Творческий поиск идей (технология написания сценариев)

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
1hghgjm.jpg

Для многих написать сценарий или придумать что-то - это целая трагедия. Ведь мы разные и у нас разные способности и таланты. Но что если ситуация такая, что без этого никуда? Сразу начинается паника, в голове целая гора мыслей, но собрать это все воедино никак не получается. Хотим представить вам так называемую технологию при помощи которой вам удастся немного систематизировать свой поток мыслей и в конечном результате практически с нуля получить неплохой, оригинальный сценарий именно по вашей теме и к тому событию, ради которого вы и взялись за это дело. Но начнем с нескольких правил, о которых необходимо знать еще до того, как вы сядете писать сценарий. Но о правилах мало только знать, их необходимо исполнять.


Итак, о чем важно помнить перед тем, как вы начинаете писать сценарий.

  • Для написания сценариев лучше всего использовать жизненные ситуации. Намного проще (особенно при первой пробе пера) писать о том, что уже знакомо (семья, работа, быт и т.д.). Технология построена на ассоциациях и на случаях из жизни и вам будет легче, если вы будете описывать или отталкиваться от чего-то, что вам знакомо.
  • Работать в команде, сообща работать над созданием сценария. У двух разных людей об одной вещи возникают разные ассоциации и поэтому, когда вы работаете в команде у вас больше шансов написать интересный, необычный, уникальный сценарий.
  • Вдохновение. Если бы дать определение слову "вдохновение", то можно было бы сказать бы приблизительно следующее. Вдохновение - это следствие каких-то переживаний, эмоций как приятных, так и неприятных. Неприятные эмоции ведь тоже иногда могут вдохновить. Появляется желание о чём-то предупредить людей, чему-то научить. Исходя из этого определения, вдохновение мы можем получить в результате того, что находимся в окружении того, что нам по особенному нравится, в месте, где вам приятно находиться. Лидер должен следить за тем, чтобы в команде царила непринужденная, "легкая" атмосфера. Это творческий процесс и то, что окружает вас (вещи, люди и т.д.) должно побуждать вас творить. Или когда вследствие каких-либо причин, те, кто пишет сценарий, очень хорошо понимают, о чём они будут писать, когда какая-то тема настолько их цепляет, что оформить идею словами и ремарками - это уже дело техники. Вдохновение можно "поймать" внимательно наблюдая за жизнью людей, своей собственной жизнью и анализируя происходящее.
  • Желательно, чтобы сценарий писался за один раз (за одну встречу). В процессе написания (об этом мы будем говорить далее) вы работаете с различного рода ассоциациями. Вы как бы пропитываетесь атмосферой того времени или ситуацией, о которой вы пишите, и если вы обрываете этот процесс на каком-то моменте, то в следующий раз тяжелее уже будет добиться подобных переживаний и настроя. Написание сценария может занять несколько часов, но тогда ваш сценарий будет написан в одном стиле, в единой эмоциональной струе.


Технология написания сценариев

  • Шаг 1. Определитесь, на какую тему вы будете писать сценарий (день рождения, новый год, любовь и т.д.)
  • Шаг 2. Определитесь, для какой или о какой категории людей вы будете писать ваш сценарий (подростки, прихожане в церкви, неверующие, пожилые люди и т.д.).
  • Шаг 3. Какого жанра будет ваш сценарий? Веселый, поучительный, евангелизационный и т.д.

Когда эти вопросы выяснены, мы начинаем рисовать таблицы. Это очень важная и потому неотъемлемая часть технологии и поэтому ее никак нельзя игнорировать. Согласна, что работа немного трудоемкая, но цель оправдывает средства. Поэтому к таблицам надо относится очень серьезно. Это ненапрасный труд.

Итак например:

Мы пишем сценарий на Новый Год - это тема
Для семьи - это круг людей, на которых в основном рассчитан сценарий
Жанр - веселый, комедия

Теперь вы рисуете таблицу и заполняете ее следующим образом:

В одной колонке пишете тему, в другой категорию людей. Внизу вопрос, на который вы будете писать слова-ассоциации.
На каждый вопрос лучше рисовать отдельную таблицу.
Разберем подробно первый вопрос. Что я вижу? Итак, что мы видим на Новый Год? Снег, елки, подарки, сосредоточенные лица… Все эти первые ассоциации вписываем в первую колонку таблицы. Теперь вторая колонка. Каким мы видим Новый Год в семье?

