Утренняя зарядка

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
20090610 d0b4d0b5d182d0b8m.jpg
Kazaki-1m.jpg
1 08m.jpg

А вы знаете пользу утренней зарядки?

  • Утренняя зарядка пробуждает, оздоравливает и укрепляет организм.
  • Улучшает кровообращение, что помогает активизировать все системы организма.
  • Обладает закаливающим действием.
  • Дисциплинирует человека.
  • Повышает настроение, увеличивает работоспособность.


Почему на зарядки в лагере хочется просыпаться:

  • Утренние упражнения проходят в игровой форме
  • Танцевальное утро, зарядка в стиле индейцев или с героями из фильмов и комиксов - все это нельзя пропустить и ради этого обязательно нужно проснуться
  • Каждый день зарядка уникальна, тематики не повторяются
  • Зарядку каждый день ведут разные вожатые, которые перевоплощаются в любимых персонажей детей


Если с первого дня вы убедите детей в ее необходимости и будете помнить о Законе 'Ноль-ноль', то у вас все получится. Занимайтесь зарядкой вместе с детьми, предложите помочь в ее проведении своих же детей, это может быть одним из заданий дежкомов, либо сменным поручением. Добивайтесь всего личным примером. Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Не наказывайте детей за какую-либо провинность, например, дополнительными кругами по стадиону во время зарядки. Помните, что у любого ребенка, даже у самого 'шалопая', может быть ослабленное здоровье. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут, на открытом воздухе, в дождливую погоду - в хорошо проветриваемом помещении.

Ошибки:

  • 'Лавина' - опаздывающий на зарядку отряд устремляется вперёд неуправляемой массой. Жертвы весьма вероятны.
  • 'Эпидемия' - группа детей (чаще - девушек) всем видом показывают, что больны, и Вы оставляете их в спальне. НЕТ! Приглашайте партнёра или командира отряда и в его сопровождении больные направляются в медпункт немедленно.
  • 'Спортивный клуб вожатых' - группа развлекающихся вожатых, с юмором и образцово выполняющих комплекс упражнений смотрится шикарно, но, в первую очередь, нужно следить за детьми.


А зачем все это нужно?

А зачем она нужна – можете вы спросить, и будете абсолютно правы, потому что без такого понимания и пользы будет значительно меньше. Так что давайте разберемся: ЗАЧЕМ? Если вдуматься в само слово «зарядка», становится ясно, что мы чем-то себя заряжаем. И это действительно так – заряжаемся мы энергией для предстоящей деятельности. Вспомните себя утром. По-разному, конечно, бывает – иногда сразу бодр и полон сил, а иногда... Думаю, знакомо всем. Что же делать в такой ситуации? Зарядка, легкий самомассаж, купание или умывание, и состояние изменилось, на лицах – улыбки, организм готов к активной деятельности.

С точки зрения физиологии значение разминки (и не только утренней) состоит в подготовке организма к развитию предельного усилия. Разминка повышает возбудимость нервных центров, увеличивает подвижность нервных процессов, подготавливает нервную систему к координированному управлению движениями. Разминка усиливает функции различных физиологических систем, способствует предупреждению травматизма. Согласитесь, уже не мало. Но и это не все.

Утренняя зарядка способствует: скорейшему просыпанию, восстановлению работоспособности после сна, тренировке сердечно-сосудистой и дыхательной системы, «включает» нормальное функционирование биоэнергетики организма. А так как в детском лагере или в походе зарядка проводится к тому же на открытом воздухе, то все вышеперечисленное усиливается природными явлениями: свежим воздухом, солнышком, приятным ветерком (а может и ветром), дождем или снегом. :) Очень важное свойство утренней гимнастики - она способствует усилению лимфообращения и быстрому устранению отечности. Важно не упустить эмоциональный компонент зарядки. Кроме открытого воздуха у нас добавляется еще несколько замечательных условий: мы «заряжаемся» вместе с целой группой, да еще и под музыку, да еще и с удовольствием. С помощью хорошо проведенной зарядки можно значительно поднять настроение всей группы.


Тогда обратимся к вопросу: кто будет проводить зарядку?

