Психодрамы - Групповые игры

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
830m.jpg

Упражнения «Красная шапочка»

Группа делится на три подгруппы и получает инструкцию: «На фестивале "Сказочный лес" различные кинофирмы представляют свои версии фильмов, снятых по мотивам сказки "Красная шапочка". В конкурсе участвуют три киностудии.

  • Первая — американская киностудия, поставившая фильм ужасов со всеми сопутствующими кошмарами.
  • Вторая — французская, она представляет мелодраму. Нежную, романтическую историю с драматическими событиями, но со счастливым финалом.
  • И третья фирма из Италии — предлагает детективный вариант "Красной шапочки". В этом фильме не обошлось без мафии, стрельбы и неутомимой журналистки в красном берете.

У вас есть 20-30 минут для подготовки и 3-5 минут для демонстрации своей киноленты».


Через стекло

Группа разделяется на пары. Один уз участников загадывает текст, записывая его на бумагу, но передает его как бы через стекло, т.е. мимикой и жестами. Другой записывает "интерпретацию" этих действий. Затем в общем кругу зачитывают первоначальный текст и отгаданный текст.


Переход через пропасть по канату

  • Группа делится (пополам) на две группы и располагается в двух противоположных концах комнаты.
  • В комнате обозначаются две стороны пропасти и между ними, через "пропасть", протягивается "канат", который хорошо обозначить ленточкой на полу.
  • Две группы оказываются по разные стороны "пропасти". Участники каждой из групп должны перебраться на противоположную сторону.
  • Перебираться на другую сторону можно только по "канату", то есть не сходя с ленточки.
  • Одновременно с двух сторон пропасти должны начать движение по канату два человека. Они должны двигаться таким образом, чтобы встретиться посередине и найти способ разойтись, не упав в "пропасть".


"Мы хотим спать. А мы не хотим спать"

Участники делятся на две группы. Одна ложиться спать, другая их будит. И еще добавить условие будить не руками и не громким звуком. А то не интересно, хотя все равно можно. Но тут важно будет дать отреагировать в шеринге то раздражение которое может возникнуть у спящих.


Ослик, Лось или Лошадка

Ведущий выдает каждому из участников карточку, на обратной стороне которой написано: осел, лось или лошадь (так, чтобы другим не было видно что написано). Дальше озвучивается задание: "Прочитайте что у вас написано на карточках и спрячьте их. Теперь каждый из вас должен найти своих сородичей и образовать с ними стадо. Разговаривать нельзя."

Вместо ослика, лошадки и лося можно взять утку, курицу, гуся или т.п. Можно просто разделить участников на несколько групп, каждую наделить какой-то ролью (распределяет или жеребьевка). Потом попросить участников разбрестись по залу и, закрыв глаза, искать друг друга по звукам, издаваемым каждым "животным". все должны объединиться в стаи (и т.п.)... Получается достаточно комично... Но это упражнение нужно делать или в большой группе, или на достаточно высоком уровне энергии.


Мамина Сумка

Лучше просто процитировать:

"В одно прекрасное утро Катя Зверева, которой тогда исполнилось 4 года, предложила поиграть в игру "Мамина Сумка". Нужно было закрыть глаза и представить себе, что ты находишься внутри маминой сумки. В процессе игры дети и я задавали друг другу самые разнообразные вопросы, например: "Как тебе там находиться? Хорошо ли или хочется сразу вылезти? Чем там пахнет? Духами, мясом, луком или лекарствами? Шершаво или приятно-бархатно? Темно или светло? Может быть, там что-нибудь колется? Слышно тебе что-нибудь, или ты в полной тишине? Какую ты песню, если захочешь, запоешь?".

Ребенок, который показывает, как ему "живется-поживается" в маминой сумке, принимает соответствующую позы, и выражение лица у него тоже соответствующее. Дети показывали, как они туда залезают, протискиваются или запрыгивают свободно, показывают ситуации, когда им это надобится, надолго ли. с маминого ли согласия или тайком, остается ли там пространства для еще кого-то и кого, или там и ему не хватает места, только какая-то его часть помещается - какая именно?

Можно было побыть в роли самой сумки своей мамы или мамы другого ребенка, можно было побыть в роли "самой лучшей сумки, куда иногда полезно залезть", если мамина сумка была чем-то неподходящей...

Некоторые захотели побыть в роли мамы, когда в ее сумке сидит ребенок, или в роли бабушки, которая это заметила, или в роли папы - что он говорит, что делает? Игра была захватывающей и могла идти в разных направлениях, модифицироваться в зависимости от настроения и желания играющих."


Шкафы сплетничают

Группа разбивается на двойки или тройки. Затем ведущий дает задание: "Представьте, что вы - это ваш любимый шкаф. Обычно шкафам редко удается пообщаться, но у вас есть такая возможность. Расскажите друг другу какой вы, что в вас лежит".

