Виндсерфинг

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
2195041217 648b8da91bm.jpg

Гонки на доске под парусом, виндсерфинг... Ощущение, что в следующее мгновение волна поднимет вас, и вы полетите. Когда спортсмен стремительно несется над самой водой в облаках брызг, забываются трудности начального периода обучения. Высокие скорости скольжения сопряжены с повышенными нагрузками на организм и требуют крепких нервов. Чуть зазевался, и парус по высокой дуге выбрасывает гонщика в воду...

Прежде чем начинающий спортсмен насладится скольжением по воде, ему предстоит посвятить несколько занятий ознакомлению с виндсерфером и особенностями гонок. Частые "купания" не должны приводить начинающих в отчаяние — они неизбежны в подготовке. Овладев основами виндсерфинга, вы вскоре будете чувствовать себя на плывущей доске как дома.

Этот доступный и быстро осваиваемый вид спорта появился в конце шестидесятых годов. Основой здесь стала обычная доска для катания на волнах. Был изготовлен увеличенный вариант такой доски, ее снабдили швертом (выдвижным килем) и плавничком для стабилизации по курсу и продольной стабилизации, мачтой, которую можно поворачивать и наклонять в любую сторону; парусом и уишбоном. Уишбон — алюминиевая трехметровая трубка, с помощью которой удерживают парус и, изменяя его положение, управляют виндсерфером.

Все новые виды спорта объединяет одна общая черта: в свободное время, на отдыхе они не только восполняют характерный для многих современных профессий недостаток движений, но и доставляют людям радость, удовольствие.

Все это можно отнести и к виндсерфингу. Он дает нагрузку на все мышцы, но не требует больших усилий. Виндсерфингом могут заниматься, стар и млад, мужчины, женщины, дети. Все, кто дорос до уишбона и умеет плавать.

Здесь требуется не столько сила, сколько чувство равновесия. Поэтому в виндсерфинге наибольших успехов с самого начала достигают горнолыжники, яхтсмены, воднолыжники — вообще представители тех видов спорта, где требуется опреде­ленное умение владеть своим телом. Однако и этим спортсме­нам нелегко постигать искусство гонок на виндсерферах без руководства и советов более опытных гонщиков. Если, к при­меру, кому-либо вздумается знакомиться с этим видом спорта при сильном ветре, тот, скорее, сможет почувствовать себя во­долазом. А при правильном, квалифицированном обучении но­вичок уже через несколько занятий научится держать прямой курс и выполнять первые маневры.


Рис. 1.

Vind 1.png
Vind 2.png

ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ. Как известно, виндсерфер не имеет руля управления. Но все же им можно довольно точно управлять, что главным образом достигается изменениями в положении центра парусности и центра бокового сопротивления. Как только между этими двумя центрами возникает вращающий момент, доска начинает поворачиваться. При этом центр бокового сопротивления служит центром поворота, а центр парусности — точкой приложения равнодействующих аэродинамических сил. Говоря проще, центр парусности и центр бокового сопротив­ления на двух уровнях воздействуют на движение виндсерфера в плоскости, проходящей вдоль доски, и плоскости, пересекаю­щей доску под прямым углом (рис.1). Когда центр парусности находится над продольной осью корпуса и центром бокового сопротивления, то виндсерфер движется прямым курсом бейдевинд — против ветра. Когда же центр парусности находится над поперечной осью корпуса (а) и центром бокового сопротивления, виндсерфер движется прямым курсом фордевинд — по ветру.

Обратимся теперь к практическим аспектам. Даже опытным участникам гонок, хорошо знающим практику и теорию парусного спорта, при освоении виндсерфинга многое приходится постигать с азов. На первых занятиях начинающим спортсме­нам нужно набраться терпения и не бояться падений в воду. На первых порах возникают сложности с умением удерживать равновесие. Если этот барьер взят, то освоение различных курсов и маневров пойдет без особых трудностей. Навыки управления виндсерфером при определенной силе ветра приобретаются быстро. Это ветер от умеренного до свежего, т. е. до 4-5 баллов (по шкале Бофорта). Чтобы взять этот второй барьер, нужна более продолжительная тренировочная работа, причем здесь уже большую роль играет техника владения парусом и собственным телом.

