Выявление лидеров и развитие навыка сотрудничества

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lider777m.jpg

Направление

Участники игры становятся в шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону. Но сигнал ведущего участники должны повернуться на 90 градусов. Задача состоит в том, что все должны повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее. Выполнять задание нужно молча, не переговариваясь друг с другом.

Эта игра сплачивает группу, повышает настроение, снижает напряженность, ликвидирует скованность, выявляет лидеров, кроме того, дает опыт участия в общей совместной деятельности, в ходе которой все должны «договориться», прийти к общему решению.

Вопросы: «Что помогло вам справиться с поставленной задачей?», «Что помешало вам быстро и четко выполнить упражнение?» п т.д. дают возможность выявить моменты в поведении детей, имеющие значение в ситуации, когда появляется необходимость ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других людей, вникать в логику поведения, в позицию остальных членов группы.


Карабас

Для проведения игры ее участники располагаются по кругу. Ведущий произносит число, и ребята должны, не сговариваясь, встать со стульев. Причем, количество вставших детей должно соответствовать названному числу. Участники игры садятся на место только после того, как услышат от ведущего: «Спасибо».

Выполнять задание нужно молча. Тактику выполнения ребята вырабатывают в процессе игры, ориентируясь друг на друга.

В начале лучше называть числа 5-7, в середине - 1-2 и т.д. Ведущий блокирует все попытки участников игры обсудить и выработать какую-либо форму алгоритмизации выполнения задания.

Данная игра развивает внимание и быстроту реакции. Обсуждение итогов игры позволяет ее участникам осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других членов группы, согласовывать свои действия с действиями остальных. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребят. Те, кто встает позже — менее решительные, а те, кто вначале встает, а затем садится, — «совесть» группы. Безынициативной является группа детей, которая не встает вообще. При обсуждении можно говорить о проявлении инициативы и проблеме принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.


Пальцы

Данная игра является вариантом предыдущей, но ее участники не встают, а «выбрасывают» необходимое количество пальцев (считается сумма пальцев всей группы).

Задание, которое выполняют ребята намного сложнее, чем в игре «Карабас». Иногда, чтобы справиться с ним, требуется до тридцати повторений. В любом случае, это упражнение дает богатый материал для обсуждения, которое можно использовать в ходе тренинга, а также в социально-психологических практикумах


Разговор через стекло

Упражнение выполняется в парах, либо; когда участники сидят в общем кругу, с партнером, находящимся напротив. Задание для участников — договориться о чем-либо с помощью жестов. При работе в кругу от участников потребуется не только умение создаться с помощью жестов, но и концентрировать внимание только на своем партнере. Анализу по итогам игры подвергаются способы передачи информации, приемы привлечения внимания собеседника, а также факторы, мешающие пониманию неверно избранного способа вербального общения.


Вот он — я

Каждому, участнику, дается 3—5 минут на то, чтобы обратить на себя внимание группы. Сложность задачи состоит в том, что ребята должны выполнять это задание одновременно. Игра проходит оживленно. По истечении установленного времени проводится опросы-участников, в том, кого они заметили за эти З-5 минут... групповой работы. Затем анализируются методы и приемы, которыми пользовались «замеченные» участники для привлечения к себе внимания.


Веревка

Участники игры становятся в круг, держась обеими руками за общую веревку, после чего веревку затягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Ведущий просит их закрыть глаза. Задание участникам — образовать квадрат. Глаза можно открыть всем вместе только после того, как группа решит, что квадрат получился и сообщит это ведущему. Тот, кто открыл глаза раньше выбывает из игры. Он становится наблюдателем, который в дальнейшем поможет обсудить группе выполнение упражнения. Далее можно дать новые задания: выстроить круг, трапецию, многогранник, звезду и т.д..

Игра показывает важность самоорганизации группы, позволяет обнаружить в ней лидеров. Ответы на вопросы: «Что было наиболее трудным в выполнении задания?», «Какой прием компенсировал отсутствие зрительного контакта?», «Каким образом проявился лидер?» — дадут возможность оценить способность группы координировать СБОИ действия.


Игры на выявление лидера помогают вожатому в первые же дни определить наиболее активных и деятельных детей, которые в последующие дни могут стать отличными помощниками вожатого. Вожатый только даёт задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети всё делают сами. В играх лидеры стараются руководить общим процессом.

  • построиться по признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имён и т. Д);
  • молча, не договариваясь, встать определённому количеству человек – лидеры будут всегда вставать;
  • построить машину из участников, т. Е. каждый человек должен быть какой-то частью машины;
  • хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно потребовать хором сказать одно слово не договариваясь);
  • собрать экипаж, т. Е. выбрать капитана, штурмана, старшего помощника и т. Д., «зайцев», пассажиров;
  • взявшись за руки, выстроить квадрат, круг, треугольник и т. Д.


Игра «Веревочка»

Цель: сплочение группы, выявление лидера. Время: 5-10 мин. Количество участников: от 6 до 20. Возраст: от 10 лет. Место проведения: любое.

Материалы: веревка длиной около 6 метров. Свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих). Участники встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.

Задание: “Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник”.

Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник, ромб.


Игра «Индикатор»

Цель: сплочение группы, выявление лидера. Время: 5-10 мин. Количество участников: от 8 до 20. Возраст: от 13 лет. Место проведения: просторное помещение.

Ведущий: «У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же».

Потом отнимаем голос. Потом – жесты. Потом – мимику и многозначительные взгляды. Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.

Дерзайте, у вас все получится!


«Слон»

Все участники за ограниченное время (1-2 мин.) должны выложить на полу из пуговиц (веток, шишек, скрепок и других мелких предметов) изображение слона. Главное условие – задание выполнять в полной тишине.