Управленческий имидж на службе вожатого

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
KWNsAm-dq1Um.jpg

Типична ситуация, когда вожатый не заботится о собственном образе, а думает только о методическом процессе. Он раздает указания, абсолютно не задумываясь о том, что влияет на их реальное выполнение. В частности, какой его образ существует в голове у подопечного ребенка и, интерпретируя данные им указания, создает мотивацию на их исполнение.

Любое управленческое действие, в действительности, состоит не из двух этапов: «указание — исполнение», а из четырех:

«указание — интерпретация — мотивация — исполнение».

Как раз к стадии интерпретации и мотивации и имеет самое прямое отношение образ вожатого.

Управление ребятами заключается, главным образом, в возможности влиять на их выбор. Это влияние может осуществляться либо через управление обстоятельствами, в которых ребенок действует (ситуативное управление), либо через влияние на самого ребенка (личностное управление). Именно в личностном управлении оказывается актуальным понятие управленческого имиджа.

Понятие имиджа чаще ассоциируется с чисто внешним впечатлением о вожатом, как о человеке. Управленческий имидж — это больше, чем просто внешний образ или набор особенностей личности. Управленческий имидж — это образ, который специально создается в сознании подопечных ребят и помогает пионерам выбирать решения и действия, удовлетворяющие интересам и желаниям вожатого, даже тогда, когда нет непосредственных точных указаний. Через этот образ вожатого, как через призму, проходят все указания и в соответствии с ним интерпретируются. Когда ребенок совершает какое-то действие, он совершает его в соответствии с осознанно или неосознанно моделируемой, потенциальной реакцией вожатого. Это моделирование происходит как раз через имеющийся образ вожатого. Он не дает прямых указаний, однако ребята способны самостоятельно, учитывая интересы своего вожатого, моделировать и принимать выгодные для него решения.


Стандартная ситуация

Обычная модель управления строится на том, что когда вожатый дает указания, он предполагает, что ребята, в соответствии с этими указаниями, будет делать то, что требуется. Но проблема заключается в том, что отношение к детям как к машинам, которым задали программу и они начинают работать в рамках своих технических параметров, приводит к непониманию вожатым причин искажения своих указаний: «Почему, если я дал правильные указания, снабдил его всеми ресурсами, он не сделал того, что требуется, притом что он, в принципе, способен это сделать?». У ребенка попросту может не возникать достаточного уровня мотивации на то, чтобы сделать свою деятельность полностью в соответствии с указаниями вожатого.

Если вы говорите: «…!», это вовсе не означает, что подопечный ребенок пойдет и сделает это. Сначала указание пройдет через фильтр понимания этого: а что произойдет, если я не сделаю это, или, наоборот, что я получу, если сделаю это вовремя?.. Ребенок решает для себя: а следует ли из того, что сказал вожатый, именно то, что он сказал? А не забудет ли он об этом через пять минут? То есть идет некий анализ. Пионер сначала прикидывает последствия своих тех или иных действий, а только потом приступает к работе.

Любое распоряжение пропускается через свое видение образа вожатого, подвергается массе обработок, и в результате формируется определенная мотивация к исполнению. В этом и есть воздействие образа на восприятие подопечным ребенком данного ему указания.

Образ — это мысленная картинка, которая возникает в сознании и подсознании ребят в результате естественного коллективного и личного взаимодействия с вожатым. В нем отражены не только внешние (так сказать, наблюдаемые), но и внутренние характеристики вожатого. Очень существенно, что внутренние, непосредственно не наблюдаемые характеристики дети приписывают вожатому сами, исходя из их собственных потребностей и стереотипов. Поэтому у разных ребят образы одного и того же вожатого могут сильно отличаться друг от друга. Сложившийся образ берет на себя функции регулятора поведения. Он им управляет через создание или устранение мотивов на те или иные действия. В зависимости от характеристик образа, это управление может приводить к достижению желаемых для вожатого результатов, а может, напротив, служить тормозом в деятельности его детского отряда.


