Волейбол

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
2629802788m.jpg

Место игры—ровная площадка размером 18×9 м. Размеры- площадки могут быть меньшими. Площадка разделена на равные половины сеткой шириной в 1 м. Верхний край ее от земли на высоте 2 м 20 см—для мальчиков и 2 м 10 см—для девочек.

Каждая команда, состоящая из 6 человек, располагается на одной половине. Игроки размещаются в две линии: трое—на передней линии, трое—на задней.

Правила игры. Мяч можно отбить руками или любой частью тела выше пояса. Соприкосновение с мячом должно быть коротким и однократным.

Игрок во время игры не имеет права касаться мяча 2 раза подряд, прикасаться к сетке, переступать через среднюю линию, при подаче наступать на линию, посылать мяч за пределы площадки и под сетку. В момент подачи игроки не имеют права заходить влево или вправо за игрока соседней зоны, а игрокам задней линии нельзя находиться впереди соответствующего игрока передней линии. Если ошибку допустит подающая команда, она теряет подачу, и мяч передается противнику. А при ошибке принимающей команды подающая получает 1 очко. После потери подачи другая команда производит перемещение (переход) игроков по ходу часовой стрелки. Игра состоит из трех партий. Для выигрыша встречи необходимо выиграть в двух партиях. В каждой партии игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберет 15 очков. При счете 14: 14 или 15: 14 надо продолжать игру, пока не будет разница в два очка (16 : 14, 17 : 15). Однако количество очков в каждой партии ограничивается 17. Это значит, что после счета 16 : 16 команда, выигравшая 17-е очко, выигрывает партию с отрывом в 1 очко.

При ничейном счете партий 1 : 1 играется решающая (третья) партия. В ней розыгрыш каждого мяча кончается выигрышем очка одной из команд.


Из истории волейбола.

Волейбол – спортивная командная игра с мячом. Возникла она в 1895г. В Америке. Создателем ее считается преподаватель колледжа Вильям Морган. В нашей стране игра появилась в 1920 – 1921 гг. И получила широкое распространение. Популярная она и у школьников. Волейбол признан олимпийским видом спорта и с 1964 г. Включается в программу олимпийских игр.


Площадка.

В волейбол играют на площадке 18x9 м, ограниченной линиями, покрытыми белой краской или мелом. Площадку нельзя ограничивать желобками или врытыми в землю деревянными бровками; нельзя также ставить ближе 2м от ограничительных линий скамейки и другие предметы. На площадке натягивается сетка, она делит площадку пополам. Верхний край сетки должен находится на высоте 210 – 240 см.


Команда.

Игра ведется двумя командами по 6 игроков в каждой. Командам разрешается иметь по 6 запасных игроков и во время игры менять игроков, но не более шести раз в каждой партии


Суть игры.

Суть игры заключается в том, что каждая команда стремится так послать мяч через сетку, чтобы противник не мог принять его. Для сильно бьют по мячу или посылают его в незащищенное место площадки. Приняв мяч, игроки поочередно имеют право только три раз коснуться его, чтобы перебить на сторону противника. Нельзя бросать мяч, задерживать его в руках. Площадка условно делится на шесть зон, в каждой из них в момент подачи находится по игроку. Игроки по зонам расставляются так: сильнейшие нападающие – в 1-й и 4-й зонах, лучшие пасующие в 3-й и 6-й зонах, остальные два игрока – во 2-й и 5-й зонах. При таком расположении у сетки всегда будет находиться один сильный нападающий и пасующий игрок, а на задней линии – защитник и «выходящий». Изменять расстановку игроков, принятую в начале партии, до ее окончания нельзя.


Тренировка.

При тренировке волейболистов большое внимание уделяется развитию у них быстроты реакции, ориентировки, силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, и прыгучести. Особенно полезны упражнения с набивными мячами весом 1,5-2 кг.: броски их от груди руками и ловля; броски из-за головы двумя руками с места, в прыжке, в прыжке с поворотом, на дальность, через сетку; броски одной рукой с сильным заключительным движением кистью и т.д. В занятие включается: бег на 20, 30 60 м, бег с изменением направления, различные эстафета, подвижные игры с быстрыми перемещениями и быстрыми ответными действиями. Двусторонняя игра в волейболе приносит пользу при обучении лишь тогда, когда занимающиеся овладели навыками подачи, приема и передачи мяча. Именно с этого и начинаются занятия.


Базовые элементы техники волейбола.

Техника волейбола состоит из стоек, перемещений, передач, нападающих ударов, блокирования и подач. Исходные положения, которые игрок принимает в стойке, является основой для выполнения всех игровых действий с мячом. Особенностью техники волейбола является то, что между игровыми приемами существует определенная зависимость. Чтобы передать мяч, надо ввести его в игру подачей, чтобы выполнить нападающий удар, необходима точная передача и т.д.


Стойки и перемещения.

Базовыми элементами стоек и перемещений являются устойчивое положение на полусогнутых ногах и сохранение равновесия в стойке. Это дает возможность перемещаться шагом, бегом, делать скачок или выпад в любом направлении.

Упражнения для обучения.

  1. Принять положение стойки с выставленной вперед левой ногой. Выполнить в стойке выпад влево, вправо, шаг вперед, назад. Руки перед грудью согнуты в локтях и готовы выполнить действия с мячом.
  2. В стойке выполнять перемещения бегом в одну, другую сторону, вперед, назад на расстояние 3-5 м. Имитировать передачу мяча после остановки.
  3. В стойке выполнить перемещение скачками и выпадами. Имитировать передачу мяча после остановки.


Верхняя передача.

Базовыми элементами верхней передачи мяча – положение рук перед лицом, когда кисти образуют форму мяча на уровне глаз или лба, а также последовательность движений при выполнении передачи мяча. Движение начинается разгибанием ног и заканчивается сопровождением мяча кистями рук. Необходимым условием выполнения верхней передачи является выход игрока к мячу за счет своевременного перемещения так, чтобы мяч находился над игроком.

Упражнения для обучения.

  1. В стойке волейболиста подбросить мяч одной рукой над собой и поймать его обеими руками на уровне лица. Руки перед ловлей принимают форму мяча.
  2. В стойке волейболиста подбросить мяч одной рукой над собой и поймать его обеими руками и одновременно начать разгибание ног, затем рук, имитируя передачу.
  3. В парах первый игрок набрасывает мяч в удобное для выполнения передачи положение, второй ловит мяч в стойке и, имитирует передачу, последовательно разгибая ноги и руки.
  4. Стоя у стены учащиеся выполняют одну верхнюю передачу в стену собственного набрасывания, затем ловят мяч. Количество передач постепенно увеличивается.
  5. В парах игроки направляют мяч друг другу верхней передачей, создавая удобные условия для передачи и перемещаясь к мячу.
  6. В парах выполнить верхние передачи мяча, изменяя высоту траектории и длину передачи. Игроки перемещаются под мяч.
  7. В парах выполнить верхние передачи мяча, направляя их в стороны от игрока. Перемещаться к мячу приставными шагами, выполнять выпады.
  8. Передачи мяча над собой, не выходя из круга радиусом 2 м. Высота передачи 2-3 м. Сопровождать передачу кистями рук.
  9. Передачи в парах, двигаясь приставными шагами по длине спортивного зала.