РАБОТА С ПАРУСОМ НА СУШЕ. Одна из особенностей виндсерфера состоит в том, что мачту с парусом можно повора­чивать и наклонять в любую сторону. На яхтах возможности поворачивать парус весьма ограниченны, наклонять же его вообще нельзя, поскольку мачта неподвижно закрепляется в корпусе, да еще часто дополнительно фиксируется. Действующая на парус сила ветра через мачту, ванты, штанги и шкоты пере­дается на корпус лодки, лодка кренится, и таким образом умень­шается площадь парусности.

Иначе обстоит дело с виндсерфером: здесь мачта не закреплена неподвижно, вант нет, штанги, и шкоты не удерживают мачту в вертикальном положении. Компенсировать все это спортсмен должен весом своего тела. Сделать это он может лишь в том случае, если противопоставит свой вес действию силы вет­ра. Вначале значение собственного веса недооценивают, причем от такой ошибки не застрахованы ни новички, ни опытные спортсмены. А ведь именно это — одно из главных слагаемых управления виндсерфером. При силе ветра два балла (по шкале Бофорта) яхтсмену своим телом приходится уравновешивать около 6 кгс (килограммов/силы), а при четырех баллах — уже 35 кгс. Незнание действующих на парус сил является причиной всех ошибок в положении спортсмена на доске: ноги выпрямлены в коленях, таз выдвинут далеко назад, верхняя часть туловища наклонена в подветренную сторону, т. е. к парусу, прямые руки держат наклоненный в подветренную сторону парус. При таком положении малейшего порыва ветра достаточно, чтобы оказаться в воде. Здесь не поможет и отпускание паруса, поскольку спортсмен стоит крайне неустойчиво. Перед первым стартом на воде рекомендуется поупражняться с парусом на суше. Поставьте онование мачты в песок или траву, возьмитесь за мачту рукой ниже уишбона (рис.2, а). При этом ступни ног располагают по обе стороны мачты.

В дальнейшем мы будем называть ту руку, которой спорт­смен держит уишбон в районе мачты, мачтовой рукой. В дан­ном случае она выполняет функции вант и штагов. Ту руку, которая меняет положение паруса, т. е. заменяет шкоты, мы будем называть шкотовой.

Удерживая шкотовой рукой мачту в вертикальном положении, мачтовой рукой возьмитесь за уишбон вблизи мачты (рис.2, б). Затем мачтовой рукой проведите мачту сбоку от себя, так, чтобы она несколько наклонилась к корме, и в первую очередь — к наветренной стороне воображаемой доски. Этот наклон мачты в наветренную сторону является важным услови­ем для разгона на воде при различной силе ветра. Мачтовая рука должна теперь удерживать мачту в таком положении (рис.2, в). Теперь ногу, одноименную шкотовой руке, отставьте подальше к корме, а вытянутую шкотовую руку положите на уишбон. Постепенно шкотовой рукой выбирают парус, он перестает по­лоскаться на ветру, чувствуется усиливающееся давление ветра (рис.2, г).


Рис. 2

Vind 3.png
Vind 4.png

УПРАЖНЕНИЯ С ДОСКОЙ НА ВОДЕ. После того как на­чинающий спортсмен привыкнет к подвижному рангоуту винд­серфера; можно переходить к тренировкам на доске на мелких и глубоких местах. Глубокие места имеют преимущество: они приближают условия тренировочных занятий к тем, с которыми придется сталкиваться в дальнейшем.

Лучше всего на мелком месте лечь на доску и, гребя руками, выплыть на такое место, где ногами нельзя достать до дна. Потом нужно просто скатиться в воду. После такого намеренного падения подплывите к доске в том месте, где находится шверто­вый колодец и подтянитесь наверх. Сразу заметим: не забирайтесь на доску с кормы или с носа, не забирайтесь на доску с той стороны, куда упал парус, — в этих местах устойчивость ее очень невелика.

Взобравшись на доску, встаньте на колени параллельно швертовому колодцу и попытайтесь сесть на корточки. Если вам удалось это сделать, оторвите ладони от края доски и постарайтесь выпрямиться. Если удалось встать, то продолжайте заня­тие. Поставив ступни, справа и слева от швертового колодца, переносите тяжесть тела попеременно то на одну, то на другую ногу. Так знакомятся с устойчивостью доски, стойка становится увереннее. Следующее упражнение: поворот на 90 градусов в обе стороны. При этом ступни могут быть расположены, как при старте. Одна ступня — перед основанием мачты, а другая — чуть сзади швертового колодца. В этом положении также нужно немного раскачиваться, чтобы привыкнуть к устойчивости доски.