Управленческий имидж

В чем особенности управленческого имиджа? Во-первых, в том, что он не просто управляет, он специально предназначен управлять — необязательно явно, но главное — эффективно. Во-вторых, под имиджем следует понимать нечто, не спонтанно образующееся, а направленно формируемое. В этом отличие управленческого имиджа от привычного понятия «авторитет вожатого». Авторитет — это образ вожатого, который складывается у ребят стихийно, а управленческий имидж — это образ, который создается в результате специальной работы.

Управление имиджем включает в себя сознательный и бессознательный компоненты: ребенок может направлять свои действия, ориентируясь на созданный им образ вожатого сознательно, а может интуитивно следовать этому образу (например, в подражании).

Формируемый имидж всегда предназначен для работы в конкретной группе ребят, которыми руководит тот, кто его создает. Поэтому важны именно частные характеристики и вожатого, и детской группы, а не только общие рекомендации. Имидж как «управляющий импульс» должен строиться с учетом человеческих, социальных особенностей детской группы.


Создание управленческого имиджа

В принципе каждый вожатый старается строить свой имидж. Часто, попадая в детский лагерь, он (просто бессознательно) ведет себя не так, как дома. Он меняет свой облик инстинктивно, при этом не всегда отдавая себе отчет в том, что именно он делает и к достижению каких целей это может привести. Задача заключается в том, чтобы сделать процесс создания управленческого имиджа осознанным и регулируемым.

В случае ее успешного решения вы получите очень серьезное улучшение управляемости в вашей детской группе. Поведение ребят станет гораздо более предсказуемым.

Что нужно делать для решения этой задачи?

  1. Вам необходимо получить обратную связь, постараться увидеть себя со стороны. На практике это означает попросту разговоры с другими людьми, вопросы о себе самом, изучение своих фотографий, видео- или аудиозаписей (самостоятельно или с помощью экспертов в области психологии). Таким образом вы получите информацию о том, какой ваш образ уже сложился у ваших подопечных ребят.
  2. Проанализируйте структуру детской группы, подросткового коллектива, которым вы руководите. К этому относится выявление структуры разных типов лидерства в группе и определение наиболее влиятельных групповых факторов. В связи с этим выбирается тип руководства, подходящий для управления в данном конкретном коллективе и соответствующий вашим личным особенностям. Специалисты выделяют восемь основных типов руководства, связанных с разными мотивами управления:
    • «Соверен» или «Патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.
    • «Вожак». В нем люди видят выражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Ему стараются подражать в группе.
    • «Тиран». Внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер-тиран — доминирующая, авторитарная личность, его боятся и ему подчиняются.
    • «Организатор». Он — сила для поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого. Такой лидер объединяет людей, его уважают.
    • «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он дает выход вовне подавленным эмоциям других людей, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков.
    • «Герой». Благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой.
    • «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.
    • «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его любят, боготворят и идеализируют.
  3. Надо изучать людей, с которыми вы непосредственно общаетесь и которые вносят серьезный вклад в создание вашего имиджа. Скажем, директор детского лагеря, не всегда доступен ребятам. Тогда его образ почти полностью формируется его ближайшим окружением, не считая циркуляров и т. д. В таком случае вожатые формируют имидж, выступая от имени руководителя, давая какую-то информацию о нем. Это — опосредованное строительство образа, которое в некоторой степени может иметь место даже в небольшом детском лагере. Для руководителя важно отдавать себе отчет в этом и стараться понять каналы и фильтры, через которые информация о нем поступает подопечным ребятам.
  4. Вам необходимо поставить перед собой цели, иначе говоря, четко понять, чего вы хотите, какой образ будет максимально эффективен для того, чтобы группа в целом выполняла поставленные перед ней задачи. Затем вы должны решить, что из вашего уже существующего образа подходит для достижения упомянутых задач, а что в нем необходимо изменить.


Типичные ошибки

Существуют три наиболее распространенных ошибочных алгоритма.