Нижняя передача.

Базовые элементы нижней передачи мяча – исходное положение рук и разгибание ног, которое обеспечивает передачу. Руки находятся перед туловищем, одну кисть вложить в другую, предплечья развернуты для передачи мяча.

Упражнения для обучения.

  1. Принять стойку волейболиста, руки перед туловищем в готовности для нижней передачи мяча; разгибать и сгибать ноги, имитируя нижнюю передачу.
  2. В парах первый игрок набрасывает мяч в положение, удобное для нижней передачи, второй возвращает мяч нижней передачей.
  3. В парах первый игрок набрасывает мяч перед вторым и в стороны от него, а тот перемещается к мячу и возвращает его нижней передачей.
  4. В парах первый игрок выполняет нижнюю передачу на расстояние 3-4 м., второй возвращает мяч нижней передачей.
  5. В парах первый игрок выполняет верхнюю передачу, второй возвращает мяч нижней передачей, направляя ее вверх и вперед. Активно разгибать ноги и сопровождать мяч предплечьями, выпрямляя руки в локтях.
  6. Сочетание верхней и нижней передачи. Игрок посылает мяч в стену верхней передачей, принимает мяч и посылает вверх над собой нижней передачей, постепенно увеличивая количество передач.


Подачи.

На начальном этапе обучения волейболу разучивают нижние подачи (боковая, прямая). Затем обучают верхним подачам. Базовым элементом подачи является согласование подбрасывания мяча одной рукой и удара по мячу другой (или той же) так, чтобы рука встретилась с мячом в удобном для удара положении. Нижняя подача может быть боковой или прямой. В зависимости от вида нижней подачи стойка игрока меняется: игрок становится боком или лицом к площадке, замах выполняют сбоку или снизу. Удар выполняют снизу, с поступательным движением вперед.

Упражнения для обучения.

  1. В стойке для подачи одной рукой подбрасывают мяч, другой делают несильное ударное движение по мячу.
  2. В парах упражнение на три счета. На счет «раз» надо подбросить мяч, на «два» – выполнить замах, на «три» - удар по мячу. Расстояние между игроками 6 м.
  3. Подача на партнера с высокой и низкой траектории полета мяча. По заданию выполнить боковую или прямую подачу.
  4. Подача мяча заданным способом на сторону соперника через сетку.
  5. То же, но направляя мяч в различные зоны площадки.
  6. В парах подача снизу через сетку на партнера. Партнер принимает мяч снизу, ловит его и выполняет подачу.


Верхние подачи.

Базовые элементы прямой верхней подачи – согласование движения подбрасывания мяча одной и ударного движения другой рукой, а также «навал» (поступательное движение) туловища на мяч в момент удара. В ударном движении принимают участия все части тела, начиная с тазобедренного сустава.

Упражнения для обучения.

  1. Имитация подбрасывания мяча и ударного движения в верхней прямой подаче из положения, когда бьющая рука находится наверху в положении замаха.
  2. Имитация составных частей подачи: из стойки волейболиста на счет «раз» перевести руку над плечом в положение замаха, на счет «два» подбросить мяч, на «три» - выполнить ударное движение.
  3. Подача в направлении партнера, соблюдая последовательность: замах, подбрасывание, ударное движение.
  4. Подача через сетку в сторону соперника.
  5. Подача через сетку в заданную зону площадки.


Направляющие удары.

Основным приемом, завершающим атаку является прямой или боковой нападающий удар. Базовыми элементами направляющего удара служат напрыгивание и ударное движение. Напрыгивание состоит из ряда сложных двигательных действий, таких, как разбег, постановка ног для прыжка и сам прыжок. Погасив энергию разбега и напрыгивания, игрок толчком ног и круговым движение рук (как при вращении скакалки) тянет тело вверх, готовясь к ударному действию. Удар по мячу выполняют из положения, когда рука располагается вверху и кисть находится над плечом. Активно сгибая туловище вокруг горизонтальной оси, игрок всю массу тела вкладывает в ударное движение.

Упражнения для обучения.

  1. Сделать шаг левой ногой, выполнить напрыгивание на правую с последующим толчком обеими ногами. В момент отталкивания руки выполняют круговые движения через стороны вверх. Игрок начинает приземляться в положение, когда обе руки находятся вверху.
  2. Выполнить разбег с трех шагов, начиная движение с шага левой ногой. Выполнить второй шаг правой ногой и напрыгивание на обе ноги. Движение рук тоже, что и в упражнении 1.
  3. Доставание обеими руками предметов после разбега и напрыгивания.
  4. После небольшого разбега напрыгивание на гимнастическую скамейку или на сложенные маты.
  5. Первый игрок выполняет верхнюю передачу, а второй после разбега и напрыгивания ловит мяч обеими руками в высшей точке прыжка.
  6. После шага правой ногой левой рукой подбросить мяч вперед-вверх, сделать напрыгивание и поймать мяч обеими руками в высшей точке прыжка.
  7. Нападающий удар в пол с собственного набрасывания в опорном положении.
  8. Нападающий удар в опорном положении со встречной передачи.
  9. Напрыгивание и ловля мяча обеими руками в высшей точке прыжка со встречной передачи через сетку.
  10. Нападающий удар с собственного набрасывания с трех шагов.
  11. Нападающий удар после встречной передачи.
  12. Нападающий удар с передачи партнера из зоны третьего номера.


Перед началом игры проводится жеребьевка. Команда-победитель получает право подавать первой, другая команда – право выбрать площадку.

Подача.

  • Подавать можно с любого места лицевой линии
  • Подача – одна попытка, на которую дается 8 секунд
  • Касание сетки мячом при подаче ошибкой не считается
  • Каждое попадание мяча по площадке противника приносит очко команде, пославшей мяч
  • Команда, забившая мяч, получает право подавать
  • Если мяч забивает принимающая команда, то ее игроки перед подачей перемещаются по часовой стрелке на одну позицию (такое перемещение называется переходом)
  • Если мяч забивает подающая команда, то перехода не происходит.


Партия.

  • Партию выигрывает команда, которая первой наберет 25 очков. При этом разрыв в счете должен быть не меньше 2-х очков.
  • При равном счете 24:24 игра продолжается до достижения преимущества в два очка (26:24 ; 27:25)
  • Всего играется 5 партий
  • В случае равного счета (по партиям) 2:2, решающая (5-я) партия играется до 15 очков с наименьшим преимуществом в 2 очка
  • В каждой партии 2 тайм-аута, длительностью 30 сек. Во время игры разрешается наступить (но не заступать) на среднюю линию стопой или кистью руки.


