить с той стороны, куда оно должно упасть;
- б) пилить с противоположной стороны, куда оно должно упасть;
- в) подпилить с любой стороны, потом толкать руками в нужную сторону.
8. Если при пилке дерева оно начало падать, надо:
- а) руками толкать его в нужную сторону;
- б) отойти подальше;
- в) отклонять в сторону деревья, растущие на пути падения.
9. Как безопаснее рубить сучья у лежащего дерева:
- а) стоять на той же стороне, что и ветки;
- б) стоять на другой стороне от веток;
- в) дерево между ног.
10. На месте лагеря (палаток) много сухостойных деревьев. Что с ними сделать:
- а) спилить все;
- б) спилить столько, сколько нужно для ночлега;
- в) оставить их в запас;
- г) разбить лагерь в другом месте.
11. На каком расстоянии от деревьев должен быть костер:
- а) 1 м; б) 3 м; в) 5 м.
12. В летнем походе дежурный у костра надевает:
- а) шорты, шапочку;
- б) обувь, рукавицы;
- в) обувь, брюки, рубашку, рукавицы, шапочку.
Ответы к тестам на знание правил безопасности
I.
1. в) Чтобы дать возможность всей группе войти в вагон, надо стремиться всем, не задерживаясь, проходить в середину.
2. б) Активные игры и бег по платформе небезопасны.
3. в) Безопаснее стоять от края платформы дальше 1 м.
4. в) Если сложить все рюкзаки в одно место, группа свободнее разместится в автобусе.
5. в) Лучше сидеть на рюкзаке или коврике, при этом можно меняться с другими участниками местами.
6. в) Надежнее сложить компактно все рюкзаки в одно место.
II.
1. а) Вдоль шоссе безопаснее идти по левой обочине навстречу движению транспорта.
2. в) Вдоль шоссе безопаснее идти всем вместе строем по одному.
3. в) Группа переходит шоссе, построившись шеренгой, по команде руководителя.
4. б) Безопаснее ходить по незнакомому городу всем вместе или разбившись на отдельные группы.
5. а) Не хочешь конфликта с местным населением – уважай их обычаи и особенности культуры, не провоцируй на конфликт.
6. б) Самое правильное – ждать на том месте, где отстал от группы.
III.
1. в) Для Подмосковья самое важное – безопасность от людей.
2. а) Мутный цвет, пена на поверхности воды говорят о возможном загрязнении.
3. в) Только кипятить.
4. а) Красный и темно-красный растворы нельзя употреблять для питья. Для очистки бледно-розовый раствор марганцовки в воде должен постоять 15 минут, грязь выпадет в осадок. Такая вода все равно нуждается в кипячении.
5. в) Топая ногами, мы даем возможность змее самой уползти.
6. а) Проще, легче, безопаснее спилить такое дерево.
7. б) Пилить и рубить необходимо с противоположной стороны.
8. б) Конечно, лучше отойти: толкая ствол, можно получить удар отскочившего от земли комля.
9. б) Безопаснее стоять на другой стороне от дерева.
10. а) Каждое такое сухостойное дерево может упасть на палатку или костровую площадку, придется спилить их все. А если деревьев много или лагерь большой – лучше уйти в другое место.
11. в) Костер не должен быть на корнях и под кроной деревьев, обычно это расстояние больше 3 м от дерева.
12. в) Одежда и обувь дежурного у костра должна защитить его от пламени, углей и искр костра. Рукавицы нужны, чтобы подкладывать дрова в костер, снимать посуду и т.п.
Деловая игра
Деловая игра – это средство развития творческого профессионального мышления. В ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические, нередко экстремальные ситуации и находить новые для себя решения. Деловая игра имитирует вполне конкретные условия. Например, деятельность и отношения участников туристского маршрута в аварийной ситуации. Игроки создают, разыгрывают и решают проблемные ситуации, общаясь друг с другом, вырабатывая индивидуальные и совместно принимаемые решения. Ситуация: группа туристов заблудилась в лесном заболоченном районе. Холодная, дождливая осень. До населенного пункта 100–150 км. Задача: принять решение о рейтинге снаряжения, которое поможет спасти себя и всю группу. Порядок проведения игры Участники делятся на команды. Каждый участник получает бланк деловой игры (см. таблицу). По каждому виду снаряжения принимаются сначала индивидуальные, а затем совместные групповые решения. Определяются суммарные ошибки, допущенные каждой командой, относительно эталонного решения, выработанного специалистами. Проигрывает команда, набравшая наибольшее количество ошибок.
Анализ игры Почему команда не смогла выжить? Что помешало правильно решить задачу? Возможны причины: отсутствие лидера, демагогия, мало информации, низкая мотивация и т.д. Можно рассмотреть и другие причины: как мы сидели? все ли активно участвовали? выбрали ли правила игры? (Решение принимается большинством голосов, цель – выжить всем или каждому.)
