Вечернее общение в группе - подробнее

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
Img 16051m.jpg

Почему общение в группе - важное событие детском лагере? Что делает этот обучающий момент кульминацией многих лагерных мероприятий и взаимоотношений?


Что такое общение в группе

Общение в группе происходит между вожатым и его подопечными в конце каждого дня. Вожатый руководит общением, а все воспитанники активно в нем участвуют. Чаще всего общение в группе проходит в комнате, хотя иногда оно может проводиться на берегу реки или в каком-то другом тихом романтичном уголке лагеря, которое группа выберет своим <священным местом>. Всегда спрашивай у координатора программы разрешения провести общение в группе вне комнаты.


Чем общение в группе не является

Это время предназначено не для речей вожатого, а для беседы его подопечных. Роль вожатого - направлять течение разговора воспитанников, задавая вопросы. Его вопросы должны стимулировать размышления воспитанников о мероприятиях прошедшего дня и сложившихся в результате взаимоотношениях. Вопросы вожатого могут быть только наводящими.


Когда проводится общение в группе

Общение в группе - последнее мероприятие перед отходом ко сну. Что особенно важно в это время дня? Человеческая душа. Наши чувства и переживания, эмоции, радости и разочарования, навеянные событиями прошедшего дня, наши планы на ближайшее и далекое будущее выходят перед сном на первый план. Это время, когда раздумья над достижениями и ошибками, мечты всей жизни и навязчивые страхи наполняют наше сердце и подчиняют себе наши разум. Для каждого из нас это лучший момент для того, чтобы предаться размышлениям.


Порядок проведения бесед в группе

  • Туалет
  • Сонник (Пятое питание, Снэк или иначе)
  • <Теплые пушинки> и <холодные колючки>
  • Беседы на интересные детям темы / Тихие и спокойные игры
  • Отбой


Подготовка к общению в группе

У каждого человека свои привычки подготовки ко сну. Этот факт - естественное испытание лидерских способностей вожатого: сможет ли он собрать всех воспитанников вместе и в то же время установить атмосферу единства, необходимую для общения? Вот несколько советов. Объяснив воспитанникам цель и содержание общения в группе, помоги им договориться, что сделает каждый из них для того, чтобы все прошло гладко. Вот шесть организационных вопросов, которые нужно решить:

(1) кто когда пойдет в туалет; (2) кто когда почистит зубы; (3) кто когда переоденется ко сну; (4) когда каждый будет готов начать общение; (5) когда дверь закроется в последний раз; (6) кто будет иметь решающее слово для того, чтобы объявить отбой.

Нужно иметь в виду еще одну вещь: то, что вы делаете в своей комнате и за ее пределами, может помешать общению в соседних группах. Не удивляйся, если координатор программы сделает вам замечание и попросит соблюдать тишину.

Ты заметил, что общение в группе становится настоящей проверкой характера? В это время каждый должен всмотреться в себя и задать себе следующие вопросы: Хочу ли я участвовать в этом общении? Готов ли я снизойти к интересам и привычкам других и пожертвовать частью своей независимости и уединения? Действительно ли я хочу общаться с остальными? Смогу ли я проявить терпение, если кто-то из членов группы поступит наплевательски по отношению к остальным, или начну осуждать его и выражать недовольство? Буду ли я участвовать в сплочении группы, или буду разрушать ее гармонию?

Мудрый вожатый не станет навязывать своим подопечным все детали подготовки к общению в группе, а постарается лишь направлять воспитанников по мере необходимости. Он всегда будет руководить мягко, с любовью, но решительно. Чтобы достичь этого, ты можешь предложить группе назначить воспитанника, который возьмет на себя ответственность за подготовку к общению в группе.

Опытный вожатый обратит также внимание на бытовую сторону. Чтобы на общении возникла атмосфера близости и доверия, все должны хорошо слышать друг друга и иметь зрительный контакт. Это означает, что воспитанникам не нужно лежать на кровати или сидеть на разном уровне. Им нужно разместиться так, чтобы образовать полукруг, а вожатый сядет напротив. Всем должно быть удобно и уютно.

Общение в группе и сонник

Проведение сонника в комнате имеет ряд преимуществ. Пища естественным образом привлекает воспитанников к столу. Воспитанники, сидящие вокруг стола с вожатым во главе, - именно то размещение, которое вам нужно для близкого и открытого общения. За столом беседа течет естественно и свободно. Начни с разговора о пустяках и внимательно слушай, что говорят воспитанники. В нужный момент переведи разговор на впечатления прошедшего дня и то, что думает о них каждый воспитанник. Тебе решать, что лучше: не прерывать разговор и убрать остатки от сонника уже после общения в группе, или сделать краткий перерыв, собрать мусор, отставить его в сторону и продолжать общение. В твоем лагере могут быть свои традиции проведения сонника и общения в группе - посоветуйся с координатором программы до начала смены и узнай, чего он ожидает от тебя.