Нарушения.

При данных нарушениях команда теряет подачу.

  • Касание сетки любыми частями тела во время игры
  • Падение мяча за площадкой соперника
  • Заступ за среднюю линию во время игры
  • Заступ за лицевую линию при подаче
  • Задержка мяча (более 8 сек.) при подаче
  • Если во время игры мяча коснулись более 3-х членов команды
  • Если один и тот же член команды во время игры коснулся мяча более одного раза подряд
Следующие нарушения приводят к предупреждению, удалению, либо дисквалификации.
Предупреждение делается устно, второе ведет к удалению.
Удаление – игрок покидает площадку, остается наблюдать за матчем.
Дисквалификация – игрок покидает площадку и место проведения матча


Нарушения:

- Грубое поведение.

1-й случай – предупреждение
2-й другим членам команды – очко сопернику, потеря подачи
2-й тем же членом команды – удаление
3-й любым членом команды – дисквалификация

- Оскорбительное поведение

1-й случай – удаление
2-й случай – дисквалификация

- Агрессивность – дисквалификация.


Методика обучения технике волейбола

Начинаем с планирования

Эффективность занятий волейболом во многом зависит от грамотного планирования. Центральное место здесь занимает содержание технической и тактической подготовки волейболистов.

Для правильного построения всей учебной работы первостепенное значение имеет последовательность изучения программного материала по принципу «от простого к сложному». Планируя работу, педагог должен учитывать существующие условия, в частности состояние материально-технической базы школы, а также уровень физической подготовленности учеников. Исходя из этого, он определяет допустимую нагрузку при выполнении упражнений на занятиях при изучении технико-тактического материала.

Практически это делается так: составляется поурочный план в виде таблицы, в левой части которой по вертикали вписывается содержание учебного материала, а по горизонтали – номера уроков. Дидактические этапы освоения различных двигательных действий обозначаются буквами: О – обучение, З – закрепление, С – совершенствование, х – повторение ранее изученных и заданий и выполненных упражнений.

Следует учесть, что на каждом уроке дети не только изучают какое-то новое действие, но и закрепляют ранее изученный материал, совершенствуют полученные навыки. Таким образом, определенный объем умений и навыков по разделу программы по волейболу усваивается в течение всего курса обучения.

Кроме изучения различных технико-тактических действий и совершенствования навыков, надо также уделить время физической подготовке – общей и специальной: эта оздоровительная направленность должна прослеживаться на каждом уроке. На каждом занятии следует часть времени отводить развитию двигательных качеств учеников.


Стойки и передвижения

Стойки и передвижения – базовая составляющая техники игры в волейбол, и от степени овладения ими зависит успешность различных действий.

Стойками принято называть наиболее рациональные положения волейболиста для выполнения различных перемещений, технических приемов и тактических действий во время игры.

Основные исходные положения зависят от различных моментов игры:

– при выполнении второй передачи – высокая стойка;
– при приеме мяча с подачи – средняя стойка;
– при приеме силовой подачи или после нападающего удара – низкая стойка.

Передвижения включают ходьбу, бег, перемещения приставными шагами в стороны, спиной вперед, остановку в шаге, двойным шагом, в скачке.

Важно научить сочетать различные способы передвижения с остановками и принятием той или иной стойки, а также уметь выбирать способы перемещения в зависимости от игровой обстановки. Изучение различных стоек и передвижений следует проводить в первую очередь. После ознакомления с исходными стартовыми положениями занимающиеся учатся применять их при перемещении в различных направлениях, постоянно увеличивая расстояние и скорость передвижения.


Техника выполнения

При выполнении любой стойки следует помнить, что ноги должны быть полусогнуты, стопы располагаются на ширине плеч, одна нога впереди другой, туловище наклонено вперед, руки согнуты в локтях, взгляд направлен вперед.


Возможные ошибки

1. Ноги выпрямлены или чрезмерно согнуты в коленях.
2. Руки опущены.
3. Чрезмерный наклон туловища вперед.
4. Неустойчивые положения перед приемом мяча.


Подводящие упражнения

1. Бег:

а) обычный;
б) приставными шагами в сторону;
в) спиной вперед;
г) бег с высоким подниманием бедра; с захлестыванием голени назад.

2. Прыжки с продвижением вперед:

а) отталкиваясь ногами поочередно;
б) отталкиваясь ногами одновременно;
в) в приседе.

3. Ходьба и прыжки в приседе и полуприседе.

4. Бег по заданию, выполняемый по звуковым или зрительным сигналам:

а) с изменениями направления бега или с ускорениями;
б) с остановками различными способами.

5. Старты из различных исходных положений и стоек.

6. Челночный бег:

а) обычный;
б) приставными шагами;
в) различными способами (сочетания).

7. Упражнения с мячом для развития ловкости.

Передача мяча двумя руками сверху Одним из главных технических приемов игры в волейбол является верхняя передача мяча.


Техника выполнения

И.п. – ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтях, кисти перед лицом, пальцы разведены и образуют «ковш», локти направлены вперед-в стороны.

Передача начинается с последовательного разгибания ног, туловища, рук; заключительным движением кистей мячу придается необходимое направление полета.

Для того чтобы хорошо выполнять передачу двумя руками сверху, учащиеся должны:

– уметь быстро перемещаться и принимать исходное положение;
– помнить, как правильно располагать кисти перед лицом («ковш»);
– при передаче касаться мяча фалангами пальцев;
– перед выполнением передачи туловище разворачивать в том же направлении;
– при выполнении передачи руки, туловище и ноги разгибать одновременно, а мяч сопровождать руками до полного их выпрямления.

Возможные ошибки

1. Мяч отбивается ладонями, а не пальцами.
2. Большие пальцы рук направлены вперед.
3. Мяч принимается слишком напряженными или расслабленными пальцами. При приеме мяча пальцы слишком напряжены или расслаблены.
4. Отсутствие согласованности в движениях рук, туловища, ног.
5. Кисти не сопровождают мяч.
6. Нет выхода под мяч, ученики передают мяч прямыми руками на слишком большом расстоянии.


Подводящие упражнения

1. Обхватить мяч (имитация положения кистей на мяче).

2. Поднять мяч с пола, сохраняя положение кистей на мяче.

3. Выполнить низкий дриблинг мяча в пол (10–20 см) двумя руками на месте.

4. Выполнить верхнюю передачу мяча в стену на минимальном расстоянии (5–10 см).

5. Выполнить верхнюю передачу мяча в стену без зрительного контроля.

6. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на минимальную высоту (5–10 см).

7. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на близком расстоянии от стены (5–20 см):

а) перемещаясь вдоль нее;
б) опускаясь в присед и вставая;
в) без зрительного контроля.

