Гиперактивный ребёнок - практические советы вожатому

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
P956840.jpg

В оказании психологической помощи гиперактивному ребёнку, прежде всего, вожатые должны постараться понять проблемы ребенка, поступки ребёнка не являются умышленными, без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями. Вожатым нужно запомнить, что с такими детьми необходимо избегать излишней жалости и вседозволенности, а с другой стороны постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения вожатых оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое влияние, чем на здоровых детей.


ТЕСТ НА ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

Гиперактивный ребенок:

- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях ведет себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…


Активный ребенок:

- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.
- Он активный не везде.
- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.


Рекомендации вожатым:

  • В отношениях с ребенком придерживаться позитивной модели. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Избегайте повторений слов «нет», «нельзя».
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, что бы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  • Поддерживайте в отряде четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения активной деятельности и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных и шумных приятелей.
  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  • Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.
  • работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;
  • по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;
  • во время занятий ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места в холле для гиперактивного ребенка – в центре комнаты напротив вожатого;
  • предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к вожатому в случаях затруднения;
  • занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
  • на определенный отрезок времени давать только одно задание;
  • дозировать ребенку выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;
  • во время дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.


Итак, в работе с такими детьми можно использовать три основных направления:

  • по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);
  • по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • при необходимости должна осуществляться работа с гневом.


С детьми, страдающими синдромом дефицита внимания нужно много заниматься. Но занятия должны быть непременно увлекательными и интересными, то есть игровыми. Любая игра заставляет ребенка соблюдать правила, обдумывать последовательность действий. Именно этому необходимо в первую очередь обучить детей с синдромом дефицита внимания. Перед вами — несколько игр, которые помогут постепенно справиться с проблемой.


Игры на развитие внимания

Игра в бирюльки

Бирюльки — это старинная русская игра. В одну кучу складываются всякие мелкие предметы, а потом крючком из общей кучи игрок вынимает интересующую его игрушку, не сдвинув остальные. Игра развивает не только внимание, но и мелкую моторику.


Гвалт

Один из участников игры становится водящим и выходит за дверь. Игроки выбирают какую-либо фразу или строчку известной песни. Затем каждый берет себе одно слово из загаданной фразы. Желательно, чтобы участники повторили вслух доставшиеся им слова. Входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, какая фраза была задумана. Развивается способность к концентрации, слуховое внимание.


Мельница

Игроки становятся в круг на расстоянии около 2 метров друг от друга. Один человек берет мяч и передает его другому, тот третьему… Постепенно скорость передачи увеличивается. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним. Игру можно усложнить, если кто-то начнет отбивать ритм, под который игроки будут перебрасывать друг другу мяч. Ритм можно то замедлять, то ускорять.Развивается способность контролировать двигательную активность.


Найди отличие

Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей (домику глазки, кошке — сапожки) и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок меняются ролями. Развивается умение концентрировать внимание на деталях, зрительное внимание.


Тишина

Предложите ребенку послушать тишину (это важно для разведчика, охотника, настоящего индейца) и сосчитать звуки, которые все же слышны. Сколько их? Какие это звуки? Игру можно усложнить, если считать звуки вне комнаты, на улице. Можно создавать специальное шумовое сопровождение: шуршать газетой, скрипеть дверцей шкафа. Развивается слуховое внимание, усидчивость.


Золушка

Ссыпьте в одну миску разноцветную фасоль. По команде начинайте разбирать ее на кучки по цвету (белую, коричневую и цветную). У кого за три минуты наберутся кучки побольше, тот и победил. Если вы дома перебираете гречку (любую крупу) перед варкой, привлеките ребенка к работе. Победителю — приз: например, вкусный десерт. Игру можно усложнить, если ссыпать в одну миску фасоль и горох, а участникам завязать глаза. Один приз самому шустрому, другой — самому внимательному, кто не перепутает горошины. Развивается умение распределять внимание.


Следопыт

Замрите перед водящим в разных позах (можно выбрать общую тему: звери, профессии). Водящий запоминает, кто как стоял, и отворачивается. В это время игроки меняются местами, изменяют позы. Водящий должен восстановить прежнюю картину. Развивается зрительная память.


Снежный ком

Выберите тему игры: города, животные, растения, имена. Первый игрок называет слово, соответствующее теме, например, слон. Второй игрок повторяет первое слово и добавляет свое, например: слон, жираф. Третий говорит: слон, жираф, крокодил. И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. Остается один победитель. Можно придумывать целые истории, складывая сюжет по одному слову или по одной фразе. Развивается память, преодолевается импульсивность.


