Встречаем детей - 1-ый день в лагере

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
20gngm.jpg

День заезда - это праздник окончания ожидания и неизвестности. Сегодня все станет понятно, для всех и для тебя лично. Главное на сегодня – преодолеть внутренний мандраж. Легко сказать!?

Даже если ты видишь вокруг улыбающиеся лица, и спокойствие- это иллюзия. В этот день волнуются все так же, как в первый раз. Все: директор, администрация, кухня, вожатые, техперсонал, водители….- все! Только каждый о своем. И это здорово! Волнуются ведь и от радости! Каждая смена не похожа ни на одну другую, вот и волнуются каждый раз, как в первый. Можешь не пытаться скрыть свое волнение. Тебя все и так понимают, только хорохорятся. Попытайся энергию волнения преобразовать и направить в русло инициативности и внимания.

!В день заезда информация может меняться быстро, и это требует особого внимания, оперативности и четкости выполнения.

Наличие громкой связи в лагере поможет доносить информацию быстро и одновременно всем. А если такой возможности нет или пока нет - тогда передавать ее придется друг другу по «цыганскому радио». А есть информация, которую просто нельзя выдавать в эфир. Может быть еще вариант - большое количество звучащего эфира притупляет восприятие. Думаю, нет смысла напоминать, что в этот день вы должны прекрасно выглядеть: одежда, обувь, прическа, возможно, макияж. Не стоит с первой минуты шокировать детей и взрослых экстравагантностью, у вас будет достаточно поводов доказать свою неординарность в течение смены. Каблуки – это красиво, но будет ли удобно? Передвигаться придется много в течение всего дня. Может, есть смысл оставить их на вечерние мероприятия и дискотеки? Впрочем, вам выбирать. Первые дни, пока дети не привыкнут, вожатым желательно все время быть в форме и носить бейдж.

!На прием детей вожатые обязательно приходят в форме (если она у вас предусмотрена), галстуках или их аналогах, с бейджами (можно самодельными) блокнотами и ручками.
  • Не поленитесь прицепить бейдж. Бейдж – очень полезная вещь в условиях лагеря. Даже не надейтесь, что дети запомнят, как вас зовут в первый день, особенно, если до вас на этом отряде стоял человек с похожим, но не таким же именем. В некоторых лагерях пришла мода делать всем вожатым официальные, стандартизированные бейджи. Вариант, конечно, но нам кажется, что это несколько скучно. Даже если вы искренне считаете, что не умеете рисовать, ваших художественных способностей должно хватить, чтобы оформить бейдж, характеризующий вас, как личность, отличного оформителя и веселого вожатого.
  • Не забудьте положить в карман блокнот и ручку (или повесить их на шею). Блокнот может понадобиться в самый неожиданный и неподходящий момент. Написать ли заявку на призы, или принять заявление от родителей, забирающих ребенка погулять, или еще Бог знает для чего. Понятно, что на планерку надо ходить с блокнотом – листочек потеряется раньше, чем вы донесете написанную на нем информацию до детей и напарника, а отыскивать по всей вожатской блокнот, уже опаздывая на планерку, тоже проблематично. Лучше иметь при себе. Так, на всякий случай. Понятно, что долго он там может и не прожить, но постарайтесь удержать его порывы на свободу хотя бы несколько дней, а там, глядишь, и угомонится.
  • Не поленитесь положить в карман список вашего отряда. Этот список очень пригодится вам не только в первые дни, но и на протяжении всей смены. Через некоторое время вы, конечно, запомните его содержание, но он поможет вам, если требуется срочно приготовить список в алфавитном порядке. Лучше один раз посидеть и сделать его, а потом просто делать выборку по требуемому признаку, например, тех, кто посещает какой-нибудь кружок, или кто принял участие в последних лагерных соревнованиях по прыжкам с шестом через забор.
  • С утра не забудьте поглядеть в зеркало. Нормальный внешний вид – одно из важных преимуществ вожатого. Конечно, у каждого свои нормы, но постарайтесь сделать так, чтобы на вас не было противно и страшно смотреть. Не думаю, что всем необходимо напоминать про то, что неплохо бы умываться утром, чистить зубы и не забывать, где лежит расческа (а молодым людям, еще и бритва (что им обычно даётся особо тяжко). Но всякое случается. В течение смены наступит момент, когда не то что причесаться, а глаза раскрыть вы будете не в силах. Это может означать либо что у вас высокая температура, либо что пора брать себя в руки. Но вот чего делать не стоит– так это будить детей, зевая и пытаясь разлепить глаза.