8. Подбросить мяч, поймать в положении верхней передачи:

а) после одного отскока от пола;
б) без отскока;
в) после перемещения.

9. Передача мяча на различные расстояния: 1 м, 3 м и т.д.

10. Бросить мяч в стену, выполнить верхнюю передачу:

а) над собой;
б) в стену.

11. Выполнить верхнюю передачу над собой с перемещением различными способами.

12. Выполнить верхнюю передачу от игрока к игроку.

13. Подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову.

14. Стоя спиной к стене, подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову в стену, повернуться и поймать мяч.


Прием мяча двумя руками снизу

Данный прием используется при приеме подач, нападающих ударов и низко летящих мячей.


Техника выполнения

И.п. – ноги на ширине плеч согнуты в коленях, ступни параллельны, руки выпрямлены, предплечья приближены друг к другу, туловище наклонено вперед. Передача выполняется за счет выпрямления ног, туловища и рук вперед-вверх навстречу мячу.

Для обеспечения качественного приема мяча двумя руками снизу занимающиеся должны:

– уметь принимать положение готовности;
– перед приемом мяча правильно располагать руки: предплечья суппинированы и находятся на одном уровне, кисти соединены;
– быстро перемещаться вперед, назад, в стороны и после перемещения принимать исходное положение лицом по направлению мяча (на прием к партнеру); при приеме мяча справа руки натянуты, правое плечо выше левого, лучевые кости находятся в наклоне в сторону передачи.

Возможные ошибки

1. Несвоевременный выход под мяч.

2. Неправильные положение и движения рук:

а) руки расположены несимметрично;
б) предплечья не суппинированы и недостаточно сведены;
в) руки согнуты в локтях.


3. Отсутствует согласованность в движениях рук, туловища и ног.


Подводящие упражнения

1. Сочетание положения обеих рук и основной стойки, учитель (тренер) давит на предплечья.

2. Подбросить мяч, после отскока от пола подставить под него сложенные руки, после вертикального отскока от рук поймать мяч.

3. С точного броска учителя вернуть мяч с нижней передачи.

4. Бросить мяч в стену, подставить под него руки, направляя его в стену, затем поймать.

5. Двукратное и многократное выполнение нижней передачи:

а) над собой;
б) в стену.

6. Выполнить нижнюю передачу с неточного набрасывания учителя (тренера). Мяч набрасывается:

а) впереди или через игрока;
б) слева или справа от игрока.

7. Нижняя передача от игрока к игроку.

8. Нижняя передача над собой с перемещением:

а) вперед или назад;
б) в сторону.

При изучении нижней передачи вначале внимание необходимо сосредоточить на положении рук и их работе, а затем на выходе игрока под мяч.


Нижняя прямая подача мяча

Подача нужна не только для введения мяча в игру – она является грозным атакующим средством. Поскольку с нее начинаются все игровые эпизоды, от умения правильно выполнить ее и тактически реализовать зависит ход игры.


Техника выполнения

И.п. – лицом к стене, ноги полусогнуты, одна нога впереди, туловище наклонено вперед, мяч удерживается левой рукой. Подбросить мяч на 0,4–0,6 м, правую руку при этом отвести назад. Удар по мячу производится напряженной ладонью выпрямленной руки ниже пояса, при этом тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу; после удара сделать шаг в сторону площадки.

При обучении нижней прямой подаче учащиеся должны иметь в виду следующее:

– от правильно принятого исходного положения зависит результат подачи;
– мяч нужно подбрасывать вертикально вверх на небольшую высоту.

Возможные ошибки

1. Неправильное исходное положение (туловище выпрямлено, ноги прямые).
2. Мяч подброшен слишком близко к туловищу, слишком далеко или слишком высоко от него.
3. Удар по мячу выполнен рукой, согнутой в локтевом суставе.
4. Кисть бьющей руки слишком расслаблена.

Подводящие упражнения

1. Положение подбрасывающей руки без мяча и с мячом.
2. Положение бьющей руки для замаха и с имитацией замаха.
3. Имитация подбрасывания мяча (без удара).
4. Удар бьющей рукой по ладони подбрасывающей руки.
5. Удар бьющей рукой по мячу, находящемуся неподвижно в другой руке.
6. Имитация подбрасывания и подача в целом.
7. Нижняя подача с близкого расстояния в стену.
8. Нижняя подача с близкого расстояния партнеру.
9. Нижняя подача через сетку с близкого расстояния.
10. Нижняя подача через сетку с места подачи.


Верхняя подача мяча

Техника выполнения

1. Перед подачей нога, разноименная с бьющей рукой, находится впереди на расстоянии 0,5–1,5 ступни.
2. Рука с мячом перед подбрасыванием располагается выше пояса и слегка согнута.
3. Положение бьющей руки в замахе должно быть следующее: кисть выше головы, локоть выше плеча.
4. Подбрасывание выполняется вертикально на расстоянии 0,5–2 ступни перед носком правой ноги.
5. Замах начинается с отведения плеча, туловище отклоняется незначительно, рука отводится мягко, без рывка.
6. Удар начинается с движения мяча вперед.
7. Рука при ударе выпрямляется в локтевом суставе.
8. Удар по мячу наносится основанием напряженной ладони или кулаком.
9. После подачи масса тела переносится на стоящую впереди ногу, рука показывает направление вылета мяча.


Возможные ошибки

Подготовительная фаза

1. Корпус излишне развернут влево (вправо).
2. Стопы развернуты в стороны.
3. Подбрасывание выполнено неточно (слишком высоко, слишком низко или с вращением).
4. Плечо не отведено.
5. Рука в замахе зафиксирована слишком низко, слишком далеко или «завалена» за голову.
6. Кисть развернута наружу либо «завалена» влево или назад.

Рабочая фаза

1. Рука согнута в локтевом суставе или располагается слишком свободно.
2. Кисть расслаблена.
3. Удар по мячу выполнен неточно.

Завершающая фаза

1. Корпус «завален» влево.
2. Правое бедро (нога) выставлено слишком далеко вперед.
3. Предплечье уходит влево.

Подводящие упражнения

1. Положение подбрасывающей руки без мяча и с мячом.
2. Имитация подбрасывания мяча (без удара).
3. Удар бьющей рукой по тыльной стороне ладони подбрасывающей руки.
4. Удар бьющей рукой по мячу, находящемуся неподвижно в другой руке.
5. Имитация подбрасывания и подачи в целом.
6. Верхняя подача с близкого расстояния в стену или партнеру.
7. Верхняя подача через сетку с близкого расстояния.
8. Верхняя подача через сетку с места подачи.


Нападающие удары

Нападающие удары можно классифицировать следующим образом:

а) по направлению удара:

– по ходу разбега;
– с переводом;

б) по высоте передач:

– с высокой передачи;
– со средней передачи;
– с низкой передачи;

в) по месту отталкивания:

– с передней линии;
– со второй линии.

