Способы организации творческого дела

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X cde060d2m.jpg

Мечта вожатого

- Дети, сможете все сами сделать, а я спать пойду?

- Да, конечно!


Наверное, каждый вожатый, как организатор хотя бы раз в жизни мечтал о том, чтобы в его штате числился джин или чтобы в его вожатской плавала за аквариумным стеклом золотая рыбка. Тогда бы любое распоряжение исполнялось моментально, стоит лишь покликать или попросить. Но, увы, иметь все, ничего не делая, могут лишь избранные королевские особы, да и то не всегда. Большинству смертных приходится много думать и трудиться, дабы иметь хоть часть того, что хочется.

Любое творческое дело нуждается в организаторе ─ своеобразном джине, который может воплотить намеченное в жизнь, используя свою волшебную силу ─ организаторские способности. И хотя для всех штатных организаторов подготовка творческого дела является «служебной обязанностью», это совсем не значит, что все они действуют во время подготовки одинаково. Каждый организатор выбирает свой способ подготовки (иногда этот способ еще называют методикой или технологией организации).


Выбор способа зависит в основном от трех обстоятельств:

  • личности организатора,
  • традиций,
  • формы, в которой предполагается провести творческое дело.


На сегодняшний день (как впрочем, и на вчерашний, и на завтрашний) можно выделить пять преобладающих способов организации творческих дел. Если использовать сказочно образные ассоциации, то эти способы можно назвать так:

  1. Одинокий герой.
  2. Капризная принцесса.
  3. Расчетливый канцлер.
  4. Любимый атаман.
  5. Славный король.

Ни один из способов не является идеальным. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. И организатор должен знать о них, чтобы выбрать тот способ, который является наилучшим в конкретной ситуации. Хотя, честно говоря, большинство организаторов не выбирают способ, способ сам выбирает и ведет их. И вот что из этого получается…


Способ первый. «Одинокий герой»

Есть такая прослойка организаторов, которые предпочитают все делать сами, без привлечения к работе каких-либо помощников. Они рассуждают достаточно логично: "Зачем я буду с кем-то еще связываться, нервы портить, я сам быстрее все сделаю". Иными словами, они являются организаторами по отношению к самим себе, ну и еще, в крайнем случае, к нескольким человекам, без которых совершенно невозможно обойтись: не будет же организатор от имени детей из младшего отряда читать стихи и бегать, как маленькая девочка, с колокольчиком по сцене. Как ни странно, этот способ подготовки творческих дел достаточно эффективен, но только при условии, что организатор – личность много-талантливая, умеет писать сценарии и рисовать оформление, разбирается в музыкальной аппаратуре и в электронном оборудовании, не боится вести программу и не считает унизительным лично расставлять стулья. Но главное талант такого организатора – умение так распределять свое время, чтобы все успевать.

По мере того, как усложняются формы творческих дел, данный способ становится все менее продуктивным. Ведь даже самый универсальный организатор – это не джин из бутылки, да и джины, если вспомнить сказки, не всегда могут быть одновременно в нескольких местах одновременно, успевая все и вся. Организатор – одиночка никогда не сможет подготовить праздник или другое масштабное творческое дело; подобный способ организации просто не совместим с сущностью, с духом таких дел.

Все остальные способы организации творческих дел предполагают привлечение к подготовке большего или меньшего числа других людей и управление ими в той или иной форме со стороны организатора.


Второй способ. «Капризная принцесса»

Есть такой тип организаторов, которые считают своим долгом привлечь к делу, им порученному, как можно большее число людей. При этом не важно, какое это дело: забивание одного гвоздя в стенку или сооружение на главной площади лагеря точной копии пирамиды Хеопса. Важно, чтобы все знали, что данный организатор за данное дело отвечает, и как данному организатору трудно отвечать за данное дело.

