Выборы президента
Большую часть времени дети в детских оздоровительных лагерях будут играть. Игра присутствует на всех возрастных этапах. Тренинг — это форма игры. Проблема в том, что не каждый может увидеть то, что выдает игра.
Воспитатель может грамотно использовать такую форму игры в своих целях. Большой проблемой встанут для воспитателя первые 3—4 дня смены: нужно сделать уголок отряда, подготовить защиту отрада, сформировать отрад для работы в смене. И, конечно же, воспитателю нужно быстро увидеть каждого ребенка для индивидуальной работы с каждым. Естественно, здесь не обойтись без знания психологии.
Предлагаемый ниже сценарий игры позволит воспитателю быстро и качественно решить множество вопросов оргпериода смены. Сюжетно-ролевая игра «Выборы президента» проводилась в старших отрядах (возраст 11-14 лет).
1. Объяснение цели и правил проведения мероприятия детям
Цель — выбрать президента отрада, человека, который бы помогал воспитателем работать с отрядом, человека, организующего работу отрада.
«Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы выбрать президента отрада (воспитатель объясняет функции и полномочия президента отрада. Функции и полномочия президента зависят от специфики лагеря). Президент отряда выбирается на 7 (10) дней, а затем происходят перевыборы. Кандидатом в президенты может стать любой из вас. Кандидат набирает себе кабинет советников и вместе они образуют партию или блок. Их может быть несколько. За определенный промежуток времени партии (блоки) придумывают себе название и девиз, готовят программу и продумывают рекламную кампанию. Затем кандидаты со своими кабинетами представляют свои программы отряду — проводится пресс-конференция, во время которой незадействованная часть отрада представляет собой избирком. и избирателей. После представления программ партии получают право проводить рекламную компанию, цель которой — завоевать симпатии избирателей и собрать большее количество подписей в поддержку кандидата на пост президента отрада. Вечером избирком проводит выборы президента отряда.
Кто из вас хочет выдвинуть свою кандидатуру на пост президента отряда?»
2. Выдвижение кандидатов на пост президента отряда
Задания 2-го пункта:
- Представление.
- Блиц-опрос.
- Танцы.
1) Задание для кандидатов: выступить с короткой, но оригинальной речью, в которой они сообщают свои биографические данные и описывают жизненный путь, словом, представляют себя (1 минута).
2) Далее. Избиратели должны знать об уровне компетенции своих кандидатов. Кандидатам предлагается блиц-опрос из некоторого количества экономических, политических, биологических и др. вопросов.
3) Актерские данные будущего президента, способность работать на большие аудитории тоже имеют немаловажное значение. Кандидатам предлагается станцевать как: больная обезьяна, пьяный пингвин, влюбленный осел, объевшийся медведь и т.д.
Последние 2 пункта могут отсутствовать или же быть изменены, но их главная цель — показать избирателям, что из себя представляют кандидаты.
3. Кандидаты набирают себе кабинет (по очереди, кто сколько хочет)
1) Создавшийся кабинет во главе с кандидатом должен в течение 5 минут придумать доклад на следующие темы:
«Гусь свинье не товарищ». «Баба с возу, кобыле легче» «Рожденный ползать летать на может». «Деньги не пахнут». «Бедность не порок» и т.д.
2) Кандидатам предлагается следующая ситуация:
Отрад, проснувшись утром, не находит воспитателей. Они заболели, уехали, убежали... Как действовал бы президент отряда, чем занимался бы его кабинет и как была бы организована работа отрада в этот день?
Разрешается совещание кабинета в течение 1 минуты. -3) ИЗБИРКОМ. Перед тем, как задания получат кабинеты и кандидаты, воспитатель должен выбрать (еще лучше, если это сделает кто-то из сидящих в избирателях, он будет главой избиркома) 4—б человек в избирком. Его функция — следить за действиями партий, обеспечивать им нормальную работу. Избирком проводит голосование, подсчитывая голоса и вывешивая результаты голосования (под руководством воспитателя).
4. Работа кандидата и кабинета по образованию партии
1) Кабинет во главе с кандидатом удаляется на 20 минут, чтобы составить программу действий партии на определенный срок (7-10 дней), придумать название, символ, девиз партии (техническое оснащение обеспечивает Избирком и Воспитатели). В программу партия должна включить мероприятия, которые она могла бы сделать для отряда и в чем могла бы помочь лагерю.
