Вавилонская башня

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
A 509e2344.jpg

Для начала необходимо разбить группу на две команды. Делать это рекомендуется следующим образом. Вы сами выбираете двух человек, у которых, на Ваш взгляд, неплохо с коммуникативными способностями и просите их вслух на время игры побыть Капитанами команд. После этого они идут по тренинговой комнате и набирают в команды нужных им людей. Сделать это нужно так, чтобы членов команд было поровну.

Попросим команды занять свои места (в противоположных углах тренинговой команды стоят по столику и нужное количество стульев). Команды расходятся, усаживаются, и Вы сообщаете, что с этой минуты они не должны говорить по-русски или на каком-нибудь другом известном языке. Но не возбраняется говорить при помощи жестов, придумывать новый язык, еще какую-либо сигнальную систему. Но Вашу речь участники обязаны понимать по-прежнему. Затем подзовите капитанов команд и вручите им заранее составленные и отпечатанные (или написанные от руки) инструкции. Пусть капитаны прочтут их и сообщат своим командам. Никто из членов команд не должен видеть инструкции, за этим тщательно должен следить Ведущий и помощник. Можно через какое-то время вообще отобрать инструкции у лидеров, убедившись, что лидеры запомнили их. Но, главное, сделайте так, чтобы лидеры не видели при вручении инструкций друг друга, потому что вся прелесть игры заключается в том, что инструкции разные. Каждой команде предлагается выполнить достаточно сложное действие, причем вовлечь в выполнение членов команды соперников. Лидер, прочитавший инструкцию, должен объяс¬нить своей команде, чего же от нее хочет тренер, но на пути встает языковой барьер, поэтому Ведущий должен позаботиться о том, чтобы лидерами на этом этапе игры были выбраны артистичные и сообразительные участники с богатой фантазией и хорошо развитым воображением. Когда участники каждой команды поймут, что должны делать, они будут вынуждены вступить в контакт между собой, чтобы вовлечь участников из другой команды в общее действие. Но наличие различающихся заданий создает сложности, на пути к разрешению которых встает тот же языковой барьер.

Лидеры получают следующие задания для своих команд:

Команда А:

  1. Придумать не менее 6 различных воинских званий, присвоить одно из этих званий каждому из присутствующих, исключая Ведущего и помощника, придумать для всех отличающуюся от современной военную форму и ввести знаки отличия.
  2. Подготовить тренинговую комнату к отражению агрессора.
  3. Организовать банкет по поводу ненападения противника с про¬изнесением двух речей (по 1 мин. каждая), поздравлением участников обороны и вручением медалей. С речами должны выступить по одному человеку от каждой команды.

Команда Б:

  1. Придумать не менее шести моделей модной одежды, превратить одежду каждого в одну из этих моделей.
  2. Организовать демонстрацию этих моделей для воображаемых зрителей.
  3. Организовать банкет по поводу успешно проведенной демонстрации с произнесением не менее двух речей, одну из которых должен произнести представитель команды соперника, с поздравлениями участников демонстрации и вручением подарков. Длительность выступления также не более 1 минуты.

Задания составлены так, чтобы первая их часть была похожа у обеих команд, и участники не сразу догадались бы, что задания у них разные. Однако к концу выполнения первой части заданий участники начинают подозревать, что их дурачат. После выполнения второй части задания это подозрение перейдет почти в уверенность, и от третьей части задания они будут ждать подвоха, но третьи задания очень похожи между собой, что вновь вводит участников в мучительные размышления.

После того, как все задания будут выполнены, предложите командам вновь разойтись по углам, по своим игровым местам, если они к тому времени сохранились (а надо сказать, что после всех действий тренинговый зал иной раз начинает выглядеть более чем странно, и пулеметное гнездо из двух стульев на шкафу еще не самое удивительное!). Вы раздаете им листы бумаги и просите написать русским языком, что же именно выполнял каждый участник, как он понял своего лидера. Затем Вы собираете листки, возвращаете участникам дар речи и предлагаете каждой команде обсудить, какое задание выполняли соперники. За пять минут каждая команда должна прийти к единому мнению в этом вопросе, и сообщить об этом другой команде. На этом игра заканчивается, начинается обсуждение. Обсуждение проводится с использованием видеозаписи (но можно и без нее!). Темой обсуждения является вопрос понимания и взаимопонимания. Что этому мешает и что помогает? В какой момент каждый участник почувствовал, что он понял кого-то? В какой момент участник почувствовал, что его поняли? Вопросы, вопросы... На этом игра и заканчивается.

Игра эта довольно сложная для участников, поэтому проводить ее следует только в сильных группах, способных к импровизации и творчеству. Для облегчения задания можно, например, позволить лидерам сказать по три слова, если Вы видите, что все его попытки объяснить задание ни к чему не приводят.

Обратите внимание на то, чтобы лидеры не догадались сразу о различности заданий. И, наконец, совершенно необязательно давать именно эти задания. Можно придумать другие, простые или сложные, короткие или длинные, исходя из собственного понимания Ведущего, что же именно нужно группе в данный момент.

Все управление игрой ведите через лидеров команд. Если Вы будете часто вмешиваться в игру, участники могут перестать воспринимать лидеров как таковых, что еще более затруднит процесс нахождения общего языка.

Чтобы игра закончилась весело и хорошо, попросите участников, произносящих речь на заключительном банкете, объяснить, что же именно они хотели сказать, какими наградами и за что был премирован каждый лауреат.




Цель: выявление лидеров, приобретение навыков работы в микро группах, сплочение коллектива.

Оборудование: Три набора предметов по одинаковому количеству предметов в каждом. Секундомер.

Содержание: Произвольно отряд делится на 3 микро группы. Каждой группе дается набор предметов, из которых нужно построить башню. Командам дается минута на обсуждении проекта и три мин. на постройку. Оценивается высота строения.

Воспитатель занимает позицию наблюдателя. После первого построения выделяются самые активные ребята, которые зачисляются в жюри. Командам дается еще 2 мин., за которые нужно вновь построить башню. Теперь оценивается оригинальность. Группам предлагается объединиться по две, включая команду жюри. Вновь строится башня. Вновь выявляются лидеры. Итогом игры будет построение общей башни.