Упражнения на знакомство и создание благоприятного микроклимата в коллективе

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Znakomstv.jpg

Знакомство – необходимая часть начала пребывания ребенка в лагере.

Проведение занятий с элементами тренинга помогает педагогу лучше познакомиться с детьми, создать в отряде дружескую атмосферу взаимопомощи, взаимодоверия, доброжелательного и открытого общения ребят друг с другом. Для этого необходимо заранее определиться с целью и задачами проведения занятий.

Главная задача — заинтересовать членов группы, создать некую интригу и чувство ожидания чего-то нового и необычного. Впоследствии на занятиях очень важно поддерживать его, не дать возникнуть чувству разочарования и безразличия.

Также необходимо заранее ознакомить участников тренинга с правилами проведения занятий, показать их перспективу и ожидаемый результат.

Продолжительность занятий в целом должна быть определена с самого начала. Располагать ребят лучше по кругу. Важно, чтобы дети были уверены, что их не подслушивают.

Любая форма знакомства неминуемо отразится и на содержании. Очевидно, например, что обычная перекличка, не являясь слишком глубоким знакомством, структурирует в группе определенные отношения: отсутствие права представлять самого себя, возможность смеяться над именем другого, предпочтение формального подхода личностному (как написано – так и называйся) и т. п.

Результаты смазанного или просто недоделанного знакомства очень трудно исправить Вероятнее всего, что модель отношений, возникшая в процессе знакомства, останется в группе навсегда.

Уже на первой стадии процесса мы должны структурировать рамки, в которых происходит установление личных отношений. Нужно создать обстановку, в которой участнику самому хочется себя представить, не стыдно говорить о себе. Не менее важно, чтобы он был готов и заинтересован заметить и услышать других. Для того чтобы родились такие условия, необходимо организовать ситуацию выбора для участника. Он должен получить возможность решать, как он себя представляет, в какой форме это происходит, на чем акцентируется внимание, кто в группе ему на данном этапе более интересен.

В ходе знакомства задается особая атмосфера, являющаяся начальной стадией процесса, влияющая на все, что произойдет в дальнейшем. Именно знакомство призвано провоцировать проявление личного интереса участников. Что происходит, например, в группе, когда участникам предлагается по кругу назвать свое имя и фамилию, возможно даже добавив несколько фактов биографии? Ведь тот факт, что участникам известны имена друг друга, вовсе не добавляет им ощущения комфорта. Напротив, практически нет шансов, что знакомство состоится. Во-первых, очень трудно слушать других и одновременно придумывать, как представиться так, чтобы не оказаться смешным, чтобы тебя приняли. Во-вторых, кто-то из участников, вероятно, просто еще не готов к представлению – он пока вообще не хочет знакомиться. Кроме того, люди, находящиеся в одной группе, в принципе, пока неинтересны друг другу, и прозвучавшая информация мало кому запомнится. Обратной стороной все той же медали видится и введение насильно разнообразных веселых игр на запоминание имен, типа «Снежного кома». Участникам, вероятно, удается запомнить некоторые имена, во всяком случае, имена задержатся в памяти до тех пор, пока все остаются на своих местах. Однако к знакомству и подобные формы не относятся. Установление отношений становится возможным, когда у участника появляется ощущение комфорта и безопасности, в результате которого он может позволить себе личностные проявления. Тогда уже на следующей стадии знакомства непременно возникнет возможность взаимодействия между участниками.

Непосредственные формы, помогающие структурировать вышеописанные эффекты, могут быть самыми разными – веселой игрой, текстуальным занятием, простроенными диалогами. Важно, чтобы они учитывали состояние участников, их личностные особенности, помогали им заметить друг друга, начать взаимодействовать.

Можно попробовать предположить, что знакомство проводится в группе один раз – в самом начале процесса. Это не так. По большому счету в начале каждого нового блока непременно должно состояться своеобразное знакомство заново, ведь каждый раз участники бывают в разном настроении, приносят с собой новые мысли, приходят с новой мотивацией. Знакомство, можно уподобить настройке оркестра перед концертом: как бы хорошо музыканты ни были сыграны, им необходима «подстройка». Поэтому и в школе, где все участники процесса, казалось бы, отлично знают друг друга, необходимо если не каждый день, то хотя бы время от времени, знакомиться заново. Что, конечно, и ведущему поможет понять, в каком состоянии находятся участники, что их волнует, и, в конечном итоге, как ему строить процесс.


Первое занятие

Цель занятия: познакомить детей друг с другом и создать благоприятные условия для работы группы, вместе продумать и принять правила проведения занятий.

Ход занятия.


Упражнение «3накомство»

Все участники садятся в круг. Руководитель раздает бумагу и ручки. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя, затем делит лист на две части вертикальной чертой. Левую отмечает знаком «+» а правую знаком «-». Под знаком «+» перечисляется то, что особенно нравится (в природе, в людях, в себе и т. д.), а под знаком «-» пишется то, что особенно неприятно для каждого в окружающем его мире («ненавижу трусость», «не люблю осень» и т. д.). Затем все зачитывают свои записи вслух и происходит обсуждение услышанного.