Что мы видем

Новый год Семья
Снег Суматоха
Елка Генеральная уборка
Подарки Холодильник с продуктами
Люди куда-то спешат Украшенную елку
Елочные украшения и т.д. Сервированный стол


Таким образом, вы отвечаете на все вопросы. В общей сложности у вас получается семь таблиц. Вот эти вопросы:

  • Что вижу?
  • Что слышу?
  • Что чувствую на вкус?
  • Что чувствую?
  • Какие цвета?
  • Какие звуки?
  • Какой запах?

Опять же скажем о преимуществах этих таблиц. Во-первых, в процессе вы вспоминаете много "нужных" для вашего будущего сценария слов. Во-вторых, и по моему мнению это очень большое преимущество, это, во время того как вы думаете и записываете ассоциации, вы вливаетесь в нужную атмосферу. А когда вы пишите не "сухие" слова или факты, и к тому же добавляете ко всему этому эмоции и какие-то переживания, тогда ваш сценарий будет полноценным и интересным.

Теперь вы смотрите на полученные таблицы и на этом этапе вам надо выбрать только две из них. Так называемые "легкую" и "тяжелую" таблицы. По какому принципу мы отбираем "нужные" нам таблицы? Вы просто смотрите, на какой вопрос вам легче всего было отвечать, а на какой труднее всего. Например, на вопрос "Какие звуки?" у вас было много ответов и проблем с ассоциациями не возникало. Это ваша "легкая" таблица. А вот с вопросом "Что чувствую на вкус?" совсем туго пришлось. С ней тяжелее всего было справиться. Вот это и есть ваша "тяжелая" таблица. Дальше мы продолжаем работать только с этими двумя таблицами, а остальные откладываем в сторону. Но помните, что время, потраченное на заполнение всех таблиц, на самом деле не было потрачено зря. А если вы так начали думать, то вернитесь в раздел, где говорится о преимуществе таблиц.

Работаем дальше. Из "легкой" таблицы из обоих колонок выбираете четыре слова, и из "трудной" таблицы из обоих колонок выбираете четыре слова. Слова выбираются в произвольном порядке. Обычно особенно понравившиеся. Неожиданные и интересные ассоциации по теме будущего сценария.

С этого момента мы будем продолжать нашу работу с этими двумя четверками слов.

Задание заключается в следующем: с каждой четверкой слов надо написать небольшой рассказ. При этом необходимо отвечать на вспомогательные вопросы в следующем порядке:

  • Кто?
  • Где?
  • Что?
  • Почему?

В рассказе должна быть завязка, конфликт, счастливый или грустный конец.

  • К сожалению, конец не всегда может быть счастливым.

Также важно помнить о теме, которую вы хотите раскрыть в вашем сценарии, для какой категории людей вы пишете и в каком жанре. Потому что один из рассказов станет основой для вашего сценария. После того как два рассказа написаны, вы внимательно читаете оба рассказа и выбираете наиболее вам понравившийся. Последующую работу вы продолжаете с выбранным вами рассказом.

Далее, мы будем учиться, как обрабатывать получившийся материал и делать из него сценарий.

Итак, у нас есть четыре слова, (мы взяли их из других таблиц): свекла, президент, сладкий, нежный.


Как приготовить борщ?

Когда вы хотите по особенному угостить своего гостя, а если этот гость еще и иностранец, да к тому же, скажем, президент Уругвая, вы решаете приготовить национальное блюдо - борщ. Обычно вы идете на кухню и готовите его в большой кастрюле. Наливаете в кастрюлю воду и кипятите ее, бросив туда мясо. В результате этих несложных манипуляций у нас получается бульон. Вот туда вы и забрасываете овощи, а свеклу варите отдельно, потом натираете ее на терке, прожариваете ее на сковороде и только тогда кладете ее в кастрюлю с бульоном и овощами. И когда ваш борщ уже почти готов, вам надо его посолить. Вы берете пачку соли и аккуратненько сыпете из нее соль в борщ. И тут громко звонит телефон, ваша рука дрогнула, и больше чем надо соли высыпалось в ваш борщ. Катастрофа! Что же теперь делать? Не волнуйтесь, если вы добавите немного сахара, он сладкий и заберет вкус лишней соли и к тому же по рецепту вам надо бросить в ваш борщ немного сахара. Ну, теперь все в порядке. Разливаем борщ по тарелкам и подаем его с нежной сметаной. Думаю, что ваши гости останутся довольны. Приятного аппетита!