Бланк участника деловой игры
№ п/п | Наименование предметов | Индив. оценка | Индив. ошибка | Этал. решение спец-тов | Групп. решение | Групп. ошибка | Общее кол-во ошибок |
1. | Компас | . | . | 2 | . | . | . |
2. | Спички | . | . | 2 | . | . | . |
3. | Топорик | . | . | 4 | . | . | . |
4. | Спальник | . | . | 10 | . | . | . |
5. | Фонарик | . | . | 8 | . | . | . |
6. | Карта местности | . | . | 1 | . | . | . |
7. | Палатка | . | . | 7 | . | . | . |
8. | Полиэтилен | . | . | 9 | . | . | . |
9. | Котелки | . | . | 6 | . | . | . |
10. | Продукты | . | . | 6 | . | . | . |
Вывод
Метод деловых игр применительно к туризму позволяет разыгрывать в аудитории самые различные ситуации, имитирующие конкретные условия, в которых оказалась группа на маршруте; выработать совместные решения по стратегии и тактике прохождения маршрута, технике преодоления препятствий, ориентированию и т.д., направленные на обеспечение безопасности каждого участника похода.
Пример применения метода программированного обучения в туризме Эффективность аудиторного обучения повышается за счет систематизации учебного материала путем составления программированных заданий.
Задания состоят из четырех частей:
- 1. Условия задачи, сформулированные в виде вопроса.
- 2. Ряд ответов, среди которых правильный.
- 3. Номер правильного ответа (в специальной таблице).
- 4. Комментарии к правильному решению задачи.
Прочитав задачу, надо попытаться сформулировать правильный ответ или отыскать его среди предлагаемых ответов. Проверить выбор поможет таблица с номерами правильных ответов. Затем можно заглянуть в комментарий, в котором изложены необходимые объяснения.
Приведенные ниже примеры программированных заданий разработаны А.Шибаевым.
I. Вы руководитель группы. При движении по лесной тропе вам встретилась развилка, а на карте ее нет. Ваши действия:
- 1) Остановиться. Выслать налегке разведку по обеим тропам в целях установления их дальнейшего направления.
- 2) Продолжить движение по более торной тропе.
- 3) Продолжить движение по тропе, азимут которой больше подходит к азимуту тропы, указанной на карте.
- 4) Если ни одна из троп не совпадает с направлением тропы, указанной на карте, то идти надо по азимуту в нужном направлении.
Варианты правильных ответов: 1), 3).
Комментарий. На мелко- и среднемасштабных картах не показаны небольшие повороты и изгибы дорог и троп. В таких случаях надо считаться с общим, а не частным, временным направлением дороги, тропы, реки, ручья. Тропа или дорога всегда «умнее» туриста. И если она повернула в сторону, на это есть причины (обход болота, гари, бурелома и др.). Поэтому сразу же бросать ее и идти по нужному направлению будет ошибкой (наткнетесь на препятствие). Конечно, нельзя слепо верить тропе. Никогда не забывайте, что у вас есть компас. Если сомневаетесь, на той ли дороге находитесь, посылайте разведку (как, впрочем, и в любом случае, когда сомневаетесь, правильно ли идете). Прием 1) можно использовать всегда, особенно при наличии следующих факторов: сомнение в своем местонахождении, тяжелые рюкзаки и усталость группы, движение на значительные расстояния, сильно пересеченная местность. Приемом 3) (разведка боем) можно пользоваться, когда на местности встречается много не указанных на картах развилок и пересечений троп.
II. Из какого снега лучше вырезать кирпичи для ветрозащитной стенки?
- 1) Из мягкого снега – легче и быстрее резать кирпичи.
- 2) Из среднего снега (лыжный ботинок оставляет след) – стенка из таких кирпичей более прочная.
- 3) Из твердого снега (лыжный ботинок не оставляет следа) – стенка из таких кирпичей очень прочная.
Правильный ответ: 2).
Комментарий. Снежные кирпичи из мягкого снега ломаются при переноске и укладке. Слишком твердый снег трудно резать, и стенка из таких кирпичей плохо смерзается, кирпичи плохо притираются друг к другу.
III. Какой из видов костров требует минимальных физических усилий для приготовления дров?
- 1) Колодец.
- 2) Шалаш (конус).
- 3) Звездный.
- 4) Таежный.
Правильный ответ: 4).
Комментарий. Таежный костер складывается из бревен 2–3 м и более. Относится к кострам длительного действия, не требует частой подкладки дров.
IV. Чем растирать обмороженные участки кожи?
- 1) Спиртом.
- 2) Снегом.
- 3) Шерстяной варежкой.
- 4) Рукой.
Правильные ответы: 3), 4).
Комментарий. Ни в коем случае нельзя растирать замерзшие участки кожи снегом – это усиливает охлаждение, а острые льдинки могут поранить кожу и способствовать проникновению инфекции. Можно осторожно растереть это место мягкой шерстяной рукавичкой, но лучше прижать ладонь к обмороженному участку и сделать внутренний массаж, причем ладонь относительно кожи не должна двигаться.
V. Какой крутизны склон наиболее лавиноопасен?
- 1) До 250.
- 2) 300–500.
- 3) 500–800.
Правильный ответ: 2).
Комментарий. Особую опасность, даже при небольшом количестве снега, представляют склоны крутизной 300–500, хотя отмечаются случаи схода лавин со склонов крутизной даже 150. Склоны круче 600 являются нелавиноопасными, так как снег с них скатывается и не накапливается в количествах, достаточных для образования лавин.