Тематический день «Ярмарка самопознания»

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
10ghkghkm.jpg

Целью данного мероприятия является оказание старшим подросткам помощи в процессе своего самоопределения (как профессионального, так и личностного).

Задачи:

  1. Стимулирование процесса самопознания ребёнка, проявления его познавательной активности.
  2. Предоставление подростку информации о собственных индивидуальных особенностях.
  3. Создание условий для обобщения и анализа информации старшеклассника о себе, что, безусловно, поможет ему в дальнейшем понять своё место в системе человеческих отношений.


Средства проведения (инструментарий)

  1. Методы диагностики (проективные и непроективные тесты).
  2. Игровые упражнения.

Методики могут быть абсолютно разнообразными, давать информацию о различных сторонах жизни человека (о его личностных и типологических особенностях, об особенностях его общения и взаимодействия с окружающими и т. п.). Главное, чтобы все они были достаточно просты в обработке, чтобы тестируемые могли получить результаты сразу же после прохождения теста.

Игровые упражнения должны быть подобраны по определённой тематике и направлены, главным образом, на самопознание их участников. Добиться этого можно в том случае, если каждое игровое упражнение будет сопровождаться общим обсуждением и анализом каждым ребёнком своих действий.


Организация:

«Ярмарка самопознания» проводится в 3-ий или 4-ый день лагерной смены. Продолжительность её 1,5 – 2 часа при участии 120 – 150 человек.

На территории лагеря располагается 10 – 12 площадок (шатров), каждая из которых закреплена за определённым методистом (педагогом) лагеря. Эти люди заранее знакомятся с конкретными методиками и к моменту проведения «Ярмарки» каждый из них достаточно хорошо владеет какой-то конкретной методикой (знает особенности прове-дения методики, умеет обрабатывать полученные результаты и интерпретировать их).

Ввиду того, что все методики и тесты различны, то количество людей (тестируе-мых) и время проведения методик на всех площадках тоже будет разным. Такая форма организации предполагает свободный режим перемещения участников.

Перед тем, как набрать определённую группу тестируемых, методист знакомит их с возможностями проводимой им методики, рассказывает о том, что они могут узнать о себе с её помощью. Это позволяет ребятам свободно выбирать наиболее понравившиеся и заинтересовавшие их площадки.

Пройдя методику или приняв участие в игровом упражнении, ребёнок не только получает информацию о себе, но и получает жетон от той площадки, которую он посетил (все жетоны закреплены за определёнными площадками и имеют свои отличитель-ные знаки: форма, цвет, размер и т. п.).

Обязательно, чтобы каждая площадка была выдержана в определённом стиле, в со-ответствии с выбранной методикой. Этот стиль должен гармонично сочетаться с внеш-ним обликом и поведением того методиста, за которым закреплена эта площадка. Например, площадка, на которой проводится проективная методика «Несуществующее животное», может быть оформлена в виде мастерской художника, а сам методист может предстать в образе художника. Необходимо заранее подумать о том, каким образом мож-но привлечь внимание к каждой площадке, отрекламировать каждую тестовую методику (визуальный плакат, внешнее оформление, музыкальное сопровождение и т. п.).


Этапы подготовки к мероприятию:

  1. Подбор конкретных методов диагностики, которые наиболее соответствуют целям мероприятия и отвечают требованию быстроты обработки.
  2. Отбор методистов (педагогов) для проведения выбранных методик. Здесь необходимо учитывать индивидуальные особенности педагогов. Кому-то из них легче будет работать с небольшой группой людей, а кто-то сможет одновременно тестировать 20 – 30 человек; одному предпочтительнее проводить проективную методику, другой отлично справится и с традиционным тестированием, а третьему вообще больше подойдут игровые упражнения, так как он сможет замечательно организовать процесс анализа каждого из них.
  3. Знакомство каждого методиста с той диагностической методикой, которую ему нужно будет проводить. Психолог должен объяснить методисту условия проведе-ния методики, её обработку и интерпретацию. Наиболее эффективно знакомство с методикой будет происходить в том случае, когда сам методист окажется в роли тес-тируемого, а психолог проведёт с ним методику.
  4. Обдумывание каждым методистом образа, в котором он будет представлять методику. По этому поводу он может посоветоваться с психологом.
  5. Выбор на территории лагеря мест для площадок и закрепление за каждым методистом своего места. При этом нужно учитывать условия проведения самих мето-дик: одни из них могут проводиться без наличия стульев, лавок, столов, ручек (на-пример, игровые упражнения), а для других всё это не является обязательным (осо-бенно для тестовых и опросных методов).
  6. Подготовка необходимого реквизита для оформления площадки, элементов костюма для создания образа методиста; подготовка материалов для проведения ме-тодики (листы бумаги, ручки, карандаши, бланки для ответов).


Этапы проведения мероприятия:

  • 8.30 – 9.00 - Выступление на утренней линейке, приглашение к участию в «Ярмарке самопознания».
  • 10.00 – 10.30 – Сбор всех участников лагерной смены на линейке (или в актовом зале); более подробный рассказ о «Ярмарке»; знакомство с правилами участия в ней.
  • 10.30 – 11.30 – Оформление каждым методистом закреплённой за ним площадки;

раздача каждому методисту материалов, необходимых для проведения методики.

  • 11.45 – 12.00 – Сбор участников на линейке, открытие «Ярмарки самопознания».
  • 12.00 – 13.30 – Проведение «Ярмарки» (свободное перемещение участников игровым площадкам, сбор жетонов).
  • 14.00 – 14.30 – Подсчёт жетонов, набранных каждым отрядом. Определение отряда, набравшего наибольшее количество жетонов.
  • 15.00 – 21.00 – Время для написания сочинений на тему: «Что я узнал нового о себе».

Такая возможность предоставляется всем желающим. В этих сочинениях ребята обобщают не только ту информацию, которую получили на «Ярмарке», но и стараются проанализировать, насколько она соответствует той информации о себе, которой они уже владели; как они собираются использовать эту информацию в жизни; что бы они ещё хотели узнать о себе.

  • 8.30 - 9.00 - Утренняя линейка следующего дня, на которой объявляются результаты «Ярмарки»; торжественное награждение победителей.


Результаты «Ярмарки самопознания»:

  1. Каждый участник «Ярмарки», посещая площадки, получает определённую информацию о себе, которая может стать стимулом к дальнейшему самопознанию.
  2. В условиях экономической смены актуален вопрос о денежном поощрении отряда, набравшего наибольшее количество жетонов. Подобный вид подведения ито-гов может стать стимулом к активному участию в «Ярмарке» максимального количе-ства ребят, а также способствовать сплочению каждого отряда.
  3. Всем участникам по окончанию «Ярмарки» предлагается написать сочине-ние о своих индивидуальных особенностях. Данный вид деятельности способствует обобщению и анализу полученной информации, даёт возможность обдумать полу-ченные результаты и применить их в жизни. Лучшие работы также поощряются.


Рекомендации:

Необходимо учесть, что ярмарка – далеко не единственная форма проведения по-добного мероприятия. Оно вполне может быть организовано в форме выставки, экскур-сии и т. п. Тематика используемых методик и упражнений так же может быть различна. Все они могут быть подобраны на одну тему (например, на профессиональное самоопреде-ление или на выявление лидерских качеств человека), или же при проведении мероприя-тия могут одновременно использоваться самые разнообразные методики.


