Выпуск новостей
Игра предназначена для детей 14–17 лет. В течение 1 часа отряду необходимо подготовить к «эфиру» и провести телевизионный выпуск новостей о лагере. В отличие от обычного сбора информации по типу «Разведай-выведай-сообщи», эта игра позволяет отряду окунуться в атмосферу подготовки выпуска новостей именно в том формате, как это делается на телекомпаниях.
Игра начинается с кастинга. Сначала вожатый самостоятельно предлагает вакансии Шеф-редактора, Ведущего и Режиссера. Обычно на эти должности вызываются наиболее активные члены отряда с лидерскими притязаниями. Они выходят в центр зала и садятся за столик, который впоследствие будет использоваться как стол Ведущего в студии. Шеф-редактор предлагает вакансии Журналистов (бригады по двое) и Отдела Рекламы (4–5 человек). Также выбирается один Стилист (Дизайнер).
Перед тем как предлагать вакансии, вожатый знакомит отряд с процессом подготовки выпуска (в данном случае это, конечно, упрощенный вариант):
За 1 час до эфира вместе собираются Шеф-редактор, Ведущий и Режиссер. Они продумывают содержание выпуска, т. е. то, что будет максимально интересно, динамично и разнообразно. Приоритет подачи тематики выпуска остается за Шеф-редактором. Допустим, на должности Журналистов 12 человек — это 6 бригад, которые готовят 6 сюжетов. Соответственно, продумываются 6 тем, отвечающих вышеизложенным критериям выпуска, например, интервью с интересным человеком, жизнь столовой, ситуация с изолятором, спортивные новости… Здесь позволительна инициатива всего отряда — кто что знает. Ответственным за выпуск фактически является Ведущий. Он по очереди приглашает каждую бригаду, объясняет их задание, дает им номинальное время подготовки сюжета и критическое время (deadline) — для 1 часа подготовки это 25 и 15 минут до выпуска соответственно. После этого бригада уходит на задание (в столовую, в другой отряд и т. п.). По возвращении Журналисты докладывают Ведущему о сюжете, Ведущий с их слов записывает подводку к сюжету, т. е. те слова, которые он будет говорить в студии перед сюжетом. Все подводки окончательно редактируются Шеф-редактором, т. е. он проверяет стилистическую грамотность слов Ведущего, цензуру, лояльность материала, и утверждает сюжет, тем самым допуская его к эфиру.
Сам сюжет будет представлять собой слова Ведущего и игровое моделирование сюжетной ситуации Журналистами, т. е. как они брали интервью, как развивались события и т. п. Один Журналист может сыграть интервьюируемое лицо либо просто героя сюжета — здесь поощряется фантазия. В принципе, допустимо и реальное приглашение опрошенных людей, но надо быть уверенным, что выпуск пройдет в достаточно мобильном варианте, и приглашенным не придется ждать своей очереди долгое время. Очень хорошо смотрится выход Журналистов на связь из студии по принципу «вопрос Ведущего — ответ Журналиста», но не стоит злоупотреблять телемостами: для придания выпуску динамики следует разнообразить форматы сюжетов - дайте детям указание пофантазировать.
Помимо информационных блоков, в выпуске предусматривается блок рекламы (в середине). В начале игры, когда Ведущий (он же ответственный за выпуск) дает указания Журналистам, Шеф-редактор приглашает Отдел Рекламы и доводит до них запросы по рекламе от клиентов. В данном случае запросы составляются самим вожатым до игры (поскольку в реальности запросы приходят именно извне). Это может быть, к примеру, жевательная резинка «Ароматная челюсть» со вкусом петрушки, или стиральный порошок «Черное золото» черного цвета, т. е. сам по себе товар может отталкивать своей непривлекательностью и непривычностью. Задача рекламщиков — доказать, что именно этот продукт необходим покупателю, поставить рекламный ролик с использованием подручных средств и разыгрыть его во время блока рекламы. Оптимальное количество рекламных роликов — 3 штуки. Не стоит забывать основных правил рекламы:
- рекламируя один товар, нельзя чернить другой;
- доказать необходимость этого товара покупателю;
- проассоциировать использование товара с состоянием внутреннего комфорта покупателя;
- использовать новшества и нестандартные подходы к построению видеоряда рекламного ролика;
- использовать подходящее музыкальное сопровождение;
- использовать в ролике психологические ходы расположения к себе покупателя: юмор, улыбки, неформальное общение, ненавязчивость, разрешение проблемы.
