Бери на себя ответственность

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X a4a5e127.jpg

«Если ты видишь нас впереди — это значит, что ты с нами.» (с)


Лидером называют того, кто берет на себя ответственность в самый верный момент самым верным путем из самых верных побуждений. Лидер, у которого достаточно навыков, сил и смелости, чтобы повести за собой других, у которого достаточно проницательности и умения, чтобы оценить обстановку, поведет за собой людей в самый верный момент - не раньше и не позже.

Лидер, который научился быть всем слугой, искренне уважает окружающих и понимает, что изменение характера человека - это длительный процесс, поведет людей самым верным путем.

Наконец, лидер, который руководит в смирении и ищет блага для других, а не выгоды для себя самого, поведет людей из са- мых верных побуждений.

Почему кому-то необходимо взять ответственность на себя? Всегда, когда люди объединяют свои усилия в совместной деятельности, кто-то руководит ими. Если лидер, который должен взять ответственность на себя, не был назначен или если был назначен плохой лидер, быстро появляется другой лидер, выдвинутый группой или выдвинувшийся сам. Если назначенный лидер слишком медлит с руководящими указаниями, неофициальное руководство вскоре берет на себя другой член группы. Это особенно верно в условиях лагеря.

Возможно, самый большой страх, который испытывает неопытный вожатый группы в детском лагере, - это страх быть не принятым группой в качестве лидера. Понравлюсь ли я детям? Признают ли они меня? Станут ли слушать меня? Эти закономерные вопросы должен обдумать каждый будущий вожатый, прежде чем брать на себя ответственность за группу. Есть несколько простых приемов, с помощью которых вожатый может завоевать уважение и доверие своих подопечных.


Самоконтроль

Важнее всего - не пытаться контролировать своих воспитанников, но вести их. Есть только один действенный вид контроля - это САМОКОНТРОЛЬ. Контроль над другими разрушает группу, самоконтроль объединяет ее. Какие же формы самоконтроля применяет умелый вожатый?

  1. Он контролирует свое отношение к окружающим. Он избавляется от всех предубеждений и старается проявлять искреннее уважение к каждому воспитаннику группы. Неважно, красив этот воспитанник или уродлив, хорошо он себя ведет или несносен, изысканны или дурны его манеры, талантлив он или на первый взгляд бездарен. Он принял решение установить личный контакт с каждым воспитанником и относиться к каждому из своих подопечных честно и справедливо.
  2. Он контролирует свои эмоции. Он сохраняет способность мыслить и поступать мудро даже тогда, когда утомлен, разочарован, потерпел неудачу или же, наоборот, возбужден и переполнен радостью. Управлять эмоциями не означает скрывать их. Это означает, что ты проявляешь в каждой ситуации ту эмоцию, которую должно проявлять, и в той степени, в которой должно. Наши эмоции: радость, веселье, гнев, печаль, ожесточение, сострадание, ненависть, любовь - способны сильно влиять на людей. Настоящий лидер умеет использовать нужную эмоцию в нужный момент в нужной степени.
  3. Он контролирует свой язык. Вожатому, который находится на трудовом посту 24 часа в сутки, это нелегко. Это всем нелегко. Если вы хотите не ранить своих подопечных, примите в своем сердце не критиковать, не судить и не сплетничать ни о воспитанниках, ни об их родителях, ни о других сотрудниках лагеря, ни о ком другом. Вместо этого примите в своем сердце решение поддерживать, хвалить и ободрять воспитанников, сотрудников лагеря и всех, с кем вам приходится общаться. Слово похвалы и поддержки, сказанное тогда, когда оно не было заслужено, не может быть названо удачным и способно лишь сбить всех с толку. Учитесь говорить то, что вы говорите, к месту.
  4. Он контролирует свои мысли. Наши мысли определяют наши поступки, наше отношение к другим людям. Мы собираем в обширных кладовых своей памяти информацию о тех, с кем мы связаны. Из всей информации о человеке, который нам симпатичен, мы отбираем сведения о том, что нам нравится в нем, а то, что нам в нем не нравится, пропускаем или сразу же прощаем. О том же, с кем мы не ладим, мы собираем свидетельства в поддержку нашего отрицательного мнения. Мы помним все его недостатки и ошибки и не обращаем внимания на его достоинства и на сильные стороны его характера. В нашем сознании эти воспоминания не спят; они постоянно в действии, формируя наше отношение к людям и определяя наше поведение по отношению к ним. Наш банк памяти приучает нас любить того, кто нам симпатичен, и избегать, игнорировать, даже ненавидеть - того, кто нам не по нутру. Это пугает. Наш разум обладает невероятной силой влияния на наши взаимоотношения с людьми. Чтобы руководить нами в контроле за нашими мыслями. Когда мы размышляем о том, о чем должно размышлять, мы и говорить сможем и станем о том, что должно. Мы всегда находим то, чего ищем. Добрый вожатый ищет доброе, думает о нем, хранит его в своей памяти и готов удачно, т.е. к месту, говорить о нем.
  5. Он контролирует свои желания. Он контролирует свои поступки. Когда наши желания находятся под контролем и должным руководством, нам легче контролировать и наши поступки. Наши поступки - то, что мы делаем нашим воспитанникам, с нашими воспитанниками и для наших воспитанников. Тогда нам не нужно ни кричать на воспитанников, ни применять к ним физическую силу, ни гневаться на них, ни прорабатывать их, ни направлять на них всю мощь своего авторитета и власти. Как много незаметных на первый взгляд добрых дел мы можем совершить, чтобы проявить к ним уважение, окружить их своей заботой, дать им чувство уверенности в нашей защите и открыть перед ними возможность обрести новый опыт, который приведет их к крепким отношениям, способным принести всем радость и счастье.