Еще одно упражнение — повороты вокруг собственной оси на 360 градусов. Это способствует повышению устойчивости на доске. Повороты выполняют в обе стороны. Каждый спортсмен сам решает, сколько времени он посвящает выполнению того или иного упражнения. Во всяком слу­чае, такие занятия в значительной степени повышают уверен­ность при первых занятиях с парусом.

Завершая предварительные упражнения на воде, проделайте их на доске без шверта. Устойчивость при этом значительно снижается, и упражнения выполнять труднее. Теперь тело необходимо расположить таким образом, чтобы сохранялось равновесие между тягой паруса и собственным весом. Немного согните ноги в коленях, руки — в локтях, прогнитесь. Не горбитесь, поскольку в таком положении центр тяжести смещается к парусу, и положение становится неустойчивым.

Новичку нужно попытаться в течение некоторого времени сохранять равновесие собственное и паруса с мачтой. Если это удается, нужно еще немного выбрать парус. При этом он почув­ствует, как усиливается давление ветра на парус. При травлении же паруса давление ветра заметно ослабевает. Знание этого обстоятельства необходимо для управления при порывистом ветре.

Умение компенсировать порывы ветра, вызывающие внезапное усиление давления на парус, необходимо приобрести также в тренировках на берегу. Если не удается уравновесить порыв весом тела, то нужно убрать шкотовую руку с уишбона — парус развернется, и давление ветра исчезнет. После того как порыв ветра пройдет, парус надо вновь выбрать так, как было указано ранее.

Подготовительное упражнение надо проводить на берегу при силе ветра не менее трех баллов, чтобы для устойчивости действительно нужно было использовать вес тела. Лишь такие за­нятия дадут возможность почувствовать, что такое ветер, научат правильно оценивать его силу.

Заметим, что при силе ветра более трех баллов первые заня­тия на воде проводить не следует. Описанные упражнения нужно выполнять с обеих сторон паруса, соответственно меняя положение рук и ног. Во всех фазах старта ноги располагают таким образом, чтобы ступни находились вдоль воображаемой оси доски. В этом же положении они остаются и после старта, за исключением некоторых случаев, на которых мы остановимся дальше. Одно­именная мачтовой руке ступня стоит перед мачтой, другая — позади мачты в фазах "а", "б", "в" (см. рис. 5), а в фазе "г" располагается позади швертового колодца (место, куда вставляется шверт), при усилении ветра ее еще дальше смещают к корме. На этом закончим первый разговор о технике владения телом. По окончании этих упражнений на берегу можно попробо­вать также осваивать падение в наветренную сторону. Для этого необходимо несколько преувеличенно наклонить тело в навет­ренную сторону, глубоко присесть и откинуться. Медленно от­кидываясь в сторону ветра, можно использовать парус как бы в качестве парашюта, т. е. с его помощью значительно замедлить падение. Таким образом оно превращается в спокойный полупереворот назад. Хорошо, если во время выполнения кто-либо будет держать шпор мачты, иначе он будет проскальзывать по траве или песку.

Начинающий спортсмен должен использовать это упражне­ние и для тренировок на воде. При наклонах паруса в наветрен­ную сторону можно с помощью ветра добиваться удивительных результатов. Если в момент опрокидывания паруса вдруг воз­никнет сильный порыв ветра, то вместо неизбежного, казалось бы, падения сам спортсмен и парус вновь выпрямятся. В этом случае на парус будет действовать мощная подъемная сила.

Описанные упражнения применяют при тренировках на воде. Они помогают начинающему избежать излишних "купаний", экономят его силы.

СТАРТ. Предварительные упражнения — это подготовка к первым стартам. Перед стартом следует обратить внимание на следующие моменты:

— при обучении избегайте течений и сильных волн;
— не занимайтесь при ветре силой больше двух баллов;
— при первых занятиях на воде следует предпочитать ветер с воды. При двухбалльном ветре волнение моря — незначительное, и никаких помех не создает. При ветре с берега можно легко попасть в зону плавания коммерческих судов;
— температура воды и воздуха должна быть такой, чтобы частые "купания" не причиняли вреда здоровью спортсмена;
— занятия в спортивном коллективе, где уже культивируется виндсерфинг, в значительной мере облегчают процесс обучения. Под руководством опытных спортсменов легче преодолевать трудности, поэтому и занятия с самого начала доставляют большое удовольствие.

