Выигрывающие и проигрывающие

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Sport37m.jpg

Все люди появляются на свет беспомощными. Почему кому-то удается сделать важнейший переход от беспомощности к независимости, а кому-то – нет? Почему при равных исходных условиях люди достигают совершенно разных результатов?

Почему одни выигрывают, другие – всегда вторые, в лучшем случае? Конечно, нет абсолютных победителей и пораженцев. Большинство являются выигрывающими в одних обстоятельствах и проигрывающими – в других.


Выигрывающие

Ребенок попробовал – не получилось, но его похвалили за попытку, объяснили, помогли, поддержали. Получилось чуть-чуть. Ура! Появилось «позитивное подкрепление», уже есть опыт достижения!

Выигрывающими становятся те, кому помогали не бояться независимости, кому помогали, когда они брали на себя ответственность. Выигрывающие – это люди, которым не так важны достижения, как возможность быть собой. Они ценят свою индивидуальность и уважают ее в других. Они умеют раскрыть себя, а не создают образ, который понравится другим, они знают разницу между «быть» и «изображать». Они могут ошибаться, но способны вытерпеть поражение, при этом не потеряют веру в себя. Они умеют отделять факты от мнений. Они умеют правильно использовать свое время.

Они чувствуют и ценят настоящее, используют и уважают свое прошлое, спокойно смотрят в будущее. У них нет раз и навсегда четко установленного образа действий, они планируют, но умеют изменять свои планы в соответствии с обстоятельствами. Они радуются своим достижениям без ложной скромности, а чужим – без зависти. Они умеют жестко дисциплинировать себя и умеют получать удовольствие. Они не стремятся к безопасности за счет контроля над другими. Они не настраиваются на неудачу или на победу, они делают все, что необходимо здесь и сейчас.


Проигрывающие

Как ребенок становится пораженцем: попробовал – не получилось, разозлился – перестал пробовать, в результате – нет опыта достижения.

Каким станет человек, во многом зависит от того, как прошло его детство. Недостаточная отзывчивость взрослых, конфликты, грубость, болезни, длительные неприятности и т.д. – это почва для взращивания проигрывающих, так как все это мешает развитию независимости, уверенности и индивидуальности. Подросток это ощущает очень остро, осознавая, что с ним что-то не так, мучается, не понимая, в чем причина. И находит единственный способ справиться с подобными проблемами – научиться манипулировать собой и окружающими.

Пораженцам тяжело жить настоящим: они либо вспоминают, как было хорошо или плохо в прошлом, либо сосредоточены на том, как хорошо будет когда-то, причем не потому, что они будут для этого что-то делать, а должно произойти, например, чудо, и тогда они всем покажут... Либо вообще не ждут от будущего ничего хорошего, ждут его со страхом.

Они не просто жалеют себя, они находят виноватых в своих бедах. Они считают, что проигрывают только потому, что либо кто-то недодал, либо они стали жертвой интриг и т.д. Они занимают голову мыслями, не относящимися к делу в данный момент, что только усиливает внутреннее напряжение и тревогу, которая, в свою очередь, искажает реальность.

Проигрывающие не живут, они играют роли, тратят энергию на сохранение маски, игра становится важнее жизни. Даже если есть способности, возможность чего-то добиться и победить, они подавляют их. С победой жизнь изменится, надо приспосабливаться, надо подтверждать, что победил не случайно, прилагать усилия и т.д., т.е. в новых обстоятельствах вести себя по-новому, а как – неясно, да и хлопотно.

Проще сохранить статус-кво, повторяя свои уже известные ошибки. Не делать, а придумывать оправдания, почему не сделал, – вот что выходит на первый план, поэтому многие возможности остаются скрытыми, нереализованными.

Проигрывающие не терпят настоящей близости. Им чужд командный дух. Близость заменяется манипуляциями, чтобы люди поступали в соответствии с их ожиданиями, да и сами живут, следуя ожиданиям других.

Проигрывающие с какого-то момента начинают избегать ответственности за свою жизнь. Как «царевны-лягушки», они заколдованы и живут в этой жизни, являясь кем-то другим!


Как расколдовать?

Решив освободиться от черт проигрывающего, надо учиться осознавать себя, привести в согласие ум, эмоции и поведение, постоянно открывать и обновлять себя. Тогда жизнь будет заключаться не в том, чтобы достичь большего, а в том, чтобы стать чем-то большим. Быть выигрывающим – совсем не значит бежать впереди паровоза. Истинный победитель – тот, кто способен идти своим путем, привлекая к себе других.

Для того чтобы стать победителем, для того чтобы стать вообще кем-то, очень важна мотивация. Среди многочисленных видов мотивации есть два, важных в нашем случае. Один мотив – как избежать неудачи, второй – как достичь успеха.

Наблюдая за детьми, можно определить, что кого-то в большей степени мобилизуют поощрения и похвалы – это те, кто мотивирован на успех. Для других выражение недовольства со стороны наставника или даже обещание карательных мер будут мощнейшим стимулом.

Может ли что-то сделать педагог, наставник? Он может поощрять стремление, позволять рисковать, подчеркивая важность преодоления, не стараться уберечь от ошибок, поощрять решительность. Если ребенок встречается с серьезным препятствием, не предлагать помощь, но помочь понять, что можно сделать, чтобы преодолеть, суметь найти варианты и возможности. Тот, кто сможет изучить проблему и указать остальным способы ее решения, – уже лидер.

Как спортсмен должен тренировать свои качества, так и желающий стать победителем должен оттачивать свое мастерство. День за днем. Отмечая малейшие успехи! Важно помочь определить сферу интересов: действуя в области, которая хорошо знакома, ребенок приобретет уверенность, а именно она лежит в основе характера выигрывающего.

Секрет выигрывающего – в том, что он хорош и внимателен не только с теми, с кем дружит, а со всеми, и с каждым в отдельности. Выигрывающий уважает других, т.е. старается понимать и выполнять правила. Он находчив, т.е. в случае неудачи не оставляет попыток отыскать новые пути. Он умеет отвечать за последствия своих поступков.