  • «Смена костюмов». Нередко вожатый, руководствуясь самым общим представлением о том, как надо влиять на окружение, следует стереотипам. Он как бы «надевает на себя разные костюмы» в зависимости от ситуации. Это могут быть: следование «правильному образу поведения руководителя в кризисной ситуации», подражание какому-нибудь киногерою или какие-то другие штампы. Когда такой вожатый попадает в сложную ситуацию, ему приходится мобилизовываться, снова и снова производя в своем имидже изменения, необходимые в конкретной обстановке. При таком спонтанном поиске необходимого образа действий тратится огромный ресурс. Этот ресурс рано или поздно исчерпывается, отчасти и потому, что вожатый попросту устает. В результате резкие изменения в его образе среди его подопечных могут иметь очень негативные последствия.
  • «Мистер Значительный». Другой вожатый, размышляет, в основном, о том, как он должен выглядеть. Такому вожатому кажется, что если он будет выглядеть значимым, то его будут больше уважать, а если его будут больше уважать, то задачи будут выполняться быстрее и эффективнее. Такая модель поведения приводит, прежде всего, к ограничению свободы действий самого вожатого, который остается в одном и том же образе, теряет гибкость.



Этапы формирования позитивного имиджа

QdCwOr-TEjkm.jpg

Оценка и интерпретация поведения, внешнего вида человека зависит от норм, стереотипных представлений данной группы. Поэтому при формировании имиджа необходимо знать особенности группы, на которую он рассчитан, ее ценности, нормы. Часто высказывается мнение, что профессиональный имидж важнее личностного, ибо «придя в детский лагерь, спрячь свою личность в карман». На самом деле, установка на личность, отношение к ней всегда переносится на все, что исходит из этой личности. Личностный имидж — это база, а профессиональный — надстройка, дополнение. Поэтому для профессий системы «человек — человек» необходимо делать основной упор на создание позитивного личностного имиджа.


Габитарный имидж

Габитус — это внешность человека. Габитарный имидж складывается из следующих компонентов.

  • Конституция, телосложение. Первое, что воспринимается при взгляде на человека, — его «размеры», место, которое он занимает на фоне (принцип «фигура-фон»). Конституцию изменить невозможно, однако важно знать, какое впечатление производит тот или иной тип телосложения, и умело корректировать это впечатление.
  • Прическа — здесь необходимо придерживаться норм, принятых в данной социальной группе, а также принципа целесообразности.
  • Одежда — очень важная имиджформируюшая информация. На протяжении веков одежда служила знаком принадлежности к той или иной социальной группе. Общий принцип формирования позитивного габитарного имиджа: внешний облик не должен ассоциироваться в подсознании реципиента с той социальной группой, к которой он относится негативно; внешний облик должен ассоциироваться с той социальной группой, к которой реципиент относится положительно.
  • «Овеществленный» имидж — предметы, которые человек носит с собой и использует. Все это также должно работать на позитивное и уважительное к вам отношение.


Вербальный имидж

Это мнение о человеке, формирующееся на основе его вербальной продукции. По речи, активному словарю, который использует человек, можно определить уровень его интеллекта и образования, возраст, социальный статус, принадлежность к той или иной социальной группе.

Весьма существенны для вербального имиджа всевозможные оговорки. Они бывают у каждого и порой способны нанести непоправимый вред имиджу, так как выдают скрытые, часто не осознаваемые самим человеком, желания. При формировании вербального имиджа необходимо учитывать тезаурус и образовательный уровень слушателей: нельзя говорить так, чтобы им совсем ничего не было понятно, но в то же время не следует, в попытке приобрести репутацию «своего человека», злоупотреблять сленгом.

Всевозможные «присказки» и «слова-паразиты» также являются частью вербального имиджа. От них лучше избавляться. Очень важно умение правильно представиться. Невнятное представление говорит о нежелании контакта.


Невербальный имидж

К невербальному имиджу относится вся информация, передаваемая человеком на невербальном уровне. Поскольку невербальный канал древнее вербального, большая часть такой информации воспринимается на подсознательном уровне. В исследованиях показано, что 70% всей информации поступает именно через невербальный канал. Кроме того, при несовпадении вербальной и невербальной информации (так называемая «двойная ловушка») реципиент непроизвольно отдает предпочтение именно невербальной, так как интуитивно считает ее более точной и правдивой.