Переноска виндсерфера к воде. Переноска к воде доски и рангоута (мачта с парусом) одновременно связа­на с большими трудностями. Если старт дается от пляжа, то вначале к воде доставляют мачту с парусом. Рангоут, лежащий на воде, имеет меньшую площадь для воздействия ветра, чем доска, поэтому ее сносит медленнее.

Спортсмен сразу должен привыкнуть носить мачту с парусом над головой, всем мачтовым фронтом в сторону ветра. При этом одной рукой держат рангоут за уишбон, а другой — за мачту выше уишбона. Так мачту с парусом можно переносить и при сильном ветре, при этом ветер не встречает никакого препятствия.

Затем вместе можно переносить доску и шверт. Шверт в колодец можно вставить на суше. Однако если имеется трап, то нужно спустить доску на воду, а уже затем вставить шверт.

Vind 5.png

Поднимание мачты с парусом. Старт на спокойной воде новичкам дается легче. После того как мачта вставлена в соответствующее отверстие на доске, на спокойной воде легче обеспечить, чтобы она легла на подветренную сторону, а это — важное условие установки мачты. После неудачной попытки старта мачту можно легко возвратить на нужное место — на подветренную сторону.

Итак, мачта с парусом правильно лежит на воде. Теперь встаньте на доску. При этом ступни ног располагают справа и слева от основания мачты. Спиной стоят к ветру. Слегка согни­те ноги в коленях и начинайте поднимать мачту, используя при этом не только силу мышц рук, но и ног: вместе с тягой руками выпрямляйте ноги. Перехватывая старт-шкот руками, сгибайте ноги в коленях. Такое взаимодействие мышц и рук, и ног суще­ственно важно для первой фазы поднимания мачты. Поэтому наш совет: не торопитесь, а медленно и последовательно выбирайте старт-шкот! Вода с паруса стекает быстро, и спортсмен экономит силы.

Теперь парус частично извлечен из воды, ветер наполняет его, виндсерфер приходит в движение. При этом он описывает дугу на ветер. Для того чтобы избежать такого начала движе­ния, быстро, но плавно выньте до конца парус из воды. Только теперь он начинает развеваться на ветру свободно, как флаг. Если этот маневр выполнен правильно, спортсмен по-прежнему стоит к ветру спиной. Если же в результате слишком мед­ленного поднимания мачты виндсерфер развернуло на ветер, то можно быстро оказаться в воде.

Итак, повторим: исходное положение при поднимании мачты должно оставаться неизменным до самого конца этой операции. Лишь в этом случае первый старт может получиться (рис. слева). Если удалось поднять мачту, то не нужно сразу пытаться вы­брать парус. Постарайтесь вначале зафиксировать собственное равновесие, а также — доски и мачты с парусом. При этом одной рукой удерживайте старт-шкот, а другой — помогайте себе удерживать равновесие. Цель данного упражнения — выработать свободную стойку, умение компенсировать небольшое волнение сгибанием и разгибанием ног в коленях и удерживать мачту с парусом в вертикальном положении.

УПРАЖНЕНИЕ НА ПОВОРОТЫ ДОСКИ И МАЧТЫ. Те­перь можно сделать первую попытку отойти от берега. Несом­ненно, вам удастся с помощью паруса и дрейфа отойти на неко­торое расстояние. Но тут же возникает вопрос: а как возвра­титься назад? Кроме того, при первых попытках новичку часто приходится поднимать мачту, и силы быстро иссякают. Повороты, как возможность маневрирования, требуют более основательной подготовки, поэтому они на первых порах отпадают.

Одну из возможностей изменять курс предоставляет сама мачта. С ее помощью виндсерфером можно управлять на месте. Если после прохождения небольшого отрезка нужно возвратиться к месту старта, уберите шкотовую руку с уишбона. Парус начнет полоскаться на ветру и вследствие противодействия встречного потока воздуха станет быстро тормозить. Как только доска остановится, можно начинать поворот. Изменение направления движения начинают из исходного положения: ступни — справа и слева от мачты, мачта с парусом удерживается одной рукой за старт-шкот. Достаточно с помощью старт-шкота немного потянуть мачту с парусом в наветренную сторону, чтобы слабое давление ветра оказывало свое воздействие на парус. Парус остается в неизменном положении, а доска поворачивается. Причем спортсмен как бы переступает в одну сторону, в то время как корпус вращается в другую, противоположную направлению движения. Делают это, не спеша и короткими шагами. Необходимо освоить поворот доски налево и направо с использованием мачты с парусом. Такие упражнения дадут возможность поворачивать после первых метров дистанции, не прибегая к маневрированию. Теперь можно возвратиться к месту отхода.