2) Партией составляется рекламный щит с коротким, ясным изречением в пользу кандидата. Программа пишется на большом листе (ватмане). Избиратели продумывают вопросы каждому кандидату для пресс-конференции.
3) Пока партии работают, оставшиеся зрители-избиратели превращаются в представителей прессы и все вместе придумывают вопросы к кандидатам и партиям, чтобы задать их на пресс-конференции.
5. Предвыборная компания + пресс-конференция
Каждая партия по очереди зачитывает свои программы. Потом она представляет свой рекламный щит. С этим рекламным щитом каждая партия до вечера может ходить и собирать подписи в поддержку кандидата. Затем подписи представляются в Избирком перед голосованием. Программы на больших листах вывешиваются в холле. А партия может заниматься агитационной деятельностью (деятельность оговаривается с избиркомом, указывается, что можно и что нельзя). На пресс-конференции кандидат и члены партии отвечают на вопросы журналистов (журналистами могут быть все ребята отрада). Назначается время выборов, оговаривается форма и правила их проведения (выступление главы Избиркома).
6. Выборы
По требованию Избиркома предвыборная агитация заканчивается за 30—60 минут до выборов. Собираются листы с подписями. Избирком готовит во время агитации урну и бюллетени.
7. Вскрытие урны и вынесение решения. Подведение итогов
Избирком и воспитатель вскрывает урны, подсчитываются голоса, выносится решение. Готовится отчет о проделанной работе (воспитатель рассказывает всему отраду). Отрад поздравляет выбранного президента, и оглашаются права и обязанности президента отряда. Президент дает клятву отряду. Назначается срок перевыборов
Как все это может выглядеть…
Итак, дети проводят деловую игру "Выборы президента лагеря".
Действие начинается игрой по " станциям" с определенными тематическими названиями, на которых дети получают знания, касающиеся устройства государства и органов власти, основ Конституции, избирательного права. Переходя от "станции" к "станции", играющие смогли показать свои знания в сфере политической культуры и получить новые.
Название " станций" говорит само за себя: "Государственного устройства", "Конституционная", "Правовая", "Предвыборная", "Все на выборы!". Знания, полученные ребятами в этот день, очень пригодятся им в день выборов президента лагеря как во время голосования, так и при проведении викторины на знание избирательного процесса.
На следующий день были проводятся внутриотрядные выборы кандидатов на должность президента лагеря. Ребята оттачивают свои программы, продумывали пиар ходы, оформляли предвыборные стенды , а их болельщики готовят номера художественной самодеятельности в поддержку своих кандидатов. Например, "Голосуй за нашу Машу, жизнь, поверьте, станет краше!". Вечером кандидаты в президенты лагеря встречаются почти в настоящих теледебатах, когда в виде театрализованного представления состоится открытие телеканала "ДОЛ-ТВ" по примеру известного ток-шоу "К барьеру". Такая форма общения позволит каждому из кандидатов не только представить свою программу, но и задать вопросы оппонентам, ответить избирателям "в прямом эфире" посредством импровизированного телемоста.
В результате лидеры слабых партий, оценив свои реальные возможности, могут по желанию снять свои кандидатуры.
Претенденты представляют оригинальные программы, которые носят предложения по устройству лагеря, охране окружающей среды.
Каждый из кандидатов, конечно же, захочет отменить "тихий час" и увеличить время проведения дискотеки, кто бы сомневался.
Кандидатам задаются острые и каверзные вопросы.
Информацию перемежают новостийные блоки, прогноз погоды, реклама и скандальная программа "Максимум", рассказавшая избирателям о всех скандалах, интригах, расследованиях, прошедших в ходе избирательной кампании в лагере.
Следующий день - самый ответственный день. С утра под руководством членов территориальной избирательной комиссии в игровой комнате был оборудуется избирательный участок с кабинами и стационарной урной для голосования как на настоящих выборах. Следует предусмотреть также переносной ящик для голосования для избирателя, находящегося в изоляторе. Избирательная комиссия лагеря, в состав которой входят представители каждого отряда, подготавливает бюллетени и протокол для подсчета голосов избирателей. Кандидатов встречают аплодисментами, стараются и группы поддержки. Здесь могут быть и песни, и пляски, и акробатические номера.