Имидж, формируемый на основе данной системы знаков, называют кинетическим имиджем. Чаще всего это информация, движущаяся по каналу «подсознание — подсознание», т. е. не осознаваемая ни индуктором, ни реципиентом. Для того чтобы вызвать доверие и симпатию у слушателей, необходимо придерживаться открытой позы (без скрещивания или укрытия ног и рук).

Паралингвистическая система — качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая — включение в речь пауз и других вкраплений (покашливание, плач, смех), а также темп речи. Все эти дополнения увеличивают объем семантически значимой информации.

Все компоненты имиджа работают в совокупности, формируя общее позитивное или негативное отношение к человеку. Следует заметить, что в сознании реципиента имидж и личность не разделяются: имидж понимается реципиентом как личность воспринимаемого. Поэтому все внешне наблюдаемые характеристики расшифровываются им в терминах личностных качеств. Важно, чтобы образ был целостным, и содержал информацию о позитивно воспринимаемых личностных качествах.

Имидж может сформироваться и в отсутствие всякой информации о человеке, на основании отнесения его к определенной социальной группе. Априорный имидж — имидж, сформировавшийся еще до начала общения с человеком. Основывается он на стереотипной информации относительно той социальной группы, к которой реципиент причислил индуктора. Чем жестче у человека стереотип, тем сложнее будет изменить априорный имидж в непосредственном общении с ним.


Фактор формирования привлекательности первого впечатления

Если человек нравится нам внешне, мы склонны считать его хорошим, умным и т.д.

Знаки привлекательности.

  • Соответствие социально желательным признакам.
  • Усилия, которые затрачиваются человеком для соответствия одобряемому типу внешности (люди с мезоморфным типом телосложения получают наиболее положительные оценки по психологическим свойствам, полные люди — наиболее отрицательные). Привлекателен тот тип телосложения, который социально одобряется. Но еще более привлекательны усилия, которые человек затрачивает, чтобы «быть в форме».
  • Фактор отношения к нам — люди выше оценивают тех людей, которые относятся к ним положительно. При явном отрицательном отношении к человеку он не склонен замечать положительных сторон в партнере.


Чем ближе мнение другого человека к вашему собственному, тем выше вы будете его оценивать. Чем выше мы оцениваем человека, тем скорее ожидаем совпадения его взглядов с нашими собственными. Разногласия просто игнорируются.

Оценочный компонент социальной перцепции называется в психологии аттракцией, т. е. привлекательностью. Позитивный имидж подразумевает необходимость возникновения аттракции у реципиента по отношению к индуктору. Закономерности возникновения аттракции:

  • Красивые люди чаше вызывают аттракцию. Если же воспринимающий человек сам оценивает себя как не очень привлекательного внешне, у него будут вызывать симпатию люди равной с ним привлекательности, более же красивые будут вызывать негативные чувства.
  • Вызывают неприятие и слишком «идеальные» люди.
  • Аттракцию вызывают люди, которых воспринимающий оценивает как похожих на себя (фактор сходства). Человек испытывает влечение к людям, сходным с ним по физическим особенностям, социальному происхождению, интересам, взглядам. Если сходство имеет значение для установления отношений, то для их продолжения необходима комплиментарность (например, комплиментарность потребностей — важный фактор стабильности отношений).
  • Люди талантливые или компетентные в области, близкой к нашим потребностям и интересам, в наших глазах привлекательнее людей со средними способностями или обладающих компетенцией, далекой от наших интересов.
  • Более привлекательны для нас люди, связь с которыми на протяжении длительного времени приносила пользу обеим сторонам, взаимно вознаграждалась.
  • Частота встреч также способствует возникновению аттракции. Чем чаще контакты, тем больше вероятность возникновения аттракции.