Рис. 4

Vind 6.png
Vind 7.png

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ ПО ВОДЕ. Начиная движение, следует обращать внимание на следующие моменты:

1. Подняв мачту, примите основную стойку (рис. 4, а).
2. Шкотовая рука удерживает мачту за старт-шкот, а мачто­вая рука над нею удерживает уишбон рядом с мачтой (рис. 4, б).
3. Теперь усилием мачтовой руки наклоните мачту с парусом в направлении носа и на ветер. При этом шкотовой рукой отпу­стите старт-шкот (рис. 4, в).
4. Шкотовая рука удерживает мачту в новом положении. Выпрямите эту руку и положите ее на уишбон, а одноименную ей ступню поставьте позади швертового колодца. Теперь шко­товой рукой медленно выбирайте парус, пока он не перестанет полоскаться по ветру. Виндсерфер начнет двигаться (рис. 4, г).

Теперь проверьте, правильно ли вы стоите. Учтите тот опыт, который вы накопили за время тренировок на суше: ни в коем случае не наклоняйте верхнюю часть тела в сторону паруса, не выпрямляйте руки!

Надежную стойку обеспечивают следующие условия: корпус прогнут назад, руки слегка согнуты в локтях.

Держитесь свободно, не застывайте в одной позе! Руки и ноги должны амортизировать при ударах ветра и волн.

Если в начале движения виндсерфер стоит по ветру, то мачту больше наклоняют к носу и в наветренную сторону. Если наоборот, то ее медленно отводят к корме. Вначале ваш курс представляет волнообразную линию. Одна­ко умение управлять доской вырабатывается довольно быстро. Просто не нужно терять энтузиазма при первых неудачных попытках.

Во всех случаях корректировку курса нужно проводить спокойно и плавно, не дергать мачту, иначе виндсерфер может быстро выйти из-под контроля, а спортсмен — оказаться в воде вопреки своему желанию.

Нужно вспомнить также теорию. Парус не должен полос­каться на ветру, иначе, сколько ни наклоняй мачту, необходи­мого направления не достичь. Иными словами, нужно не только обращать внимание на наклон мачты, но и шкотовой рукой дер­жать парус наполненным ветром. Все эти советы могут оказать большую помощь спортсмену при совершении первого плавания по прямой, хотя, на первый взгляд, и оно представляется довольно сложной задачей. Если на первых порах полагаться исключительно на интуицию, то новичок не добьется ничего, кроме боли в мышцах. Кроме того, заученные ошибки особенно ярко проявляются в гонках при сильном ветре, порождают ошибочное убеждение в том, что при свежем и сильном ветре виндсерфером вообще невозможно управлять.

На первом этапе, когда занятия проводятся при слабом ветре, спортсмену нередко приходится преодолевать его порывы. Для того чтобы научиться в такой обстановке правильно управлять парусом и внезапно возрастающему давлению ветра столь же быстро противопоставлять вес тела, нужно специально тренироваться. Можно справиться с порывом ветра и не оказаться в воде. В этих случаях не нужно отпускать мачту, достаточно лишь убрать шкотовую руку с уишбона. Парус повернется по ветру, давление ветра на парус прекратится. Такой маневр годится и в тех случаях, когда нужно сделать перерыв на отдых.

На первых порах не рекомендуется слишком далеко отхо­дить от места старта. Каждая пауза, каждое отпускание паруса, когда он начинает полоскаться на ветру, каждое падение в воду приводят к дополнительному сносу по ветру.

Прошло немного времени, позади осталось уже несколько сот метров, а после поворота доски возникает новая обстановка: чтобы возвратиться к месту старта, нужно идти новым курсом или даже лавировать, а для того чтобы научиться делать это, нужны продолжительные тренировки. Поэтому своевременно сделайте перерыв после удачного старта — поверните доску и плывите назад! Если же вы слишком далеко отошли от места старта, в этом ничего страшного нет. Не пытайтесь идти против ветра — вы ничего не добьетесь, только окажетесь в воде. Постоянное под­нимание мачты стоит больших усилий, а виндсерфер при этом сносит все дальше.

