Баскетбол

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск

Из официальных правил баскетбола

2568741208m.jpg

Игры проводятся на прямоугольной ровной площадке.

За серединой обеих лицевых линий площадки устанавливаются специальные стойки, на которых укрепляются щиты с кольцами, составляющие с сетками корзины.

Продолжительность игры 30 мин с перерывом 10 мин после 15 мин игры. Мяч для игры окружностью 75—80 см, весом 600—650 г.

Команды могут состоять из 12 человек, однако во время игры на площадке участвуют по 5 человек.

Во время игры можно производить замены неограниченное, количество раз одного, двух или даже всей пятерки.

Начинается игра после подбрасывания мяча судьей в центре площадки между двумя игроками разных команд. Команда, овладевшая мячом, стремится забросить его в корзину. За это ей насчитывается 2 очка.

Игроку запрещается: делать более двух шагов с мячом в руках; ударять по мячу кулаком или ногой;, вести мяч, ударяя его о землю двумя руками. За эти нарушения мяч передается другой команде для вбрасывания из-за боковой линии. За толчки, удары, подножки пострадавшая команда получает право на штрафной бросок.

Если грубость была неумышленной и игрок другой команды не бросал мяч в корзину, дается один штрафной бросок. За умышленное нарушение, а также нарушения в последние 5 мин игры назначаются два штрафных броска. За мяч, заброшенный со штрафного броска, засчитывается 1 очко. После пяти таких персональных ошибок (фолов) игрок удаляется с площадки с правом замены его другим игроком. Команда, набравшая больше очков, выигрывает.

А теперь подробнее...


Игра

В баскетбол играют две команды, в каждой из которых по пять игроков. Игра не может начаться, если у одной из команд на площадке нет пяти игроков, готовых играть. Победителем становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков.

Игра проходит на площадке размером 26ґ14 м; ширина всех линий на площадке – 5 см. Линия штрафного броска (внешний край) находится на расстоянии 5,80 м от внутреннего края лицевой линии.

Зоной трехочковых бросков с игры для команды является вся игровая площадка, за исключением области около корзины соперников, ограниченной полукругом. Трехочковая линия не является частью зоны трехочковых бросков.

Команды

В команде должно быть не больше 12 полевых игроков. Член команды имеет право играть, если его фамилия была внесена в протокол перед началом игры, и до тех пор, пока он не будет дисквалифицирован или не получит 5 фолов. Команды должны использовать номера с 4-го до 15-го. Национальные федерации имеют право утвердить для своих соревнований любые другие номера, состоящие не более чем из двух цифр.

Капитан

Это игрок, который является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться в вежливой форме к судьям в течение игры для получения необходимой информации, однако только в то время, когда мяч «мертвый» и игровые часы остановлены.

Игровые положения

Игра состоит из четырех периодов по 10 мин. Продолжительность перерывов в игре между первым и вторым, третьим и четвертым периодами и перед каждым дополнительным периодом составляет 2 мин. Продолжительность перерыва между половинами игры составляет 15 мин. Если счет ничейный по окончании игрового времени четвертого периода, игра продлевается на такое количество дополнительных периодов продолжительностью 5 мин., которое необходимо для того, чтобы нарушить равновесие в счете. Если фол совершен одновременно или непосредственно перед тем, как прозвучал сигнал игровых часов об окончании игрового времени, любой(-ые) возможный(-е) штрафной(-ые) бросок(-ки) должен(-ны) быть выполнен(-ы) после окончания игрового времени. Во всех дополнительных периодах команды продолжают атаковать те же корзины, что и в четвертом периоде.

Мяч в игре

Мяч при удачном броске засчитывается, если при нахождении его в полете:

– cудья дает свисток;
– звучит сигнал игровых часов об окончании периода;
– звучит сигнал устройства 24-х сек.;
– игрок совершает фол на любом из соперников в тот момент, когда мяч контролируется соперником, который находится в процессе броска с игры и заканчивает свой бросок непрерывным движением, начавшимся прежде, чем произошел фол.

Спорный мяч

Спорный мяч фиксируется, когда один или более игроков каждой из соперничающих команд держат мяч одной или обеими руками так крепко, что ни один из игроков не может завладеть им без грубых действий. При розыгрыше спорного мяча каждый игрок должен встать таким образом, чтобы обе стопы располагались внутри той половины центрального круга, которая ближе к его собственной корзине; при этом одна стопа должна находиться рядом с центральной линией. Игроки одной команды не могут занимать соседние места вокруг круга, если соперник желает занять одно из этих мест.