г) обманные.

Примечание. Перед изучением нападающего удара в прыжке с разбега игроки с плохо развитой координацией движений предварительно осваивают верхнюю передачу одной рукой в прыжке и обманный удар.

Наибольшая сложность при освоении нападающего удара состоит в том, что игрок должен точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка.

Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит из-за неумения своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком, в результате мяч оказывается сзади него, далеко впереди или в стороне. Такие недостатки затрудняют освоение данного приема и надолго затягивают формирование соответствующего двигательного навыка. Поэтому при обучении не надо торопиться переходить от верхней передачи в прыжке через сетку (атака верхней передачи) к нападающему удару: лучше сначала как следует закрепить навык точного выхода на мяч.

После освоения нападающего удара полезно периодически возвращаться к верхней передаче через сетку, чтобы проконтролировать скорость и точность выхода.


Прямой нападающий удар

Техника выполнения

1. Разбег обычно выполняется с 2–3 шагов.
2. Для разбега с 3 шагов движения начинают с шага одноименной с бьющей рукой ноги, а с 2 шагов – с разноименной.
3. В начале разбега корпус наклонен вперед, руки опущены вниз.
4. Первый шаг должен быть коротким: он обеспечивает скорость разбега за счет выведения общего центра тяжести вперед за опору.
5. При разбеге в 3 шага сделать 2 шага, выполнить напрыгивание на обе ноги, правую ногу поставить на пятку перекатом, затем приставить к ней левую.
6. Во время прыжка в начале напрыгивания отвести руки назад-в стороны, а при отталкивании согласованно с ним выполнить мах вперед-вверх, описывая дуги.
7. Замах начинается с отведения плеча, корпус отклоняется незначительно, рука фиксируется в положении замаха.
8. Положение бьющей руки в замахе должно быть следующее: кисть над плечевым суставом выше головы, локоть выше плеча.
9. Левая рука в момент замаха занимает положение противовеса: не ниже головы, напротив левого плечевого сустава.
10. Удар начинается с движения плеча вперед.
11. Рука при ударе выпрямляется в локтевом суставе.
12. Удар по мячу наносится в высшей точке напряженной ладонью, кисть принимает форму сферы, пальцы вместе, большой палец отведен в сторону.
13. После удара корпус сгибается вперед, подчиняясь направлению удара.
14. Бьющая рука показывает направление вылета мяча или опускается вниз.


Возможные ошибки

Разбег

1. Недостаточная длина или низкая скорость разбега либо количество шагов не соответствует расстоянию.
2. Размахивание руками или их скрещивание при разбеге.

Подготовительная фаза

1. Нет вращения рук, высокое вращение рук или вращение прямых рук.
2. Напрыгивание на две ноги происходит одновременно или на носки.
3. Слабая остановка правой ногой или левая нога приставлена поздно.
4. Вялое или слишком высокое напрыгивание.
5. Слишком высокий прыжок или прыжок выполнен в неполную силу.
6. Прыжок не сопровождается движением рук или слишком медленный мах руками.
7. Рука не зафиксирована в замахе или «завалена» влево.
8. Слишком низкое расположение предплечья или локтя.
9. Кисть не закреплена при замахе или развернута.
10. Пальцы разведены или не отведен большой палец.

Рабочая фаза

1. При ударе локоть не выставлен вверх или согнута рука.
2. Слабая работа предплечья или кисти.
3. После удара рука отведена слишком далеко назад или влево.
4. Слишком медленное движение руки при ударе.
5. Удар выполнен слишком поздно или слишком резко направлен вниз.
6. При имитации самого удара нет имитации замаха.
7. При имитации удара опущен вниз локоть, заброшена кисть или расслаблены пальцы.
8. Имитирующий удар выполнен слишком низко или слишком резко.
9. Удар выполнен прямо со второй линии при недостаточно высоком прыжке.
10. Нападающий удар выполнен не по плану или без учета игровой обстановки.

Завершающая фаза

1. Локоть бьющей руки опускается быстрее кисти.
2. Приземление выполнено на одну ногу или очень жесткое.
3. Игрок не готов к следующим действиям.

Подводящие упражнения

Обучение разбегу и прыжку

1. Прыжок на месте со взмахом рук.
2. Напрыгивание с одного шага и прыжок с отведением и взмахом рук.
3. Разбег с 1–2 шагов, имитация верхней передачи в прыжке.
4. Разбег с 1–2 шагов, верхняя передача мяча в держателе или с поддержкой партнера.
5. Разбег с 1–2 шагов, верхняя передача мяча в прыжке:
а) в стену или через сетку;
б) с низкого подбрасывания в «темп»;
в) с высокого подбрасывания партнера;
г) с низкого подбрасывания партнера.


Обучение ударному движению

1. Правая рука в положении замаха, левая рука впереди на уровне лица. Смена рук с поворотом корпуса вокруг вертикальной оси.

2. Взмах руками и постановка руки в замах:

а) на месте;
б) в прыжке.

3. Из положения замаха выполнить нападающий удар:

а) по тыльной стороне кисти выставленной вперед-вверх левой руки;
б) по мячу в левой руке;
в) без мяча с опусканием руки;
г) в пол, в стену с руки;
д) в пол, в стену после подбрасывания.


Обучение нападающему удару с разбега в прыжке

1. Разбег с 1–2 шагов, нападающий удар по мячу в держателе или с поддержкой партнера:

а) в пол;
б) через сетку.

2. Имитация нападающего удара в прыжке с разбега с 1–2 шагов, затем нападающий удар по мячу:

а) с низкого набрасывания партнера в «темп»;
б) с высокого набрасывания партнером;
в) с собственного набрасывания.

3. Нападающий удар с подачи учителя или партнера.


Блокирование

Блокирование можно классифицировать:

а) по количеству участвующих игроков:

– одиночное;
– групповое (двойное и тройное);

б) по месту отталкивания:

– на месте;
– после перемещения;

в) по тактической направленности:

– зонное;
– ловящее.

Техника выполнения

1. Игрок располагается близко от сетки, но не далее чем за 30 см перед противником, ноги слегка согнуты в коленях.
2. Руки согнуты в локтях ладонями вперед.
3. Перемещение осуществляется приставными или скрестными шагами и заканчивается напрыгиванием с последующим отталкиванием двумя ногами.
4. Руки сопровождают прыжок, как при нападающем ударе, но со значительно меньшей амплитудой и больше согнуты в локтях.
5. После отталкивания руки выносятся вверх-вперед кратчайшим путем. Расстояние между руками и сеткой должно быть минимальным, чтобы препятствовать прохождению мяча между предплечьем и сеткой. Жесткость блока обеспечивается напряженным движением кистей и пальцев рук вперед-вверх.
6. В момент прыжка и при блокировании корпус следует держать вертикально, голову ровно, живот слегка втянуть.
7. Выбор места отталкивания определяется характером разбега нападающих соперников: блокирующий игрок занимает позицию на воображаемой линии, продолжающей разбег нападающего.
8. Выбор времени отталкивания зависит от высоты передачи мяча для нападающего удара: чем выше передача, тем позже происходит отталкивание.
9. После блокирования руки опускаются не сразу, а еще некоторое время удерживаются вверху.
10. После приземления игрок готов к следующим действиям.