Корректор

Для начала объясните ребенку смысл непонятного слова «корректор». Очень важный человек, который следит, чтобы в хороших книжках, журналах не было ошибок и опечаток. Заманчиво попробовать себя в этой роли? Возьмите старую книгу или журнал с крупным шрифтом. Договоритесь, какая буква сегодня будет «неправильной», то есть какую букву нужно вычеркивать. Засеките время работы (не более 2 — 3 минут). Затем проверьте, как выполнено задание. Если безошибочно, корректору полагается премия (например, конфетка, наклейка). Если же корректор допустил ошибку (пропустил запретную букву или вычеркнул разрешенную), не огорчайтесь. За каждую ошибку потребуйте смешной штраф: мяуканье или кукареканье, скаканье на одной ножке. В эту игру важно играть систематически. Тогда она станет эффективным инструментом, способным, к примеру, повысить грамотность ребенка. Игру постепенно следует усложнять. Во-первых, предложите корректору вычеркивать не одну букву, а две или три, причем разными способами. Скажем, букву «М» вычеркивать, букву «С» подчеркивать, а «И» обводить в кружок. Во-вторых, можно вносить шумовые помехи, которые будут отвлекать корректора. Шуршите, рассказывайте анекдоты, роняйте предметы. Время от времени меняйтесь с ребенком ролями: вы работаете, а ребенок — шумит. Кстати, еще неизвестно, кто сделает больше ошибок.


Зеркало

Ребенок должен повторить за вами ряд движений. Он ваше зеркало. Потом поменяйтесь ролями. Можно сыграть в кривое зеркало. Вы демонстрируете движение, а ребенок как бы переворачивает его наизнанку. Вы поднимаете руки — ребенок опускает их, вы подпрыгиваете — он приседает, вы вытягиваете ногу вперед — он отводит ее назад. Здесь от игрока требуется не только желание перечить оппоненту, но и умение быстро мыслить, подбирать противоположное движение. Обсудите, что такое противоположность: отличие в направлении, в скорости. Можно играть и словами. Вы говорите «теплый» — ребенок отвечает «холодный».


Шерлок Холмс

Разложите на столе, на диване несколько предметов и прикройте их платком. По команде приоткройте предметы на 10 секунд, снова закройте их и предложите ребенку перечислить все, что он запомнил. Усложните игру, попросив назвать предметы в той последовательности, в какой они лежали. Затем поменяйте местами два любых предмета (или уберите один), снова откройте весь набор на 10 секунд. Пусть юный сыщик скажет, что изменилось. Игру можно разнообразить бесконечно. Например, расспрашивать о деталях: цвет предмета, размер, особенности формы.

Или взять одну маленькую игрушку и предложить ребенку найти ее в комнате. Ребенок на минуту выходит за дверь, а вы ставите выбранный предмет на виду, но так, чтобы он не бросался в глаза.


Каждой руке — свое дело

Пусть ребенок левой рукой медленно перелистывает в течение одной минуты книгу с картинками, запоминая их, а правой чертит геометрические фигуры на листочке. Можно предложить называть цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги в обратном порядке: произносим 1 — пишем 20. Так ребенок учится распределять внимание.


Дрессированная муха

Возьмите лист бумаги, начертите квадрат из 16 клеток (четыре по вертикали и четыре по горизонтали). Мухой будет пуговка (или маленькая игрушка). Поместите эту «муху» на какую-либо клетку игрового поля. Теперь вы будете ей приказывать, на сколько клеточек и в каком направлении нужно перемещаться. Ребенок должен представлять себе мысленно эти передвижения. После нескольких ваших приказаний (например, одна клеточка вверх, две вправо, одна вниз) ребенок показывает то место, где должна оказаться хорошо дрессированная муха. Если место указано верно, «повелителем мух» становится ребенок.


Царевна-Несмеяна или невозмутимый Джо

Задача водящего сохранять неподвижность и невозмутимое выражение лица, в то время, как все вокруг стараются его рассмешить, вывести из себя. Можно рассказывать анекдоты, корчить рожи, ронять предметы — только трогать водящего нельзя. Смена ролей происходит либо когда водящий рассмеется, вздрогнет, либо когда условленное время закончится, к примеру, 2 минуты. В конце можно взять интервью у игроков, расспросить, как им удавалось сохранять спокойствие в такой сложной обстановке.