При вводе в игру мяч должен быть отбит рукой(-ами) одним или обоими спорящими игроками после того, как достигнет своей наивысшей точки. Ни один из спорящих игроков не должен покидать свою позицию до тех пор, пока мяч не будет правильно отбит. Ни один из спорящих игроков не может ловить мяч или отбивать его более двух раз до тех пор, пока тот не коснется одного из восьми не прыгавших игроков или пола. Если мяч не отбит, по крайней мере одним из спорящих игроков, спорный бросок должен быть повторен. Никакие части тела игроков, не участвующих в розыгрыше спорного броска, не могут находиться на линии круга (цилиндра) или пересекать до тех пор, пока мяч не будет отбит.

Поочередное владение

Поочередное владение – это способ заставить мяч стать «живым» в результате вбрасывания вместо розыгрыша спорного броска. Во всех ситуациях спорного броска команды поочередно получают право на владение мячом для вбрасывания из-за пределов площадки с места, ближайшего к тому, где происходит ситуация спорного броска. Команда, имеющая право на следующее поочередное владение по окончании периода, начинает следующий период вбрасыванием из-за пределов площадки на продолжении центральной линии.

Контроль над мячом

Бежать с мячом, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или ударять по мячу кулаком является нарушением. Однако случайное соприкосновение или касание мяча любой частью ноги не является нарушением.

Заброшенный мяч

За мяч, заброшенный:

– со штрафного броска, засчитывается одно очко;
– из зоны двухочковых бросков, – два очка;
– из зоны трехочковых бросков, – три очка.

Вбрасывание

Вбрасывание происходит, когда игрок, находящийся за пределами площадки, передает мяч на площадку. Судья должен передать мяч из рук в руки или положить его на то место на полу, где он окажется в распоряжении игрока, выполняющего вбрасывание.

Он также может бросить или передать мяч отскоком от пола при условии, что:

– судья находится на расстоянии не более четырех метров от игрока, который должен выполнять вбрасывание;
– игрок, который должен выполнять вбрасывание, находится в том месте, указанном судьей.

Игрок должен выполнять вбрасывание с места за пределами площадки, указанного судьей, ближайшего к тому, где произошло несоблюдение правил или где игра была остановлена, за исключением места непосредственно за щитом.

В начале всех периодов, кроме первого, или после выполнения штрафного(-ых) броска(-ов) в результате технического, неспортивного или дисквалифицирующего фола вбрасывание должно выполняться из-за пределов площадки на продолжении центральной линии напротив секретарского столика, независимо от того, удачен ли был последний или единственный штрафной бросок. Игрок должен расположить ноги по обе стороны от продолжения центральной линии и имеет право передавать мяч партнеру, находящемуся в любом месте на игровой площадке.

Каждый раз, когда мяч попадает в корзину, но бросок с игры или штрафной бросок не засчитывается, последующее вбрасывание должно выполняться из-за пределов площадки напротив линии штрафного броска.

После заброшенного мяча с игры или удачного последнего или единственного штрафного броска любой игрок команды, в корзину которой заброшен мяч, должен выполнить вбрасывание из-за пределов площадки с любого места за лицевой линией, где был заброшен мяч.

Игрок, выполняющий вбрасывание, не должен:

– затрачивать более 5 сек. до момента освобождения от мяча;
– наступать на площадку в тот момент, когда мяч находится в его руках;
– перемещаться в сторону на расстояние более одного метра от места, указанного судьей, прежде чем выпустить мяч из рук. Однако разрешается отступать непосредственно назад от линии настолько далеко, насколько позволяют обстоятельства.

Другие игроки не должны находиться:

– любой частью тела над ограничивающей линией до тех пор, пока мяч не будет вброшен через эту линию;
– на расстоянии ближе 1 м от игрока, выполняющего вбрасывание.

Затребованный тайм-аут

Этот тайм-аут должен длиться 1 мин. и взять его можно, когда заброшен мяч с игры в корзину команды, которая тайм-аут попросила.

Два затребованных тайм-аута могут быть предоставлены каждой команде в любое время в течение первой половины; три – в любое время в течение второй половины и один – в любое время в течение каждого дополнительного периода.

Затребованный тайм-аут не разрешается команде, забросившей мяч с игры во время последних двух минут четвертого периода или последних двух минут каждого дополнительного периода, когда игровые часы останавливаются, за исключением ситуации, когда судья останавливает игру.

Замена

Игроку, который был заменен, разрешается сразу направляться на скамейку своей команды, не сообщая о замене секретарю или судье.

Игрок, выполняющий штрафной(-ые) бросок(-ки), может быть заменен при условии, что:

– просьба о замене поступила прежде, чем закончилась возможность для замены перед первым или единственным штрафным броском;
– мяч становится «мертвым» после последнего или единственного штрафного броска.

Если игрок, выполнявший штрафной(-ые) бросок(-ки), заменен после того, как мяч стал «мертвым» после последнего или единственного штрафного броска, команда соперников также может заменить одного игрока при условии, что просьба поступила прежде, чем мяч стал «живым» для выполнения последнего или единственного штрафного броска.