Затем можно задавать вопросы: Как хозяин хранит в вас вещи (по полочкам или все свалено кучей)? Когда в вас последний раз наводили порядок? Есть ли места, в которые хозяин не заглядывает и что там хранится и т.п.

Закончить можно вопросом: Если бы ваш хозяин сейчас мог вас услышать, какую просьбу (пожелание) вы бы хотели ему передать?

Шкаф может хранить старые вещи, семейные ценности, семейный тайны, истории... скелеты в шкафу... в конце концов...

По форме - это классический разогрев: "войти в роль чего-то и рассказать о хозяине", но находка мне очень нравится. Ведь в зависимости от выбора предмета и характера проведения - это разогрев может быть почти универсальным под разные группы и задачи.

Например, я видел вариант "пообщайтесь о хозяевах из роли ваших мобильных телефонов" - и это такой простой вариант, позволяющий остаться на социальном уровне ролей и в то же время - он явно разогревает на темы о взаимодействии с другими людьми и т.д....

По сути говоря, этим разогревом вы открываете возможность говорить о целом классе психодраматических разогревов. Предлагаю всем продолжить эту тему)) Какие варианты приходят в голову вам? Все идеи хороши))

А что мог бы сказать мой компьютер обо мне?, а мой кошелек?, моя кровать?, мое мусорное ведро?, ежедневная сумка?, тетрадь?


Слон, шумахер, крокодил

Группа становиться в круг, а один человек становиться в центр круга - это ведущий. Ведущий показывает пальцем на любого человека в кругу и называет одно из 3-х слов: «Слон», «шумахер» или «крокодил». Тот на кого показали и его соседи - показывают это животное. Тот кто из них ошибается - становиться ведущим. Скорость игры можно и нужно стремительно увеличивать, по мере привыкания к ней группы.

В принципе вы можете сами придумать, как можно показывать каждого из животных, тут невозможно описать - лучше один раз увидеть. У нас это было так:

  • «слон»: центральный показывает хобот (одной рукой берет себя за нос, а другую продевает в образовавшееся кольцо), а его соседи показываю руками большие уши этого слона
  • «шумахер»: центральный начинает крутить руль, а его соседи изображают колеса его гоночной машины (приседают и начинают крутить одной рукой по-кругу)
  • «крокодил»: центральный двумя руками показывает открывающуюся пасть крокодила, а его соседи показывают лапки этого крокодила (приседают и начинают быстро двигать руками "перебирать лапками")


Поймай партнера ("мигалки")

Пары располагаются по кругу таким образом, чтобы внутренний круг сидел на стульях, а внешний стоял за ними, лицом к центру. Один из участников стоит с пустым стулом. Осматривая сидящих, он старается незаметно подмигнуть кому-либо. Тот, кто получил этот сигнал должен сесть на его стул. Стоящие сзади препятствуют этому. В случае удачи водящим становится тот, кто остался с пустым стулом.

Описание:

  • Два круга людей один в другом, лица в центр, один человек стоит за спиной другого, одно место во внутреннем кругу свободно, человек без пары - ведущий
  • Задний смотрит на пятки партнера и держит руки за спиной
  • Переднему подмигивает ведущий и он пытается убежать, а задний пытается его поймать
  • Если убежал, то становишься на перед ведущим, а "не поймавший" становится ведущим
  • Если не убежал, то меняешься местами со своим партнером


Волна хлопков

Группа садится в круг, каждый участник кладет свои ладони на колени соседей справа и слева. Кто-то запускает движение, нужно хлопать ладонью по колену по-кругу. Любой участник может хлопнуть ладонью два раза - это запускает движение волны в обратную сторону. Ошибившаяся рука участника выбывает из игры, он снимает ее с колена соседа. Если у участника выбыли обе руки – он выбывает из игры, выходит за круг. Играется до тех пор, пока не останется 2-3 человека. Это победители ))


Песочные часы

Предлагаем по кругу воображаемые песочные часы (каждый берёт этот психодраматический объект в руки и переворачивает, как будто бы затем, чтобы помочь песку пересыпаться) и каждый высказывается по очереди в течении 1-5 минут, согласно тому, насколько должно свариться его "яйцо" - остаться сырым, стать варёным всмятку или вкрутую.


В какой комнате двигается группа

Участники группы двигаются на подобии броуновского движения. Один из участников говорит в какой комнате сейчас двигается группа. Например, «группа сейчас двигается в комнате, где огромные дыры в полу» и т.д. Все участники начинают двигаться соответствуя названному пространству. Далее слово передается следующему участнику…

Классический пример этой техники, когда группа двигается в разных стихиях.