Волшебное число

С этой игрой справятся дети, умеющие хорошо считать и делить в уме. Игроки считают по кругу от одного до тридцати. Чтобы сосредоточить внимание на том, кто должен отвечать, можно перекидывать мяч. Каждый игрок просто называет число, следующее за тем, которое назвал предыдущий участник. Но если это число содержит цифру три или делится на три без остатка, то произносить его нельзя. Нужно крикнуть какое-нибудь волшебное заклинание (например, «абракадабра») и перекинуть мяч следующему человеку. Сложно не сбиться со счета, продолжая четко называть числа даже после того, как предыдущий игрок выкрикнул что-то невнятное.


Пишущая машинка

В эту игру имеет смысл играть, если у вас в доме собралось несколько детей, умеющих читать. Пусть они представят себя клавишами печатной машинки и «напечатают» простенькое предложение, строчку из песни, называя свою букву в нужный момент. Нужно быть очень внимательными, чтобы не ошибиться в выборе буквы и не пропустить очередь! Когда «печатаемое» слово заканчивается, все «клавиши» должны встать. Когда нужна запятая, все топают ногой, точку в конце предложения обозначают хлопком в ладоши. Клавиши, которые неверно печатают (дети, допустившие по три ошибки), отправляются в мастерскую, то есть выходят из игры. Остальные объявляются победителями.


Делай, как я!

Нужна пара игроков. Сначала у каждого по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию и на пару секунд показывает ее партнеру. Тот должен из своих спичек выложить точно такую же фигуру по памяти. Затем игроки меняются ролями. Количество спичек постепенно увеличивается до 12 — 15. Параллельно возрастает объем внимания.


Буквенные игры

Игры с буквами очень полезны, они часто попадаются в детских и взрослых журналах: найти в одном слове другое (в слове смех — мех, в ириске — рис), заменить букву, чтобы получилось другое слово (из пилы сделать силы). Берите с собой такие журналы в дорогу.


Три желания

Ребенок замирает в какой-нибудь удобной позе. Он должен выслушать и запомнить три ваших желания, а потом по команде быстро все выполнить, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Начинайте с простых заданий, например: хлопни в ладоши три раза — назови какую-нибудь мебель — встань рядом с чем-либо деревянным. Постепенно желания усложняются: подпрыгни столько раз, сколько тебе лет — напиши на листочке название водоплавающей птицы — встань рядом с предметом, который начинается на букву «С». Конечно, ребенок тоже имеет право загадывать желания. Пусть покомандует вами.


Игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения


Ласковые лапки

Подберите 6 — 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, стеклянный флакон, бусы, вата. Ребенок закатывает рукава и закрывает глаза. Вы прикасаетесь к его руке разными предметами, а ребенок угадывает, какими именно. Конечно, прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. После серии верных ответов поменяйтесь с ребенком местами. Игра помогает снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения.


Крокодил

Название игры никак не связано с ее содержанием. Задача игрока изобразить без слов, мимикой, жестами, пантомимой, различные предметы, действия с ними (например, тающее мороженое, съесть кислый лимон, поднять тяжелый чемодан) или целые предложения («с камушка на камушек прыгает воробушек»). Партнеры должны догадаться, о чем идет речь. Они имеют право задавать вопросы, на которые игрок отвечает молча: кивает или качает головой, пожимает плечами. Ребенок получает разнообразные эмоциональные ощущения, развивается его воображение.


Солдат и тряпичная кукла

Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться — это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Пусть ребенок представит, что он солдат: вытянулся в струнку и замер. Затем произнесите другую команду: тряпичная кукла. Маленький актер максимально расслабляется: слегка наклоняется вперед, чтобы руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты, тело мягкое, податливое. Затем игрок снова становится солдатом и так далее.

Другой вариант — сдутый и накачанный мяч. Встаньте напротив друг друга. «Сдутый мяч» стоит с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть старается выглядеть как не надутая оболочка мяча). Второй игрок тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса «мяч» становится все более накачанным. Вот у «мяча» уже щеки надуты, руки с напряжением вытянуты в стороны. Владелец насоса осматривает свою работу. Да, он явно перестарался, теперь придется сдувать мяч. Изображается выдергивание шланга насоса. «Мяч» должен сдуться, вплоть до падения на пол. Чтобы показать ребенку, как играть, сначала предложите ему побыть в роли насоса, а сами станьте мячом. Заодно сами расслабитесь. Заканчивается такая игра всегда на стадии расслабления.


Игры, развивающие навыки волевой регуляции

Да и нет

Старинную игру в «да и нет» любили еще наши бабушки.

Да и нет — не говорите,
Черного и белого — не берите.

Вы поедете на бал?