Возможные ошибки

Подготовка и перемещение

1. Игрок находится слишком далеко или слишком близко от сетки.
2. Игрок находится слишком далеко от вертикального места атаки.
3. Слабый контроль за действиями связующего игрока команды-соперника.
4. Ноги согнуты недостаточно, ступни поставлены узко.
5. Слишком поздний или слишком ранний старт.
6. Низкая скорость перемещения.
7. Опущены руки перед прыжком.

Подготовительная фаза

1. Вялое напрыгивание или напрыгивание на носки.
2. При напрыгивании ноги согнуты недостаточно.
3. Слишком поздний или слишком ранний прыжок.
4. Прыжок в неверном направлении – в длину (на сетку) или в сторону.

Рабочая фаза

1. Руки вынесены из-за головы.
2. В момент постановки руки расслаблены.
3. Руки согнуты в локтях.
4. Широкая или узкая постановка рук.
5. Недостаточно подтянуты плечи.
6. Голова или кисти запрокинуты назад.
7. Мяч накрыт кистями рук в момент удара.
8. Кисти расслаблены.
9. Большие пальцы впереди
10. Пальцы узко раздвинуты или расслаблены.
11. Руки не развернуты в шестую зону.
12. Игрок смотрит на мяч в момент удара.
13. Основной блокирующий игрок не пристраивается к остальным членам команды (образуется брешь в защите)
14. Игроки перекрывают друг друга.

Завершающая фаза

1. Высокая стойка после перемещения.
2. Узко поставлены ноги после перемещения.
3. Жесткое приземление
4. Игрок не готов к следующим действиям.

Подводящие упражнения

1. В стойке готовности распрямить руки в локтевых суставах, сохраняя между кистями расстояние чуть меньше диаметра мяча.
2. То же, но стоя у стены с ударами об нее ладонями.
3. В стойке готовности распрямить руки в локтевых суставах, выполнить прыжок вверх-вперед. Замах не делать; движение рук осуществляется по кратчайшему пути.
4. Упражнение в парах. Игроки стоят лицом друг к другу. Первый номер занимает исходное положение, как в п. 2. Второй номер давит ему на предплечье толчковыми движениями, а его партнер пытается удержать напряженные руки в стойке готовности.
5. Выполнить одиночное блокирование в прыжке:
а) у стены
б) у сетки.
6. Блокирование нападающего удара по мячу, установленному в держателе.
7. Блокирование наброшенного мяча над сеткой несколько левее или правее блокирующего игрока (сделать приставной шаг и сблокировать мяч).
8. Упражнение в парах. Первый игрок выполняет нападающий удар через сетку с собственного подбрасывания, а второй – блокирование в прыжке.
9. То же, что в п. 7, но нападающий удар выполняется из зоны 4 с передачи для удара игроком из зоны 3.
10. Блокирование нападающих ударов, посланных из других зон, а также ударов с разных по высоте, скорости и траектории передач.

Примечание. Быстрое перемещение к месту блокирования – одна из составляющих эффективного индивидуального блокирования.

Другая составляющая блокирования – своевременная постановка рук на пути мяча, направленного со стороны соперника. Это зависит, прежде всего, от умений просчитать ситуацию, правильно воспринимать и оценивать положение нападающего и мяча относительно сетки и т.д., которые развивают с помощью специальных упражнений. Встречается и такое мнение, что блокирование необходимо осваивать только после овладения нападающими ударами, но оно на самом деле ошибочно. По мере изучения подводящих упражнений для нападающих ударов применяются подводящие упражнения для блокирования.


Обучение техническим элементам волейбола

0 534 8fd6207b Lm.jpg

Волейбол является, пожалуй, самой сложной технической игрой. На занятиях много времени уделяется отработке технических элементов. Это необходимо, но монотонно и быстро надоедает детям, которые сразу же хотят играть. Можно ли обучать волейболу в игровой форме? Предлагается сочетать упражнения по обучению техническим элементам с подвижными играми.


Передачи мяча


Упражнения на технику

1. Броски волейбольных мячей вверх-вперед. Учащиеся удерживают мяч кистями, широко расставив пальцы, локти в стороны-вперед; одновременным и полным разгибанием рук, туловища и ног производят бросок мяча.

2. Учащиеся, подбросив мяч, ловят его, а затем, имитируя движение при передаче, бросают партнеру. Основное внимание необходимо обращать на согласованность движений рук, туловища и ног.

3. Упражнение в парах. Один подбрасывает мяч перед собой и передачей сверху направляет его партнеру, тот ловит мяч и также возвращает.

4. Упражнение в парах. Расстояние между учащимися – 5–6 м. Партнер набрасывает передающему мяч по средней траектории на уровне его головы. Тот из и.п. для передачи мяча сверху удерживает его и передает мяч партнеру приемом сверху. Партнер ловит мяч и набрасывает его снова.

5. Упражнение в парах. Партнер набрасывает мяч в 1–1,5 м левее или правее передающего. Тот, в свою очередь, перемещается в и.п. для приема мяча сверху, выполняет прием и возвращается в и.п.

6. Учащиеся стоят в колонне по одному лицом к набрасывающему мяч, поочередно выполняют передачу и возвращаются в конец колонны.

7. Учащиеся выполняют индивидуальную работу над верхней и нижней передачами у стены на максимальное количество раз.

8. Упражнение в парах. Занимающиеся располагаются на расстоянии 3–5 м друг от друга и выполняют поочередные передачи мяча сверху по низкой, средней и высокой траектории.

9. То же, но с использованием приема сверху или снизу в зависимости от траектории полета мяча и его направления.

В процессе обучения следует обращать внимание учащихся на быстроту, четкость и своевременность выхода к мячу. Чтобы избежать монотонности в обучении и создать положительный эмоциональный фон урока, можно применять игровые упражнения и подвижные игры.


Подвижные игры


«Точно водящему»

Учащиеся стоят по кругу, в середине которого – 1–3 водящих с мячами, которые поочередно набрасывают мяч игрокам, перемещающимся по кругу приставными шагами. В момент получения мяча необходимо остановиться, точно выполняя передачу сверху двумя руками водящему.


«Свеча»

На площадке рисуют круг диаметром 2 м, в центр кладут мяч. Игроки, расположившись в колонну по одному, по очереди входят в круг и выполняют 10 передач мяча сверху над собой на высоту не менее 2 м. За недостаточную высоту или выход за рамки круга начисляются штрафные очки. Побеждает игрок, получивший меньше штрафных очков.