Игра, проигранная «лишением права»

Команда проигрывает игру «лишением права», если:

– через 15 мин. после времени начала игры, указанного в расписании, команда отсутствует или не может выставить на площадку пятерых игроков, готовых к игре;
– своими действиями она мешает проведению игры;
– отказывается играть после того, как старший судья предложил ей начать игру.

В этих случаях победа присуждается сопернику со счетом 20:0. В классификации при этом команда не получает ни одного очка.

Игра, проигранная «из-за нехватки игроков»

В этом случае команда проигрывает игру, если на площадке во время игры количество игроков этой команды, готовых играть, оказывается меньше двух. Если команда, которой присуждается победа, ведет в счете, результат на момент остановки игры остается. Если команда, которой присуждается победа, не ведет в счете, записывается результат 2:0 в ее пользу. Команда, проигравшая игру «из-за нехватки игроков», получает в классификации одно очко.

Ведение мяча

Ведение начинается, когда игрок, установивший контроль над «живым» мячом на площадке, бросает, отбивает, катит или ударяет его в пол и касается мяча снова прежде, чем мяч коснется другого игрока. Ведение заканчивается, когда игрок касается мяча двумя руками одновременно или допускает задержку мяча в одной или обеих руках. Во время ведения мяч может быть подброшен в воздух при условии, что он коснется пола или другого игрока раньше, чем игрок, который подбросил мяч, снова коснется его своей рукой. Количество шагов, которые игрок может сделать, когда мяч не находится в контакте с его рукой, не ограничено.

Игрок не должен вести мяч во второй раз после того, как его первое ведение закончилось, если только между первым и вторым ведением игрок не потерял контроля над мячом на площадке из-за:

– броска с игры;
– касания мяча соперником;
– передачи или случайной потери мяча, который затем коснулся другого игрока или которого коснулся другой игрок.

Пробежка

Пробежка – это запрещенное перемещение одной или обеих ног в любом направлении во время контроля над мячом на площадке сверх ограничений, изложенных в данной статье. Поворот – это разрешенное перемещение, при котором игрок, держащий живой мяч на площадке, вышагивает один или несколько раз в любом направлении одной и той же ногой, в то время как другая нога, называемая опорной, сохраняет свою точку контакта с полом. Во время движения или ведения нога, касающаяся пола, становится опорной.

Пока мяч не будет выпущен из рук:

– когда обе ноги находятся на полу, опорная нога не может быть смещена или оторвана от пола;
– при выполнении передачи или броска с игры игрок может выпрыгнуть с опорной ноги, но ни одна из ног не может коснуться пола;
– при выполнении передачи или броска с игры игрок может выпрыгнуть с опорной ноги и приземлиться на любую ногу или обе ноги одновременно, но после этого ни одна из ног, будучи вновь оторванной от пола, не может снова коснуться пола;
– во время совершения остановки, когда ни одна из ног не является опорной;
– в начале ведения ни одна из ног не может быть смещена или оторвана от пола.

Игрок, падающий, лежащий или сидящий на полу

Не является нарушением, когда игрок падает на пол, держа мяч в руках, либо, лежа или сидя на полу, устанавливает контроль над мячом. Нарушение происходит, если игрок затем скользит, перекатывается или пытается встать с мячом в руках.

Три секунды

Игрок не должен оставаться в ограниченной зоне команды соперников более трех секунд подряд в то время, когда его команда контролирует мяч в передовой зоне и игровые часы включены.

Исключение должно быть сделано игроку, который:

– пытается покинуть ограниченную зону;
– находится в ограниченной зоне, когда он или его партнер находится в процессе броска и мяч покидает или уже покинул руку(-и) игрока при выполнении броска с игры;
– ведет мяч в ограниченной зоне с целью выполнить бросок с игры, находясь в ней менее трех секунд.

Правила пяти и восьми секунд

Плотно опекаемый игрок (когда соперник при этом находится не дальше 1 м от него) должен передать, бросить в корзину или повести мяч в течение 5 сек. Каждый раз, когда игрок устанавливает контроль над мячом в своей зоне, его команда должна в течение 8 сек. перевести мяч в зону соперника. Отсчет 8 сек. продолжается со времени остановки, когда команде, которая перед этим контролировала мяч, предоставляется вбрасывание в тыловой зоне. Мяч передается сопернику, если команда, владеющая мячом, нарушила правило «зоны»: вернула из передовой зоны (зоны соперника) мяч в свою тыловую зону через центральную линию.

Двадцать четыре секунды

Каждый раз, когда игрок устанавливает контроль над мячом на площадке, его команда должна выполнить бросок с игры в течение 24 сек. Если судья останавливает игру по любой причине, не связанной ни с одной из команд, новый 24-секундный период и владение мячом должны быть предоставлены команде, которая перед этим контролировала мяч. Однако если, по мнению судей, команда соперников будет поставлена в невыгодное положение, отсчет 24 сек. должен продолжаться со времени остановки.