Этапы формирования имиджа

  1. Формулировка имиджевых целей. Необходимо четко сформулировать послание, которое содержится в желаемом имидже.
  2. Анализ имиджевой аудитории. На этом этапе проводятся количественные и качественные исследования имиджевой аудитории.
  3. Прорисовка имиджевых характеристик. Составляется список качеств, которые необходимо транслировать имиджевой аудитории.
  4. Соотнесение наличных и желаемых характеристик. В результате такого анализа формируются три списка характеристик:
    • характеристики, работающие на создаваемый имидж: их необходимо усиливать и демонстрировать;
    • характеристики, снижающие или разрушающие создаваемый имидж: от них необходимо избавляться или не афишировать;
    • характеристики, необходимые для создания требуемого имиджа, но отсутствующие у человека: их необходимо нарабатывать.
  5. Выбор средств самопрезентации личности или организации. Здесь подбираются конкретные техники, направленные на достижение имиджевых целей.
  6. Вхождение в образ — собственно воплощение имиджа в реальной жизни.



Основы имиджеологии: самопрезентация и компетентность

UHaXcMlbw 0m.jpg

Имидж — это эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Но если взглянуть глубже, то это, скорее, внешняя сторона образа, в которой сосредотачиваются его наиболее существенные характеристики. Имидж может быть как положительным, так и отрицательным. Так, кто-то притягивает и нравится, а кто-то вызывает отвращение. Как правило, имидж — явление положительное. В имидже наиболее ощутимо проявляются качества, благодаря которым достигается эффект притягательности данного субъекта в глазах других людей. Чтобы достичь успеха, необходимо знать, какие черты и качества кажутся привлекательными и позиционировать эти качества другим.


Принципы имиджирования

Принцип самовоспитания и самосовершенствования. Усовершенствовать свой образ, представляемый окружающим, можно только через понимание самого себя. Надо определить, кто и какой (какая) вы есть для самого себя и в глазах других, затем выяснить, каким(какой) вы хотите быть и казаться, поставить себе цель и стремиться к ее достижению, изменяясь и внешне, и внутренне.

Принцип гармонии визуального образа. Гармония визуального образа — это прежде всего согласованность, стройность в сочетании пропорций лица и тела, цветового типа личности и типа силуэта. Чтобы нравиться, человеку не обязательно соответствовать классическим канонам красоты. Он должен быть интересен и привлекателен со всеми индивидуальными особенностями своей внешности, создающими общую гармонию. Внешний облик не обязательно отражает внутреннее содержание. Он, скорее, что-то показывает, а что-то, наоборот, скрывает. Создать имидж, противоположный внутренней сущности, практически невозможно, а постоянно поддерживать его — тем более. Вместе с тем, когда вы начинаете презентовать такие качества, которые вам не свойственны (например, аккуратность и пунктуальность), то психологический закон соответствия внешнего и внутреннего будет способствовать тому, что вы начнете изменяться. Вы не обязательно станете аккуратным, но приблизитесь к этому качеству, если оно для вас желаемо.

Принцип коммуникативного и речевого воздействия. В процессе коммуникации происходит передача и восприятие информации различного типа: эмоции, настроения, сведения и т.д. Эффективность данного принципа состоит в профессиональном использовании приемов убеждения, внушения и подражания. Важно владеть различными приемами речевого воздействия и уметь распознавать их у других.

Принцип саморегуляции. Организм человека обладает своеобразным, инстинктивным разумом, благодаря которому человек выживает. Подключение сознания приводит к тому, что человек начинает жить, оптимально адаптируясь к среде и реализуя себя. Имидж, т.е. визуальный образ себя, пущенный «на самотек», скорее всего развалится, так как презентация определенного образа требует ряда усилий. Саморегуляция или управление собой заключается в том, чтобы постоянно анализировать свои потребности и сопоставлять их с возможностями, оптимизируя желания и усилия по их достижению.


Самопрезентация

Самопрезентация — это процесс, посредством которого человек старается сформировать у других людей впечатления о самом себе. Успех самопрезентации зависит от умения представить себя другим людям, умения подать себя, привлечь к себе внимание, актуализировать интерес людей к своим качествам. Целью самопрезентации является создание и донесение своего имиджа до других людей.