Это может быть один человек или группа людей, решивших испробовать себя в этом нелегком, но интересном деле. В первую очередь необходимо, чтобы эти люди сами осознавали необходимость зарядки. Если ведущий будет подходить к делу формально, вряд ли получится что-то «путное». Но если есть желание сделать как можно лучше, есть готовность понять свои сильные стороны и учесть предыдущие ошибки, если есть интерес к тем, для кого все это делается, тогда «умение придет с опытом». Если у вас есть желание проводить хорошие зарядки, если вы готовы к ним готовиться, если у вас есть чувство юмора и минимальная спортивная форма (ну как минимум, вы самостоятельно двигаете руками и ногами), если вам интересны люди и вы почти не боитесь детей, тогда – читаем дальше.


Некоторые рекомендации для проведения зарядки.

Результатом зарядки является хорошее настроение и возможность ребенку проснуться, настроиться на ритм дня лагеря. Но не более того. Поэтому она должна вызывать позитивные эмоции. Следовательно, проводить ее необходимо с драйвом, юмором и даже неизбежное «принуждение» должно производиться с шуткой и без «явного» насилия.

Последний момент особенно важен. Поэтому остановимся на нем подробнее. Зарядка это в некоторых случаях конфликт. С одной стороны, от «не хочется», до не «буду делать», со стороны ребенка, с другой стороны, «надо», со стороны вожатого. Игнорировать его невозможно. Конфликт желательно решить в ходе зарядки, либо проведение зарядки (в особо запущенных случаях) дает повод решить его сразу после нее. Но в то же время решение данного конфликта в свою пользу, может привести к потере вожатым «права быть лидером», что чревато серьезными проблемами. Особенно это актуально для оргпериода, но учитывать этот аспект нужно всегда.

Этим определяются правила проведения зарядки.

  1. Перед началом зарядки настройся. Проводить зарядку нужно в хорошем настроении.
  2. Выход на зарядку не нужно затягивать. Поэтому выход на зарядку обеспечивают все вожатые, стоящие на отряде.
  3. Если несколько человек уже вышли на зарядку, проводящий присоединяется к ним, а остальные продолжают торопить детей. При этом агрессия неприемлема. Только шутка и драйв.
  4. Зарядка начинается с приветствия. Это обязательный «обряд включения». Как правило, уже на второй раз отряд отвечает дружно и четко.
  5. Ни одно упражнение не делается меньше трех и более пяти раз. Зарядка не должна «зависать», поэтому следи за темпом.
  6. Давая команду, не переходи к следующему действию, пока она не выполнена. Здесь важно не вывалится из «позитива». При наличии «косящих и забивших», имеет смысл шутка, настойчивость и «укоризненный взгляд» до выполнения. Как правило этого достаточно. Но если ребенок сознательно идет на конфликт, то его игнорируешь, но при этом «выделяешь» из группы, в крайнем случае, выводишь в сторону. Это уже конфликт, решать его имеет смысл вне рамок «зарядки».
  7. У детей в ходе зарядки есть потребность в «обратной связи». Не ленись похвалить, одобрить, улыбнуться в ответ.
  8. Зарядка заканчивается приветствием. «подняли левую руку, подняли правую и похлопали друг другу. Всем спасибо!»


Музыка для зарядки

Для проведения зарядки возможно использование достаточно широкого диапазона музыки: от классики до современных ритмов. Естественно, нужно учитывать, для кого вы ее подбираете и какого рода зарядку проводите.

Если первая часть зарядки проводится в помещении, хорошо воспринимаются мелодичные композиции, в умеренном темпе.

Для упражнений на воздухе подберите более подвижную музыку. Если будет возможность, запишите сборники специально для зарядки. Желательно, чтобы каждый музыкальный фрагмент логично сочетался с другим.

Упражнения при этом необходимо проводить в соответствии с музыкой. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение, побуждает выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности. Под музыку легче запоминаются новые движения.


Как строится комплекс для зарядки

Как и любая тренировка зарядка условно делится на три части: подготовительную, в которую включаются разогревающие упражнения, основную - куда входят интенсивные упражнения для всех частей тела, бег, прыжки, игры, эстафеты и заключительную, направленную на снижение нагрузки. В детском лагере необходимо, чтобы заключительная часть плавно подводила к дальнейшей деятельности и обязательно давала возможность ощутить группу как единое целое.

Упражнения, включаемые, в утреннюю зарядку для детей могут быть разными, но главное, чтобы они (упражнения) развивали весь организм и выполнялись в определенной последовательности. Еще одним из важных пунктов при выполнении зарядки является то, что нужно не просто выполнить все упражнения, а важно следить за дыханием ребенка. Вдох должен быть глубоким через нос, а выдох – медленным и продолжительным через рот.