Фолы

Защитник занимает правильное исходное положение при опеке, когда он стоит лицом к своему сопернику и обе его ноги находятся на полу. Защитник может поднимать руки над головой или выпрыгивать вертикально вверх, но должен сохранять их в вертикальном положении. Как только защитник занял правильное исходное положение при опеке, он может перемещаться для того, чтобы опекать своего соперника, но не может выставлять руки, плечи, бедра или ноги и тем самым вызывать контакт с целью помешать игроку, который ведет мяч, обойти себя.

Касание соперника руками

Само по себе касание соперника рукой(-ами) необязательно является фолом. Судьи должны решить, получил ли игрок, который вызвал контакт, незаслуженное преимущество. Если контакт, вызванный игроком, каким-либо образом ограничивает свободу перемещения соперника, такой контакт является фолом. Неправильное использование кисти(-ей) или вытянутых(-ой) рук(-и) происходит, когда защитник находится в защитной стойке и его кисть(-и) или рука(-и) касаются и остаются в контакте с соперником, находящимся с мячом или без мяча, с целью помешать его передвижению. Повторяющееся касание или «тычки» соперника с мячом или без мяча являются фолом, поскольку могут привести к грубой игре.

Фол в нападении

Фол в нападении дается:

– при захвате или заплетании руки или локтя защитника для получения незаслуженного преимущества;
– при отталкивании нападающего от защитника с целью помешать ему сыграть или попытаться сыграть в мяч или с целью создать больше пространства между собой и защитником;
– при использовании вытянутой руки и кисти во время ведения с целью помешать сопернику установить контроль над мячом.

Обоюдный фол

Обоюдным фолом является ситуация, в которой два игрока соперничающих команд совершают персональные фолы друг против друга приблизительно в одно и то же время. Персональным фолом должен быть наказан каждый провинившийся игрок. Никакие штрафные броски не предоставляются.

Пять фолов игрока

Игрок, который совершил пять фолов (персональных и/или технических), должен быть проинформирован об этом старшим судьей и немедленно покинуть игру.

Командные фолы

Команда подлежит наказанию за командные фолы, когда она совершает 4 командных фола в периоде. Когда команда подлежит наказанию за командные фолы, все последующие персональные фолы, совершенные на игроке, не находившемся в процессе броска, должны наказываться предоставлением двух штрафных бросков вместо вбрасывания. Если персональный фол совершается игроком команды, контролирующей мяч или имеющей право на владение мячом, такой фол должен наказываться предоставлением вбрасывания команде соперников.

Штрафной бросок

Игрок, выполняющий штрафной бросок, должен:

– занять положение за линией штрафного броска и внутри полукруга;
– выпустить мяч в течение 5 сек. с того момента, когда он передан судьей в его распоряжение;
– не касаться линии штрафного броска и не входить в ограниченную зону до тех пор, пока мяч не попадет в корзину или не коснется кольца;
– не имитировать штрафной бросок.

Игроки, находящиеся на местах для борьбы за подбор вдоль области штрафного броска, имеют право занимать позиции на этих местах глубиной в 1 м. Они не должны занимать места для борьбы за подбор, которые им не предназначены.

Игроки, не занимающие мест для борьбы за подбор вдоль области штрафного броска, должны оставаться за воображаемым продолжением линии штрафного броска и за линией трехочковых бросков до тех пор, пока мяч не коснется кольца или штрафной бросок не закончится.


Обучение ведению мяча в баскетболе

Basketboym.jpg

При обучении ведению мяча в баскетболе важно научиться делать это, не глядя на него, а также видеть перемещения игроков на площадке – как партнеров по команде, так и противника – и своевременно принимать решение: сделать передачу, выполнить бросок, изменить темп игры. Это непростая задача. Как научить этому детей? Предлагаемые упражнения можно использовать и во время разминки, и в рамках обучения ведению мяча в баскетболе. Их можно модернизировать, сохранив главную цель – выполнять задания, не глядя на мяч. Веди и смотри…


Все начинается с разминки

Уже в подготовительную часть занятия следует включать упражнения, направленные на активизацию внимания и зрительного контроля.


«Восьмерка» с перемещением

Многие тренеры в качестве разминки для кистей рук предлагают детям выполнить перехваты мяча под широко расставленными ногами (по «восьмерке»). Лучше сделать это в движении, передвигаясь приставным шагом вправо и влево.


Хлопок, еще хлопок…

Это тоже всем известное упражнение из начальной школы: подбросить мяч вверх, выполнить один или несколько хлопков, затем поймать мяч. А попробуйте выполнить хлопок спереди, потом за спиной, а потом поймать мяч! Или подбросить мяч из-за спины, из-под ноги и поймать его только после того, как выполните хлопок!