Возможный набор диагностических методик и упражнений, используемых для проведения «Ярмарки самопознания»

  1. Методика «Опись ценностей». Позволяет получить сведения о предпочтительно-сти интересов, представляющих наибольшую ценность для выбирающих профес-сию учащихся 9 – 11 классов. Одновременно выявляются различные типы профес-сионального самоопределения. Продолжительность проведения методики 20 – 25 минут, одновременно могут тестироваться 5 – 6 человек. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использова-нию. – Петрозаводск, 1992. – 318 с.
  2. Методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур». Пред-назначен для выявления индивидуально-типологических различий и достаточно прост в применении и обработке. Продолжительность проведения методики 10 – 15 минут, одновременно могут тестироваться 12 – 15 человек. Рогов Е. И. Настоль-ная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 1995. – 1529 с.
  3. Методика определения типа характера по К. Г. Юнгу. Позволяет определить сте-пень выраженности у человека экстраверсии (интроверсии). Продолжительность проведения методики 15 – 20 минут, одновременно могут тестироваться 10 – 15 че-ловек. / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара Издательский Дом «БАХНАР», 1998. – 672 с.
  4. Тест В. Ряховского. Позволяет определить уровень коммуникабельности человека. Продолжительность проведения теста 10 – 15 минут, одновременно могут тестиро-ваться 20 – 25 человек. / Ковалёв С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
  5. Методика КОС. Предназначена для определения уровня развития коммуникатив-ных и организаторских склонностей. Одновременно могут тестироваться 15 – 20 человек, продолжительность проведения методики 10 – 15 минут. / Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 1995. – 529 с.
  6. Методика «Лидер». С её помощью можно определить, насколько у человека разви-ты лидерские способности. Продолжительность проведения методики 10 – 15 ми-нут, одновременно тест могут пройти 10 – 15 человек. / Немов Р. С. Психология: В 3-х книгах; кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагно-стика. – М.: Просвещение, 1995. – 509 с.
  7. «Капитан своей жизни». Этот тест относится к числу любительских и позволяет в первом приближении оценить способность старшеклассника управлять своей жиз-нью. / Ковалёв С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
  8. Проективная методика «Несуществующее животное». Анализ рисунка позволяет получить информацию об определённых личностных особенностях человека. Продолжительность проведения методики 15 – 20 минут, одновременно пройти тест могут 4 – 6 человек. Необходимо учесть, что результаты методики сообщаются тестируемым в индивидуальном порядке. / Рогов Е. И. Настольная книга практи-ческого психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 1995. – 529 с.
  9. Экспресс – диагностика по художественному или мыслительному типу. Направле-на на определение ведущей сигнальной системы. Одновременно могут тестиро-ваться 15 – 20 человек, продолжительность проведения методики 5 – 10 минут. / Методики психодиагностики в учебно–воспитательном процессе. Составители Гришин В. В., Лушин П. В. – М.: ИКА «Москва», 1990.
  10. Методика «Выход из трудных жизненных ситуаций». Позволяет определить, на-сколько тяжело человек воспринимает сложные ситуации, возникшие в его жизни. Продолжительность методики 5 – 10 минут, одновременно могут тестироваться 15 – 20 человек. / Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн. 3: Экспериментальная педаго-гическая психология и психодиагностика. – М. : Просвещение, 1995.- 508 с.
  11. Тест «геометрические фигуры». Позволяет определить некоторые личностные осо-бенности. Одновременно тест могут проходить 10-12 человек, продолжительность теста 15 минут. / Сонин В. А. «Психологический практикум: задачи, этюды, реше-ния». –М. : «Издательство Флинта», 1998 г.-159 с.
  12. Игровое упражнение на профориентацию.
    • Упражнение 1 «Кто есть кто». Все участники встают в круг. Ведущий называет какую либо профессию, а каждый участник указывает на того, кому по его мнению эта про-фессия подходит больше всего.
    • Упражнение 2. «Один день из жизни…». Участники встают в круг. Ведущий называет профессию. Все пытаются вместе составить рассказ на тему: «Один день из жизни че-ловека этой профессии». По очереди участники говорят по одному предложению, и получается связанный рассказ. В ходе обсуждения каждый участник высказывается по поводу того, насколько ему близок, приятен или неприятен подобный день? Видит ли он себя в этой профессии? Как бы он изменил этот день? То же самое можно сделать еще с одной или несколькими профессиями.
    В упражнениях одновременно могут принимать участие 6-10 человек, продолжитель-ность 15 –20 минут.