Начинать зарядку следует с ходьбы (можно на месте) или легкой пробежки «трусцой» - это упражнение подготавливает организм к предстоящей физической нагрузке.

  • Первое упражнение – поднимание рук вверх или в стороны. Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук.
  • Второе упражнение – приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног и улучшения кровообращения.
  • Третье упражнение – различные наклоны вперед назад, вверх вниз. Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины и живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости.
  • Четвертое упражнение – отжимание: мальчики от пола, а девочки от стола или скамейки. Это упражнение развивает мышцы рук и плечевого пояса.
  • Пятое упражнение – наклоны в стороны. Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости.
  • Шестое упражнение – маховые движения ногами и руками. Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.
  • Седьмое упражнение – прыжки и бег (можно на месте). Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения.
  • Восьмое упражнение – последнее, медленные шаги на месте и взмахи руками вверх и вниз. Это упражнение для успокоения дыхания.

Это так называемый «скелет» или схема упражнений для любой зарядки, естественно вы можете дополнить ее своими упражнениями.


Начнем с новичков (ребят, для которых зарядка в новинку)

Большинство ребят в своей повседневной жизни относят зарядку к разряду таинственных и совсем не обязательных мероприятий, которыми занимаются некоторые «чудаки». Поэтому при подготовке зарядки для этой категории граждан необходимо проявить наибольшую изобретательность. Что нам требуется? Конечно, было бы замечательно, если руководитель еще загодя расскажет в увлекательной форме о роли физической нагрузки. А на самой зарядке, чтобы ребята почувствовали, что от этой «странной» процедуры можно получить удовольствие.


Как же это делать?

Естественно, в первую очередь с ребятами должен быть установлен эмоциональный контакт. Если к детям не проявлять интерес и внимание, даже после развеселой зарядки они будут чувствовать себя дискомфортно.

Очень хорошо, если в группе есть ребята различных уровней подготовки, т.к. в одиночку руководителю будет значительно сложнее заинтересовать новичков. Сама зарядка должна быть разнообразной, веселой, включать игры, групповые упражнения. Необходимо так организовать разминку, чтобы каждый ребенок оказался включенным в общую работу.

В целом, при проведении зарядки эмоциональный компонент становится главным. Тому, кто проводит разминку, необходимо уметь на ходу оценивать состояние, настроение участников и, возможно, тут же что-то изменять. Поэтому ведущему важно не только иметь в памяти богатый арсенал упражнений и игр и извлекать именно то, что необходимо в данный момент, но и уметь увлечь ребят.

Если группа большая, то «зарядочнику» рекомендуется встать в центре круга, чтобы быть примерно на равном расстоянии от всех участников и иметь возможность в любой момент обратиться к любому из них. Для успешной зарядки необходимо научиться видеть всех сразу и каждого в отдельности, постарайтесь во время проведения обратить свое внимание на каждого из ребят - кого-то подбодрите, кого-то похвалите, а если все делается с юмором, весело, тогда совсем замечательно.


Проведение упражнений

Чтобы детям было легче включиться в непривычную для них деятельность, организуйте всю процедуру так, что большая часть упражнений будет выполняться совместно с другими. Подберите упражнения для работы в парах и группах. Используйте танцевальные элементы. Обычно поодиночке большинство детей стесняются танцевать, а вместе с другими, да еще взявшись за руки, они делают это с удовольствием. Организуйте эстафеты - пусть они будут необычными и веселыми. Поиграйте все вместе (третий лишний, казаки-разбойники, ..), не забудьте об упражнениях на координацию, ловкость, равновесие.

Примеры упражнений:

Вся группа разбивается на небольшие команды (по 5-7 человек). Взявшись за руки: приседания, махи ногами, наклоны и т.п. Упражнения в парах:

  1. Повернувшись лицом друг к другу, приседать и одновременно пожимать друг другу руки;
  2. Опираясь на ладони товарища, одновременно выполнять отжимания в положении стоя;
  3. Стоя лицом друг к другу, одну ногу выставить немного вперед, ладони партнеров соприкасаются. Преодолевать сопротивление рук товарища;
  4. Повернуться спиной друг к другу, руками подхватить друг друга под локти. Одновременно приседать.
  5. Бой петухов. Партнеры встают на одну ногу, руки за спиной. Необходимо толкаясь, заставить партнера опустить вторую ногу. Между победителями пар можно провести еще тур игры, а затем выявить абсолютного победителя.