Берем этот рассказ. Для начала нам надо сделать из него "скелет" сценария.

"Скелет" - это ваш рассказ, расписанный по действиям и "оснащенный" действующими лицами. Рассказ у нас уже есть, и прежде чем мы будем расписывать его по действиям, нам надо "оживить" его действующими лицами.

Теперь, мы смотрим, какие герои нужны нам в нашем сценарии? Каждый персонаж мы расписываем отдельно, и чем детальнее будет это описание, тем легче вам будет дальше работать с персонажами.

Дайте вашим персонажам имена, черты характера, профессию, хобби, опишите их слабые и сильные стороны. В зависимости от того, какой характер вы им дадите, так этот персонаж и будет вести себя в вашем сценарии. Если он будет у вас храбрым, то и вести себя он будет соответственно, а если вы сделаете его трусом и неуверенным, то он у вас будет всего бояться, будет нерешительным в своих высказываниях или действиях. Другими словами - характер персонажа определяет его поведение и реакцию на те или иные события в вашем сценарии.

Когда все персонажи придуманы, мы можем расписывать наш рассказ по действиям приблизительно таким образом.


Итак, действующие лица:

  • Иван: глава семьи, добродушный, веселый и немного наивный человек. Очень любит весело провести время и постоянно приглашает кого-то в гости. Работает на заводе по производству холодильников.
  • Марина: хозяйка, жена Ивана. Добрая, трудолюбивая женщина, но характер у нее тверже, чем у мужа. Любит, чтобы во всем и везде был порядок и поэтому она очень болезненно принимает какие-то спонтанные изменения. Очень любит выращивать комнатные растения.
  • Валера: сын Ивана и Марины. Молодой человек лет 22, учится в Политехническом Институте на факультете приборостроения. Любит возиться с разными проводочками и железками, постоянно что-то ломает или взрывает, чем убивает морально любящую порядок маму. Без ума от своей собаки Линды.
  • Линда: собака, веселая и шумная; постоянно путается под ногами, и в результате этого из-за нее происходят разные неприятности. Без ума от своего хозяина Валеры, потому что он единственный кто может ее по-настоящему понять.

И теперь, используя эти персонажи, мы пишем "скелет" сценария.


Не совсем обычный день перед Новым годом…

Сцена 1

  • Утро, Марина дома одна. Муж ушел на работу, сын в институт. Работы по дому у нее немного и она надеется, что сможет посадить несколько новых вазонов. Вечно на приятное не хватает времени.
  • Раздаётся звонок телефона. Это звонит муж с работы. Он сообщает ей, что сегодня к ним на завод приехал президент Уругвая с дочкой. Они подружились, и Иван пригласил их к себе в гости на обед. Иван просит Марину приготовить что-то особенное для гостей.
  • Марина в легком шоке, она не любитель таких неожиданностей, а особенно накануне Нового Года, но дело сделано, и надо как-то находить выход из положения.
  • Марина мчится на кухню. Что же приготовить? Ну, конечно же, борщ! Все необходимые продукты есть. Она начинает выкладывать их из холодильника на стол. Стол очень маленький и продукты на нем не помещаются. Эта суматоха начинает потихоньку раздражать Марину.
  • Звонок в дверь. Это пришел сын из института. Марина рассказывает ему о гостях, когда Валера слышит, что президент придет с дочкой, он заметно оживляется и бросается к себе в комнату, по дороге вспоминая, есть ли у него чистая белая рубашка. Собака мчится за ним, недоумевая, почему хозяин не обращает на нее внимания.
  • Марина начинает готовить борщ. Вроде бы все в порядке. Осталось только посолить. Марина берет соль и аккуратно начинает сыпать ее в борщ. И тут раздается телефонный звонок. Рука дрогнула, и слишком много соли высыпалось в кастрюлю. Какой ужас, что теперь делать? Марина бежит к телефону. Это звонит ее муж по мобильному!!!
  • "Как дела дорогая, дома все в порядке?" Марина не может вымолвить ни слова.
  • Иван говорит, что он через несколько минут будет дома.
  • Марина возвращается на кухню, размышляя над тем, что же ей сейчас делать. Тут на кухню вбегает Валера, за ним бежит собака. Валера спрашивает маму, не может ли она помочь ему завязать галстук. Нервы у Марины на пределе.
  • Раздается звонок в дверь. Собака Линда радостно бежит к двери, за ней Валера, за Валерой Марина. Открывается дверь - это Иван. Он быстро заходит в дом и нечаянно наступает на хвост Линде. Линда в целях самозащиты сильно кусает Ивана за ногу. Из ранки на ноге начинает идти кровь. Теперь Иван бежит на кухню за бинтом, за ним Марина, не зная, что ей делать оказывать первую помощь мужу или спасать борщ. За ними бежит Валера, еще надеясь, что ему помогут завязать галстук, роль замыкающего звена играет Линда, не совсем понимающая, из-за чего столько шума и почему так мало внимания уделяется ей.
  • Неожиданно на кухне стало слишком тесно и шумно. Почти готовый борщ чуть не полетел на пол. Марина, осознав это, выпроводила всех из кухни, сказав, что они достаточно взрослые, чтобы позаботиться о себе.
  • Что же делать с пересоленным борщом? Идея! Добавить сахар, он заберет вкус лишней соли.
  • Ну вот, все готово. Можно принимать гостей.