Можно сделать разное количество хлопков: например, сначала 2, потом 4, потом 6, 8 и т.д. Если это задание не вызывает затруднений, предлагается следующее упражнение: подбросить мяч вверх и, пока он в полете, выполнить хлопки под правой ногой, затем под левой, перед собой, за спиной. Это способствует развитию не только реакции, но и координации движений.


Основная часть


Техника ведения мяча

Прежде чем приступать к игровым заданиям, детям обязательно нужно напомнить технику ведения мяча: ноги слегка согнуты, подбородок приподнят, взгляд – поверх площадки. На закрепление правильной техники и направлены следующие упражнения.


Игровые упражнения


«Сколько пальцев?»

Тренер показывает определенное количество пальцев, а дети, не прекращая ведение мяча, громко говорят сколько. Можно также использовать судейские жесты, а дети должны узнать их и назвать: пробежка, «двойное ведение», фол и т.д., – или показывать их не пальцами, а знаками: «плюс», «минус», «умножить», «равно», «больше», «меньше», – используя для этого какие-нибудь предметы, например гимнастические булавы. При этом можно производить простые математические вычисления, не прекращая ведение мяча.


Упражнения с кубиками

В обучении ведению мяча может помочь и такой предмет, как детский пластмассовый кубик, на гранях которого обозначены цифры от 1 до 6, как на игральной кости.


Жонглирование кубиком и мячом

Предложите детям пожонглировать баскетбольным мячом и кубиком. Это может получиться не сразу, хотя упражнение и кажется легким.


Ведение мяча в равновесии

Согните ногу в колене и положите на нее кубик. Удерживая равновесие, попробуйте выполнить ведение мяча, не сходя с места и не уронив кубик.


Ведение мяча и кубика

Выполняя ведение мяча одной рукой, другой попробуйте катить кубик или просто перебрасывать его с места на место.


«Переверни кубик»

Упражнение выполняется в парах. Дети располагаются на разных боковых линиях баскетбольной площадки напротив друг друга. На линии кладут кубик так, чтобы цифра 1 была обращена вверх.

Затем, выполняя ведение мяча одной рукой, дети двигаются навстречу друг другу, обходят кубик партнера, возвращаются к своему кубику, поворачивают его следующей цифрой вверх, и т.д.

Задание можно усложнить: каждый игрок устанавливает кубик на любой цифре. Проходя мимо кубика партнера, он запоминает показания кубика и устанавливает ту же цифру на своем. То же самое делает другой игрок. По мере освоения задания можно выполнять его в быстром темпе.


Баскетбольное приветствие

Упражнение также выполняется в парах. И.п. – то же. Дети выполняют ведение мяча навстречу друг другу. При встрече они останавливаются и приветствуют друг друга хлопком свободной руки, не прекращая ведение. Затем можно выполнить два-три хлопка, и т.д. Упражнение можно разнообразить: игроки пожимают друг другу руки.


Когда одного мяча мало

По мере освоения материала можно ввести усложненный вариант задания, например ведение двух мячей. Упражнение можно выполнять как попеременно правой и левой рукой, так и одновременно двумя руками в тех же исходных положениях, обходя вокруг кубиков партнеров.


Подвижные игры

Какое же спортивное занятие без игр? Методически правильно будет, предлагая игру детям, отрабатывать в ней те навыки, которые были разучены на занятии.


Шайбы против кубиков

Играющие делятся на две команды и располагаются за лицевыми линиями. В центральном круге разбросано одинаковое количество кубиков и шайб. По команде тренера дети, выполняя ведение мяча, подбегают к центральному кругу, свободной рукой берут предмет (одна команда собирает кубики, другая – шайбы) и возвращаются за лицевую линию, положив его в заранее установленное место (в обруч, в ящик, на мат и т.п.). Побеждает команда, которая быстрее перенесет все предметы на место.

Задание можно усложнить, предложив детям несколько мест для сбора предметов или введя ограничение для места сбора: например, в каждый обруч класть не более пяти шайб или кубиков. В этой игре важно не потерять контроль над мячом и не столкнуться с партнерами. Когда все предметы будут разложены, можно предложить детям другую игру. Те, кто собирал кубики, должны теперь перенести в свой дом (за лицевую линию) все шайбы противника и наоборот, не прекращая ведение мяча. При этом соперники вправе мешать им, вставая на пути.


Баскетбольное двоеборье

Интересно получается, когда соединяется несколько видов спорта. Попробуйте играть одновременно в баскетбол и шашки! Думаете, это невозможно? А вот и нет!

В центре зала располагается большая шашечная доска. Два игрока, выполняя ведение мяча одной рукой, свободной рукой переставляют шашки на доске. Побеждает тот, кто выиграет партию в шашки, не ошибившись при этом в ведении мяча. Можно использовать укороченную доску: не из 64 клеток, а из 16, 25, 36 и т.д.