Теперь нужно задавать всякие вопросы водящему, стараясь его запутать, отвлечь. Он отвечает, не произнося запретных слов. Как оговорился — смена ролей. Не только вы должны «ловить» ребенка, но и он вас. В эту игру можно играть всей семьей — по дороге в школу, стирая белье, закупая продукты в супермаркете.


Мишки и шишки

По полу рассыпаны шишки (кубики, клубки, катушки, мячи). Игроки собирают их лапами игрушечных мишек, которые есть почти в каждом доме. Выигрывает тот, кто соберет больше. Вместо игрушек можно использовать руки других игроков, но повернутые тыльной стороной ладони. Тренируется выдержка, умение контролировать свою импульсивность.


Говори!

Договоритесь, что будете задавать ребенку всякие вопросы. Но отвечать он сможет только после произнесения ключевого слова: Говори!

— Какое сейчас время года?

Молчание.

— Говори!
— Весна.

Вместо ключевого слова можно использовать жест: сложенные на груди руки или почесывание затылка. Помимо развития умения контролировать себя игра помогает вам лучше понять и узнать своего ребенка, если вы спрашиваете его об интересах, увлечениях, суждениях. Можно еще и домашнее задание повторить, если задать вопрос из учебника.


Замри

Эта игра помогает ребенку преодолеть двигательный автоматизм, проконтролировать свои действия. Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок прыгает, кружится, танцует. Музыка остановилась — игрок замер на месте в той позе, в которой его застала тишина. Отличное развлечение на детском празднике. Дети часто стесняются танцевать в гостях, а в игре им легче раскрепоститься. Можно внести соревновательный мотив: кто не успел застыть после окончания музыки, выбывает из игры.


Молчу — шепчу — кричу

Гиперактивным детям трудно регулировать громкость своей речи — они часто говорят на повышенных тонах. В игре участники выбирают одно из трех действий (молчание — крик — шепот), ориентируясь на условный знак, который подает ведущий. Например, если палец приложен к губам, то все говорят шепотом и передвигаются очень медленно. Если ведущий положил руки под голову, как во время сна, следует замолчать и замереть на месте. А когда руки подняты вверх, можно разговаривать громко, кричать и бегать. Игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу».


Игры на общение

Сиамские близнецы

Два игрока становятся рядом, плечом к плечу, обнимают друг друга за пояс, правая нога одного находится рядом с левой другого. Это сиамские близнецы, которые все делают вместе: ходят по комнате, ложатся, встают, рисуют, прыгают, хлопают в ладоши. Чтобы «третья» нога действовала дружно, ее можно скрепить веревочкой, лентой. Связать можно и руки, оставив свободными кисти, чтобы игроки рисовали, переносили предметы с места на место. Обсудите с «близнецами», трудно ли им было действовать вместе, понравилось ли им это. Можно в конце намекнуть на ошибки в сотрудничестве.


Чужими глазами

Одному игроку завязывают глаза, он будет художником. Второй становится его глазами. Проводить линии на рисунке имеет право только художник. Но управлять его движениями с помощью слов будет «зрячий» партнер. Дотрагиваться до «мастера» ему запрещается. Одному придется быть терпеливым и внимательным, стараться понять и правильно выполнить инструкции, а второму — четко выражать свои мысли, контролировать свои действия, ничего не дорисовывая за партнера, даже если тот что-то делает неправильно. После смены ролей стоит поделиться впечатлениями, кому какая роль далась легче.


Головомяч

В этой игре, чтобы быть успешным, ребенку придется учитывать темп и характер движений другого человека. Привычная для него импульсивность делу не поможет. Лучше, если партнером для него станет сверстник. Во-первых, именно со сверстниками ребенку необходимо научиться ладить, а во-вторых, со взрослым выполнять данные игровые задания не очень удобно. Итак, игроки стоят на «старте» (карандаш, лежащий на полу). Их задача — взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь только двумя пальцами на двоих, они должны поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Другой вариант — листок бумаги, который игроки должны пронести, зажав его плечами. Мягкую игрушку несем, пользуясь исключительно ушами и щеками. Напоследок задание сложнее — нужно донести мяч, с помощью только головы (в прямом и переносном смысле).


Сороконожка

Игра для детского праздника. Участники встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде Сороконожка начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями. Главная задача — не разорвать цепочку.

Чтобы все эти игры действительно принесли пользу, нужно соблюдать всего лишь два правила.

Первое: играть систематически. Для этого не обязательно выделять специальное время. Можно играть по дороге в школу или в детский сад, в транспорте, на прогулке, пока моете посуду, стираете, накрываете на стол.

Второе: играть с удовольствием, не обижая и не унижая ребенка, создавая для него ситуацию успеха, позволяя пережить чувство победы.