Встречая детей в городе, учтите следующее:

  • Явитесь к месту сбора заранее (за полчаса до назначенного времени - для тех, кто не заехал в детский лагерь за день до приезда детей по какой-либо причине).
  • Подготовьте место сбора своего отряда, сделайте эмблемы для малышей. (Все это создает хорошее настроение детям, родителям, вам).
  • Формируя отряд, набирайте мальчиков и девочек отдельно по разнарядке, выполняйте инструкцию зам. директора лагеря по приему детей, записывайте просьбы родителей.
  • Проверьте автобус (чистоту, сидения, окна).
  • Усадив детей в него, проведите инструктаж о поведении в пути следования: не открывать окон, не сорить, не вставать без разрешения, в случае необходимости обращаться к вожатому.
  • Проверьте наличие у детей путёвок и медицинских обменных карт.
  • Помогите детям попрощаться с родителями, напомните о дате родительского дня. Родителям продиктуйте номер своего сотового телефона.
  • Проверьте детей по списку. Посторонних в автобусе не должно быть.
  • Доложите зам. директора оздоровительного лагеря о количестве детей и готовности к отъезду.
  • Займитесь своими текущими делами (вспомните об играх, песнях, загадках и т.д.).


При посадке в автобус придерживайтесь некоторых правил.

  • Спокойно пересчитайте детей, сделайте сверку по списку - разнарядке.
  • организуйте посадку детей в автобус, учитывая состояние их здоровья, элементарные правила этикета (мальчики пропускают девочек) и т.д.
  • Если дети маленькие, организуйте посадку так, чтобы дети сами не вносили вещи в автобус (делайте это, например, с помощью родителей или юношей старшего отряда).
  • Нежелательно после окончания посадки разрешить родителям входить в автобус, даже если у кого-то из детей потекли слезы.
  • Закончив посадку детей в автобус, вновь пересчитайте их. Убедитесь, что все дети на местах, нет никого посторонних в автобусе. Дети все сидят, вожатые идят, если есть места.
  • Доложите зам.директора оздоровительного лагеря о готовности.

Прибыв на территорию оздоровительного лагеря, сделайте следующее:

  • помните, что один вожатый выходит из автобуса первым и собирает весь отряд вокруг себя
  • второй вожатый выходит последним, проверив салон автобуса на наличие забытых вещей и оставленного мусора
  • постройте детей в 2 колонны и проверьте численность детей, сколько взяли при посадке в автобус, столько их должно быть
  • помогите детям донести тяжёлые сумки
  • СБОР всех отрядов на футбольном поле, где окончательно формируются отряды, добавляются дети из числа прибывших самостоятельно и др.
  • как только отряд укомплектовался, уведите его в беседку своего отряда.


Придя в свой отряд:

  • проведите беседу: расскажите о себе, о воспитателе; расскажите о смене белья; для чего нужны 2 полотенца; где хранятся продукты; назначьте первых дежурных, составьте график - по 2 человека; проведите инструктаж по технике безопасности под роспись о правилах поведения в корпусе, в столовой и т.д.,
  • распределите детей по комнатам (принцип распределения: по желанию или по открыткам или по интересам).
  • соберите путёвки и мед. карты.
  • дайте детям время для раскладывания вещей: в младших отрядах помогите им распределить полки в шкафу – кто повыше ростом, занимает верхние полки, кто пониже – нижние. Объясните и покажите, как нужно складывать вещи, что хранится на полке, что в тумбочке, где хранится обувь, умывальные принадлежности и т.д.
  • проследите, чтоб не возникли конфликтные ситуации.
  • перед тем как повести отряд в столовую, потренируйте детей строиться в колонну по четыре, идеальный вариант – построение по комнатам, сразу определите звеньевых.


Придя в столовую, помните:

  • Посещение столовой происходит организованно: перед приёмом пищи вожатый должен отвести отряд к умывальникам и проследить за мытьём рук.
  • Если отряд пришёл в столовую, а разнос пищи ещё не закончился, вожатый организует спокойные игры на площадке перед столовой. Повторяет с детьми речёвки и кричалки.
  • В столовую сначала заходит вожатый, и с его разрешения шагом в столовую заходит отряд. Лучше запускать детей по четвёркам и закреплять за определёнными столами.
  • Запрещается в столовой бегать, кричать, толкаться, находиться в головных уборах, без обуви и с обнажённым торсом, греметь посудой, бросаться хлебом.
  • Никаких кричалок в обеденном зале.
  • Воспитатель или вожатый во время приёма пищи следит за детьми: дети сидят за столами, ноги должны быть под столом, ребёнок не должен сидеть боком на стуле; воспитатель добавляет хлеб, если он закончился; предлагает добавку, если ребёнок не насытился, назначает дежурный стол.
  • По команде вожатого отряд выходит из столовой и строится в колонны.
  • Возвращаясь из столовой после обеда в корпус, никаких кричалок – младшие отряды в это время уже отдыхают.


