В автобусе

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
1318798822386 m1m.jpg

Дорога занимает обычно не меньше двух с половиной часов. И если всё это время просто так сидеть и наблюдать в окно — весёлой она точно не покажется. Чем же можно занять это время? Во-первых, уже по дороге в лагерь вожатый должен начинать формировать отряд. Нужно сделать так, чтобы дети почувствовали себя более раскрепощенно, не стеснялись общения как с вожатым так и друг с другом.

. А самое главное — на время дороги нужно придумать какое-нибудь развлечение. Впред — за дело! Вибираем командные конкурсы, которые можно провести не не вставая с мест (лучше чередовать подвижные с творческими и интеллектуальными), подготавливаем какие-нибудь кричалки или шумные игры, облачаем в какую-нибудь канву (например — путешествие с приключениями) и можно начинать.


Прощание с родителями (Кричалки «Мамы, папы, до свиданья, не грустите на прощанье», «До свидания наши родители, уезжают Ваши мучители»)

Кто помнит как зовут вожатых?

С нами вы уже познакомились, а теперь мы хотим познакомиться с вами, поэтому на счет «три» каждый громко выкрикнет свое имя (вожатые пытаются угадать, сколько Маш, Дим, … в отряде; Вот тебя зовут Федя, нет?, А как? Маша? Все запомнили, что это Маша, а не Федя, …)

Что взяли в лагерь? Ничего не забыли?


— полотенце взяли?

— Хорошее настроение не забыли?

— Глаза взяли?

— 3/щетку и пасту взяли?

— А жареного бегемота?

— Желтую подводную лодку?

— Запасные коленки не забыли? (каким образом удалось упаковать их в чемодан, где они продаются, есть ли разрешение на провоз этого ценного предмета в автобусе?)

Полярники

· Теперь пока мы едем в автобусе, мы с вами будем полярниками, добирающимся до снежного королевства. А я и … будем начальниками экспедиции.

· Смотрите, у меня есть карта Северного полюса и по ней мы будем двигаться в Снежное королевство. Этот ряд — одна экспедиция и ваш синий флажок, а этот ряд — другая экспедиция и ваш зеленый флажок. Кто быстрее добирается до контрольного пункта, тот ставит свой флажок, на правах первооткрывателей.

· Все готовы отправиться в это опасное и трудное путешествие? «Да!» Тогда, в путь!

· Полярники, руки вверх, … (Так как север — это очень красивое, но в то же время и очень опасное место, вы все должны уметь четко и быстро выполнять наши команды, что бы не погибнуть)

· Кольцовка — что нужно взять в экспедицию на Северный полюс (А теперь проверим все ли вы взяли, ничего не забыли, а может положили что-то лишнее)

· Список экспедиции (Проверим все ли в сборе и составим список экспедиции, вот вам листы, нужно написать свое имя и передать дальше)

· Кольцовка — виды передвижения по снегу (Как вы думаете на чем нам придется добираться до Снежного королевства: лыжи, соб. и олен. упряжки, снегоход, вездеход, санки, …)

· Кодовые слова (ши-ро-та, дол-го-та — каждый слог кричится одновременно) (Голос радио: Внимание, внимание, надвигается снежная буря. Передаем местонахождение следующего пункта. Примите цифры 37 и 52. кх-кх, пи-и-и,…А дальше каждая экспедиция услышала свое, но в отдельности эта информация ничего не даст, поэтому вы должны передать друг другу, что услышали, но из-за снежной бури очень трудно докричаться друг до друга)

· Стих — эхо (По карте это координаты гор, но из-за снежной бури очень плохая видимость, поэтому мы должны все время кричать и как только услышим ответ, значит это эхо и мы добрались до гор)

· Сколько времени сейчас? (час)

· Сколько будет через час? (час)

· Нет, не правда, будет два, (а)

· Думай, думай голова (а)

· Как поет в селе петух? (ух)

· Да не филин, а петух (ух)

· Вы уверены что так? (как)

· А на самом деле как? (как)

· Это локоть или глаз? (глаз)

· А вот это что у вас? (нос)

· Сколько будет дважды два? (два)

· Верить вам совсем нельзя (зя)

· Вы хорошие всегда? (да)

· Или только иногда? (да)

· Не устали отвечать? (нет)

· Разрешаю помолчать.

· Морские термины (До гор мы с вами добрались, а за горами нас ожидает безбрежное море, затянутое толстыми льдами. И прежде чем продолжить путь, я загадаю вам слова, а Вы должны будете перевести их на морской язык)

· — по морскому повар (кок)

· — подводная скала (риф)

· — место, где корабль может надолго засесть на дно (мель)

· — комната на корабле, где живут (каюта)

· — как называется окно на корабле (иллюминатор)

· — тормоз корабля (якорь)

· — что помогает найти кораблям путь в тумане (маяк)

· — бог моря (Нептун)

· — бублик, который не тонет (спасательный круг)

· — полосатые как зебры, лазают по канатам, как обезьяны (матросы)

· Передать спасательный круг (мячик) утопающему и обратно (По льдам надо идти очень осторожно, иначе можно провалиться под лед. Вот опасное место, проходим аккуратно, …, последний провалился, надо срочно его спасти)

· Надувать по очереди воздушные шары (Но наши пострадавшие все таки успели наглотаться воды, поэтому им срочно надо сделать искусственное дыхание)

· Рыбки (Пока потерпевшие находились под водой они успели увидеть много рыб. Каких рыб они видели?)

