Вечер «чего я не умею»

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Img12.jpg

"Каждый из нас, если задуматься обладает огромным количеством всевозможных талантов. Одни прекрасно поют, другие отлично рисуют, третьи танцуют почти как солисты Мариинского балета. У многих из нас есть и необычные способности и умения. Например, кто-то здорово рассказывает анекдоты, кто-то сходу садится на шпагат, а кто-то свистит, как соловей или подражает лаю собаки. Все это у нас есть благодаря нашим природным наклонностям, стараниям наших родителей, вовремя определившим нас в правильный кружок. Бывает и так, что наши способности проявляются случайно, волею судьбы. Но что же делать, если она, судьба, не вложила в нашу детскую руку ни кисти, ни смычка? Если медведь на ухо наступил, или ручки растут не из того места? Страшно подумать, скольких вещей мы не умеем, или думаем, что не умеем, или просто… у нас не было шанса попробовать. И потом, что делать, если вроде и "не умею, но очень хочется?.." У нас существует уникальная возможность попробовать то, чего мы не умеем".

Такими или примерно такими словами начинается установка к вечеру "Чего я не умею".

Для подготовки вечера, занимающего около полутора часов, необходимы ведущие. Они возглавят группы "неумельцев". Каждый из ведущих предложит присоединиться к нему тех, участников, которые готовы попробовать себя в том или ином профиле. Выбор таких профилей должен быть достаточно широк: "Я не умею петь", "я не умею играть на музыкальных инструментах", " я не умею танцевать", "я не умею сочинять стихи". Профили не обязательно связаны с видами искусств. Например, "Я не умею знакомиться", "я не умею быть душой кампании", "я не умею показывать фокусы", "Я не умею говорить спасибо". Роль ведущих заключается не в том, чтобы научить желающих делать то, что они никогда до этого не делали, а предоставить участникам возможность попробовать себя в новом и неизведанном. Ведущие, являясь "неумельцами" в определенном профиле, предложенном для вечера, структурируют процесс. Участники расходятся по группам по собственному выбору. Нужно быть готовыми к тому, что в одной из групп окажется 20 участников, а в другой – только пятеро. Нет и единого сценария, определяющего, что в какой группе должно происходить. Наверное, логично было бы начать с обсуждения причин, которые привели нас к тому или иному "неумению": недостаточные природные способности, недоверие окружающих, нехватка времени, собственные комплексы. В компании себе подобных легко и интересно говорить об этом. В такой компании можно посмеяться над собой, а можно и решиться на эксперимент. Важно, дать участникам возможность попробовать себя в том, чего они не умеют, поэтому все предлагаемые варианты должны быть выполнимыми. Так, например, многие никогда не прыгали с парашютом или не ныряли с аквалангом. Но эти эксперименты останутся за рамками нашего вечера, так как их исполнение требует особых условий. Надо подумать и о безопасности участников, поэтому, вероятно, не стоит предлагать категории типа "Я не умею ходить по карнизу".

Итак, если участники решились научиться чему-либо, то ведущему вместе с ними предстоит определить путь, которым они пойдут. Ведь среди них нет учителя, который научит их петь или сочинять стихи, говорить комплементы или играть на музыкальных инструментах. Да и самих музыкальных инструментов тоже нет. То, что у них есть, так это личный интерес, приятная атмосфера, желание творить. Это очень сильные моторы.

Вечер изначально предполагает демонстрацию результатов работы групп в заключительной части. Однако решение представлять ли тот или иной результат остается за группой. Возможно, участники решат спеть хором или прочтут стихи, написанные несколько минут назад, продемонстрировав свои новые умения и открывшиеся таланты. Быть может, найдут форму, которая откроет их с новой стороны, позволит что-то, чего они не делали прежде. А может быть, мы услышим рассказ о том, что, повозившись с красками и попробовав с большим или меньшим успехом изобразить автопортрет или натюрморт, участники пришли к выводу, что им отлично живется и без умения рисовать.

Важно помнить, что "Чего я не умею" – не вечер юмора, не "капустник". Организовывается он не ради выхода на сцену (кроме, конечно возможной группы "я не умею вести себя на сцене"). Худший эффект – если вечер будет воспринят участниками как предоставление им возможности посмеяться друг над другом. Поэтому организация и способ представления результатов должен быть особым образом структурирован.

Разговор о себе, о своих талантах и умениях, интересах, комплексах и стремлениях, попытка открыть в себе что-то новое, преодоление себя, взаимодействие с другими – вот цель и итог этого вечера.

Его главный результат – принятие. Вместе с исследованием новых инструментов, участники обретают права на самих себя. В том числе право сказать "Я могу. Я смею".