- помнить об общественной морали и тактичности по отношению к покупателю.
Обязанности Стилиста (Дизайнера):
- подготовить имидж Ведущего;
- подготовить студию к эфиру (оформление столика и задника);
- подготовить заставку к выпуску, отбивки между сюжетами и финальную отбивку. При этом он может пользоваться услугами любых других участников игры (например, двое Журналистов могут изображать символику телеканала в начале и в конце выпуска).
Обязанности Режиссера:
Режиссер — это тот человек, от которого зависит успех подачи материала зрителю. В реальности, Режиссер телевизионных новостей — это, скорее, техническая должность: монтаж сюжетов, вставка титров и т. п. Можно сказать, что Режиссер отвечает за смотрибельность новостей. В игровой ситуации от Режиссера требуется сделать выпуск максимально захватывающим и динамичным, употребив для этого следующие выразительные средства:
- правильную расстановку сюжетов по подаче (сначала — наиболее важные события; спорт и забавные факты о лагере — ближе к концу; снятие зрительского напряжения от сюжета к сюжету («разбавленность» информации) и т. п.);
- фоновое музыкальное оформление;
- сотрудничество с Отделом Рекламы (как будут проходить ролики, как им лучше выйти, встать, включить музыку, уйти и т. п.);
- аналогичное сотрудничество со Стилистом и Журналистами при подготовке сюжетов.
Фактически Режиссер полностью прописывает план выпуска. Это во многом творческая обязанность — можно остановиться на самом необходимом, можно же проявить инициативу и придумать всяческие фишки, что только играет на успех телеканала. *****
Все эти положения вожатый должен объявить непосредственно перед игрой в более сжатой форме. В течение самой игры дети работают самостоятельно, вожатый только подсказывает и контролирует ход подготовки и проведения выпуска: успевают ли они, правильно ли планируют свое время, справляются ли с функциональными обязанностями и правильно ли понимают их — это всего лишь игра, и вожатый должен уметь придти в затруднительных ситуациях на помощь. Не так уж и страшно не успеть вовремя выйти в «эфир», дети еще не учились на телевизионщиков; гораздо важнее уметь указать на их ошибки в целом в подходах к работе, для чего профиль занятий вожатого даже не имеет значения. После игры следует провести групповой анализ: понравилось ли выступать в данной роли, все ли получилось, каково было чувство ответственности и коллективного взаимодействия. Очень важно дать понять детям, что они действительно работали в обстановке, близкой к экстремальной, как и бывает обычно на телекомпаниях. Желательно позже детям дать хорошо отдохнуть для самоанализа.
Еще раз вкратце озвучим ход игры (к примеру, игра идет с 18.00):
- Сбор отряда, объяснение правил. (17.50.)
- Выбор Шеф-редактора, Ведущего и Режиссера, их выход в центр. (18.00.)
- Составление плана выпуска Шеф-редактором, Ведущим и Режиссером. (18.05.)
- Одновременно: Ведущий дает указания Журналистам, Шеф-редактор дает указания Отделу Рекламы. (18.10.-18.20)
- Одновременно: работа Журналистов на точках; работа Отдела Рекламы по подготовке роликов; работа Стилиста (Дизайнера); работа Режиссера. (18.15.-18.45.)
- Как только появляются первые Журналисты, сразу начинается их работа с Ведущим: объяснение материала, подготовка подводок. По мере подхода Журналистов идет окончательное редактирование сюжетов Шеф-редактором. (18.35.-18.55.)
- Журналисты, доложившие о сюжете Ведущему, работают с Режиссером (если есть необходимость). (18.40.-18.55.)
- Финальная подготовка: Ведущий готовит так называемый «суфлер» (в идеале это бегущая строка, здесь же это будут листы бумаги); Стилист, Режиссер и первые по плану Журналисты готовятся к началу выпуска. (18.55.-19.00.)
- Выпуск. 19.00.
Реквизит: бумага, ручки, фломастеры, карандаши; столик и стулья; магнитофон с записями; подручные средства для оформления студии, имиджа Ведущего и рекламных роликов.