«Кто точнее»

Команды выстраиваются в колонну по одному в 5 м от стены, на которой в 3 м от пола нарисован квадрат размером 2?2 м. Игроки по очереди выполняют передачи мяча снизу и сверху двумя руками, стремясь попасть мячом в квадрат, затем уходят в конец своей колонны. Побеждает команда, выполнившая больше попаданий.


«Обстрел чужого поля»

На боковых линиях площадки нанесены два круга диаметром 2 м один напротив другого. Поочередно игроки входят в круг и выполняют передачу мяча снизу и сверху, стараясь попасть в противоположный круг. Если мяч летит мимо круга, игрок получает штрафное очко. Игра ведется на время. Побеждает ученик, набравший меньше штрафных очков.


Подача мяча

Упражнения на технику

1. Многократное принятие и.п. для подачи.

2. Подбрасывание вверх мяча и ловля его в момент удара.

3. Подбрасывание вверх мяча и замах бьющей рукой (имитация броска).

4. Учащиеся располагаются на противоположных боковых линиях и поочередно выполняют подачи.

5. Подачи мяча в стену с расстояния 5–7 м.

6. Подачи мяча через сетку с расстояния 5–6 м. Следует постепенно увеличивать расстояние, отходя к лицевой линии.

7. Подачи мяча в левую и правую половины площадки.

8. Подачи мяча на точность в заданную зону.

9. Соревнования между учащимися на максимальное количество правильно и точно выполненных подач. Подачи выполняются сериями по 5–10 раз.


Подвижные игры


«Снайперы»

Команды выстраиваются в шеренгу за лицевыми линиями площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по 5 подач, стремясь попасть в квадраты с цифрами от 1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков. Если мяч попал в квадрат с цифрой 6, игроку начисляют 6 очков, и т.д. Побеждает команда, набравшая больше очков.


«Сумей передать и подать»

Играющие выстраиваются в 2 колонны в 3 м от стены и соревнуются в передачах мяча в стену и подачах на точность. По сигналу первые номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху и снизу в стену, после чего бегут на свою половину площадки и производят по 3 подачи. Как только первый номер закончил подавать, немедленно начинает передачи второй номер. Игроки, ожидающие своей очереди, собирают мячи и доставляют их к месту подачи. За правильное выполнение передачи игроку начисляют 1 очко, подачи – 3 очка. Побеждает команда, набравшая больше очков.


Нападающий удар

1. Упражнение в парах. Дистанция между партнерами – 5–6 м. Занимающиеся выполняют удары правой и левой рукой по мячу, лежащему на ладони, выставленной левой (правой) руки вперед-вверх, направляя его в пол. Удар выполняется прямой рукой.

2. Верхний трос волейбольной сетки прикрепляется к верхнему крюку одной стойки и к нижнему – другой. Занимающиеся, стоя на полу, располагаются боком к сетке – так, чтобы верхний трос был на уровне головы, и выполняют удары по мячу через сетку в опорном положении. Кисть захлестывающим движением накрывает мяч; рука опускается вниз, не задевая сетку.

3. Упражнение в парах. Удар в парах в опорном положении.

4. То же, что в упр. 2, но учащиеся левой рукой набрасывают мяч, а правой перекидывают его через сетку.

5. Игроки выстраиваются в шеренгу, по команде выполняют шаг правой ногой, приставляя левую и одновременно отводя руки вниз-назад, фиксируют полуприсед.

6. То же, что в упр. 5, но полуприсед фиксируется после широкого шага вперед.

7. То же, что в упр. 6, но учащиеся выполняют три шага разбега и прыжок вверх, в момент прыжка делая активный взмах руками вперед-вверх без задержки в положении полуприседа.

8. То же, что в упр. 7, но учащиеся, выпрыгнув вверх, имитируют нападающий удар.

9. Имитация нападающего удара теннисным мячом через сетку.

10. Удар с собственного набрасывания с одного шага.

11. Удар с передачи из зоны 3.


Прием мяча с подачи

Методические особенности

На занятиях вместе с обучением подачам логично также обучать и приему мяча, так как это обязательные элементы игры. Этому техническому приему следует обучать после того, как учащиеся освоят передачу мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. Техника выполнения приема мяча с подачи в основном зависит от траектории и скорости полета мяча, определив которые, учащийся должен быстро переместиться к месту его падения и принять и.п. для приема мяча снизу. Для закрепления этого приема используются упражнения на прием нижней прямой подачи в разных зонах, а также специальные подвижные игры.


Подвижные игры


«Сумей принять»

Команды парами располагаются на боковых линиях волейбольной площадки друг напротив друга. По команде игроки одной команды посылают мяч игрокам другой, которые стремятся принять его и отправить его в обратном направлении. Каждый выполняет по 10 подач, затем игроки меняются местами. В каждой команде побеждает тот, кто большее количество раз принял мяч без ошибок.


«Кто лучше»

Трое игроков располагаются на задней линии в зонах 6, 5, 1. Каждый принимает по 10 подач. За это начисляются очки: при ошибке на приеме – 2 очка; при приеме без технических ошибок, но мяч не доведен до зоны нападения – 3 очка; при приеме без ошибки, мяч доведен до зоны нападения – 4 очка; дана хорошая передача сразу на удар – 5 очков. Затем игроки меняются местами.

Методические рекомендации при обучении техническим приемам

We02m.jpg

Последовательность обучения стойкам и перемещениям

1. Выполнение стоек на месте.

2. Перемещения в медленном темпе. Ходьба выпадами, в полуприседе, на внешней и внутренней стороне стопы, на носках и пятках. Пробегание отрезков 15–20 м с ускорением. Чередование ходьбы и бега. Передвижения разными способами в различных направлениях по зрительному и звуковому сигналам. Бег из различных и.п.: лицом или спиной вперед; приставными шагами; с прыжками. Различные эстафеты, включающие бег, прыжки, кувырки, ускорения на отрезках 8–15 м с изменением направления («елочка», челночный бег 9–3–6–3–9 м).

3. Сочетание перемещений в медленном и среднем темпе с последующим принятием стойки.

4. Перемещения в высоком темпе с последующим принятием стойки.

5. Принятие стойки игрока после перемещения по звуковому или зрительному сигналу.


Последовательность обучения передачам мяча сверху

1. Имитация приемов сверху двумя руками стоя на месте без мяча.

2. То же, но с мячом.

3. Передача мяча в парах с набрасыванием мяча партнером.

4. Обоюдная передача мяча в парах с расстояния 3–5 м между партнерами.

5. То же, но с расстояния 5–6 м.

6. Верхняя передача мяча двумя руками после перемещения вперед, затем назад. Обратить внимание на остановку перед выполнением приема.