В 12 часов открывается избирательный участок с настоящими кабинами, урнами для голосования, членами избирательной комиссии, наблюдателями и даже охраной. Все это придает выборам реальность и особую торжественность. Голосование начинается. Дети должны почувствовать, что выборы - это так ответственно. Каждый избиратель под роспись получает бюллетень, делает в кабине для голосования отметку. Бросает бюллетень в ящик. Пока идет голосование, на территории можно развернуть настоящую русскую ярмарку с шутками, аттракционами, викторинами и призами.
Вечером инаугурация президента начинается со звучания гимна лагеря. На следующий день можно провести "День самоуправления". Президент и его команда постарается максимально осуществить заявленную программу.
Итак, прошла интересная игра. Каждый из детей смог ощутить свою причастность к проблемам маленького лагеря и целой страны. Пройдет немного времени и сегодняшние детские игры избирателей станут для них серьезным экзаменом на зрелость, на гражданственность. Возможно, что это игра поможет ребятам и в жизни быть серьезнее и ответственнее за принятие любого, пусть даже небольшого, решения.
Еще вариант - Я выбираю директора лагеря.
Все по-взрослому: сборы подписей, предвыборная агитация, дебаты между участниками. Игра проходит в 4 этапа. Последнему этапу - Дню самоуправления предшествуют несколько дней подготовки.
Этапы:
- - выдвижение от отрядов своего представителя в избирательную комиссию, которую возглавит старший вожатый, и кандидатов на пост директора лагеря с "кабинетом" помощников.
- - подготовка программы кандидатов и предвыборная агитация. Агитация проводится всеми доступными методами. Это и листовки, и "кричалки", и рисунки на асфальте, и дебаты по радиоканалу. На этом этапе в избирательную комиссию может поступить жалоба на нарушения, допущенные командой одного из кандидатов. Они срывали агитационные материалы своих соперников, за что получили официальное предупреждение от избирательной комиссии.
- - выборы. Накануне, с помощью территориальной избирательной комиссии, на территории лагеря оборудуется избирательный участок настоящими кабинами и ящиками для голосования (стационарными и переносными), табличками, подготовлены списки избирателей, избирательные бюллетени и бланки протокола итогов голосования.
Выборы начинаются с выступления кандидатов, которые получат последний шанс привлечь на свою сторону симпатии избирателей. Один из отрядов подготовит и покажет мини-спектакль "Выборы в сказочной стране". Само голосование проводится тайно, по бюллетеням, изготовленным по образцам настоящих бюллетеней.
Эта деловая игра без политического окраса и без участия политиков. Мальчишки и девчонки выбирают себе директора. Правда, ненадолго. Ребячий директор получает право руководить только во время проведения Дня самоуправления лагеря, но это обстоятельство ничуть не преуменьшает значимость события, не снизит накал борьбы за высокую должность. Первые в их жизни выборы организуются и проводятся по всем правилам. Во-первых, на альтернативной основе, так как отрядами были выдвигаются три кандидатуры. Во-вторых, в преддверии выборов идет активная агитация за каждого кандидата, которую проводят группы поддержки, состоящие из детей. В-третьих, процедура выборов соответствует всем требованиям российского законодательства. Одно лишь исключение. Кандидаты представляют свои программы непосредственно в день голосования на общей линейке, но в этом, думается, нет ничего страшного. Впрочем, у детских выборов имеются и другие особенности.
Перед началом голосования молодым избирателем было показывается небольшое театрализованное представление "Выборы в сказочной стране", - с Царем, Бабой Ягой, котом Матроскиным и другими детскими сказочными персонажами.
Представление является веселой и одновременно едкой пародией на предвыборные телевизионные рекламные ролики кое-кого из взрослых кандидатов на самую высокую должность в нашей стране, которые беззастенчиво раздают популистские обещания. Этот мини-спектакль преподносит молодым избирателям урок и призвал голосовать, все обдумав и взвесив.
Сами выборы проходят организованно и на высоком уровне. Накануне избирательная комиссия, куда входят представители каждого из отрядов, оборудует избирательный участок. Для этого в лагере делаются или завозятся избирательные кабины, ящики для голосования, изготавливаются списки избирателей, избирательные бюллетени и бланки протокола об итогах голосования. В выборах принимают участие дети, взрослый персонал лагеря. Каждый голосующий получает избирательный бюллетень с фамилиями зарегистрированных кандидатов, в кабинках для голосования проставлял в нем знак в нужном квадратике и опускал его в ящик для голосования.