Есть несколько возможностей, для того чтобы возвратиться к месту старта. Можно повернуть доску и вернуться к берегу. В этом случае вы, правда, причалите к берегу с подветренной стороны от места отхода, однако при спокойной воде можно по берегу быстро возвратиться к месту старта. На берегу часто имеются мостики, к которым можно пристать. В таком случае настроечный шкот и крепежные тросы уишбона вынимают из зажимов и откидывают уишбон к мачте, стараясь при этом не повредить латы (рейки, придающие проч­ность парусу). Мачту, уишбон и парус кладут вдоль доски, и спортсмен руками гребет к месту старта. Когда предстоит более длинный путь, то мачту или шверт можно использовать в каче­стве весла.

Если подручных средств недостаточно для возвращения к месту старта, и существует опасность, что вас может отнести к фарва­теру коммерческих судов, не стесняйтесь позвать на помощь других спортсменов. Вас возьмут на буксир, тем более, что специ­альное отверстие на носу доски (рым) позволяет это сделать. При буксировке с доски нужно сойти. Если это возможно, то по соображениям безопасности первые старты нужно организовы­вать в тех местах, где нет оживленного движения судов. В заключение добавим, что учиться виндсерфингу в составе группы не только легче и приятнее, но и безопаснее.

Ошибки других мы замечаем значительно быстрее, чем соб­ственные, а в перерывах между занятиями весьма полезно обме­няться опытом.


Рис. 5

Vind 8.png
Vind 9.png

ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ. Из маневров, связанных с измене­нием курса более чем на 180 градусов, мы рассматривали лишь поворот корпуса по отношению к парусу, совершаемый пере­ступанием. Это хорошее, но все же вынужденное решение.

Освоив повороты, рулевой виндсерфера сможет значительно быстрее менять курс. При поворотах оверштаг нос виндсерфера при приведении пересекает линию направления ветра. Приведение продолжает­ся до тех пор, пока нос не окажется против ветра. При повороте спортсмен переходит на новую, наветренную, сторону доски и становится перед мачтой. Поворот оверштаг является одним из важнейших маневров в парусном спорте, поэтому мы подробно рассмотрим его.

1. Спортсмен идет курсом бейдевинд (рис. 5, а). Пока он еще не может выйти к месту старта, поэтому переходит на но­вый галс, но, теперь не вращая, а поворачивая виндсерфер.
2. Наклоняя мачту к корме, спортсмен уходит со своего старого курса, но продолжает приводиться к ветру, выбирая при этом парус (рис. 5, б).
3. Ступню выдвинутой вперед ноги смещают дальше на новую наветренную сторону. Другую ступню приближают к мачте. Шкотовой рукой плотнее выбирают парус и переводят его че­рез осевую линию доски (рис. 5, в).
4. Спортсмен переходит на новое место впереди мачты (рис. 5, г).
5. Лишь теперь он отпускает уишбон, парус разворачивается на ветру и начинает полоскаться. Шкотовой рукой спортсмен берется выше мачтовой руки за уишбон на новой наветренной стороне. Таким образом она становится новой мачтовой рукой (рис. 5, д). При перехватывании руками можно воспользоваться старт-шкотом как промежуточным этапом.
6. Спортсмен снимает прежнюю мачтовую руку с уишбона и новой мачтовой рукой наклоняет мачту с парусом к носу и на ветер. Затем выпрямляет шкотовую руку и берется за уишбон, туго выбирает парус на новом галсе (рис. 5, е).

Поворот закончен, вы идете новым курсом.

Еще несколько существенных замечаний относительно поворо­та оверштаг. Перевод паруса через осевую линию (см. рис. 5, в) значительно ускоряет выполнение поворота. Без такого перевода новичку значительно труднее выполнять этот поворот. Тео­рия парусного спорта говорит о том, что управление яхтой в значительной степени осуществляется смещением центра па­русности к центру бокового сопротивления. На парусном шверботе этот маневр осуществляется с помощью руля. В результате швербот приводится к ветру, идет против ветра по инерции и уваливается.

Иначе обстоит дело виндсерфером. Здесь любое маневриро­вание проводится так, как описано, причем — и это является решающим обстоятельством — ветер должен постоянно оказы­вать давление на парус. Однако оказывать давление он не мо­жет, если парус просто полощется — этот момент является критическим при маневре. Если при приведении виндсерфера кветру спортсмен доведет уишбон лишь до осевой линии, то прин­цип управления не действует, никакие силы не влияют на ваше судно. Без давления ветра на парус оно не может приводиться. Если и удастся привестись, так только самому спортсмену; причем в воду, поскольку трепещущий на ветру парус и усилия, направленные на продолжение приведения, уменьшают устойчивость рулевого.