Самопрезентация является неотъемлемой частью человеческой натуры. Почему же люди должны сознательно заниматься самопрезентацией? Выделяют несколько основных причин. Люди занимаются самопрезентацией, потому что она позволяет:

  • Получать от других людей нужные ресурсы (Человек, умеющий подать себя, легче найдет общий язык с другим и т.д.)
  • Конструировать образ собственного Я. Образ себя зависит не только от наших собственных убеждений, но также и от того, как, по нашему мнению, нас видят другие. Если окружающие смеются над вашими шутками, это будет формировать у вас представление, что вы — человек остроумный, несмотря на то, что сами вы в этом не уверенны. Если о вас говорят как о компетентном и знающем — со временем вы сами поверите в это. Хотите быть — умейте казаться (веселым, решительным, находчивым и т.д.)
  • Относительно гладко протекать социальным контактам. Чуткое отношение к «сохранению лица» ценится практически во всех культурах. Поэтому, если вы будете тактично преподносить ошибки других, то и вам будут реже делать замечания. В общении это позволит существенно сгладить моменты критики, снизить конфронтацию и агрессию.

В целом, в процессе общения и социального взаимодействия человек способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с его ожиданиями, если его цель — создать наиболее благоприятное впечатление. Косвенно это позволяет контролировать и поведение других людей.

Основные стратегии приобретения расположения людей — это:

  1. Выражение своей симпатии к другому человеку.
  2. Создание видимости сходства.
  3. Демонстрация собственной скромности.


1. Выражение своей симпатии к другому человеку. Как часто вы говорите комплименты, хвалите людей, которые с вами рядом? Как часто вы просите о совете и поддержке? Вопросы не праздные, потому что описанные действия и представляют собой приемы выражения симпатии к другому человеку. Комплимент, сделанный деликатно, является эффективным способом приобретения расположения. Люди охотно верят лестному замечанию, сделанному в их адрес, хотя лесть по отношению к другому человеку распознают относительно легко.

Еще один способ — это улыбка и невербальные знаки внимания к собеседнику (кивки головой, взгляд на собеседника). Улыбка сигнализирует о вашем хорошем настроении и самочувствии. Как часто вы улыбаетесь? Наверняка достаточно редко, причем скорее всего в кругу близких людей. Улыбка в нашей культуре адресна, и в этом ее обаяние.


2. Создание видимости сходства. Людям нравятся те, кто похож на них самих или на приятных им людей. Сходство может выражаться в наличии общих интересов, похожей внешности или голоса, манере одеваться и разговаривать. Выразить согласие с убеждениями и верованиями другого человека — означает завоевать его расположение. Скорректировать свое мнение, подстроиться по какому-либо признаку — хороший способ завоевать расположение.

Данное утверждение не означает, что нужно притворяться, отказываясь от своих собственных вкусов, интересов и мнений. Наиболее эффективным будет выражение согласия по вопросам средней важности и декларирование своего несогласия по второстепенным вопросам.

Вторым важным моментом при работе над имиджем руководителя является создание образа человека, которому хочется подражать, своеобразного эталона, образца. Руководитель не должен быть «своим в доску парнем». Даже при демократическом стиле управления руководитель или лидер команды — это тот, на кого равняются. С другой стороны, нельзя допустить идеализации образа руководителя, что особенно характерно для нашей культуры.


3. Демонстрация собственной скромности. Люди, которые умаляют свои успехи, вызывают больше симпатии, чем те, кто ими хвастается. Поэтому иногда важно публично показать, что ваша победа — результат совместных усилий, в то время как за ошибки (в менее важных вопросах) вы хотите отвечать единолично. Обратная сторона медали заключается в том, что скромность не всегда положительна. Риск скромности состоит в том, что люди, особенно малознакомые или недоброжелательно настроенные, могут поверить в отсутствие у вас способностей, предположить о низкой самооценке и самоуважении. Если же ваше преуменьшение покажется неискренним, вас могут посчитать заносчивым и самодовольным.

В формировании имиджа важно не только стараться быть симпатичным и привлекательным. Важно стремиться и к компетентности.