Гимнастика для ума

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
20110208132437-qqbvbbyycdpymrruim.jpg

1. Рыбы, птицы, звери

Подготовка: Игроки становятся по кругу. В центре - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч одному из играющих и говорит: "Зверь". Поймавший мяч, должен быстро назвать кого-нибудь из животного мира и бросить мяч обратно ведущему. Если ведущий, бросив мяч, скажет "Рыба" или "Птица", поймавший называет рыбу или птиц. Игрок, не ответивший ведущему или замешкавшийся с ответом, покидает круг. Победитель: игрок, оставшийся последним.


2. Существительное, прилагательное, глагол

Подготовка: Игроки становятся в круг. Берется мяч. Игра: Бросающий мяч называет какое-нибудь существительное. Ловящий называет прилагательное и бросает мяч дальше, третий игрок называет глагол. Например: "Птица", - говорит первый, "черная", -говорит второй, "летает", - заканчивает третий и бросает мяч следующему игроку, называя новое существительное. Игрок, не ответивший ведущему или замешкавшийся с ответом, покидает круг. Победитель: Игрок, оставшийся последним.


3. На что похоже?

Игра: Осмотрите комнату, на что похожи тени на потолке, складки занавесей, причудливый узор обоев и т. п. Победитель: игрок, называющий наиболее оригинальный узор.


4. Повтори

Игра: Первый из играющих называет какого-либо зверя, допустим, льва. Следующий повторяет: "Носорог" - и от себя прибавляют название другого животного: "Бегемот". Третий повторяет: "Носорог", "Бегемот" - и прибавляет: "Зубр".

И так каждый следующий игрок, перечислив всех названных ранее животных, прибавляет от себя еще одно название. Если кто-нибудь не сумеет повторить названия всех животных или перепутает их порядок (за этим следит ведущий), он выбывает из игры.

Вместо наименования животных можно подбирать слова на другие темы. Победитель: игрок, оставшийся последним.


5. Придумай заглавие

Игра: Ведущий читает игрокам какой-либо короткий рассказ или сообщение в газете. Надо подобрать к рассказу как можно больше различных названий, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными или формальными, то есть по сути верными, но не схватывающими главного, или образными, яркими, эмоциональными. Победитель: игрок, придумавший наибольшее число наименований к рассказу или к заметке в газете.


6. Подпиши картину

Игра: Берутся репродукции картин художников. Внимательно рассмотрите картину. Задача конкурса - придумать оригинальное название, а потом сравнить с авторским. Победитель: игрок, называющий наиболее оригинальный вариант.


7. Придумай новое

Придумайте новое название наукам:

  • русский язык;
  • история;
  • музыка;
  • литература;
  • математика и т. д.

Новое название видам транспорта:

  • автобус;
  • трамвай;
  • грузовая машина;
  • такси;
  • самолет и т. д.

Придумайте как можно больше способов применения какому-либо предмету, например, " Книга", "стул" и т.д. Книгу можно использовать как подставку, как поднос. Стул, перевернув вверх ножками, как зонтик... Победитель: игрок, называющий наиболее оригинальный вариант.


8. Придумай слово

Игра: Играющим раздаются листы бумаги и авторучки. Придумайте длинное слово пусть все запишут его. Задача игроков - написать как можно больше слов, состоящих из букв этого длинного слова. Победитель: игрок, придумавший больше всех слов за отведенное для игры время.


9. Двенадцать вопросов

Игра: В игру можно играть командами или каждый участник играет за себя. Ведущий кладет в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто не видел, после чего спрашивает игроков, что это за предмет. Это может вилка, часы, спички, книга, словом, все, что угодно. Игроки должны отгадать, что лежит в коробке, задавая такие вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет", например: "Оно круглое? Съедобное? " И т. д. Победитель: игрок или команда, которая после двенадцати вопросов называет предмет.


10. Перечисли все причины

Игра: Ведущий описывает какую-либо необычную ситуацию или событие, например: "Вы идете в гости к другу. Подойдя к дверям квартиры, видите, что они распахнуты. Заходите. Неожиданно входная дверь с силой захлопывается". Надо как можно быстрее назвать, перечислить возможные варианты объяснения происходящего. "Открыта дверь на балкон и подул сильный ветер", "Залезли воры", годятся даже фантастические версии - "Прилетели инопланетяне, и все неживые вещи ожили". Победитель: Игрок, назвавший больше всех разнообразных вариантов.


11. Шерлок Холмс

Подготовка: В игре принимают участие 15-20 человек. Выбирают сыщика Шерлока Холмса. Он на время удаляется. Игра: Игроки выбирают главаря. Его роль состоит в том, чтобы показывать различные движения (прыгать, хлопать в ладоши, смеяться и т. д.), которые все играющие должны в точности повторять. Возвращается Шерлок Холмс, наблюдая внимательно, он должен определить, кто Главарь, кому подражают все игроки. Главарь старается вводить новое движение. Если Шерлок Холмс угадал Главаря, он победил. После чего выбирается новый Главарь и новый Шерлок Холмс, игра продолжается. Победитель: Игрок, лучше всех показавший себя сыщиком.


12. Вырази мысль другими словами

Игра: Любую фразу в русском языке можно сказать другими словами. Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл, следующие предложения:

  • два сапога пара;
  • не садись не в свои сани;
  • не все коту масленица;
  • белеет парус одинокий;
  • идет бычок качается; и т. п.

Представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Победитель: Игрок, называющий наиболее оригинальный вариант.


"Перевод"

Попросите ребят сделать "перевод" строки песни, стихотворения, рассказа на "другой язык". Сохранив смысл, необходимо заменить слова в строке на другие, сходные: Я помню чудное мгновенье, Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Как ныне сбирается вещий Олег Отметить неразумным хазарам. Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечом и пожаром. Скажи-ка, дядя, ведь недаром " Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да говорят еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Можно использовать канцеляризмы, официозные слова из старых передовиц, старославянские или мертвые слова, применить слэнг. Хорошо бы в, завершение выступил учитель словесности или литератор и "прошелся" по "переводам", защищая “великий, могучий русский язык" бессмертной поэзии Пушкина и Лермонтова.


"Диссертация"

Это научное исследование в какой-то области и отрасли. Диссертацию защищают по научному докладу или реферату. Школьники должны защитить в течение 5 минут свои "диссертации" на такие примерно темы: "Влияние звонка большой перемены на нервную возбудимость третьеклассника"; "К вопросу о роли чеснока на повышение аппетита отстающего по тригонометрии"; "Концепция истоков ревности Отелло к Дездемоне, в связи с ее удушением"; "Баба Яга как образ светлой русской женщины, живущей в однокомнатной избушке на курьих ножках"; "Идеологические взаимосвязи и противоречия Печки-на и старухи Шапокляк" и т.п.