Абсолют или тихий час.

  • Дайте время детям сходить в туалет, убрать мусор в комнатах, сдать свои сумки из-под вещей воспитателю, обязательно их подписав.
  • Во время тихого часа дети должны находиться в корпусе, никаких хождений по корпусу и территории.

тихий час Можно разрешить тихие игры в комнате, разучивание лагерных песен.

Помните, дети, попав в другую обстановку, обычно в первые дни очень эмоционально возбуждены и не сразу смогут успокоиться. Запаситесь терпением. Это период адаптации. Он включает в себя заезд в лагерь, знакомство с новым окружением, с предстоящей деятельностью, длится 3-4 дня.


Первый организационно-хозяйственный сбор. В 16.30 или 17.00 проведите первый организационно-хозяйственный сбор.

  • На этом сборе может состояться первоначальное знакомство детей друг с другом и с воспитателем и вожатыми. Здесь можно рассмотреть ряд вопросов, касающихся жизни детей в лагере: правила внутреннего распорядка, обязанности дежурных; «нельзя» в нашем оздоровительном лагере; режим дня; правила пользования туалетами; хранение вещей в тумбочках; хранение вещей в шкафах, уборка кровати; уборка в палате; посещение столовой; правила поведения ночью; правила взаимного уважения; представление администрации оздоровительного лагеря; информация о том, к кому нужно обратиться в случае отсутствия воспитателя (вожатого) рядом или в сложных ситуациях и т.д.
  • Организуйте также экскурсию-знакомство с оздоровительным лагерем либо вертушку «Секретные материалы» по достопримечательностям детского лагеря.
  • К обеду второго дня должна быть выпущена газета о первом дне пребывания детей в лагере.


Огонёк знакомства. В 20.00 – 21.30 проведите огонёк знакомств в отряде «Расскажи мне о себе». Желательно проводить на территории лагеря.

Цель:

  • выявить таланты
  • познакомиться с детьми
  • поиграть
  • познакомиться с традициями, законами, правилами.

Ход проведения: Один из вожатых снимает с себя, что-нибудь (часы, кольцо, мягкую игрушку…) он будет ведущим огонька. Предмет передаётся по кругу среди детей, и рассказывает кратко о себе, другие могут задавать вопросы. Начинает рассказывать про себя ведущий огонька.

Для первого огонька знакомства:

  • необходимо оборудовать отрядное место: подготовить место для костра, места для сидения, конверт с каверзными вопросами, выбрать игры на знакомство и т.д.
  • взять с собой питьевую воду, аптечку - бинт, зелёнку; средства пожаротушения.
  • по окончании огонька подвести итог, спеть песни (хороши песни-повторялки типа «Алые паруса»)

В корпус вернуться не позднее 22.00ч. Проведите вечернюю сверку.

  • напомните детям о том, чтобы не забыли почистить зубы, вымыть ноги и т.д., сходить в туалет.
  • выдайте (воспитатель) 2 ужин и дайте время на съедание его.
  • уложите детей спать, посидите с ними в спальне, расскажите малышам сказку, старшим – историю приключения или "разговор за жизнь".


Cоветы вожатому на Орг.период

  1. По возможности заранее с напарником все детали, в будущем у вас будет меньше разногласий.
  2. Постарайся как можно быстрее запомнить детей и познакомить их между собой.
  3. Держи дисциплину в отряде, потому что если ты сейчас не поставишь рамки, то всю оставшуюся смену дети будут ходить на головах.
  4. Будь требовательным к порядку, следи за личной гигиеной детей, не опускай режимные моменты.
  5. Укладывай детей спать вовремя! Вожатым младших отрядов: обязательно дневной сон без всяких отговорок.
  6. Распредели обязанности и между вожатыми, и между детьми. Сам никогда всё не сделаешь, только быстро сгоришь.
  7. Занимай детей делом всё время, если ты не хочешь дружных воплей «Нам скучно, мы хотим домой»
  8. Играй с детьми! Запомни – игры любят все, главное правильно их подобрать.
  9. Не растягивай мероприятия, должна быть динамика.
  10. Во всей этой суматохе постарайся уделить внимание каждому ребёнку лично. Спроси какой у него настрой, как ему лагерь и нашёл ли он новых друзей.
  11. Не закапывай детскую инициативу, даже если тебе кажется эта идея совсем бредовой. Любая их идея может стать гениальной, если немного над ней поработать всем вместе.
  12. И, конечно, не делай всё за детей. Иначе к середине смены у тебя будет отряд амёбных деток, которые свешали на тебя свои ножки.