Самоконтроль - выводы

Чтобы взять на себя ответственность за своих подопечных, нужно в первую очередь обрести власть над самим собой. Контролируя свое отношение к окружающим, свои эмоции, свой язык, свои мысли, свои желания и свои поступки, мы завоюем уважение и доверие своих воспитанников. Там, где есть взаимное уважение и доверие, процесс научения и воспитания пойдет успешно. Мы будем вести воспитанников, они будут следовать за нами. Они последуют за нами по своей собственной воле, ибо мы такие, какими они хотят стать. Доверие это нужно трепетно беречь: никогда не злоупотреблять им и постоянно его подкреплять.

Вожатый, научившийся жертвовать своими интересами и желаниями и служить своим подопечным так, как он хотел бы, чтобы служили ему, и относиться к ним так, как он хотел бы, чтобы к нему относились, будет способен оказать на них огромное влияние. Его воспитанники будут уважать его и помогать ему. Они будут впитывать его дух и относиться друг ко другу так, как он относится к ним.


Советы лидеру

Теперь, когда ты располагаешь доверием воспитанников, познакомься с несколькими советами, которые принесут тебе успех как лидеру.

  1. Дожидайся, пока тебя будут слушать. Попросив внимания воспитанников, дождись, пока они прекратят все занятия и разговоры, прежде чем начинать говорить. Этот порядок нужно установить с самой первой встречи, а не тогда, когда возникнут проблемы. Возможно, тебе придется напомнить им об этом правиле несколько раз. Это нормально. Они поймут, что ты серьезно относишься к этому. Будь терпелив, даже если тебе придется ждать пять минут или больше. Они подчинятся твоему требованию, если ты будешь мягок, но настойчив.
  2. Во время беседы встань или сядь так, чтобы все твои подопечные видели тебя, а ты видел каждого из них. Значительную роль в процессе коммуникации играет язык жестов. Сначала требуется приложить некоторые усилия, чтобы научиться обмениваться взглядами со своими слушателями, но когда контакт будет установлен, он начнет работать на тебя. И помни о том, что смотреть человеку или людям, с которыми ты разговариваешь, нужно прямо в глаза. Избегай пристальных взглядов, но помни, что <глаза - зеркало души>. У тебя не получится разговора по душам, если ты не будешь иметь зрительного контакта с собеседником.
  3. Говори так, чтобы каждый мог хорошо тебя слышать. Пытаться перекричать шум толпы, или громко играющую музыку, или гул пролетающего над головой самолета, или шум проезжающего автомобиля, или крики, доносящиеся из-за двери, бесполезно. Не пытайся это делать. Подожди, пока шум утихнет, даже если он прервал тебя на середине фразы. Выбери для библейских занятий и бесед с воспитанниками тихое место. Говори ясно. Не бормочи, не говори так, словно у тебя язык заплетается, и не шлепай губами. Говори четко и кратко.
  4. Используй подходящий тон голоса. Твой тон передает твои эмоции. Выбери такой тон, который наилучшим образом выразит то, что ты хочешь сказать. Старайся, чтобы твои интонации не были однообразны. Говори выразительно. Говори живо и с интересом. Пусть твое лицо говорит вместе с тобой. Улыбайся! Будь жизнерадостен, будь печален, будь спокоен - будь таким, как требует ситуация. Но не разговаривай со своим воспитанником или с директором лагеря с вытянутым, <серьезным> лицом! Никогда не унывай. Не жалуйся. Никогда не брюзжи. Разве тебе нравятся люди, которые постоянно брюзжат и ходят повесив нос, так что он по земле волочится? Так зачем же самому уподобляться им?
  5. Молчи, если тебе нечего сказать. Тщательно обдумывай то, что хочешь сказать. Убедись, что твои мысли ясны тебе самому. Если необходимо, используй примеры, поясняющие то, что ты имеешь в виду. Старайся говорить кратко и по существу. Не разглагольствуй и не повторяйся - это утомляет.
  6. Учись слушать других и всегда давай воспитанникам возможность выразить свои чувства и мысли. Этим ты не только проявишь свое уважение к ним и дашь им почувствовать, что их мнение для тебя важно, но и сможешь узнать их поглубже. То, что они говорят тебе или друг другу, и то, как они это говорят, немало скажет тебе об их мыслях, об их восприятии твоего отношения к ним и о том, что у них на душе. Умей найти тему для разговора с каждым из своих подопечных. Тех, кто говорит слишком много, ты должен научить уважать собеседника. Тем же, кто говорит слишком мало, ты должен внушить чувство собственного достоинства и доверие к тебе.
  7. Сделай каждого воспитанника полноправным членом группы. Обращай внимание на то, как твои подопечные относятся друг к другу. Сделай так, чтобы каждый из них чувствовал себя в группе уверенно и в безопасности. Никогда не позволяй одному члену группы оскорблять другого - ни словом, ни действием. Создай в группе обстановку взаимного уважения, равенства и сотрудничества. Пусть сильный помогает слабому, а расторопный - медлительному. У каждого из них есть что внести в групповую динамику - помоги же им сделать это. Замечай и оценивай вклад каждого. Чем больше внимания ты будешь на это обращать, тем больше твои подопечные будут стремиться быть вместе, тем больше они будут любить тебя и друг друга.