7. То же, но после перемещения влево и вправо.

8. Передача мяча с изменением траектории полета.

9. Передачи мяча на точность.

10. Передачи мяча в сочетании с усложненными способами.


Последовательность обучения передачам мяча снизу

Соблюдается та же последовательность, что и при обучении приему мяча сверху.

1. Имитация передачи мяча снизу. Работают сначала ноги и туловище, затем руки.

2. Прием мяча снизу после набрасывания партнером, расстояние – 4–5 м.

3. Прием мяча снизу после отскока от пола.

4. Прием мяча снизу после перемещения вправо, влево, вперед, назад. Обратить внимание, чтобы он попадал на предплечья, а не на кисти.

5. Сочетание верхних и нижних передач в парах или у стены.


Последовательность обучения подачам

Приведенную последовательность соблюдают при изучении всех способов подач.

1. Выполнение подачи в упрощенных условиях. Имитация изучаемого способа (выполняется на три счета: 1 – замах; 2 – подбрасывание; 3 – удар по мячу).

2. Сочетание имитации подачи с подбрасыванием мяча. Ударное движение можно заменить ловлей мяча. Цель данного упражнения – научить правильно подбрасывать мяч.

3. Подача мяча в парах поперек площадки.

4. Подача мяча партнеру на точность (расстояние – 5–6 м от сетки).

5. Подача мяча из-за лицевой линии.

6. Подача мяча в левую и правую стороны площадки.

7. Подача мяча на точность в заданную часть площадки.


Последовательность обучения нападающим ударам

В начале занятий целесообразно использовать расчлененный метод обучения: первое ударное движение по мячу на месте, затем – в прыжке и только потом – в прыжке после разбега.

1. Нападающий удар с собственного набрасывания в опорном положении у стены в парах.

2. При разбеге следует обратить внимание на выполнение последнего, третьего, шага, который должен быть самым длинным и заканчиваться «стопорящим» движением стоп (ступни параллельны).

3. Имитация нападающего удара с 3 шагов разбега.

4. Нападающий удар с разбега, но мяч фиксируется партнером, стоящим на возвышении (тумбочке, стуле и т.п.).

5. Нападающий удар с собственного набрасывания мяча; с набрасывания мяча партнером.

6. Нападающий удар после встречной передачи, а затем с передачи вдоль сетки.

7. Прямой нападающий удар с передачи из зоны 3; траектория полета средняя (расстояние – до 0,5 м от сетки).

8. Нападающий удар со всех зон нападения после различных по высоте и направлению передач.

9. То же, но с переводом туловищем влево, вправо; при приземлении стопы разворачиваются в сторону движения мяча.

10. То же, но перевод выполняется разворотом кисти влево или вправо.


Программа тестов включает следующие виды испытаний:

1) бег на 30 м;
2) челночный бег 3?10 м;
3) прыжок в длину с места;
4) наклон вперед из положения стоя;
5) 6-минутный бег;
6) подтягивание на высокой перекладине (мальчики), сгибание – разгибание рук в упоре лежа (девочки).


Специальная подготовка

1. ( ~ 10-11 лет)

Стойка игрока. Перемещения шагом, бегом, приставным шагом, бегом влево, вправо, бег с изменением направления и резкая остановка по сигналу. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед, вправо, влево, назад. Индивидуальное жонглирование сверху и снизу над собой. Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. Верхняя прямая подача в облегченных условиях (расстояние – 3–6 м от сетки).

Разъяснение правил игры в волейбол на примере пионербола (расстановка игроков на площадке, переход игроков, введение мяча в игру вбрасыванием одной рукой).

Введение мяча для девочек разрешается с расстояния 6–7 м от сетки, для мальчиков – в обязательном порядке из-за лицевой линии. При разъяснении правил игры в пионербол оговаривается обязательное условие: выполнить три касания мяча с броском на сторону противника в прыжке с трехшагового разбега двумя руками.


2. ( + 1 год)

Чередование способов перемещения игроков. Передача мяча сверху и снизу двумя руками после перемещения вперед, назад, влево, вправо. Верхняя прямая подача. Прием мяча с подачи. Эстафеты и подвижные игры с элементами волейбола («Кто точнее?», «Кто лучший?», «Сумей передать и подать»). Учебная игра в пионербол, введение мяча в игру нижней или верхней подачей с расстояния 6–7 м от сетки.


3.

Чередование способов перемещения; остановка шагом и скачком. Передачи сверху и снизу над собой, в колоннах через сетку со сменой за мячом. Прием мяча с подачи. Нападающий удар в облегченных условиях. Верхняя подача. Индивидуальные тактические действия. Групповые тактические действия (взаимодействие игроков передней линии со второй передачи в зоне 3). Учебная игра, эстафеты и подвижные игры.


4.

Передача мяча сверху и снизу двумя руками над собой, вперед, после перемещения, сверху двумя руками за голову. Прием мяча с подачи в зонах 1, 6, 5 с доигрыванием в зону 3. Нападающий удар со второй передачи в зонах 2, 4, 3. Доигрывание мяча над сеткой. Одиночное и двойное блокирование. Индивидуальные, групповые и командные действия. Взаимодействие игроков линии защиты и нападения. Учебная игра, эстафеты и подвижные игры.


5.

Передача мяча вдоль сетки после перемещения, передача мяча в прыжке, нападающий удар «по ходу» в зонах 2 и 4, нападающий удар по линии. Одиночный и двойной блоки. Подстраховка нападающего и блокирующего. Подачи нацеленные с вращением и без вращения мяча. Прием мяча с подачи и нападающего удара. Взаимодействие линий нападения и защиты. Учебная игра в усложненных условиях (уменьшенным составом, сетка закрыта тканью). Эстафеты и подвижные игры с элементами волейбола.


6.

Совершенствование разученных технико-тактических приемов в упражнениях игрового характера. Групповые и командные тактические действия, взаимодействие игроков на площадке. Индивидуальные тактические действия: при подачах, передачах, нападающих ударах и приеме мяча с подачи. Функции игроков на площадке. Групповые и командные действия в нападении и защите. Системы игры «углом вперед», «углом назад», с выходом разводящего игрока из зоны 1. Учебные и контрольные игры, участие в соревнованиях различного ранга.




0 53f 3f59cb4 Lm.jpg

Смотреть также


Дополнительно

  1. План-конспекты уроков по волейболу
  2. Психологические аспекты подачи в волейболе
  3. Подача и прием мяча в волейболе
  4. Занятия по волейболу для детей
  5. Что важнее в волейболе - тактика или техника?
  6. "Волейбол в школе" Мельников А.Г.


Ссылки

  1. Волейбольный портал
  2. Советы по технике игры в волейбол
  3. Википедия
  4. 120 уроков по волейболу
  5. Пособие "Юный волейболист"
  6. Технические элементы