Обычно подготовка творческого дела по этому способу начинается с того, что организатор плачется каждому подвернувшемуся под руку (другому вожатому или стажеру): "Скоро мое дело, а ничего нет, и неоткуда взять, и никому до этого дела нет, и только я один бьюсь как рыба об лед". Вытребовав максимально возможное количество сочувственных вздохов и слов утешения, организатор приступает ко второму этапу подготовки – написанию "сценария". Как правило, это бывает типичный сценарий, но иногда это может быть и более оригинальная форма. И еще, как правило, организатор пишет этот сценарий в одиночку. На следующем этапе организатор извещает всех о том, что сценарий написан, и том, сколько на это было положено сил, "слез, крови и пота". Сообщается это с единственной целью – получить в свой адрес новую порцию сочувствия и восхищения. Затем в присутствии выше стоящего руководства всем педагогам, привлекаемым к организации творческого дела, организатор дает задания, которые они со своими подопечными детьми должны выполнить. О том, что задания неравноценны, неконкретны и многократно дублированы, педагоги предпочитают не говорить, чтобы не вызвать очередного всплеска негодования: "Я ночи не сплю, а им бы только критиковать, раз такие умные и организовывайте все сами!". В последующие дни одна треть розданных заданий будет отменена, одна треть – заменена на другие, и одна треть – подвергнута забвению до дня Х. в день Х, когда будет назначен сбор по поводу проверки степени готовности, выяснится, что почти ничего никем не сделано. Это послужит поводом для бурного выяснения отношений, для определения степени виновности каждого и – в последнюю очередь – для обсуждения новых заданий, которые хоть как-то можно выполнить за оставшееся время. Чтобы больше не раздражать организатора и не привлекать на свою голову новых "громов и молний", педагоги выполнят эти задания, даже если и не совсем понимают их суть и предназначение. А затем после быстротечной эпидемии суматошной подготовки, пик которой придется на день церемонии, все кончится. Большинство задействованных в тожествах лиц постараются обо всем забыть. И только некоторые трезвомыслящие педагоги будут с удивлением думать: как это из шума и гама, из суеты и понуканий, из накладок и неразберихи что-то еще получилось.

Данный способ подготовки творческого дела является низкоэффективным. Применяется он в тех детских лагерях, где работают эмоциональные, но профессионально беспомощные организаторы, – а это значит, что данный способ подготовки распространен достаточно широко.


Способ третий. «Расчетливый канцлер»

Есть такие организаторы, которые, выполняя любую работу, стараются максимально экономить свое и чужое время, которые стремятся максимально сократить расходы человеческих и материальных ресурсов. При этом всеобщее "сокращение и экономия" достигается не за счет упрощения задач и форм, а за счет глубокой продуманности, четкой спланированности и своевременного контроля всех действий. Порой таких организаторов называют "холодными профессионалами". Ну, а способ их работы чаще всего называют "административным".

Последовательность действий организатора – администратора при подготовке творческого дела чаще всего бывает такой:

  1. Выбор формы дела с учетом традиций.
  2. Определение места проведения дела.
  3. С учетом формы и места – составление сценарного плана дела.
  4. С учетом формы и места – разработка эскизов оформления. (На этих двух этапах работы возможно привлечение компетентных работников).

Исходя из сценарного плана и плана оформления – составление перечня поручений и заданий.

Последнее – один из самых главных этапов в системе административной подготовки. На этом этапе от организатора требуется умение предусмотреть все проблемы, которые возникнут в ближайшем будущем. И не просто их предусмотреть, а заранее поручить их решение конкретным людям, которые будут считаться "персонально ответственными". Чем более детальным является такой план поручений, чем подробнее в нем расписаны задания, чем больше в нем учтено мелочей, тем выше гарантия успешности проведения дела.

Разработка перечня заданий, как правило, осуществляется организатором без привлечения помощников, иными словами, организатор составляет план подготовки сам и этим возлагает на себя всю ответственность за предстоящее дело. И чтобы дело не провалилось, чтобы не пришлось выслушивать упреки выше и нижестоящих по поводу свистящего микрофона или оторвавшегося во время выступления плаката, организатор должен предпринять следующие очень важные шаги:

  • собрать всех привлекаемых к организации дела педагогов, не педагогов и сообщить им о персональных участках работы;
  • индивидуально встретиться с каждым помощником, еще раз обстоятельно разъяснить ему суть задания, ответить на возможные вопросы, указать на возможные трудности, напоминать о сроках выполнения и напоследок убедить его в особой важности доверенного поручения;
  • проконтролировать каждого и всех;
  • проконтролировать всех и каждого;
  • еще раз проконтролировать;
  • собрать всех за день до мероприятия, заслушать информацию о степени готовности и в тот же день при необходимости провести репетицию и организовать просмотр.

Следующими этапами будет проведение дела и анализ того, что получилось.

Административный способ подготовки творческих дел является очень распространенным и, при наличии у организатора высокого уровня профессиональных способностей, достаточно эффективным. Однако эффективность этого способа уменьшается по мере того, как усложняются задачи, стоящие перед организатором. Очень трудно с помощью директивных распоряжений подготовить творческое дело, практически невозможно административными мерами организовать творческую работу людей. Административный стиль не срабатывает там, где работа распадается на десятки, сотни и тысячи фрагментов. Организатор-администратор, если, конечно, он не является гениальным провидцем, просто не в состоянии планировать и контролировать работу, требующую привлечения десятков и сотен подчиненных. Здесь не помогает даже ответственное отношение к служебным обязанностям.

А еще одним недостатком этого способа является отсутствие эмоциональности. В данном аспекте предыдущий способ ("Капризная принцесса") выглядит даже более привлекательным, в нем более привлекательным, в нем больше непосредственности, стихийности, безалаберности, т. е. человечности.