Сцена 2

  • Все сидят за столом. Встреча проходит замечательно. И не важно, что прическа у Марины немного сбита на бок, сын так и не смог завязать галстук, но он и так неплохо выглядит, а у Ивана перебинтована нога. В конце концов, не это ведь самое главное. А борщ, между прочим, получился превосходный.


На заметку

  • По мере того, как вы будете расписывать рассказ по действиям, у вас обязательно будут возникать новые идеи по развитию сюжета *.
  • Если при составлении "скелета" вы понимаете, что вам просто необходимо ввести еще один персонаж, то вы не просто пишите: "И тут пришел сантехник Вася"… Вы возвращаетесь на шаг назад, делаете описание характера этого персонажа и только потом вводите его в ваш сценарий.

После того, как вы сделали "скелет" сценария, можно расписывать его по репликам и сыграть его.

  • На заметку

Когда вы расписываете реплики, очень важно помнить о том, что особенности характера ваших героев необходимо открывать именно в этих репликах и словах. Например, в описании характера Марины было сказано, что она очень любит выращивать комнатные растения, и не любит каких-то спонтанных изменений. В сценарии это можно раскрыть таким образом:

Марина (разговаривает сама с собой). Какое замечательное утро. Все разошлись. Работы по дому сегодня немного. Быстренько все сделаю и наконец-то посажу несколько новых вазонов. На любимое занятие почему-то всегда не хватает времени. И куда оно девается?

Далее можно раскрывать особенности характеров других героев.

Марина (рассуждает вслух). Но думаю, что сегодня мне все-таки удастся посадить эти цветы. Вроде никаких гостей сегодня не должно быть. Хотя, с моим дорогим мужем, с его компанейским характером он кого угодно в гости может пригласить. Пусть даже если это и президент какой-то страны. Сколько раз я ему говорила, что б не делал так, что я не люблю таких вот неожиданностей. Это столько нервов забирает и вообще, во всем должен быть порядок и никакой спонтанности. А он…

И так далее. На самом деле это не так уж сложно. Важно практиковаться в этом и со временим у вас будут получаться хорошие интересные сценарии.

Возможно, что этот материал пригодится вам и поможет создавать новые и оригинальные сценарии. Эта технология построена по принципу "Мозгового Штурма". И ее в основном применяют тогда, когда вам нужно написать сценарий а, никакой идеи нет - "О, нужно сценку какую-то написать!". Тогда вы берете свою тему и начинаете развивать её по данной технологии. И, зачастую, в начале вы не знаете, что у вас получится в конце. Но это не единственный вариант.




Пишем сценарий мероприятия Одним из самых важных моментов в организации праздника/мероприятия является подготовка сценария. Именно он помогает провести все действие по плану и не испортить мероприятие различного рода заминками. (хоть их и не избежать)

Инструкция к применению. Перед применением проконсультируйтесь с ближним своим (напарником, коллегой, администрацией).