Готовим еду

Группа разделяется на несколько подгрупп. Подгруппы придумывают друг для друга блюда, которые они будут готовить. Даётся время на подготовку и обсуждение, затем подгруппы показывают готовые блюда.


Мобильные телефоны секретничают

Участники берут свои мобильные телефоны и от их лица знакомятся, общаются друг с другом рассказывая о своих хозяевах. Какой у них хозяин, в каком он сейчас настроении, чем занимается, с чем пришёл на группу и т.д.


Разогрев "Засыпание"

Группа стоит или сидит в кругу, в центре лежит покрывало, одеяло, подушка. Один из участников демонстрирует, как он засыпает. Следующий по кругу сначала повторяет способ засыпания одного, затем демонстрирует, как засыпает он сам. И так по кругу. Засыпание последнего участника демонстрирует первый.

Разогрев очень веселый, отлично сплачивает группу. Изначально использовался автором как разогрев для последующей работы с юнгианскими картами снов, но, полагаю, может бы использован для любой работы с измененными состояниями сознания.


"Как звучит моё имя?"

Участник представляя своё имя, ставит себя на роль каждой буквы своего имени. Ведущий: "Кто ты? Что ты за буква такая..." Затем главный герой на роль каждой буквы выбирает участника группы. Слово проигрывается через позу и произнесение буквы каждой "буквой". Потом все вместе.


"Скульптор и глина"

Участники разбиваются на пары. Один из скульптор, другой – глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает форму», которую ей придаёт скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор даёт ей название. Затем «скульптор» и «глина» меняются местами.


Встречи с завязанными глазами

Эта техника или ее вариации особенно эффективны на очень ранних стадиях формирования группы. Ее основная цель — преодолеть разъединенность, объясняющуюся недостаточно долгим знакомством членов группы, повысить чувствительность к невербальным сигналам, обеспечить первоначальную обратную связь в неугрожающей форме. Обычно участников группы просят образовать два одинаковых круга, один внутри другого. Затем им сообщают, что оставшуюся часть упражнения они проделают с закрытыми глазами. Людям, находящимся во внутреннем круге, велят медленно двигаться в направлении движения часовой стрелки, людям во внешнем круге — в обратном направлении. Когда ведущий говорит "стоп", все замирают. В этот момент каждого участника из внешнего круга просят руками ощупать лицо своего партнера из внутреннего круга. Примерно через три минуты ведущий велит участникам из внутреннего круга проделать то же самое с их партнерами из внешнего круга. Затем участники открывают глаза и описывают впечатление о своих партнерах, используя лишь движения и жесты. В конце им разрешают дополнить свои невербальные сообщения вопросами и проясняющими замечаниями.


Техника "свечи"

При любой форме групповой психотерапии очень важно обеспечить протагонисту надежную обратную связь в относительно неугрожающем виде. Хотя в идеале обратная связь, получаемая от группы, основана на более или менее объективных наблюдениях, всегда сохраняется опасность искажений в оценке группы. Более того, обеспечивая обратную связь лишь одному человеку, можно создать видимость превращения этого человека в козла отпущения всей группы. Техника "свечи" (Киппер, 1975) представляет собой попытку создать ситуацию ролевой игры, в которой обратная связь предлагается в относительно неугрожающей атмосфере, неприкосновенность личности более или менее гарантирована и не происходит обособления кого-либо из членов группы. Терапевт-ведущий вводит технику как упражнение по получению обратной связи и говорит: "Я бы хотел, чтобы вы подумали над тем, чем бы вы хотели стать, если бы вам предоставился такой шанс. Вы можете стать каким-то человеком, предметом, животным или, может быть, растением". Через некоторое время каждый из членов группы описывает свою новую сущность. Ведущий затем говорит, что он стал свечой (в соответствии с названием техники), которая дает свет: "Если вы пододвините меня к чему-то, это что-то станет лучше видно вам. Я не могу говорить. Единственный звук, который я издаю — это "ш-ш, ш-ш". Я хочу, чтобы один из вас передвигал меня и ставил по очереди позади каждого из вас. Пока я стою позади человека, вы можете высказываться об этом человеке или предмете, который вы видите в нем в его новом качестве. Говорите и приятное, и неприятное. Но как только я скажу "ш-ш, ш-ш", передвиньте меня к другому человеку".


"Пятнашки"

Число участников вычисляется по формуле n-квадрат - 1, то есть может равняться 8, 15, 24 и т.д. (Хотя в более многочисленных группах, вероятно, провести этот разогрев сложно). Если участников больше, например, 12, то четверо могут быть назначены на другие роли - руководить процессом, отслеживать взаимодействие участников и проч.