Выборы в лагере проходят по-деловому и обстоятельно. Избирательная комиссия выдает по спискам бюллетени. Разъяснений по их заполнению не требуется: исчерпывающую информацию об этом дает "Уголок избирателя". Избирательный участок оборудуется в соответствии с требованиями. Не остается пустой и небольшая урна для голосования вне помещения. С ней члены избирательной комиссии побывают в медпункте, где проголосуют больные изолятора (если есть). Когда всего дети и взрослые проголосуют, избирательная комиссия из 7 ребят под руководством вожатого займется подсчетом голосов.
Пока идет голосование, в это время, чтобы дети не скучали, проводится викторина, посвященная выборам и государственному устройству и устраивается конкурс детских рисунков на асфальте. И вопросы викторины, и детские рисунки были посвящены выборам. В награду вручаются призы. Итоги состоявшихся выборов торжественно объявляются на линейке.
Вступление победителя выборов в должность (инаугурация) директора (президента) лагеря состоится на следующий день.
Далее - День самоуправления в лагере. Эти два мероприятия многому научат детей, дадут возможность ребятам понять демократические принципы выборов, взять на себя ответственность за общее хорошее дело, помогут мальчишкам и девчонкам почувствовать себя более взрослыми.
Еще один вариант КТД на тематику выявления лидера. Называется "Выборы президента". Часто проводится на детских отрядах, когда нужно выбрать капитана (мэра, лидера, помощника). Время проведения - от часа до двух (по необходимости).
- Проведение:
Собираются отряды, им кратко обьясняется что такое КТД, зачем оно нужно и как его можно применить в условиях лагеря. Затем обьявляются выборы.
Выделяются кандидаты, от 4 до 10 человек по желанию. Каждый кандидат может взять себе одного или двух помощников, задача которых целиком помогать своему кандидату. Таким образом в мероприятии уже задействовано около 20-30 человек. Из оставшихся мы формируем жюри (5-7 человек), остальные являются зрителями. Таким образом в КТД становятся задействованы все.
Подготовка) Каждому кандидату выдается лист бумаги А4 и канцтовары. За 5 минут он должен вместе с помощниками сделать из листа табличку на которой должно быть написано имя кандидата и красиво оформить ее (конкурс художников). Кроме того, каждая создавшаяся команда во главе с кандидатом должна в течение 5 минут придумать доклад на следующие темы (по одной теме на команду):
- «Гусь свинье не товарищ». «Баба с возу, кобыле легче» «Рожденный ползать летать на может». «Деньги не пахнут». «Бедность не порок» и т.д.
Конкурсы:
- Кандидат за 40 секунд должен рассказать о себе, о своих качествах, привычках, а главное, почему именно он должен стать "президентом".
- Кандидат демонстрирует заранее подготовленную табличку с именем и должен рассказать что на ней изображено и почему он украсил ее именно так.
- Творческий конкурс. Президент должен быть не только человеком надежным, но и творческим. Поэтому сейчас будет конкурс импровизации. Кандидаты выходят по одному и им дается задание изобразить различные образы или сценки. Например: изобрази динозавра на дискотеке, покажи нам обезьяну которая никак не может достать банан, покажи нам своего вожатого... (Обычно конкурс проводится очень весело даже среди маленьких детей, а уж среди людей у которых есть какая-никакая фантазия вообще должен быть очень удачным).
- Каждый кандидат представляет свои доклады на тему которая была ему дана в начале мероприятия (1 минута на каждый доклад)
При желании конкурсов можно накидать еще, хотя это уже вариант часа на полтора, в зависимости от количества участников.
Далее подводятся итоги, считаются результаты, награждаются финалисты и конечно же все поздравляю победителя. Все участники награждаются праздничными чупа-чупсами ;)
Резюме
В ходе этого мероприятия следует обратить внимание на основную особенность современной избирательной системы - развитие избирательного законодательства и многопартийности, участие политических партий и общественных организаций в выборах.
Формы проведения могут быть различные. Разнообразие лишь убедительно подчеркивает возможность и эффективность использования избирательных технологий в воспитательном процессе.
В играх организаторами обращается внимание на соблюдение избирательных процедур, этапов избирательной кампании, использование в игре ролей основных участников избирательного процесса (члены избирательной комиссии, кандидаты, члены комиссий с правом совещательного голоса, представители "Политических партий», наблюдатели, журналисты и т.д.). Все территориальные комиссии обеспечат материально-техническое оснащение для проведения выборов (стационарные урны для голосования, переносные урны, кабинки для голосования, оргтехника).
