Вечерний отрядный сбор
Каждый вечер отряды проводят отрядный круг, где делятся впечатлениями о событиях дня.
В чем же главное значение этого "обряда"?
- Поделиться эмоциями за день.
- Узнать что-то новое о своих друзьях, их мыслях и переживаниях.
- Поддержать друг друга, если что-то пошло не так.
- Научиться слушать окружающих: не только вожатых, но и своих друзей в отряде.
- Стать более открытым.
- Учиться на своих ошибках и на ошибках других.
Правила отрядного круга:
- Соблюдать тишину.
- Внимательно слушать.
- Если хочется сказать-нужно выставить ногу вперёд.
- Не перебивать.
Отрядный круг - один из главных обрядов лагеря
- Ребята обсуждают день, подводят итоги. Вожатый учит ребят давать самооценку, говорить и быть искренними;
- Вожатые обязательно говорят дежурному командиру, отличившимся ребятам “спасибо”, даже если были негативные моменты, Ваши советы и пожелания должны быть доброжелательными, с подчеркиванием, что Вы уверены в том, что в следующий раз обязательно получится лучше;
- На сборе происходит обсуждение того, что полезного сделал отряд для других, для лагеря;
- Во время сбора говорит один, все слушают, не перебивают.
- Вне сбора не должно быть никакого недовольства, все откровения при всех.
Вот и подходит к концу еще один день лагерной жизни, насыщенный разнообразными делами, интересными событиями.
Зачем нужно ежедневно собираться отряду, да еще всем вместе обсуждать прожитый день, проведенное дело? Не все ли равно, если сам вожатый скажет о положенном, отметит недостатки, одних похвалит, других пожурит. Так иногда ошибочно думают вожатые-новички, упуская незаменимые воспитательные возможности коллективного обсуждения.
Очень важно, чтобы отрядный вожатый с первых дней лагерной смены учил ребят обсуждать, анализировать прожитый день, проведенное дело. Вожатый учит ребят и учится сам. При подведении итогов нужно помнить, что начинать разговор лучше с положительного, удачного. Важно подчеркнуть успех коллектива в целом, удачи отдельных ребят, уметь увидеть хорошее, даже если было много неудач. Это создаст у ребят чувство гордости за успех коллектива, будет способствовать укреплению традиций.
Не менее важно, чтобы ребята умели увидеть и назвать конкретные недостатки, слабые места в жизни и делах коллектива. Это всегда помогает наметить дальнейшие пути для будущей деятельности.
Пример обсуждения прожитого дня.
За 45 минут до отбоя отряд собирается на своем отрядном месте. Место сбора отряда...
Вожатый предложил ребятам следующий порядок обсуждения.
- Первый вопрос: Чем понравился день? Что было хорошо? Кому мы говорим спасибо?
- Второй вопрос: Что было плохо? Что испортило настроение?
- Третий вопрос: Что надо учесть на будущее?
Возражений не было, но возник ряд вопросов. Кто может выступать (все или только актив)? Если только актив, то неинтересно! Если будет говорить каждый, то это долго. А если вообще не будет желающих? Надо определить регламент выступающих, чтобы долго не было... А если не нравится что-то в лагере, говорить можно? и т. д. Вожатый внимательно слушает, иногда вставляет 'наводящий' вопрос, уточняет предложения ребят, делает выводы. Некоторые выводы. Разговор по итогам лагерного дня оказывает на ребят большое влияние, 'содействует сплочению коллектива, воспитывает правильное отношение коллектива к событиям, делам, поступкам сверстников. Подопечные учатся критически подходить к своей жизни, отмечать успехи, коллективно намечать перспективы отряда. Роль отрядного вожатого сложна: не подменять лидеров отряда (или дежурного командира) и не навязывать ребятам в открытую свое мнение, свои предложения. Лучше всего, если мысль вожатого будет как бы развитием того, что говорят ребята. Просто, без морализирования вожатый обобщает. У ребят должна быть уверенность, что они сами разобрались во всем.
Чтобы разговор дал перечисленные результаты, постарайся соблюдать следующие условия:
- Регулярно, без пропусков проводи вечерний сбор, соблюдай его регламент (15-20 минут).
- Не забудь подготовить дежурного командира, посоветуй, как лучше начать разговор, на что обратить внимание, как задавать вопросы. Переговори предварительно с ребятами, ответственными за проведение дела.
- Внимательно и чутко следи за ходом разговора, слушай каждое высказывание. Умей вовремя задать вопрос, обратить внимание на самые значительные моменты, помоги ребятам сделать из собственных высказываний правильный вывод.
- Поддерживай мажорный тон разговора, говорите больше о положительном и меньше о плохом.
- Избегай назидательного тона. Чаще обращайся к ребятам с вопросами: 'Давайте подумаем', 'Как думаете вы?', 'А ваше мнение?'.
- Сам подготовься к разговору: проанализируй дело, подумай, какие приемы ты используешь, чтобы направить ребят на правильную оценку, на дальнейшую деятельность.
Смотри также Вечерний огонек или Свечка и Вечерний орлятский круг.