· Стих-считалка (Мы молодцы, море перешли. А теперь, можно и передохнуть. Я вам прочитаю стишок) В снег упал Сережка А за ним Алешка, А за ним Иринка, А за ней Маринка, А потом упал Игнат, Сколько на снегу ребят (5 чел.)

· Ребусы (За время нашего долгого путешествия вы наверное совсем соскучились по умственной нагрузке, поэтому я сейчас вам покажу ребусы, а вы их отгадаете)

· Кольцовка животных севера (А теперь скажите-ка мне каких животных северного полюса вы увидели за время нашего путешествия)

· Секретное слово (северное сияние — дети должны шепотом передать эти слова в конец, но так что бы второй вожатый (шпионский спутник) ничего не услышал) (Наше путешествие подходит к концу и вы должны по радио сообщить на большую землю секретную информацию, которую вы узнали в последнем пункте, но так. что бы шпионские спутники не перехватили эту информацию)

· Пирог — стих-загадка (И наконец по случаю такого радостного момента, что наше путешествие успешно завершается. Предлагаю испечь праздничный пирог) Я захотел устроить бал. И я гостей к себе … Купил муку, купил творог Испек рассыпчатый … Пирог, ножи и вилки тут Но что-то гости не … Я ждал, пока хватало сил Потом кусочек … Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту … Когда же гости подошли, То даже крошек не …

· А вот уже и снежное королевство виднеется. Давайте, когда мы прибудем на место, сделаем шумовой оркестр (ура. хлопать в ладоши, топать ногами, визжать от радости, бросать вверх шапки). Теперь потренируемся, …




A 7516a4fc.jpg

Многие вожатые рассуждают примерно следующим образом: детей в первые часы можно не занимать ничем. Во-первых, не так уж долго до обеда. Во-вторых, нужно же хоть немного "отдышаться" после суматохи регистрации. В-третьих, дети, если захотят, сами найдут себе занятие: будут бегать по лагерю или разговаривать.

Но, наверное, они стали бы рассуждать по-другому, если бы узнали, что происходит в это время в душах многих детей. Для вожатого эти минуты — начало многодневного трудового марафона. А для детей — это первые минуты новой жизни, по-настоящему неизвестной и непредсказуемой. Если эти первые минуты заполнит — пустота, то дети могут просто испугаться: родителей рядом уже нет, друзей рядом еще нет. Состояние такое словно они потерялись посредине многолюдной, городской толпы. Старожилы обмениваются воспо-минаниями или планами, не обращая на них ни малейшего внимания. И чем веселее и беззаботнее окружающие, тем тревожнее новичкам. И тогда в голову приходит одна из самых страшных мыслей: "Я никому не нужен". Еще секунда — и появляются слезы смешанные с желанием повернуть обратно! Чтобы этого не произошло, детей надо занять. Игрой, общением, совместной деятельностью.

А когда родственники скроются за поворотом дороги и махать на прощанье рукой будет некому, обратите внимание ваших детей на себя. Спросите, кто помнит, как вас зовут. Если таковых не окажется, представьтесь еще раз. При этом можно поиграть в "угадалки", т.е. предложить ребятам угадать ваше имя, а потом и имя вашего папы из которого ребята быстро выведут ваше отчество. Этим вы с самого начала избавите ребят от будущей неловкости, когда им нужно будет к вам обратиться, а они не будут знать как. После этого вы можете сказать: "Со мной вы познакомились, а теперь я хочу познакомиться с вами. Пожалуйста, все громко на счет "три" назовите свое имя. Раз, два, три"! Обычно, это очень веселит ребят. Особенно, если вы с юмором комментируете результаты. Например: "Как я понял, у нас в отряде будут четыре Насти, шесть Артемов, два Антона и еще по одному Саше. Саньке и Шурочке... А теперь разберемся, кто есть кто персонально. По-моему, эта девочка кричала, что ее зовут Боря, ах, ты не Боря! А кто же ты? Машенька! То-то я смотрю, такая симпатичная девочка и ничуть на Борю не похожа. Запомните ребята: это совсем не Боря, а Маша". Подобная путаница поможет вам и детям и повеселиться, отогнав тревожные мысли, и запомнить имена друг друга.

А потом можно заняться определением, кого в отряде больше: мальчиков или девочек.