«Ну, и наконец-то долгожданный заезд!»

Организация заезда детей зависит от конкретного лагеря. Выделяют два основных типа:

  • самозаезд (т.е. каждый родитель привозит своего ребенка)
  • заезд организованными группами (т.е. сопровождающие привозят группу детей из определенной делегации или региона)

Если делегация приезжает в город на ж/д вокзал или в аэропорт, то вожатый встречает детей. В таком случае необходимо организовать рассадку детей в автобусы, помочь детям погрузить сумки в багаж. При посадке детей нужно обязательно их пересчитывать.

При СОПРОВОЖДЕНИИ детей необходимо соблюдать ПРАВИЛА перевозки детей:

  • все должны быть пристегнуты и находится на своих местах;
  • запрещено передвижение по салону во время движения автобуса;
  • следить за состоянием детей: тех, кого укачивает, необходимо посадить ближе к водителю;
  • запрещено высовывать из окон руки и другие части тела.

После прибытия детей на территорию лагеря их делят по отрядам и передают вожатым (обычно это делают начальник лагеря либо старший вожатый, методист). Вожатый, обязательно не забудь проверить списки ребят – все на месте или кого-то не хватает!

Сразу же по приезду детей в лагерь они проходят первичный МЕДОСМОТР в медкабинете. ⚠ Не забудь проверить наличие у детей лекарств, медикаментов, и если таковые имеются, сдать в медпункт. Все лекарства и препараты дети должны принимать только по назначению врача.

После формирования отряда необходимо РАССЕЛИТЬ детей по комнатам. Обязательное условие: мальчики и девочки должны жить отдельно. При распределении детей по комнатам следует учитывать их пожелания. Но при необходимости, вожатый должен уметь проявить твердость и сам определить вариант расселения.

Дети привозят с собой в лагерь различные ЦЕННЫЕ ВЕЩИ: телефоны, планшеты, фотоаппараты, а так же деньги. Как правило, во всех лагерях есть возможность сдать ценные вещи и деньги в сейф на хранение. Задача вожатого, организовать данный процесс.

Если у ребенка есть с собой мобильный телефон, уточните, позвонил ли он к родителям, сообщил ли, что с ним все хорошо и он находится на территории лагеря. ⚠ Если это не сделано, напомните ребенку, что нужно СООБЩИТЬ РОДИТЕЛЯМ о прибытии в лагерь, номер его отряда и номер комнаты.

Обязательно, не откладывая в долгий ящик, в первый же день после заезда, ознакомьте ребят с лагерем. Покажите расположение корпусов, других зданий и основных мест (столовая, изолятор, бассейн, помещения кружков и пр.). Сразу установите рамки, – куда ходить можно, а куда – нет.


Первое мнение-самое важное!

Когда ребёнок приезжает в детский лагерь, кого или что он видит в первую очередь? Конечно, вожатый и комната, в которой будет жить воспитанник. Как же зажечь интерес к лагерю с первого взгляда?

Во-первых, ребёнок должен видеть, что его тут ждали, а значит на отрядном уголке необходимо отразить надпись «мы вам рады», «мы вас ждали», « добро пожаловать», и вообще все что угодно, что может вызвать улыбку лагерника.

Во-вторых, зайдя в комнату, он должен оказаться в уюте сделайте своими руками фигурки-оригами в виде разных зверюшек и цветочков, положите каждому на спальное место.

И самое важное!

Внешний вид вожатого. Отнеситесь к этому очень серьезно, к подбору одежды для первого контакта с детьми. Приведи свой внешний вид в порядок так хорошо, как это только возможно.

Улыбка. Ключ к любому сердцу и самое лучшее начало для любого знакомства.

Будьте готовы к знакомству. Заранее продумайте, что вы скажете детям при знакомстве. Это придаст вам уверенности и поможет детям более точно понять, кто Вы такой.


Ну и совсем коротко. Первый день самый трудный. Чтобы вам пережить его легко, хотим предложить вам несколько советов.

  • Распределите действия между напарниками, каждый вожатый четко понимает, какая задача у него на данный момент. Кто-то заполняет бумажки, кто то играет с детьми, кто-то решает хозяйственные вопросы, потому что быть везде и сразу не получится, в первый день так точно.
  • Не запускайте детей в корпус, сами расселите их и скажете, в какие комнаты им проходить.
  • Сразу решите вопрос со всеми бумажками, справками, списками, документами
  • Покормите детей и покормитесь сами

ИЛИ ЗАБУДЬТЕ ВСЕ ЭТО и не едьте в лагерь