Выработка правил работы в группе

После того, как знакомство состоялось, руководитель занятия кратко повторяет основные принципы- нормы работы в группе. Затем идет коллективное обсуждение этих норм, что-то можно добавить, чуть исправить и в дальнейшем пользоваться в работе группы только этими принятыми нормами общения:

  1. Доверительный стиль общения.
  2. Общение по принципу «здесь и теперь».
  3. Активная работа на занятии каждого участника.
  4. Внимательность к говорящему.
  5. Право каждого на свое мнение.
  6. Конфидициональность всего происходящего.


Упражнение «Ласковое имя»

Участникам занятия предстоит вспомнить по кругу, как ласково называют его родные и близкие ему люди.


Упражнение «Без маски»

Все дети по очереди берут карточки, которые лежат стопкой в центре круга, и сразу без подготовки продолжают высказывание, которое начато в карточке.

Примерное содержание незаконченных предложений для этого упражнения:

  • «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»
  • «Я люблю, когда…»
  • «Особенно мне не нравится, когда...»
  • «Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню...»
  • «Мне очень хочется забыть, что...»
  • «Однажды меня очень напугало то, что...»
  • «В незнакомом обществе я, как правило, чувствую…»
  • «У меня немало недостатков. Например...»
  • «Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно, я ...»
  • «Мне случалось проявить трусость. Однажды, помню...»
  • «Особенно меня раздражает то, что...»


Упражнение «Путаница»

Все встают в круг и протягивают вперед руки. Нужно схватиться своими руками за руки разных людей. Затем нужно распутаться. Можно усложнить задание, если запретить разговаривать. На обсуждении путаницу можно сравнить с человеческими отношениями, которые кажутся запутанными, когда все между собой переплетены, но если всем к этому стремиться, то можно их распутать.


Упражнение «Подарки»

Все участники по кругу высказываются: «Что бы я хотел подарить сидящему рядом?» Называется то, что, по мнению говорящего, могло бы по-настоящему порадовать человека, которому сделали такой подарок.

Затем тот, кому «подарили», благодарит и объясняет, действительно ли он был бы рад этому подарку и почему?


Упражнение «Ток»

Закрепление хорошего настроения. Дети берутся за руки, улыбаются друг другу. Затем закрывают глаза и представляют себя счастливыми, красивыми и добрыми, умными, веселыми и здоровыми. Стараются запомнить и сохранить это состояние надолго.


Второе занятие

Цель: создание атмосферы открытости, доброжелательности, снятие психологических барьеров в общении.

Ход занятия


Упражнение «Нетрадиционное приветствие»

Участники тренинга здороваются теми частями тела, которые называет ведущий.

  • Рука с рукой
  • Пятка с пяткой
  • Спина к спине
  • Колено с коленкой
  • Бедро с бедром


Упражнение «Я рада тебя видеть»

Участники говорят друг другу фразу «Я рад тебя видеть на занятии, потому что» и т.д. по кругу.


Упражнение «Ассоциации»

С помощью карандашей, цветных ручек дети символически изображают свое настроение и объясняют, почему они именно так его ассоциируют.


Упражнение «Переходы»

Руководитель предлагает поменяться местами тем,

  • у кого есть домашнее животное
  • кто занимается в музыкальной или художественной школах
  • кто боится стоматолога
  • кто любит читать
  • кто не любит по утрам делать зарядку
  • кто отдыхал на море и т.д.


Упражнение «Правда и ложь»

Каждый участник по кругу должен сказать два раза правду и один раз соврать, а все остальные должны догадаться, где, правда, а где ложь.


Упражнение «Прикосновения»

Каждый по кругу прикасается к своему соседу справа и говорит ему комплимент.


Упражнение «Рефлексия»

Ребята должны закрыть глаза и подумать, что они не сказали кому- то из участников группы, но очень хотели это сделать. Через 1 минуту открывают глаза и говорят недосказанное на занятии.


Третье занятие

Цель: дальнейшее сплочение группы и углубление процессов самораскрытия, преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Ход занятия


Упражнение «Я в тебе уверен (а)»

Участники садятся в круг и по очереди, глядя некоторое время в глаза друг другу, начинают фразу следующими словами: «Здравствуй, я уверен (а), что ты…».

Например: «Я уверен (а), что ты поможешь, если мне будет трудно», «Я уверен (а), что ты никогда не скажешь обо мне плохое в компании» и т.д.

Ребята называют только положительные качества.


Упражнение «Свободный рисунок»

Всем членам группы выдаются листы бумаги и карандаши для рисования. Каждый рисует то, что ему хочется, любые формы, линии, цвет. Главное, чтобы было выражение собственных чувств, переживаний...

После того, как задание выполнено, идет обмен своими ощущениями от процесса творчества.


Упражнение «Рисуем на ладошках»

Выполняется в парах. Один закрывает глаза и протягивает ладони вперед. Второй молча пытается касаниями ладоней и пальцев передать какую-то картинку. (Например: осень, дождь, снегопад, фонари, двое на лавочке и т.п.) Потом пары меняются. Во время обсуждения рассказывается, кто что хотел передать, насколько это получилось и почему.


Упражнение «Солнышко»

Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это "солнце". Группа ("планеты") становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем "солнце" открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре, может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.


Упражнение «Письмо, в котором я говорю соседу спасибо»

В течение 10 минут дети пишут письмо адресованное своему соседу справа, в котором нужно его за что-то поблагодарить и описать только положительные качества. Затем идет обсуждение писем.


Упражнение «Больше всего мне понравилось»

Участники продолжают по кругу предложение: «На занятиях я…»