«Дорожи своим мячом»

Игра проводится на ограниченном пространстве (на половине площадки, внутри линии трехочковых бросков и т.п.). Каждый ученик выполняет ведение мяча, а свободной рукой пытается выбить мяч у других игроков, при этом оберегая свой. Побеждает тот, кто выбьет больше мячей, не потеряв свой.

Занятие по ведению мяча

Gftyfjyghgh776m.jpg

Задачи занятия

1. Совершенствование ведения и передачи мяча в движении. 2. Развитие координационных способностей при выполнении упражнения с мячом. 3. Совершенствование техники владения мячом (точности, скорости, быстроты реакции).

Инвентарь: баскетбольный мяч.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Подготовительная часть – 12 мин.

1. Построение, сообщение задач занятия.
2. Перестроение в колонну по одному:
а) ходьба, упражнение на осанку (на носках; на пятках); лопатки соединены, взгляд направлен вперед, руки подняты вверх, живот втянут, следить за осанкой и дыханием;
б) бег в медленном темпе с ведением баскетбольного мяча; контролировать высокое ведение мяча, смотреть не на мяч, а вперед.


Основная часть – 20–25 мин.

1. Челночный бег с ведением мяча (повтор 3–4 раза).

Группу детей разделить на две команды. Каждая команда занимает свою лицевую линию, располагаясь напротив другой шеренгой с мячами в руках. По сигналу физрука все дети одновременно начинают ведение мяча в пределах линий волейбольной площадки. Именно эта разметка наиболее удобна для челночного движения. Сначала дети ведут мяч до линии, ближайшей к лицевой (линии защиты) и возвращаются на исходную позицию, затем – к линии, ближайшей к середине площадке (линии нападения), и вновь возвращаются на лицевую.

2. Передача мяча в парах.

1) В тех же шеренгах учащиеся встают друг напротив друга по всей длине зала на достаточном расстоянии друг от друга. Дети из одной шеренги передают мяч двумя руками от груди, их партнеры из противоположной шеренги передают мяч двумя руками из-за головы; затем – наоборот.

2) Из основной баскетбольной стойки сначала один партнер, а затем другой передают мяч друг другу из-за спины круговым движением сначала одной, а потом другой руки на уровне пояса. При этом важно обращать внимание на правильный захлест кисти при передаче мяча. Чтобы мяч «находил» партнера примерно на уровне груди, кисть при захлесте как можно дольше должна сопровождать мяч именно в этом направлении. Но, поскольку рост партнеров может быть различным, передачу мяча не только из этой, но и из любых позиций надо выполнять и с учетом этой особенности.

3) Из той же стойки – передачи мяча после выполнения «восьмерок» (проноса мяча вокруг ног с перекладыванием с руки на руку).

4) Передача мяча из-за спины. Партнер держит мяч двумя руками за спиной на уровне талии, большие пальцы «смотрят» на спину, остальные – вниз. Подкрутив мяч в сторону спины и направив его при этом вверх, надо одновременно наклонить туловище вперед – ровно настолько, чтобы мяч, изменив траекторию, полетел в сторону партнера. Партнер должен поймать мяч перед собой и повторить упражнение в сторону партнера.

5) Ведение мяча на разной высоте вокруг партнера в противоположных направлениях, смотреть при этом не на мяч, а на партнера, мяч контролирует только рука.

Серии передач каждым партнером выполняются по 10 раз.


3. Учебный баскетбол с использованием разученных элементов.

Задача: выполнять как можно больше передач.


Заключительная часть – 2–3 мин.

Построение, подведение итогов занятия.

Подвижные игры для развития навыка ловли и передачи мяча

Asdf46m.jpg

При обучении передачам мяча физрукам следует чаще вводить в занятие подвижные игры. Ведь долгая отработка отдельных упражнений в парах, тройках, у стены и т. п. быстро утомляет детей, а игра позволяет отработать необходимые задания на фоне утомления. Игры лучше всего использовать в заключительной части занятия, предварительно объяснив правила и дав игрокам соответствующие инструкции.


«Гонка мячей по кругу»

Игроки, заранее разделившись на две команды, выстраиваются в круг, встав через одного. Два игрока с мячами из разных команд располагаются на противоположных концах. Команды передают мяч через одного, т. е. внутри своей команды. Задача: выполняя быстрые и точные передачи, обогнать мяч команды соперника. Для удобства лучше использовать разные по цвету мячи.

Вариант: две команды образуют два разных круга и передают мяч последовательно каждая в своем кругу. Чья команда быстрее пройдет передачами 5 кругов? То же самое можно делать в шеренгах или колоннах.