Цель общения в группе

Цель общения в группе - суммировать все впечатления прошедшего дня в один мощный <обучающий момент>. Сущность в укреплении взаимоотношений: в наших взаимоотношениях с нашим ближним. Когда мы воспитываем в наших подопечных крепкие взаимоотношения, мы делаем этим угодное не только себе и другим. Цель общения в группе - поразмышлять о том, как мы относились друг ко другу. Это время нам нужно посвятить тому, чтобы подарить детям <теплые пушинки> и терпеливо разобраться со всеми <холодными колючками>.

<Теплая пушинка> - это похвала за хороший поступок.

Воспитанник совершает хороший поступок, когда проявляет положительное отношение, совершает правильный этический выбор, относится к другим людям с уважением, говорит дружелюбным тоном, проявляет заботу о ближнем, оказывает кому-то помощь. Заметив хороший поступок, одобрив поведение воспитанника и поддержав его в добрых начинаниях, ты даришь ему <теплую пушинку>.

<Холодная колючка> - это плохой поступок воспитанника. Воспитанник поступает плохо, когда говорит грубым тоном, отказывается сотрудничать с наставником, задирает, унижает или ставит на место другого воспитанника, ведет себя недружелюбно и эгоистично, и т.д. Его дурное поведение обидело другого человека, и нанесенная <холодной колючкой> рана до сих пор болит. Если с плохим поступком не разобраться, потерпят урон взаимоотношения. Разбираясь с <холодными колючками>, мы обличаем плохой поступок, признаем ошибку, просим прощения и прощаем друг друга. Это приводит к налаживанию взаимоотношений, избавлению от чувства вины и обиды, восстановлению доверия.

<Теплые пушинки> поощряют воспитанника поступать хорошо, ободряют его и способствуют развитию доверия и близости в отношениях. Прочитай стихотворение <О тебе я хорошее знаю>. Избавление от <холодных колючек> придает воспитаннику чувство уверенности и безопасности в группе, повышает его доверие к вожатому и восстанавливает взаимоотношения.


Children in a circlem.jpg

Как дарить <теплые пушинки>

Вожатый начинает общение в группе с того, что выражает одобрение воспитанникам за те конкретные поступки, которые способствовали их личному росту и сплочению группы. Это, естественно, означает, что вожатый должен был в течение дня провести немало времени с каждым воспитанником и со всей группой. Вот почему мы всей группой участвуем в спортивных состязаниях, вместе питаемся, участвуем в подъеме флага и т.д. Еще одно мероприятие, в котором проявляется характер воспитанников, - это ежеутренняя уборка комнаты. Мудрый вожатый знает, что ничто не поддерживает и не воодушевляет так, как похвала. Справедливая похвала - единственное, что, наряду с добротой и последовательностью, способно снискать тебе уважение как вожатому.

Возможно, у тебя не будет времени подарить каждому подопечному <теплую пушинку> каждый вечер. Однако каждому воспитаннику нужно получать хотя бы одну <теплую пушинку> в сутки, и тебе следует дарить их не только вечером во время общения в группе, но и в течение дня, как только представится подходящая возможность. Избегай незаслуженных или пустых <теплых пушинок>.

Подарив несколько <теплых пушинок>, сосредоточься на себе и, если нужно, попроси прощения у тех, кого ты обидел. Нет совершенных вожатых, и ты - не исключение. Ты мог сегодня поступить необдуманно, или проявить перед своими подопечными неправильное отношение к координатору программы, или рассердиться на кого-то из воспитанников, или поступить с кем-то из них несправедливо - Извинись перед теми, кого ты обидел, и попроси у них прощения. Не спорь, не оправдывайся и не обвиняй - просто попроси прощения.

Теперь, когда ты подал пример, предложи воспитанникам в свой черед одарить друг друга <теплыми пушинками> и попросить друг у друга прощения. Это и есть искупительное очищение ваших взаимоотношений.


Как разбираться с <холодными колючками>

Если каждый из воспитанников будет честен, с <холодными колючками> они разберутся с помощью извинений и прощения. Однако воспитанникам иногда недостает смелости вытащить <холодную колючку> на поверхность. Представьте: один из них глубоко обижен тем, что произошло (или тем, что должно было произойти, но не произошло). Он слишком обижен, или слишком испуган, или слишком застенчив, чтобы говорить об этом. Тот же (или те), кто виноват в происшедшем, слишком горд, или слишком боится признаться и попросить прощения, или просто не сознает, что обидел или разочаровал кого-то.

Если ты знаешь о какой-то <холодной колючке>, на тебе лежит ответственность за то, чтобы мудро разобраться с ней.

Если же никакие <холодные колючки> тебе не известны, ты просто искренне приглашаешь всех разобраться с тем, что смущает или заботит их. У каждого из нас есть право закончить день в мире с Богом и человеком, - утвержденными и прощенными.

Наблюдай за каждым воспитанником - язык его жестов выдаст чувство вины или обиды. Если ты видишь грустное лицо или замечаешь, что один из воспитанников не участвует в разговоре, это может быть знаком полученной им <холодной колючки>. Ты можешь сказать: <Павел, ты выглядишь расстроенным. Тебя что-то беспокоит?> Твоего вопроса может быть достаточно, чтобы помочь Павлу высказать наболевшее. Если он отказывается признать, что у него есть какие-то проблемы, не настаивай на своем вопросе, но внимательно наблюдай за его настроением и дальше.