  8. Созидай. Пусть твоя фантазия и фантазия твоих подопечных будут фонтаном идей. Пробуй то, что не было испробовано раньше. Конечно, ты должен оценить степень риска и принять все необходимые меры предосторожности, чтобы занятия ваши были безопасны и не выходили за рамки лагерных правил и библейских принципов. Пусть твои мечты приведут к реализации новых проектов. Придумайте для своей группы оригинальную форму, название, лозунг и речевку. Изобретите новую игру для всего лагеря. В неожиданной и веселой форме поблагодарите работников кухни за их труд. Проявите инициативу и предложите координатору программы, что вы подежурите по залу на вечернем собрании или будете изысканными официантами за обеденным столом. Всегда есть много способов проявить почтение друг ко другу. Это создает в лагере здоровый климат и приносит всем массу веселья. В лагере всегда должны происходить какие-то приятные неожиданности.
  9. Умей выразить одобрение. Когда воспитанник поступил правильно, похвали его за это. Он будет польщен твоим вниманием и в следующий раз поступит так же. Когда твой подопечный пытается принять в чем-то участие, помочь другому или попробовать свои силы в новом деле, оцени его попытку, даже если она была неудачна. Это вдохновит и его, и других продолжать попытки. Когда воспитанник добился в чем-то успеха, награди его похвалой: <Молодец!> Каждый из твоих подопечных должен слышать от тебя <Молодец!> как минимум один раз в день. Среди детей всегда есть отстающие. Следи за ними особенно внимательно, пока наконец не найдешь в них что-то, что заслуживает твоего одобрения. Когда же ты не находишь ничего, за что мог бы похвалить своего подопечного, работай с ним и приведи его к успеху, который соответствует его способностям и интересам. Ободрение и похвала - лучшие учителя.
  10. Вовлекай всех и следи, чтобы каждый принимал участие. Учи своих подопечных делать что-то не потому, что им нравится это делать, а потому, что им нравятся люди, с которыми они делают это. Смысл жизни во взаимоотношениях, а не в симпатиях и антипатиях. Взаимоотношения строятся или разрушаются по причине того, что мы делаем друг с другом, друг по отношению к другу и друг для друга.
  11. Принимай решения. Быть милым и любезным недостаточно, необходимо еще и принимать решения. Чтобы принимать решения, требуется смелость. Чтобы принимать правильные решения, требуется мудрость. Решение, принятое слишком поздно или не принятое вовсе, приводит к беде. На тебе лежит ответственность за группу, поэтому ты должен принимать решения - большие и маленькие, днем и ночью. Решения, которые приведут твою группу к достижению целей лагеря. Лучше неправильное решение, чем никакого. Ты не всегда будешь принимать верные решения. Если ты принял неправильное решение, имей достаточно смирения, чтобы признать это, извиниться, если есть такая необходимость, и уверенно идти дальше. Воспитанники могут многое простить вожатому, когда видят, что он умеет признавать свои ошибки. Они будут помогать вожатому, который делает для них все, что может.
  12. Наблюдай за другими лидерами. Ни один человек не знает ответов на все вопросы, поэтому учись у других вожатых. Наблюдай за тем, как они ведут своих подопечных. Обращай внимание на успешные лидерские решения и используй их в своей группе. Выявляй неэффективные методы руководства и избегай их использования. Оценивай собственные методы и приемы в сравнении с тем, что ты наблюдаешь на примере других, и корректируй свою практику лидера. Не соревнуйся с другими вожатыми. Поздравляй их с успехами. Это поможет тебе избавиться от зависти, комплекса неполноценности, ложного соревновательного духа и будет способствовать укреплению команды лагеря. Помогай коллегам, которые не справляются со своими обязанностями. Они нуждаются в твоем совете и ободрении, а не в критике.
  13. Не устанавливай много правил. Везде, где люди собраны вместе, существуют правила. Но правил не должно быть слишком много. Хороший лидер опирается на честные и прямые взаимоотношения, а не на правила. Какие правила необходимы? <Не курить>, <не сквернословить>, <не унижать другого>, <не покидать без разрешения территорию лагеря>. Если правил намного больше, воспитанники могут подумать, что они не в детском лагере, а в концлагере. Часто правила провоцируют подростка нарушить их. Не предлагай своим воспитанникам такого искушения. Обсуди с ними цели вашего пребывания в лагере, после чего договорись об основных правилах. Все правила должны быть ориентированы на достижение цели. Советуем тебе составлять свод правил вместе с воспитанниками. Такие правила они будут воспринимать как свои и постараются следовать им, а не жаловаться или бунтовать.
  14. Одно предостережение. Конечно, большинство воспитанников ответят уважением и поддержкой вожатому, который контролирует себя, но могут найтись и один-два таких, которые откажутся подчиниться. Старайся не пилить этих воспитанников, не спорить с ними и не пытаться их урезонить. Ты лишь потеряешь время и поможешь им укрепиться в своем мятеже. Помни: Бог дал каждому человеку свободную волю, право иметь собственные взгляды и самому выбирать свой путь. Будь с ними добр и терпелив. Яви им образец искренней любви, служа им с верностью. Если же поведение такого воспитанника становится настолько разрушительным, что угрожает лично кому-то из членов группы, ты вместе с координатором программы должен с любовью и состраданием сказать ему, что если он в течение ближайших шести-двенадцати часов не изменит своего поведения, ему придется покинуть группу. Это слово ты должен сдержать!