  • Задайте празднику тематику. Это может быть любой приближающийся праздник, это может быть придуманная вами тематика, это может быть тематическая вечеринка посвященная выходу фильма или началу смены. Все что угодно. Подойдет абсолютно любой повод. Во-первых, от темы гораздо проще отталкиваться и придумывать стиль мероприятия и его наполненность, а во-вторых, проще будет реализовать костюмы и реквизит.
  • Определите вид мероприятия. Тут необходимо включить фантазию. Вы можете провести концерт, маскарад, бал, дискотеку, соревнования, «оживить» сказку и т.п. Разумеется, каждый из данных видов лучше сочетать с различными конкурсами.
  • Назначьте ведущих празднества. Это можете быть вы сами, коллеги или просто активный, веселый, способный работать с публикой человек. Возможно, их будет несколько. Именно им предстоит держать под контролем все происходящее.
  • Далее приступайте непосредственно к написанию сценария. Дело в том, что выполнив первые шаги, вы четко и ясно представите «образ» желаемого, осознаете, что хотите воплотить в жизнь. А зная то, по какому поводу, в каком виде и с какими ведущими будут происходить действия, изложить мысли на бумаге гораздо проще. Данный вариант послужит наброском для дальнейшей работы.
  • Проведите репетицию, а, возможно, и не одну. Это необходимо для того, чтобы в сценарии не оставалось «белых пятен». Вы твердо должны знать: сколько времени уходит на то или иное действо, в каком порядке они проходят, и чем заполнить пустоту, если вдруг образуются непредвиденные обстоятельства. К примеру, в ходе концерта вы выяснили, что заболел кто-то из выступающих. Значит, нужно без паники заполнить его время кем-нибудь другим.
  • Уделите внимание немаловажному моменту - завершению праздника. Он должен быть прописан с абсолютной ясностью, а не скомкан. Ведь расставание с людьми не менее важно, чем встреча с ними. В этом случае, также не обойтись без воображения. По возможности, в финале неплохо было бы организовать салют (соблюдая технику безопасности). Подобное зрелище надолго останется в памяти гостей и вызовет у них восхищение. Можно обойтись прощальной песней и искренними пожеланиями друг другу на будущее. Выполнив этот последний штрих и завершив бумажную работу, можно смело приступать к воплощению планов в реальность.




Fhdfhfhfda.jpg

Еще о театральном искусстве.

Основу театра составляет драма (от древнегреческого – действие, действо) – род литературного произведения в диалогической форме, предназначенного для сценического воплощения.

Из драмы исходит творчество актера. Художественная особенность театра – на глазах у зрителей отразить происходящую жизнь. Действие может осуществляться только через актерское искусство. Его цель – воздействовать на зрителя, вызвать у него ответную реакцию.

Музыкант играет на гитаре или трубе, инструментом для актера служит его собственное тело, его разум, душа, внешние данные.


Переживание и изображение.

Искусство актера — это искусство сценического действия. В театре только то приобретает силу и убедительность, что выражено через действие. Через активное, целенаправленное, органи­ческое действие воплощается внутренняя жизнь образа и раскрывается идейный замысел произведения.

Сценическое действие по-разному понимается в различных театральных направлениях. В искусстве переживания под действием подразумевается живой органический процесс (показать все так, как в жизни), направленный на осуществление определенной цели. Что же касается актеров искусства представления, то они осуществляют на сцене не органический процесс действия (как бы изображая жизнь), а лишь его результаты, то есть, внешнюю форму выражения.

В отличие от условного театрального действия органическое действие воссоздает процесс творчества, протекающий по законам самой природы. Это значит, что актер на сцене, как и в жизни, должен уметь по-настоящему видеть, слышать, мыслить, чувствовать, действовать, а не изображать себя мыслящим, чувствующим, действующим. Он должен научиться правильно воспринимать, оценивать, находить решения и воздействовать на окружающие его объекты сценической жизни в усло­виях художественного вымысла.


Упражнения.

Задача - научиться правильно восприни­мать, оценивать, воздействовать, видеть, слышать, мыслить, чувствовать, действо­вать.

Задача лидера.

На конкретных примерах объяснить дктям, что значит органично действовать на сцене, и что значит изображать действие.

Попробуйте выполнить простое жизненное действие: подмести, расставить стулья, нарисовать график, прочитать письмо, полить вазон, ответить на телефонный звонок, одеть куртку.