А еще можно выяснить, не забыли ли мы что-то важное взять с собой в лагерь. Вы будете задавать вопросы: "Полотенце взяли?.. Хорошее настроение взяли?.. Глаза взяли? Жареного бегемота взяли?", а ребята хором будут отвечать на них. Если окажется, что кто-то прихватил с собой в лагерь жёлтую подводную лодку или запасные коленки, поинтересуйтесь, каким образом удалось упаковать их в чемодан, где это продается, можно ли посмотреть, померить, и есть ли разрешение на провоз этого "ценного" предмета в лагерь. Только не превращайте свой комментарий из шуточного в язвительно-саркастический.

Можно сказать еще такие слова "Давайте выясним, кто, с кем, куда и зачем двигается. Я буду задавать эти вопросы, а вы будете с ходу на них отвечать. Только с одним условием: все ваши ответы должны начина одну букву, ту, которую я назову заранее. Итак, буква "В"... кто?., с кем? куда? на чем?., зачем?..". Эти вопросы вы должны задавать разным ребятам причем быстро и неожиданно. В итоге у вас может получиться такое сообщение: "Володя с Вероникой едут в Воронеж на велосипеде за вениками" Или такое "Вампир с вурдалаком направляются на вездеходе в Вашингтон воевать". Поскольку букв в алфавите много, то и игра может продолжаться долго. Вы же не забывайте комментировать полученные ответы. Ну, а поскольку вы в лагере накануне обеда, предложите ребятам составить меню. Пусть сегодня на обед будет только то, что нравится больше всего. Чтобы составить меню, нужно будет всем по очереди произнести фразу: "Меня зовут Андрей /Наташа, Сережа.../, и больше всего я люблю жареную картошку /воздушное печенье, компот из персиков.../." Когда все представятся и назовут свое любимое блюдо, подведите итог: "Так как на обед принято подавать только три блюда, а любимых кушаний названо больше двух десятков, придется все объединить. Итак, сегодня на первое будет суп из арбуза, помидор и кукурузных хлопьев. На второе — пельмени с колбасой, рыбой и солеными огурцами под толстым слоем шокола¬да. А на третье— кисель из малины, клубники, вишни, апельсинов и кабачковой икры. Хлеба не будет, вместо него будет халва и пончики. Какие есть дополне¬ния к меню? Мы ничего не забыли?" Вы, наверное, уже представили, что будет после оглашения подобного обеденного комплекса.

Есть предложение вспомнить, как обычно люди выражают в разных ситуа¬циях свой восторг. Если процесс "вспоминания" будет идти туго подскажите, когда людей переполняют положительные эмоции, люди обычно аплодируют, хором скандируют ритмичные слова /например; "Спартак — чемпион"/, играют "туш" на духовых инструментах, визжат и свистят, кричат УРА", поют песни, шагают с развевающимися флагами по улицам, стреляют в воздух из всех видов оружия. И сразу же организуйте отдельные группы — те, кто будут аплодировать; те, кто будут скандировать 'Здравствуй, лагерь"; те, кто будут имитировать стрельбу из пистолетов и т.д. Проведите с каждой группой подробный инструктаж, репетицию. Придумайте условные слова, после которых ребята приступят к выражению всеобщего ликования. Например: «Вот и лагерь». А потом организуйте сводную репетицию. Добиваться согласованности деиствивсех групп можно долго. В последнюю же минуту пусть наступит затишье. А как только все утихнут, заговорщически тихо скажите: «Вот и лагерь». Если перед этим вы не поленились и организовали все, как здесь написано, то произойдёт такой всплеск эмоций, что окружающие подумают: "Наверное, ребята в этом отряде знакомы друг с другом не меньше месяца".

А ведь на самом деле прошло не больше часа. Просто вы предложили ребятам то, что им всегда нравится — игру. А точнее — игровое общение.


Эстафета

Эстафета в автобусе – такое действительно бывает. Можно на скорость по рядам передавать спичечный коробок. А можно пустить по каждому ряду картонку с карандашом, и каждый участник должен написать на картонке, пущенной по его ряду, слово из четырёх-пяти букв. При подсчёте учитывается количество букв и время. Картонку и карандаш можно использовать для игры в знакомство. Для этого ребята должны на картонках писать свои имена. Вожатый после окончания игры объявляет статистические данные: сколько у нас Свет, Игорей, Лен, Саш и т.д.


Что я видел

Игра на внимательность. По пути следования автобуса наверняка есть особо запоминающиеся объекты. Вожатый может устроить конкурс – кто даст больше правильных ответов. Например – сколько красных машин попалось на встречу? сколько этажей у дома, который только что проехали? сколько автобусов всего едет в колонне? какого цвета наш автобус?…


Угадай-ка

Предложите детям отгадывать предметы, которые вы только что проехали. Но описывать их стоит несколько необычным способом. Например, «синее тело, гладкая голова с узким отверстием и конверты в желудке» (почтовый ящик). Первый угадавший задает загадку всем остальным.