Поэтому рекомендуется запомнить основной принцип поворота оверштаг: для приведения к ветру наклоните мачту к корме и медленно переводите парус через осевую линию на преж­нюю наветренную сторону, даже когда сами спереди обходите мачту.

Лишь, после того как нос виндсерфера пересечет линию на­правления ветра, спортсмен меняет функции рук. Теперь нужно выбрать парус, одновременно наклоняя мачту к носу и на ветер. Поворот оверштаг — основной маневр в парусном спорте. Выполнять его нужно быстро и точно. А для этого необходимо постоянно работать над техникой поворота.

ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ ПРЫЖКОМ. Наряду с описанными техническими приемами есть и другие, позволяющие быстро менять курс. Техника их выполнения значительно сложнее, чем обычного поворота, поэтому их освоение требует дополнительных тренировок. Если вы намереваетесь участвовать в соревнованиях, то без таких технических приемов не обойтись.

Описанный стандартный поворот можно заменить поворотом-прыжком, при котором доска не описывает дугу, а практически поворачивается на месте, причем поворот происходит мгновенно. Поворот прыжком выполняется следующим образом. Корпус идет круто к ветру. Спортсмен сильно наклоняет мачту к корме и одновременно быстро переводит уишбон в противоположную сторону. Виндсерфер теряет скорость и поворачивается на мес­те. В то же мгновение гонщик перепрыгивает на новую навет­ренную сторону. Прыжок ускоряет вращение доски, поскольку, отталкиваясь, спортсмен ступней проворачивает ее. Теперь быстро поднимите мачту и выберите парус. Поворот выполнен от­лично, и лодка после перемены сторон находится на новом курсе.

ПОВОРОТ НЫРКОМ. При безукоризненном выполнении поворот нырком проходит еще быстрее, нежели поворот прыжком. Этот тип поворота свидетельствует о том, что виндсерфинг, как Молодой вид спорта, таит в себе много возможностей для маневрирования. Поворот нырком начинается как поворот прыжком. При про­хождении корпуса через линию направления ветра быстро на­клоните мачту к носу и "поднырните" под парусом на новую наветренную сторону. Мачтовая рука продолжает держать уиш­бон в прежнем месте до тех пор, пока спортсмен другой рукой не возьмется за уишбон на новой наветренной стороне. Поворот завершается быстрым выбиранием. Овладев поворотом нырком, можно убедиться в том, что он быстрее и надежнее, чем предыдущий. Однако это требует го­раздо больших усилий. Тем не менее, истинному спортсмену ничего не помешает овладеть техникой и этого поворота.

"РЕАКТИВНЫЙ" ПОВОРОТ. Это самый быстрый и эффек­тивный поворот, при котором нос виндсерфера больше чем на метр поднимается над водой, и доска поворачивается мгновенно почти на одной точке. Если при повороте прыжком спортсмен одной ступней упирается в доску несколько сзади швертового колодца, то при "реактивном" повороте весь вес тела переносится на корму. В результате резкого одновременного наклона мачты к корме и перевода паруса в наветренную сторону доска останавливается и быстро носом поворачивается против ветра. Важно достаточно быстро перейти на другую сторону доски и вновь набрать ход. В этом — слабое место "реактивного" поворота. Техника хождения под парусом при умеренном и штормовом ветре. Овладев техникой выполнения основных маневров, спорт­смен может без обходных маневров достигать любой точки акватории. Тем не менее, фарватеры плавания судов разрешается пересекать лишь после сдачи дополнительного экзамена. На первых порах держитесь на расстоянии не менее 100 метров от таких фарватеров.

Овладевайте техникой хождения при штормовом ветре постепенно. Если вы, научившись ходить при ветре в два балла, сразу вздумаете "прогуляться" при четырехбалльном, то послед­ствия могут быть весьма неприятными. При такой разнице в силе ветра к действиям спортсмена на курсах и при лавировке предъявляются совершенно другие требования. Поэтому, если не хотите слишком часто падать в воду, то при усилении ветра лучше оставайтесь на берегу. Научившись управлять виндсерфером при умеренном ветре, идите дальше. Гонки при сильном ветре обнаруживают те ошибки, которые не были исправлены во время тренировочных занятий, проводившихся при слабом ветре. Станет очевидным, что неко­торые технические приемы хороши при слабом ветре, а при ветре более трех баллов уже не годятся. Поэтому следующий этап подготовки — овладение специальными техническими при­емами, причем особое внимание следует уделить положению тела.