Способ четвертый. «Любимый атаман»

Есть такая разновидность организаторов, которые предпочитают за любую работу браться не в одиночку, а вместе со своей "командой". Эта команда состоит или из нескольких симпатизирующих организатору взрослых-педагогов или из достаточно большого числа лично преданных организатору детей. Наличие в команде помимо деловых связей еще определенного уровня дружбы, сплоченности, единства интересов, а самое главное – всеобщей любви к лидеру, делает команду очень эффективной в плане подготовки и проведения любого дела: авторитет организатора в команде бывает настолько высок, что любое его распоряжение или просьба выполняются неукоснительно и с самой высокой степенью качества; при этом интересы дела, читай – интересы организатора, ставятся членами команды выше личных интересов.

Правда, на создание такой команды и поддержание ее "боевого духа" у организатора уходит очень много времени, но и денег: ведь обязательные совместные вечеринки, и т.д. требуют значительных расходов, и часто – не из бюджета детского лагеря. Правда, постепенно эта команда превращается в замкнутую, элитарную группу, и члены команды начинают свысока и чуть пренебрежительно относиться к рядовым ребятам. Правда, со временем Дело, объединяющее команду, все больше отходит на второй план, уступая приоритеты совместному досугу в виде бесконечного общения. Правда, с каждым разом организатору все труднее становится поднять ребят на выполнение задания. Но это – неизбежные "побочные эффекты", а они имеются и в любой форме и любой степени сложности. И пока команду не охватила "звездная болезнь", пока не появляются симптомы усталости, организатор, опираясь на свою" личную гвардию", без труда может организовать творческое дело.

Обычно подготовка дела этим способом начинается с того, что организатор объявляет общий сбор всей команды. Время для сбора выбирается, как правило, вечернее, обстановка – неформальная. Часто организатор приходит на этот сбор с готовыми идеями, а то и с подробным планом "боевой операции". Но если у организатора не будет ни того, ни другого – тоже не беда. Ведь главное на сборе-старте – не утверждение программы действий, главное – пробуждение у собравшихся некого эмоционального состояния, выражающегося в желании и готовности включиться в предстоящую работу. Лишь после того, как у ребят "загорятся глаза" и "зачешутся руки", можно говорить о направлениях и этапах работы.

Одним из самых эффективных приемов "включения" команды в подготовку дела является "мозговой штурм". "Мозговой штурм" обычно рассматривается как метод коллективного поиска решения какой-либо сверхсложной проблемы и применяется тогда, когда все иные способы решить эту проблему не дают результата. Но в данной ситуации "мозговой штурм" полезен организатору не столько в плане идей, которые будут во время него высказаны, он ценен, прежде всего, самим процессом коллективного обсуждения. Акт присутствия при рождении замысла – очень мощный стимул к участию в реализации этого замысла. Воплощать в жизнь то, что придумал я сам, и воплощать в жизнь чужие идеи – существенная разница. Практически всех людей больше увлекает то, что они придумали сами, ради претворения собственных проектов они готовы преодолевать любые трудности. Ну и конечно, "мозговой штурм" полезен по своему предназначению. Он позволяет участникам лучше разобраться в сущности предстоящего дела, во время него могут родиться действительно любопытные идеи. И очень часто организатор, затевающий "мозговой штурм" только ради создания иллюзии причастности ребят к рождению замысла, ради "протаскивания" через сумбурное обсуждение собственных, уже выработанных идей, вдруг отказывается от этих идей, от всего, что было им заранее наработано, и склоняется к тем предложениям, что спонтанно родились во время "мозгового штурма", как к более интересным, более нестандартным, более красивым, чем его собственные.

Существует два варианта окончания первого сбора. При одном из них команда во главе с организатором приходит к определенным решениям: выбирается форма проведения творческого дела, намечаются основные участки работы, распределяются обязанности по подготовке. Во втором случае сбор оканчивается только избранием редакционной группы – этот вариант окончания возникает тогда, когда эмоции захлестывают участников коллективного обсуждения, и необходима отсрочка, некоторое время, чтобы из кучи сумбурных, хаотичных мыслей вырисовался сценарий или план подготовки. И уже после работы редакционной группы (иногда ее называют "сценарной", "творческой", "инициативной", "координаторской" и т. д.) на втором общем сборе команды принимаются окончательные решения по всем вопросам:

  • В какой форме пройдет творческое дело?
  • Кто будет разрабатывать сценарий?
  • Кто станет ведущим?
  • Кто займется оформлением зала?
  • Кто возьмет на себя музыкальное обеспечение?
  • Кто будет координировать и согласовывать действия всех групп?