«Салки передачами»

Два водящих игрока с помощью передач друг другу должны осалить одного, другого, третьего из участников, увертывающихся при движении по площадке от мяча водящего. Осаленным считается лишь тот участник, к которому приблизился водящий и коснулся его мячом, находящимся у него в руках. Как только все участники игры будут осалены, пары водящих меняются.


«Десять передач»

Игра проводится на половине площадки. Соревнуются две команды по 4–6 человек. Игроки команды, владеющие мячом, передают, двигаясь в любом направлении по площадке, мяч друг другу. Соперники пытаются этот мяч перехватить и, если им это удается, уже сами его контролируют. Побеждает команда, которой удалось продержать мяч с помощью 10 передач подряд. Как только команде с мячом удалось это сделать, ей присуждается одно очко.

Варианты: можно играть не до 10, а до 20 передач подряд; не на половине, а на всей площадке, набирать, например, наибольшее общее количество передач (а не подряд); выполнять броски в корзину соперника после того, как команда набрала необходимое количество передач.


«Живая цель»

В середине круга диаметром 8–10 метров находится водящий, а играющие – за кругом. Игроки, перебрасывая мяч, стараются «запятнать» водящего (можно целиться только ниже пояса). «Запятнавший» игрок идет на место водящего. Водящий уворачивается от мяча любыми движениями (бег, прыжки, приседания) в пределах круга.

Вариант: водящий охраняет «крепость», расположенную за его спиной (небольшое сооружение из гимнастических палок или кеглю), в которую и стремятся попасть играющие. Для большего азарта можно ввести ограничение времени (например, 24 секунды).


«Передал – садись»

Равные команды в колоннах за чертой. Капитаны впереди на расстоянии 4–5 метров лицом к командам с мячом. По сигналу капитаны команд передают мяч первым игрокам своей команды. Те, поймав мяч, передают обратно и тотчас приседают. Затем передача следующему игроку и т. д. Игра завершается в тот момент, когда последний игрок, передав мяч капитану, приседает, а капитан, поймав мяч, поднимает его вверх.

Вариант: после того как капитан поймал мяч от последнего присевшего в колонне игрока, место капитана занимает игрок, стоящий в колонне первым, а капитан встает в конец колонны и т. д. Игра заканчивается, когда капитан вновь займет свое место.


«Мяч капитану»

Две команды по 6–7 игроков. Один из игроков (капитан) встает в круг (диаметр – 2 м). Другой игрок (защитник) становится около круга соперников. Остальные игроки располагаются произвольно. Команда, завладевшая мячом, передавая мяч друг другу, старается подвести его к кругу и передать своему капитану. Выигрывает команда, капитан которой поймал мяч большее число раз за определенное время (5–10 минут).


«Нетбол»

Эта игра очень популярна в Великобритании, Австралии и других странах (особенно среди девушек). Порой ее называют «женским баскетболом». Зарубежные тренеры считают нетбол неплохим подспорьем для обучения баскетболу.

В нетбол играют мячом, по размеру схожим с мини-баскетбольным. Цель игры – забить мяч в кольцо соперника. Кольцо диаметром 39 см крепится к вертикальной стойке на высоте 305 см (без щита), которая расположена в полукруге радиусом 4,9 метра. Это – площадь ворот (кольца). Размер площадки: 30,5 метра в длину и 15 м 25 см в ширину. Вся площадка разделена на три равных доли (трети игрового поля): треть защиты, центральную треть и треть нападения. В центре площадки расположен центральный круг радиусом 90 см (см. рисунок).

Игра состоит из четырех периодов по 15 минут «грязного» времени. Перерыв между первым и вторым периодом, равно как и между третьим и четвертым, – 3 мин., по окончании половины встречи – 5 мин. В случае травмы или иной крупной задержки встречи судьи добавляют 2 мин. игрового времени.

В составе каждой команды 7 человек (с запасными может быть 12). Каждый игрок может играть только в своем амплуа, и у него есть своя площадь, где он может играть. Амплуа игроков написаны на форме участников спереди и сзади их начальными буквами (GS, GA, WA, C, WD, GD, GK).

9 1bbool.jpg

  • Goal Shooter (GS) – снайпер. Зона игры – треть нападения и площадь ворот соперника.
  • Goal Attack (GA) – нападающий. Зона игры – центральная треть площадки и треть нападения, включая площадь ворот соперника. Только эти два игрока могут наносить броски по кольцу соперника.
  • Wing Attack (WA) – фланговый нападающий. Зона игры – центральная треть и треть нападения, исключая площадь ворот соперника.
  • Center (C) – центральный игрок (не путать с центровым в баскетболе). Это главный связующий игрок. У него самая большая зона охвата – он может играть везде, кроме площадей ворот.
  • Wing Defense (WD) – фланговый защитник. Зона игры – центральная треть и треть защиты.
  • Goal Defense (GD) – защитник. Зона игры – центральная треть и треть защиты, включая площадь ворот.
  • Goal Keeper (GK) – вратарь. Зона игры – площадь ворот и треть защиты.