Техника владения собственным телом. Техника владения соб­ственным телом применительно к скорости означает надежную стойку и экономное расходование спортсменом мышечной энер­гии. Особое внимание обращается на положение рук и ног. Тот, кто в начальной фазе освоения уделяет должное внимание стой­ке на палубе, быстрее вкусит прелести гонок на виндсерферах.

Хваты и положения рук. Уже при слабом ветре нужно привыкать пользоваться различными хватами. Существуют два основных хвата — сверху и снизу. Многие держат уишбон хватом сверху, не пробуя никакие другие вари­анты. При таком положении иногда приходится расходовать слишком много сил, что вовсе необязательно.

Хотя к хвату снизу привыкнуть труднее, однако он обеспечи­вает лучшую передачу усилий на уишбон, мачту и парус. При хвате снизу нагрузка на все пальцы одинакова.

Не следует применять один лишь хват снизу. Комбинируйте его с хватом сверху. Так достигается более эффективное использование мышц рук, в частности, мышц предплечья.

Варьировать хваты можно применительно к функциям рук. Однако каждый спортсмен действует, как ему удобнее, т. е. при­меняет хват снизу на мачтовой руке, а хват сверху — на шкотовой, или наоборот. Тренируйте различные хваты при разной силе ветра, привыкайте к смене хвата. При усилении ветра, кроме различных хватов, можно также использовать и различные положения рук. При сильном ветре ладонь мачтовой руки держит уишбон хватом снизу, рука прямая. Шкотовая рука согнута в локте, спортсмен висит на ней.

Вначале же нужно научиться надежно, управлять виндсерфером при умеренном и сильном ветре хватом кистями рук. Однако даже и тогда описанными экономичными техническими приемами придется овладевать в ходе настойчивых тренировок.

Для снижения нагрузки на мышцы можно использовать также специальный ремень-трапецию. На виндсерферах используют модифицированные модели. Трапеции позволяют спортсмену экономить силы. При сильном ветре парус приходится так отклонять на ветер, что спортсмен висит на руках. Это ограничивает продолжительность тренировок в такую погоду. Вот здесь и помогает трапеция. Тренировки с трапецией нужно начинать при более слабом ветре.

Положение ног. Положение ног спортсмена на виндсерфере зависит от следующих факторов:

— распределение веса корпуса;
— ветра;
— волнения водной поверхности.

С помощью ног спортсмен регулирует положение корпуса. Здесь необходимо обращать внимание на два момента:

1. Вода должна стекать с кормы без особых завихрений. Это особенно важно при слабом и умеренном ветре. Вес нужно распределять таким образом, чтобы корма не слиш­ком глубоко сидела в воде.
2. Нос виндсерфера ни в коем случае не должен погружаться в воду (подрезать волны). Поэтому при слабом и умеренном вет­ре и относительно высокой волне вес нужно смещать к корме. При этом важно сместить ступни к корме. Ступни стоят рядом, что дает возможность легче скользить по волнам. И, напротив, при сильном ветре одну ногу еще более смещают к корме, что­бы обеспечить соответствующее смещение веса.

В принципе же, и при сильном ветре ноги должны быть рас­слаблены и пружинить, поскольку лишь так можно преодолеть неустойчивость корпуса на волнах. Спортсмен делает ошибку, если опирается на шверт или степс мачты, поскольку это умень­шает подвижность ступней.

...Первоначальная идея виндсерфера заключалась как раз в том, чтобы объединить катание по волнам и парусный спорт. Теперь существует возможность ходить на доске под парусом по внутренним акваториям, проводить регаты, однако гонки под парусом по волнам остаются наиболее привлекательным моментом в этом виде спорта. Тому, кто вздумает на доске покататься по волнам прибоя, необходимо помнить, что этому надо учиться. Подумайте также об оснастке: ведь виндсерфер представля­ет собой компромиссное решение между двумя крайностями, дающее возможность ходить по внутренним акваториям при сла­бом и сильном ветре, а также по высоким волнам в открытое море при слабом и сильном ветре. Поэтому для катания под парусом на волнах прибоя необходимо несколько изменить и дополнить оснастку виндсерфера




Смотреть также...


Ссылки