Как правило, решение последнего вопроса возлагает на свои плечи организатор. А члены команды разбиваются на мини-группы, состоящие из одного-пяти человек, выбирают лидеров и уже на следующий день приступают к работе. Организатору остается только контролировать лидеров мини-групп, подсказывать им возможные пути решения возникающих проблем, у кого опускаются руки и пропадает настроение, и, по мере необходимости, перераспределять силы, концентрируя их на самых сложных участках работы.

При такой организации подготовки обычно бывает еще два общих сбора. Один – накануне творческого дела, на нем определяется степень готовности и вносятся последние коррективы в сценарный план. Второй сбор проходит по окончании дела, на нем анализируется сделанное, организатор благодарит помощников, и все предаются мечтаниям о совместном отдыхе на праздниках. Сбор- анализ, как и сбор- старт, подходит в неформальной обстановке в вечернее время с чаем и пирожными.

Данный способ подготовки является самым "педагогическим". Во время него помимо решения основной задачи – проведение творческого дела – решается еще одна важная задача: помощники организатора, члены его команды приобретают очень важный для жизни навык совместной творческой и организаторской работы. Иногда данный способ организации называют "методикой коллективно- творческих дел".


Пятый способ. «Славный король»

Есть такой тип организаторов, которые сами вообще ничего не организуют, а только председательствуют во главе некоего совета, состоящего из представителей разных заинтересованных в конкретном деле групп, которые и занимаются реальной работой. Когда такой организатор берется за подготовку творческого дела, он рассуждает примерно так: "Есть люди, которые хотели бы, чтобы дело прошло хорошо. Это вожатые, это стажеры, это сами ребята, это руководители кружков. Вероятно, все эти люди могли бы принять участие в подготовке творческого дела. Но только по своей личной инициативе они этого не сделают. А значит, нужно их подтолкнуть, нужно разбудить их дремлющее желание, нужно вдохновить и направить. И не надо этими людьми управлять, они сами все замечательно сделают, без всяких начальников. Единственное, что надо – это согласовывать разрозненные усилия. Вот этим я и займусь". И, рассудив таким образом. Организатор составляет для себя план встреч, а потом обходит или приглашает к себе все потенциально заинтересованные в творческом деле стороны и ведет с ними неторопливые беседы, убеждает, намекает, советует, подсказывает, в общем – активизирует и стимулирует. Если эта работа будет проведена организатором заблаговременно, то все будущие участники подготовки успевают и категорически отвергнуть мысль о своей личной задействованности в празднике (это произойдет после первой встречи), и задуматься над относительной справедливостью слов организатора (такой результат наступит после второй встречи), и, наконец, приступить к делу, все более увлекаясь и погружаясь в него. Организатору же не придется ни писать сценарий, ни разрабатывать эскизы оформления, ни искать подарки. Всколыхнув волну "общенародной" подготовки, он будет лишь интересоваться состоянием дел у разных групп, выражать свое одобрение и, при случае, разрешать конфликтные ситуации, которые порой возникают, когда очень много людей занимается одним делом.

Такой способ подготовки является исключительно эффективным, он позволяет организовывать творческие дела любой степени сложности. Но прибегать к этому способу можно только при одном очень существенном условии – у организатора должен быть высочайший авторитет среди педагогов, среди детей. Такой авторитет приобретается годами. Причем не всякий организатор, потрудившись на своем посту десяток лет, обладает таким авторитетом. Чтобы его заработать, нужно обладать еще и определенными личностными качества-ми, главные из которых – доброта, отзывчивость, внимание к людям. Поэтому если таким способом попытается воспользоваться непопулярный, организатор, то, скорее всего, у него ничего не получится. Вот почему данный способ организации творческих дел, несмотря на эффективность, не получил широкого распространения.

Есть еще один способ организации работы, который можно было бы назвать "Иванушка-дурачок". Заключается этот способ в том, что организатор сидит в своей вожатской, ничего не делает и ждет: а вдруг все сделается само собой. Иногда, словно в сказке, и в самом деле что-то происходит, и кто-то, устав ждать у моря погоды, выполнит за организатора его работу. Но чаще – не происходит ничего и работа остается нетронутой.

А еще есть способ, который можно было бы назвать "Баба- яга". Организаторы, придерживающиеся этого способа, занимаются только тем, что плетут интриги и запугивают своих ближних. При этом они надеются, что окружающие, испугавшись возможных козней, сами взвалят на свои плечи работу, которая поручена организатору и которой тот почему-либо не хочет заниматься. Иногда так и происходит. Чаще – организатору дают понять, что его "избушку всегда можно повернуть к лесу задом".

Эти два способа не так уж редки. Но прибегать к ним не стоит – их эффективность так мала, что выразить ее можно лишь в числах, очень близких к нулю. Если этими способами организовывать творческое дело, то о том, что в итоге из этого получится, ребята не смогут вспомнить уже через неделю.