Раздаются листы бумаги, на которых каждый участник пишет свое имя. Ведущий раскладывает листы на полу, квадратом, одно поле остается пустым (чистый лист бумаги). Участникам предлагается встать на любой лист, кроме листа со своим именем. Теперь, используя свободное поле, на которое можно переходить либо по горизонтали, либо по вертикали, но не наискосок, группа должна передвигаться таким образом, чтобы каждый из участников занял свое место.

Вниманию ведущего. Если изначально 14 и 15 перепутаны местами, то переставить их невозможно, в половине случаев группа оставалась фрустрированной, поскольку задание выполнить они не могли. Поэтому в инструкции обязательно нужно указать, что задание считается выполненным, если все участники стоят на своих местах, но двое - на листах с именами друг друга.

Целей у этого разогрева может быть много: от простого сплочения группы за счет телесного контакта до определения стиля решения задачи, выявления лидеров и проч. Хорошо работает как иллюстрация к теории социальных ролей.

Опыт показывает, что группа при решении задачи походит несколько этапов. Сначала обычно участники действуют индивидуально, пытаясь занять свое место и на этом успокоиться. Потом понимают групповой характер задачи и пытаются вычислить алгоритм. После этапа неуспеха, который сопровождается раздражением и апатией, на кого-нибудь обязательно сваливается инсайт. После решения задачи - катарсис. В общем, энергетизирует и сплачивает на славу.

После разогрева нужен шеринг, но очень короткий, чтобы не пропадала энергия. Шеринг нужен для снятия напряжения у некоторых участников.


Письмо самому себе

Участникам раздаются конверты, на них просят написать адрес. Потом участники пишут письма себе любимому в будущее (например, через 3 месяца), запечатывают их в конверт и сдают ведущему. Ведущий через какое-то, довольно значительное время, отправляет эти конверты по почте.


"Сплетни"

Группа сидит в кругу, один из участников выходит из круга и садится спиной к группе. Участники сплетничают на его счет, он "подслушивает". В мягком варианте - дается задание отмечать только положительные качества, в более жестком - можно говорить все, что вздумается. Затем следующий и т.д.

Хорошее завершение дня или нескольких дней. В любом случае, обратная связь для участников.


"Тень"

"Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой - его Тенью. Человек делает любые движения. Тень - повторяет. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения. "

Возможны различные варианты этого упражнения. Обычно проходит весело и поднимает энергию. Хорошо подходит для разогрева


"Зеркало"

Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его "зеркальным отражением". На первых порах проработки задания ведущий налагает некоторые ограничения на действия "оригинала":

  1. не делать сложных движений, т.е. не производить одновременно несколько движений,
  2. не делать мимических движений;
  3. выполнять движения в очень медленном темпе. Затем задание можно усложнять. Через некоторое время участники меняются ролями.

В ходе выполнения упражнения участники, работающие на "отражение", довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" становится все легче и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его действий. Упражнение - очень хорошее средство для установления психологического контакта.


"Сиамские близнецы".

Участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. "Вы вынуждены действовать как одно целое. Пройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. А теперь покажите нам какой-нибудь эпизод из вашей жизни: вы завтракаете, одеваетесь и т.д." Упражнение тренирует навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии.


"Предмет по кругу"

Группа рассаживается или становится в полукруг. Ведущий показывает участникам предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, любой попавшийся в поле зрения предмет) участники должны передавать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно к скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй участник обыгрывает эту же линейку, например как ружье или кисть и т.д. Важно, чтобы участники не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку как скрипку, нужно, прежде всего увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, "увиденный" предмет на предложенный, тем лучше участник справился с заданием. Кроме того, это упражнение - на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.


«Не сойти со стула»

Инструкция человеку на стуле:

  • «Ваша задана— не вставать с этого стула до тех пор, пока вам действительно этого не захочется».

Инструкция группе:

  • «Ваша задача — сделать так, чтобы этот человек встал со стула. Применять меры физического воздействия и выдергивать стул запрещается».


Прорвись в круг

Цель упражнения: стимуляция групповой сплоченности и снятие эмоционального напряжения. Члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий, по итогам прошедших занятий, определяет для себя, кто из членов группы чувствует себя меньше всего включенным в группу и предлагает ему первым включиться в исполнение упражнения, т. е. прорвать круг и проникнуть в него. То же самое может проделать каждый участник.


Образование ансамбля

Эта короткая ситуационная техника относится к классу групповых, разогревающих. Ее основная цель — создать атмосферу открытости, искренности. А могут быть и дополнительные цели. К ним относятся создание атмосферы сотрудничества, коллективных усилий, внутренней сплоченности. Участников группы просят выйти вперед и образовать ансамбль. Они выбирают дирижера и затем играют на невидимых инструментах. Каждый играющий может напевать в тон своему инструменту. Они могут прорепетировать это перед началом своего представления.