Игра «Акулы и рыбки»

Выбираются ведущие - акулы (количество - в зависимости от общего количества участников: в среднем 1:5(6)). Акула съедает только ту рыбку, которая не успела присесть и задержать дыхание. Съеденная рыбка тоже становится акулой. Время задержки дыхания устанавливается в зависимости от возраста и уровня здоровья играющих (ок. 20 сек.). Если акула подплывает к уже задержавшей дыхание рыбке, то она имеет право находиться около нее не более 10-15 секунд.


Упражнения для завершения.

«Волна по кругу»

Все участники встают в круг, кладут руки друг другу на плечи (берутся за руки), затем по кругу друг за другом непрерывной волной выполняют некоторое движение: приседания, выпрыгивания, махи ногой и т.п.

Так же стоя в кругу можно что-то покричать всем вместе. А после всего этого обязательно помчаться на речку (озеро, ручей, ближайший снежный сугроб) и искупаться или хотя бы умыться.

Это лишь краткий перечень. Интересные упражнения можно найти в книгах, извлечь из своего опыта, придумать самому или предложить придумать другим.

Чтобы все вышеперечисленное понравилось новичкам, необходимо выполнение двух основных условий: Вожатые сами с удовольствием делают зарядку, купаются, общаются.


Зарядка в комнате

Зарядка в тесном помещении позволяет постепенно, без лишних усилий перейти от сна к состоянию бодрствования.

В первой части зарядки пусть все сделают самомассаж (пальцы, ладони, стопы, руки, ноги, биологически активные точки), упражнения на растягивание мышц, упражнения для шеи. Можно подобрать какие-то веселые упражнения, потанцевать, не сходя со своих мест, выполнить упражнения в парах. Разомните и мимические мышцы: постройте друг другу рожицы.

После этого выходите за пределы комнаты и продолжайте разминаться там. Обязательно проработайте все группы мышц. Выполните растяжки. При подборе упражнений ориентируйтесь на свое состояние и состояние товарищей. Если сложно сразу перейти к активной деятельности, сначала побольше потянитесь, порастягивайтесь, повибрируйте всем телом. Не забудьте «подурачиться», поиграть, выполнить какие-то совместные упражнения.


А вы слышали, что существуют золотые правила зарядки?

  • Подберите подходящий плей-лист для утренней зарядки. Согласитесь, что заниматься под музыку легче и веселее,. Желательно выбирать ритмичные песни, либо пользоваться нашими подборками.
  • Заниматься зарядкой рекомендуется регулярно. А еще лучше будет, если вы будете выполнять зарядку в одно и то же время.
  • Не стоит приступать к зарядке сразу после пробуждения, дайте организму 10-15 минут для того чтобы проснуться.
  • Зарядка должна проходить в спокойном темпе, а одежда для зарядки должна быть удобной. Если зарядка проводится в помещении, то лучше всего делать утреннюю зарядку в заранее проветренной комнате.


Немного лайфхаков:

  • сделайте детям приятный подъём (без криков и ругани), например, можно утром включать музыку, чтобы дети вставали априори с хорошим настроением.
  • если зарядку проводят вожатые, не делайте простые упражнения с разминки в школе — дети устают от них в течение года, поэтому ТАНЦУЙТЕ ФЛЕШМОБЫ ! Танцы — те же физические упражнения, только они более интересны детям. И даже если вы сами не знаете ни одного флешмоба — ваш напарник или другие вожатые точно знают их! В том случае, если никто не знает ни одного флешмоба — просто включайте популярную музыку и делайте обычную зарядку под неё, это в любом случае будет веселее обычной зарядки.
  • зарядку можно использовать в качестве наказания или поощрения детей. Если ребенок провинился где-то, то на следующий день обязуйте его проводить зарядку вместе с вами, а если хотите как-то наградить отличившегося ребенка — позвольте ему выбрать плейлист для предстоящей зарядки.
  • иногда в лагере дети могут сами выбрать на какую зарядку пойти, поэтому если они хотят пойти поиграть в это время в организованный волейбол, не заставляйте их идти танцевать, но убедитесь, что в это время они заняты нужной деятельностью.
  • если вам самим очень трудно вставать на зарядку, то чередуйтесь с вашим напарником (к примеру он поднимает детей на зарядку, но отдыхает во время тихого часа, и наоборот). При этом помните, что во время орг.периода вы ВСЕ должны быть на зарядке.