Другой пример: Таня необычно возбуждена и беспокойна. Возможно, ей необходимо в чем-то признаться, но она не может сделать первый шаг и извиниться. Спроси ее: <Таня, ты хочешь кому-то что-то сказать?> Она ответит: <Нет, почему ты спрашиваешь?> <Я просто хотела удостовериться, что у каждого была возможность подарить <теплую пушинку> и разобраться с <холодной колючкой>, - ответишь ты. Продолжай внимательно наблюдать за Таней. Не все <теплые пушинки> и <холодные колючки> должны обсуждаться публично. С некоторыми гораздо лучше разобраться наедине, а некоторые - сохранить в тайне, чтобы не ранить чье-то чувство собственного достоинства. Просить прощения нужно так же, как была нанесена обида: или наедине, или прилюдно. Никогда не нарушай этого принципа. Научи ему воспитанников и скажи им, что они могут в любое время подойти к тебе и наедине поделиться тем, чем считают нужным. Так ты поможешь им обрести мир и гармонию и никогда не обманешь их доверия.


Жизненные уроки

Вторая цель общения в группе - кратко рассмотреть основные события прошедшего дня и вместе обсудить те уроки, которые можно из них извлечь, - важные жизненные уроки.

О том, как людям жить в гармонии и как все мы можем способствовать созданию этой гармонии. Уроки о том, как растет сплоченность группы и как выигрывает каждый, когда все вносят вклад в развитие групповой динамики.

Уроки о том, как гордость и жадность разрушают гармонию в группе и как за этим следует разрушение взаимоотношений, смятение, разочарование и обида. Когда воспитанники с твоей помощью придут к пониманию того, что для укрепления сплоченности группы требуются усилия каждого ее члена, но достаточно одного человека, чтобы все разрушить, они усвоят очень важный жизненный урок. Вы провели вместе целый день, действуя сообща. Вы многое узнали друг о друге.

Самое время также подвести итоги <Задания на день>. Пусть воспитанники объяснят или покажут, чего они достигли и что они открыли для себя, и сделают необходимые выводы или просто порадуются хорошим воспоминаниям.


Гости на общении в группе

Один или два раза за смену тебе и воспитанникам можно пригласить к себе на общение гостей: координатора программы, кого-то из сотрудников лагеря или другую группу. Сделать это стоит не больше одного-двух раз, четко определив ту цель, которую вы хотите достичь, приглашая гостей. Приглашая другую группу, хорошо спланируйте и организуйте совместное общение, определите его конкретную цель.

Не мешайте другим группам. Прежде чем приглашать гостей, необходимо получить одобрение от координатора программы. Не приглашайте гостей в начале или в конце лагерной смены. Лучше всего для этой цели подходят шестой-восьмой дни. Хотя бы пять первых общений тебе нужно провести наедине с группой, чтобы выработать свой стиль, а последние два дня нужны для подведения итогов смены, проведенной в лагере. К концу лагерной смены взаимоотношения станут для всех воспитанников особенно дороги, и они захотят отметить это перед расставанием.

Как видишь, общение в группе - очень важное событие дня. Хорошо готовься к нему и ответственно руководи его проведением. От тебя потребуется тщательное планирование и мудрое руководство, чтобы каждый вечер достигать поставленных целей в отведенное для того время. Держи координатора программы в курсе групповой динамики и того, что происходит в группе во время вечерних общений. Будь открыт и честен с координатором программы. Всегда прислушивайся к тем советам и указаниям, которые он тебе предлагает. Он может оказать тебе большую помощь.


Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Чего должен стремиться достичь вожатый во время общения в группе?
  2. Перечисли все, что может сделать вожатый для того, чтобы создать обстановку, благоприятную для общения в группе.
  3. Цель <теплых пушинок> - поддержать воспитанников в их добрых делах и укрепить их чувство собственного достоинства. Что вожатый может сделать для того, чтобы взрастить в группе подростков чувство одобрения?
  4. Что ты можешь сделать для того, чтобы создать в группе обстановку принятия?
  5. Когда и как вожатого следует готовиться к проведению общения в группе?
  6. Каковы преимущества и недостатки участия гостей в общении в группе?



X 6cb601f9m.jpg

О ТЕБЕ Я ХОРОШЕЕ ЗНАЮ

Мир бы стал обязательно лучше,
Если б мы говорили друзьям:
<О тебе я хорошее знаю>, -
Поступая по этим словам.
И как радостно было тогда бы
Человека другого встречать:
<О тебе я хорошее знаю>, -
С пожиманьем руки услыхать.
Сколько счастья прибавится в жизни,
Если доброе все замечать!
Ведь так много хорошего можно
Даже в самом плохом увидать.
Вот бы здорово нам научиться
Так о ближних своих размышлять:
<Обо мне ты хорошее знаешь!> -
<О тебе рад хорошее знать!>