Итак, ты берешь на себя ответственность, контролируя не других, но себя самого. Цель самоконтроля - так очистить собственную личность, чтобы наши добродетели привлекали других людей. Самоконтроль помогает нам быть смиренными и освобождает нас для того, чтобы служить друг другу с любовью. Самоконтроль вдохновляет нас устанавливать правила поведения для себя самих. Он оберегает нас от того, чтобы устанавливать правила поведения для других. Каждый человек сам должен установить правила, по которым он будет жить. Мудрый лидер подумает дважды, прежде чем устанавливать правило для других.

Будь мужествен. Будь смиренен. Будь слугой всем. Бери на себя ответственность. И да пребудет с тобой сила!


Jlkjkjkjkj.jpg

Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Почему важно брать на себя ответственность за свою группу воспитанников?
  2. Когда самый верный момент для того, чтобы взять на себя ответственность? Почему?
  3. Что следует делать, чтобы заслужить уважение воспитанников и их внимание к твоим словам?
  4. Каких действий следует избегать, чтобы воспитанники не стали пренебрегать твоим авторитетом лидера?
  5. Объясни следующие утверждения:
    • <Самоконтроль более действен, чем контроль над другими людьми>.
    • <Чем прочнее взаимоотношения с людьми, тем успешнее ими можно руководить>.
    • <Когда ценности на своем месте, правила не нужны; когда ценностей нет, правила бессильны>.
    • Что ты можешь сделать для того, чтобы 14 <Советов лидеру> стали частью твоего стиля руководства?