Нетрудно заметить, что зона игры защитников пересекается с зоной игры нападающих. В нетболе применяется личная система защиты. Фланговый защитник опекает флангового нападающего, центральные игроки – друг друга, вратарь – снайпера, защитник – нападающего и наоборот.

В игре применяются основные правила баскетбола, но главное отличие – запрещается ведение мяча. Мяч можно передавать между игроками своей команды, в том числе и с отскоком от площадки, а бросать в кольцо – только из площади ворот. За каждое попадание начисляется одно очко. Во время броска опекающий защитник должен находиться на расстоянии 90 см от бросающего, выпрыгивать и накрывать мяч он может лишь после того, как мяч «оторвется» от руки форварда. За технические нарушения (задержка мяча, пробежка, ведение, нарушения границ зоны игры определенным игроком) владение мячом передается другой команде. За неспортивные нарушения (фолы игровые и дисциплинарные) назначается штрафной бросок или пас с места нарушения. В этом случае игроки команды соперника не имеют права препятствовать броску или передаче до тех пор, пока мяч не будет введен в игру.

Вариант: у нас в стране эта игра не сыскала популярности, однако, учитывая то, что правила игры, ее продолжительность, размеры площадки очень близки к баскетбольным, нетбол можно взять на вооружение специалистам при обучении передачам мяча и взаимодействиям игроков. Опираясь на вышеизложенные правила, можно допустить любой возможный синтез этой игры в тренировочный процесс. Например, при игре 5 на 5 выделить двух нападающих (центровой и тяжелый форвард), которые могут совершать броски без отскока от щита, находясь внутри линии дальних бросков; двух защитников, их опекающих, и одного разыгрывающего. При этом ведение мяча полностью исключается. Можно также разрешить дальние броски игрокам задней линии.


Баскетбол без ведения

Две команды играют по правилам баскетбола, исключая ведение мяча.

Вариант: ведение можно исключить на половине площадки соперника или, наоборот, на своей половине площадки. Можно играть в одно кольцо 5 на 5 или 3 на 3. Можно также использовать ведение мяча лишь после того, как команда набрала определенное количество (5 или 10) передач.


Зонный баскетбол

Играют три команды по правилам предыдущей игры. Одна команда, белая (см. рисунок), нападает, а две других защищаются. При этом одна из команд контролирует одну половину поля, вторая – другую. Игроки команд защиты не могут переходить на половины площадок друг друга.

9 2bbool.jpg

Игра очень эффективна при отработке навыков противодействия зонному прессингу, зонной и личной защите. После определенного количества атак или отведенного времени команды меняются ролями.

Вариант: так же, как и в предыдущей игре, можно разрешить ведение мяча на одной из половин площадок или после набора определенного количества передач.


ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать определенные выводы о том, что передачам мяча следует уделять большое внимание в процессе технической подготовки баскетболистов.

На начальном этапе этот технический элемент является стержнем всех групповых взаимодействий игроков. Поэтому не случайно, рекомендуется большой подбор упражнений, направленных на укрепление навыков ловли и передач мяча. На начальном этапе обучения следует больше включать упражнений игрового плана, а также подвижные игры с передачами мяча. Это позволит начинающим спортсменам быстрее перейти к следующему важному моменту методики – быстрому и точному выполнению передач и ловли мяча. Многие подвижные игры с передачами мяча будут также полезны и при обучении определенным групповым взаимодействиям игроков.

Не следует также забывать об отработке техники передач мяча и в группах спортивного совершенствования. Безусловно, подбор упражнений будет другим, чем в группах начальной подготовки. Но не следует пренебрегать и игровыми заданиями. Ведь игра – это не только средство для игроков выплеснуть свои эмоции, но еще и способ отработки определенных тактических схем и взаимодействия.

Следует принять во внимание, что лучше всего использовать упражнения в передачах и ловле мяча в первой части занятия, после разминки, хорошо разогрев кисти и пальцы рук. После этого можно переходить к отработке взаимодействий игроков, в основе которых все равно лежит точная, своевременная и быстрая передача мяча. Удачи вам!




1465290520 95ebf080d7.jpg
15844505sBOm.jpg

Смотреть также...


Дополнительно

  1. Совершенствование техники подачи мяча и тактического взаимодействия
  2. Подвижные игры при обучении баскетболу
  3. Техника ловли и передач мяча
  4. Баскетбол для малышей
  5. Уроки баскетбола
  6. Игровые баскетбольные упражнения
  7. Шаг за шагом - обучение баскетболу
  8. Комплексные упражнения и правила игры
  9. Учебно-методическое пособие в освоении материала проведения уроков по баскетболу


Ссылки