Участники игры «Выборы» убедятся в том, что переход к демократическому правовому государству с сильным гражданским обществом невозможен сам по себе. В этом должны участвовать сами граждане, прежде всего, следуя демократическим ценностям и занимая активную гражданскую позицию, способствуя становлению демократических традиций в местном сообществе.
Этот проект - реальные действия, направленные на просвещение избирателей, способствующие деятельности в рамках правового поля и укреплению доверия к процедуре выборов, к их результатам.
Примерные рекомендации по организации игры «Выборы» в детском оздоровительном лагере
Организационно - ролевая игра «Выборы» может проводиться в детской оздоровительном лагере как для избрания лидера или органов детского самоуправления, так и для знакомства участников летней смены с избирательным законодательством, выборными технологиями, избирательным правом. И в игровом и обучающем контексте Игра организуется и проводится на основе действующего избирательного законодательства.
Педагогический коллектив ДОЛ должен иметь представление о подготовке и проведении выборов, а также владеть основными понятиями и методиками проведения коллективных дел.
Предвыборная кампания и выборы являются моделью государственных выборов, но имеют ряд особенностей, продиктованных возрастом участников, ситуацией и целями деятельности.
Организация игры «Выборы» Участники летней смены принимают решение о проведении игры «Выборы" и утверждают закон (или положение) "О выборах президента (лидера, командира и т.п.) смены». Это необходимо для установления четких норм и правил, по которым проходят выборы.
Инициативная группа (в нее могут входить педагоги и дети) после проведения подготовительной работы:
- организует процедуру знакомства с положениями закона «О выборах» и подготовительную работу в отрядах лагеря по организации выборов.
- формирует избирательную комиссию детского оздоровительного лагеря. Избирательная комиссия контролирует, организует процесс и подводит итоги голосования на выборах лидера смены. В комиссию лучше назначать детей, имеющих представление о государственном устройстве и демократических ценностях. Желательно, чтобы членов комиссии отличали следующие личностные качества: трудолюбие, терпение, исполнительность, честность. Комиссия является центральным звеном в организации выборов в ДОЛ.
Командами-партиями могут стать все отряды ДОЛ. Каждая партия выдвигает одного лидера - кандидата. Готовит агитационную программу и представляет его на выборах. Основные этапы выборов президента (органов детского самоуправления) смены:
- Решение смены о выборах президента (органов детского самоуправления) ДОЛ.
- Решение о создании и составе Центральной избирательной комиссии (далее - ЦИК) ЦИК.
- Организация работы ЦИК (составление списков избирателей, изучение избирательного законодательства, подготовка ко дню голосования и т.д.).
- Утверждение комиссией формы подписных листов в поддержку выдвижения кандидатов. Выдвижение отрядами – партиями кандидатов. Уведомление комиссии о выдвижении и участии в избирательной кампании кандидатов.
- Работа кандидатов и их штабов, по сбору подписей в поддержку выдвижения кандидатов.
- Регистрация кандидатов. Выдача удостоверений зарегистрированным кандидатам.
- Предвыборная агитация (используются все разрешенные законом формы агитации, в том числе в детских средствах массовой информации, если таковые создаются и работают в лагере). Размещение агитационных материалов в специально отведенных для этого местах. Контроль со стороны участников выборной кампании за чистотой агитационных технологий.
- Соблюдение запрета на предвыборную агитацию за определенное количество часов до начала голосования.
- Проведение выборов - организация работы избирательной комиссии в день голосования (сбор комиссии, наблюдателей от кандидатов, проверка и опечатывание урны, выдача бюллетеней согласно списков избирателей, охрана порядка на избирательном участке, работа журналистов по информированию избирателей и т.п.)
- Подведение итогов голосования. Подсчет голосов.
- Поздравление Президента и награждение активных участников игры «Выборы». По итогам голосования Президенту ДОЛ вручается удостоверение об избрании за подписью председателя ЦИК. Могут проходить праздничные массовые мероприятия. Желательно отметить активных участников игры.
В процессе выборов происходит погружение ребенка (да и педагогов, взрослых!) в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов в ходе общения в контексте разнообразной деятельности, в результат? чего происходит и самореализация, и саморазвитие ребенка, а, главное, формирование его гражданской активности и понимания основ устройства общества и государства.
Выборы - исторически развивающийся социальный институт. За право на свободу выбора приходилось сражаться во все времена.
Дополнительно